• Белорусов в Украине оштрафовали более чем на $300 тыс. за «евробляхи». Среди них есть и гродненцы

    Белорусов в Украине оштрафовали более чем на $300 тыс. за «евробляхи». Среди них есть и гродненцы

    Два года назад s13.ru рассказывал про схему «заработка» на перегоне авто в Украину и пообщался с жителем Гродно, чтобы узнать, сколько гродненцев ездило к украинской границе. И вот, пришло время расплаты. В Украине начинаются суды над нашими соотечественниками, которые принимали участие в «серых» схемах, заработали по 20-100 долларов.

    Ежедневно в Едином государственном реестре судебных решений Украины публикуется от одного до пяти сообщений о наказании белорусов многотысячными штрафами за несвоевременный вывоз из Украины автомобиля на европейских номерах регистрации, пишет Свобода. Только с ноября 2019-го по февраль 2020 года украинские суды вынесли штрафы как минимум 70 граждан Беларуси на общую сумму более 7 миллионов гривен - примерно 310 тысяч долларов в эквиваленте. Дополнительно каждый из них должен выплатить 420 гривен судебного сбора за рассмотрение дела в суде.

    По неофициальной информации, только через один таможенный пост в Волынской области белорусы (в основном жители Брестской, Гомельской и Гродненской областей) помогли украинцам ввезти 3 тысячи так называемых «евроблях» - машин на европейских номерах. Если по каждой из них Государственная фискальная служба Украины составит акты о нарушении таможенного законодательства, общая сумма белорусских «платежей» в государственный бюджет Украины может превысить 20 миллионов долларов.

    Что такое «евробляхи»

    В Украину в 2016-2018 годах начали массово ввозить автомобили с номерами регистрации стран Евросоюза. Их в народе назвали «евробляхами». Тогда украинское законодательство позволяло транспортным средствам с иностранной регистрацией находится на территории Украины с возможностью повторного вывоза-ввоза без уплаты пошлины в течение года - повторный выезд-въезд позволял избежать таможенного оформления автомобиля еще на один год.

    В 2018 году эту норму отменили, а владельцы таких машин (юридическими собственниками «евроблях» чаще всего были европейские компании, которые якобы выдавали гражданам Украины доверенности на управление) вышли на массовые акции протеста, требуя упрощения процедуры их регистрации в Украине и снижения пошлины.

    В результате власти вынуждены были определить льготный срок таможенной очистки автомобилей, но вместе с тем и усилить ответственность граждан за использование автомобилей на еврономерах - ее определили в виде штрафа размером в 170 тысяч гривен (примерно 7 тысяч долларов в эквиваленте). Несмотря на то, что с января 2020-го штрафы законодательно снизили до 17 тысяч гривен, суды и до сих пор в отдельных случаях наказывают по максимуму.

    Граждан Беларуси начали присоединять в схемы ввоза евромашин в 2016 году, но наиболее активно их использовали в 2017-2018 годах. По результатам расследования программы «Схемы», белорус получал за помощь «гонорар» в 20 долларов.

    Как вычисляют «виновных»

    Чаще всего, по итогам судебных решений, белорусов, которые ввозили машины на еврономерах, вычисляют в ходе повторного их въезда на территорию Украины при прохождении таможенного контроля. Вся информация хранится в электронной базе, независимо от пункта пропуска, через который перемещается гражданин.

    Было несколько случаев, когда белорусы въезжали на территорию Украины через пункты пропуска в Черниговской, Волынской или Ровненской областях, а автомобили на еврономерах они ввозили уже, например, через Львовскую или Одесскую таможню. Это может свидетельствовать о том, что в Украине было несколько организаторов, которые группами перевозили иностранцев из одного пункта пропуска на другой, в зависимости от того, где физически находились транспортные средства.

    Но в Министерстве внутренних дел Украины не видят в таких действиях состава уголовного преступления, а соответственно - и повода для расследования.

    «Использовали или не использовали белорусов для ввоза автомобилей - не наш вопрос. Есть налоговая полиция, и это их дело определять, есть ли здесь предмет уголовного преступления. Избежание уплаты налогов - не полицейская история», - сказал Свободе пресс-секретарь МВД Украины Артем Шевченко.

    В большинстве случаев оштрафованные белорусы живут в приграничных с Украиной районах Гомельской и Брестской областей. Встречаются и жители Гродненской области. Преимущественно они безработные или пенсионеры, свои «20 долларов» стремились заработать как мужчины, так и женщины.

    В то же время среди наказанных штрафом белорусов есть и несколько сотрудников автотранспортных компаний с Брестчины, которые занимаются грузовыми перевозками. Однако, как следует из судебных решений, в ходе рассмотрения их дел причастность белорусских компаний к схемам ввоза автомобилей в Украину отдельно не расследовалась. Их сотрудники отвечали за свои действия в частном порядке.

