• Электросамокаты и моноколеса: лучше навести порядок сразу, чтобы не устраивать жесткий контроль потом

    Электросамокаты и моноколеса: лучше навести порядок сразу, чтобы не устраивать жесткий контроль потом
    Фото: abw.by

    Как вам пешеход массой за 100 кг, двигающийся со скоростью 20-30 км/ч? А ведь они уже повсеместно – на электросамокатах и моноколесах, которые принято называть средствами индивидуальной мобильности (СИМ). Будущее уже наступило, но многие к нему оказались не готовы, пишет Автобизнес.

    В чем проблема?

    СИМ начального уровня могут иметь массу 15-20 кг и развивать скорость до 30 км/ч. Дорогие модели и тяжелее, и быстрее: 30-40 кг и 50-60 км/ч далеко не рекордные для них показатели. И это уже, как говорится, чревато.

    Прежде всего сразу возникают вопросы по части безопасности самих пользователей. Для их же блага было бы неплохо, чтобы они использовали специальную экипировку: наколенники, налокотники, защиту запястий и шлем. Причем последний посерьезнее велосипедного, лучше закрытый, с развитой защитой нижней части лица. К слову, многие владельцы тяжелых СИМ в той или иной мере все это используют "в порядке частной инициативы".

    Но это только первая часть вопроса. Вторая – риски и последствия наезда на пешеходов. Повторимся: скорость и масса движущегося СИМ-щика могут быть существенными, соответственно травмы – тяжелыми. Тут бы взять и развести малый электротранспорт с пешеходами. Но здесь та же история, что и с велосипедистами: на дороги их не пускают, поэтому они остаются на тротуаре, где помимо возможных конфликтов с пешеходами возникает вопрос по поводу самой инфраструктуры – качества покрытия, высоты бордюров и т.д. 

    Как бы пешеходы, но со своей ответственностью

    Наконец, еще один важный вопрос – юридический статус пользователей СИМ. И вот здесь как раз все сложно. Когда пару лет назад готовились правки к ПДД, говорилось о том, что будет введено понятие "средство индивидуальной мобильности", появятся какие-то требования, нормы. 

    Например, 26 декабря 2019 года на брифинге перед журналистами начальник УГАИ МВД РБ Дмитрий Корзюк высказался (с отметки 20:56) следующим образом: "… Вопрос достаточно сложный, его можно обсуждать до бесконечности. Мы относим этот вид техники к средствам персональной мобильности, пока… И предполагаем, что вся ответственность будет вестись так же, как и к пешеходу".

    Буквально на днях УГАИ УВД Минского облисполкома в своем пресс-релизе отметило, что к средствам индивидуальной мобильности относятся "роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства передвижения". При этом заявляется, что с точки зрения ПДД передвигающийся на средствах индивидуальной мобильности считается пешеходом и подчиняется правилам для пешеходов.

    Но в нынешней редакции ПДД в этой части пока все по-прежнему. Скажем, в Правилах есть определения велосипеда и мопеда, есть указания, как должны вести себя лица, управляющие этими транспортными средствами (где ездить, как пересекать проезжую часть и так далее). Про электрический транспорт в Правилах ничего не сказано, но если отталкиваться от действующих определений, то его следует считать механическим транспортным средством, поскольку согласно п.2.26 ПДД так называется "транспортное средство, приводимое в движение двигателем", а двигатель у электросамоката, гироскутера или моноколеса есть.

    А раз так, то пользователь СИМ – это водитель (согласно п.2.8 это "физическое лицо, управляющее транспортным средством"). Похоже, именно такой логикой ГАИ и руководствуется, привлекая к ответственности лиц, управляющих электросамокатами в состоянии алкогольного опьянения, – как водителей механических транспортных средств. Такие случаи уже были, мы писали о них в 2019 и  2020 годах, причем в одном из случаев подходы к вопросу у судов и ГАИ были разными.

    Получается, что с одной стороны ты вроде как пешеход и на проезжую часть тебе нельзя, с другой – в случае чего тебя могут признать водителем механического транспортного средства. А ведь для вождения даже мощного электросамоката водительское удостоверение не требуется.

    А вот какое мнение выразил независимый эксперт Александр Коноплицкий: "Согласно действующим ПДД все, что движется с помощью двигателя, – это механическое транспортное средство. И электросамокаты, и моноколеса, и сигвеи. Есть двигатель – значит, это механическое транспортное средство. И как бы смешно, глупо или страшно это ни звучало, согласно действующим ПДД они должны двигаться по проезжей части, хотя это может быть небезопасно. И лица, управляющие этими средствами, – водители. Но "правами" какой категории они должны обладать? 

