• Уличная еда в Гродно набирает популярность: плюсы и минусы бизнеса на колесах

    • 921635
    • 20 октября 2019, 11:52
    • гродненские пункты общепитабизнесинтересно почитатьГродно
    Уличная еда в Гродно набирает популярность: плюсы и минусы бизнеса на колесах

    Фуд-трак, возможно, самый романтичный способ продавать еду. Яркий фургон с кухней и несложным, но быстрым в приготовлении списком блюд свободно перемещается по городу и каждый день открывается именно там, где он больше всего нужен. Вот оно, идеальное воплощение современных урбанистических ценностей. В туристическом Гродно уже немало таких объектов на колесах — фуд-траки в ретростиле обосновались в самом центре города. Впрочем, в бизнесе их владельцев не все так просто, как кажется на первый взгляд. Корреспондент «Республики» пообщалась с предпринимателями и узнала все подводные камни такого бизнеса.

    Этот фуд-трак возле синагоги, где часто останавливаются туристические автобусы, работает всего месяц. Поток клиентов достаточно неплохой.

    Картофель фри и яблоки в глазури

    По мнению владельцев мобильных кухонь, самый главный минус их дела — это отсутствие этой самой мобильности. Нельзя кататься по городу и торговать там, где захочется. Торговля у них привязана к конкретному месту, естественно, согласованному с городской администрацией. 

    Место в центре Гродно, где расположился фуд-трак «Пан Картофан» на платной парковке по улице Виленской, было продано почти за 8000 рублей. Появился он здесь всего полгода назад. Гродненец Дмитрий — владелец ярко-красного фургончика. Бизнесмен уже не первый год работает в системе общепита, поэтому многих сложностей с организацией работы, с которыми сталкиваются новички, избежал.

    — Выиграли аукцион, — рассказывает предприниматель. — Фуд-трак наш сделан под заказ на заводе в Германии. Он полностью оснащен всем необходимым оборудованием, автоматической системой водоснабжения и канализацией. Все сделано с учетом современных требований. Беда в том, что фургон с виду на автомобиль совершенно не похож. По этой причине мы не попали на более привлекательное место, где циркулируют большие потоки туристов. В горисполкоме считают, что на самых популярных маршрутах должны находиться внешне более интересные фуд-траки. 

    Кстати, недавно представителям торговли с колес гродненские власти предложили площадку на Левонабережной улице возле причала для теплохода. Там можно было продавать блюда быстрого приготовления без всяких аукционов и лишней головной боли. Однако те отказались. 

    С какими подводными камнями может столкнуться начинающий предприниматель? 

    — Их немало, — отвечает бизнесмен. — Во-первых, не советовал бы вкладывать в дело последние деньги. Проект может окупаться достаточно долго. Некоторые ведь не имеют представления о том, что такое приготовление еды. Что такое технокарта, технологический процесс, не знают норм хранения продуктов и многое другое. Даже если санстанция не придет и не накажет, то накажут клиенты. Просто начнут обходить вашу торговую точку стороной. Во-вторых, сейчас сосисками и булочками никого не удивишь. Должна быть какая-то фишка. Что-то необычное, нестандартное. У нас, к примеру, ставка сделана на бельгийский стритфуд: картофель фри, вафли, яблочки в глазури. Недавно в меню появился фалафель — это такие шарики из гороха нута для тех, кто не ест мяса.

    Вопрос о выделении участков решат в пользу бизнеса

    Начальник отдела торговли Гродненского горисполкома Надежда Гребень рассказала о выстраивании отношений с фуд-тракерами:

    — С учетом того что в Гродно действует безвизовый режим, а также в связи с либерализацией предпринимательской деятельности после вступления в силу Декрета № 7 мы очень активно начали использовать фуд-траки на колесах. Видя активность бизнесменов, руководство города провело совещание с их владельцами. В результате приняли решение: в нынешнем году сформируем несколько участков в центральной части города, чтобы посмотреть, как все это приживется. Управление архитектуры определило места, которые были проданы с аукциона. Правда, на один год. 