    Штрафов можно было избежать

    Александр Чернявский, один из основателей организации «АвтоЕвроСила», которая в 2018 году вывела своих активистов на блокирование дорог, правительственных зданий и пограничных пунктов пропуска, требуя упрощения регистрации автомобилей в Украине, говорит, что белорусы могли избежать больших штрафов.

    «Своевременно вывезти автомобиль одинаково важно как для украинца, который им пользуется, так и для белоруса, который его ввозил. Они же как-то познакомились и общались? Почему граждане Беларуси не позаботились о том, чтобы найти тех украинцев, которым они передавали автомобиль? Это простая процедура, и ее должны знать все иностранцы - через год выехать и въехать снова, и у него не было бы никаких штрафов», - говорит Александр Чернявский.

    Представитель организации «АвтоЕвроСила» сообщил, что по инициативе Министерства инфраструктуры Украины в парламенте уже зарегистрирован законопроект, предусматривающий отмену административной ответственности за несвоевременный вывоз автомобиля.

    Он рассчитывает, что депутаты Верховной Рады вскоре поддержат этот документ:

    «Мы надеемся, что это перспектива нескольких месяцев».

    Масштабы проблемы

    По данным организации «АвтоЕвроСила», машины из Европы ввозили не только белорусы, но и граждане стран Евросоюза, которые оказались более дисциплинированными и смогли вовремя выполнить требования таможенного законодательства Украины. Под судебный пресс попали преимущественно граждане Беларуси и в отдельных случаях - Молдовы.

    Судя по судебным решениям, белорусы ввозили автомобили бюджетного и представительского класса практически через все международные таможенные посты Украины - Ровненской, Львовской, Черниговской и Одесской областей, но больше всего - через Волынскую таможню. В большинстве случаев белорусы садились в автомобили на нейтральной территории. На основании доверенности от владельца машины они въезжали в Украину, передавали машину третьим лицам и вскоре, иногда пешком, возвращались в Беларусь.

    Это подтверждается и рядом судебных решений. Чаще всего белорусы хоть и отсутствовали на заседаниях в судах, но в письменных объяснениях отмечали, что не смогли вывезти машину, потому что не знают ее нынешнего местоположения.

    Таможенная служба Украины отказалась сообщить Свободе информацию о количестве машин, ввезенных белорусами в Украину, а также о количестве административных дел, заведенных и переданных в суды за несвоевременный вывоз транспортных средств.

    «Информация, которая имеет отношение к государственной таможенной службе и полученная контрольными органами, может использоваться исключительно ими в таможенных целях и не может выдаваться без разрешения субъектам и органам, которые дали такую ​​информацию, в том числе и передаваться третьим лицам и другим органам государственной власти, за исключением случаев, установленных законодательством», - отмечается в ответе Государственной таможенной службы Украины на официальный запрос Свободы.

    Погорел на контрабанде

    Согласно опубликованным судебным решениям, за четыре последних месяца 41 гражданин Беларуси должен выплатить штраф в пользу Украины по 170 тысяч гривен (7 тысяч долларов), еще 27 - по 17 тысяч гривен (более 700 долларов в эквиваленте). В одном случае белорусу «повезло» получить наименьший штраф - 8,5 тысяч гривен (350 долларов).

    А еще в одном случае гражданину Беларуси удалось избежать санкции за несвоевременный вывоз евроавтомобиля, так как его словили на контрабанде сигарет, и это преступление суд счел более тяжким. В результате - штраф 14,3 тысячи гривен (600 долларов) за незаконное перемещение табака и конфискация машины.

    Пока что ни одного судебного решения не обжаловали.

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 1

  • У 47-летнего лидчанина в выдыхаемом воздухе было зафиксировано 2.3 промилле алкоголя. Более того, при дальнейшей проверке оказалось, что гражданин управлял не своим автомобилем.

    Футболист команды «Мясокомбинат» сначала забил гол в ворота соперников, а затем умышленно дважды в течение минуты забил в свои ворота, пишет «Вечерний Гродно».

    С ажиотажем и повышенным спросом на марлевые повязки, некоторые аптеки ввели нововведения – по ограниченному количеству масок в «одни руки». Насколько это законно?

    На планёрке у председателя горисполкома Мечислава Гоя обсудили и приняли меры, которые вводят в Гродно по профилактике коронавируса и других инфекционных заболеваний, пишет «Вечерний Гродно».

    Александр Лукашенко провел рабочую встречу с председателем Совета Республики Натальей Кочановой. Во время встречи обсуждались вопросы президентских выборов и влияние коронавируса на экономику.

    Из трех городских мостов в плачевном состоянии сейчас находится мост, ведущий на улицу Поповича. Он вошел в список 16 мостов, которые предстоит реконструировать за счет средств республиканского бюджета....

    По предварительным данным, в квартире погибшей также находились двое мужчин и женщина, все они распивали спиртные напитки.

    Все новости