• «Не могут объяснить, какой риск для экономики несет пачка кофе». Что на самом деле происходит на границе с Польшей

    «Не могут объяснить, какой риск для экономики несет пачка кофе». Что на самом деле происходит на границе с Польшей

    В понедельник глава ГТК Юрий Сенько пообщался с Александром Лукашенко, а также прокомментировал сообщения некоторых СМИ о введении на белорусской границе якобы "бестоварного" перемещения. Автобизнес отправился на границу с Польшей, чтобы узнать, как на самом деле обстоят дела с перемещением товаров для личного пользования.

    "Ссылаются на систему управления рисками и усмотрения инспектора"

    Времена, когда на границах с Польшей и Литвой образовывались огромные очереди из желающих посетить соседние страны с целью шопинга, закончились еще в начале весны. Когда из-за пандемии коронавируса ЕС принял решение о закрытии границ. Тем не менее это вовсе не означало, что граница была закрыта на замок и никто не мог ее пересечь. 

    По направлению к пункту пропуска "Брузги" невольно ощущаешь, что Польша близко. И это вовсе не из-за указателей на дорожных знаках. По пути к границе то и дело встречаются легковые автомобили с польскими регистрационными знаками. 

    На самой границе очередь только из грузовиков. Легковые авто появляются редко. 

     

    Первое место, куда можно отправиться за информацией, – "страховка", где в прежние времена можно было не только узнать нюансы страхования, но и расстановки таможенников на польской стороне.

    Теперь девушки скучают. За день, по словам одной из сотрудниц, они могут оформить 2-5 страховок. Говорят, что теперь через границу чаще всего ездят поляки либо белорусы, у которых помимо нашего гражданства есть еще и польское. Напомним, что гражданам ЕС не нужно отбывать карантин по возвращению в Польшу.

    Недалеко от "страховок" плотно заставленная велопарковка. Многие из велосипедов, судя по состоянию, стоят без движения как минимум с момента закрытия границы польской стороной.

    Нам повстречался мужчина с велосипедом, который направлялся в Польшу и согласился рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся при пересечении границы. По словам собеседника, ему пришлось возвращаться в Польшу, когда он вез пачку кофе. 

    "Говорят, что применяют систему управления рисками. При этом они не в состоянии дать объяснение, какой риск составляет для экономики, например, пачка кофе. Дополнительную информацию не дают. Ссылаются только на систему управления рисками и усмотрения инспектора", – рассказал Автобизнесу велосипедист. По его словам, при возникновении споров инспекторы предлагают звонить на Карского (улица, на которой находится гродненская региональная таможня – Прим. Автобизнеса). 

    "На Карского в свою очередь говорят, что за действия инспекторов в пункте пропуска они не отвечают. Ссылаются на то, что инспекторы сами все знают", – рассказал мужчина. Также он сообщил, что на самой территории пункта пропуска какой-либо информации о появлении новых норм либо ограничений нет. Найти уточняющую информацию в Интернете о существовании новых норм мужчине также не удалось. Возврат у него занял около 30 минут, 20 из которых у сотрудников ушло на составление акта осмотра, еще 10 длилось оформление акта возврата на сопредельную территорию.

    Следующим, с кем удалось пообщаться, был дальнобойщик из Польши, который только пересек границу. Мужчина не ощутил на себе каких-либо изменений: "Как обычно, вез личные вещи, продукты питания, купленные в Польше, и даже пару банок пива".

    Поляк на Opel Astra рассказал, что не вез с собой каких-либо продуктов, границу пересек без трудностей. Правда, сперва пытался проехать через Брест, но там его не пустили.

    Нам удалось пообщаться с группой дальнобойщиков, которые стояли на АЗС вблизи границы. По их словам, с перевозкой вещей либо продуктов проблем не возникло. Водители-международники жаловались только на то, что в последнее время сотрудники таможни стали уделять больше внимания тому, сколько денег они перевозят. 

    Водитель рассказал, что интересовался у таможенника, нужно ли заполнять декларацию, если едешь с каденции и у тебя на руках 2000-3000 евро. Инспектор ответил положительно. По словам мужчины, такой ответ его удивил, ведь при перевозке менее 10.000 евро декларация заполняется по желанию.

    Еще два человека, с которыми удалось пообщаться, пересекали границу ранее. В обоих случаях люди знали, что не стоит ничего везти, кроме личных б/у-вещей, поэтому границу прошли без проблем. Хотя в одном случае водителя попросили показать даже содержимое кошелька. 

    "Введен усиленный контроль"

    Автобизнес обратился за комментарием в ГТК по поводу ситуации на границе. Вот что нам ответили:

    "С учетом сложившейся обстановки на границе Евразийского экономического союза белорусская таможня усилила операции таможенного контроля, в том числе в отношении физических лиц, перемещающих через таможенную границу товары. 

    С целью пресечения попыток перемещения запрещенных и ограниченных товаров, а также ввоза коммерческих партий товаров под видом товаров для личного пользования, на основании использования системы анализа и управления рисками проводятся необходимые проверочные мероприятия и принимаются соответствующие решения.

    Данные подходы соответствуют нормам международного права и национальному законодательству о таможенном регулировании".

    К сожалению, какой-либо конкретики в этом ответе мы не нашли, поэтому попробовали получить уточнения у пресс-секретаря Гродненской региональной таможни Юлии Романюк. Однако она сказала, что вряд ли может дать больше информации о сложившейся ситуации, нежели можно узнать из недавних комментариев главы ГТК Юрия Сенько. Подробности о перемещении товаров Юлия посоветовала узнавать в отделе организации таможенного контроля по телефону +375 (15) 279-80-86. 

    По указанному номеру нам ответили, что нормы не поменялись, просто введен усиленный контроль в отношении товаров, ввозимых физическими лицами для личного пользования. Никакой дополнительной нормативно-правовой базы не появилось.

    Это значит, что, как и прежде, физлица могут беспошлинно ввозить товары для личного пользования массой до 25 кг и стоимостью не более 500 евро. Подробнее о действующих нормах беспошлинного ввоза можно прочитать на сайте ГТК.

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 14

  • Во вторник «Гродненская правда» разместила на своем сайте материал Натальи Захаренко «С забастовкой не срослось, или Почему не получилось поставить Гродно «на паузу»?». Предлагаем вам почитать его.

    Сегодня уволены два режиссера гродненского драматического театра – Геннадий Мушперт и Сергей Куриленко. Накануне оба режиссера присоединились к общенациональной забастовке.

    По свежим данным Минздрава, в Беларуси 94 609 случаев COVID-19 с начала пандемии. Прирост за сутки — 902 новых инфицированных.

    «Никого не надо уговаривать. Ни рабочих, ни студентов, ни врачей, ни учителей, ни госслужащих — ни-ко-го», — сказал Лукашенко.

    В прошедшем 27-м туре чемпионата Беларуси по футболу в Гродно случилась фатальная судейская ошибка, которая, вероятно, решила исход матча.

    26 октября часть сотрудников «Гродно Азот» забрали силовики. Как это было, Еврорадио рассказал сотрудник предприятия Дмитрий.

    «Уже вышли на железную дорогу и начинают блокировать автоматику, осуществлять замыкание рельс. Это может привести к серьезным авариям», - сказал Лукашенко.

    Все новости