    На мой взгляд, проблема в том, что в отношении этих средств сейчас нет порядка. Но я противник того, чтобы усложнять ПДД, создавать новые категории транспортных средств, придумывать какие-то новые требования к их водителям. У нас же есть велосипеды, мопеды и требования к их водителям. Так почему бы не приравнять к ним и весь этот электротранспорт с учетом его параметров, скажем, массы. Если это легкий самокат, сигвей, пусть его приравняют к велосипедам, а если что-то более тяжелое и быстрое – к мопедам с обязательной регистрацией и необходимостью иметь водительское удостоверение на право управления соответствующей категории". 

    Какая разница?

    Вы скажете: "Да какая разница, зачем раздувать из мухи слона?!" Но представьте, что человек на СИМ наехал на пешехода. Это ДТП или нет? Пешеход совершил наезд на пешехода – согласитесь, звучит странно! Или водитель механического транспортного средства совершил наезд на пешехода?

    Проблема как раз в том, что СИМ и их пользователи оказываются в своеобразном юридическом вакууме, так что многое зависит от того, как трактовать существующее законодательство и под какие пункты и определения их подводить. Взять элементарное: если человек едет на электросамокате, ему нужно спешиваться? Он должен использовать велодорожку или оставаться на тротуаре? Имеет ли пешеход идущий преимущество перед пешеходом едущим? И так далее. Если для других участников (на велосипедах, мопедах) эти требования четко прописаны в ПДД, то для пользователей СИМ – нет.

    Сейчас стоит понаблюдать за российским опытом: на разных уровнях уже поднимаются вопросы о том, чтобы ввести различные регулирующие меры для электротранспорта. Например, если говорим о Москве, то есть предложения ограничить скорость движения электросамокатов до 15 км/ч, прокат разрешать только в парках с велодорожками и т.д. А как вам такая история: на днях РБК сообщил о том, что в Санкт-Петербурге следственный комитет возбудил три уголовных дела из-за случаев наездов клиентов контор по прокату электросамокатов на прохожих и сообщил, что обыски ведутся у всех крупных игроков на этом рынке. Или вот сообщение в одном из российских сообществ:

    "В Екатеринбурге с утра идет рейд по электросамокатам. Смотрят на надписи на мотор-колесах, у кого больше 250 Вт и нет "прав" – составляют протоколы. Моноколеса тоже останавливают, но, по словам полиции, только для сбора статистики".

    С другой стороны, представители моноколесного сообщества в России пытаются добиться права выезжать на проезжую часть, для чего совместно с кафедрой "Автомобили" МАДИ провели испытания моноколес на полигоне МАДИ по тем же критериям, что и для малых двухколесных транспортных средств категории L1 и L3 (мопеда и мотороллера/скутера).

    Пока что эти вопросы волнуют участников тех редких конфликтных случаев, о которых мы упоминали выше, или заядлых электросамокатчиков и моноколесников. Но людей на частных или прокатных СИМ все больше, значит, правила игры стоит определять, и чем раньше, тем лучше. 

    Просто представьте: вы купили себе дорогой мощный электросамокат, а через пару месяцев после какой-нибудь резонансной истории вводятся драконовские ограничения и жесткий контроль, и все преимущества этого вида транспорта сводятся для вас на нет. Если наведение порядка будет проходить в плановом, а не авральном режиме, без оглядок на громкие истории, больше шансов, что обойдется без перекосов.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Суд Железнодорожного района Гомеля принял решение признать экстремистскими информационные ресурсы спутникового телеканала «Белсат».

    Вечером 24 июля в лесничестве Мостовского района были слышны выстрелы. Позже на место приехала следственно-оперативная группа. Выяснилось, егерь застал двоих браконьеров, один из них выстрелил, чтобы...

    Поле подсолнухов на территории коммунального производственного сельскохозяйственного унитарного предприятия «Гродненская птицефабрика».

    Как рассказали покупатели, они планируют построить там автосалон, однако не назвали, какие автомобили там будут продаваться.

    В эфире онлайн радио s13.live рассказали о предстоящем культурном мероприятии, которое в ближайшие дни состоится в гродненском Фольварке Тызенгауза.

    О «сахарном деле» стало известно в начале 2020 года. Тогда исчезли директора четырёх сахарных заводов — предприятий в Городее, Слуцке, Скиделе и Жабинке.

    Все новости