    Надежда Гребень говорит, что фуд-траки, несмотря на их мобильный вид, решили относить все-таки к объектам общественного питания, потому что там идет производство продукции: 

    — Всего в Гродно насчитывается около 10 фуд-траков, большинство из них работают всего несколько месяцев. Только в одном продают исключительно кофе и кондитерские изделия. Во всех остальных идет приготовление фастфуда. По нашим наблюдениям, такая форма питания пользуется огромным спросом у туристов и горожан. Человек пришел, что-то приобрел и пошел дальше смотреть достопримечательности. Поэтому в следующем году будет вновь рассмотрен вопрос о продлении сроков аренды, а также будет изучена возможность выделения новых участков. 

    Справедливости ради стоит сказать, что новый вид бизнеса освоен не только в областном центре. Кухни на колесах работают в Волковысском, Ивьевском, Кореличском, Островецком, Ошмянском, Сморгонском и Щучинском районах.

    Пора определиться законодательно

    Начальник управления торговли и услуг Гродненского облисполкома Ольга Короткая также изучила ноу-хау в сфере общепита:

    — Выяснилось, что бизнесмены-креаторы сталкиваются с определенными сложностями в процессе организации такого бизнеса. Первое, о чем скажет каждый предприниматель, — это необходимость начального капитала при кажущейся на первый взгляд минимальности финансовых вложений. Но в процессе организации работы фуд-трака, как и в любом бизнесе, стоимость вложений становится в разы выше изначально запланированной.

    По информации хозяев фуд-траков, стоимость проекта, как правило, стартует от суммы 20 000 рублей. О сроках окупаемости начинающие бизнесмены пока говорят с осторожностью, но полны оптимизма и уверенности в правильно выбранном направлении. Следующее, что требует особого внимания ввиду производства и продажи пищевой продукции, — это необходимость обеспечения соблюдения санитарных, пожарных норм, что порой вызывает сложности, учитывая ограниченность пространства. 

    Несмотря на новую и прогрессивную внешнюю форму работа происходит в условиях действующего законодательства. Ольга Короткая уверена:

    — Несмотря на то что сегодня торговое законодательство не содержит такого вида объекта, как фуд-трак, у субъекта имеется возможность с учетом индивидуальных особенностей определить себя как иной объект. Приравнять себя к мини-кафе, нестационарному торговому объекту, средству развозной торговли и другим форматам. 

    Мобильность фуд-траков позволяет им активно участвовать в различных массовых мероприятиях. Но жизнь диктует свои правила, что и определяет необходимость совершенствования законодательства. Впрочем, для предпринимателей, рассматривающих вложения в этот бизнес, есть приятная новость. Уже разработана и находится на согласовании новая редакция Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания», которая предполагает унификацию подходов к регулированию деятельности таких объектов, как фуд-траки.

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 35

  • Дворняга Мик – счастливчик. Еще щенком-подростком он попал в собачью стаю. Голодный он метался по городу в поисках еды. Что случилось дальше, не расскажет никто: то ли его так ударили, то ли сбила машина....

    В понедельник, в связи с проведением предконкурсного осмотра транспортных средств с 9.00 до 13.00 часов возможны сбои в движении отдельных маршрутов «маршрутных такси» в Гродно.

    На XVI Гродненском ИнвестУикенде вас ждут интересные и креативные мастер-классы от Елены Разовой, Сергея Величко и Ирины Мальгиной.

    Сегодня стало известно о том, что руководитель Кореличского района Гродненской области покинул свой пост.

    После того как за два дня в милицию обратилось более 150 человек (напомним, все началось с Гродно), ставших жертвами телефонных мошенников, на проблему обратил внимание Нацбанк.

    Магазин согласился забрать товар и вернуть деньги. Но для этого торговый работник потребовала… паспорт. Чека на товар оказалось недостаточно.

    Неплательщики - настоящая головная боль и коммунальных служб, и судебных исполнителей. Бывает, что они ходят к таким жителей, как на работу.

    Все новости