• Лучшие снимки с дрона, и правила гродненского фотографа Сергея Морозова, которые нужно знать тем, кто хочет летать и снимать в Беларуси

    Лучшие снимки с дрона, и правила гродненского фотографа Сергея Морозова, которые нужно знать тем, кто хочет летать и снимать в Беларуси
    Фото: vgr.by, Сергей Морозов

    На этот раз в выпуске фотоблога Сергея «Бонифация» Морозова «Вечерний Гродно» поговорил с ним о том, как он три года снимает с высоты птичьего полета, какие правила и законы нужно соблюдать, если решили купить дрон, а также показал лучшие снимки по версии автора.

    Какая марка квадрокоптера и сколько она стоит. Почему именно этот дрон?

    У меня DJI Mavic 2 PRO. Брал через официального дилера свеженьким — месяца не прошло с его выхода на рынок, даже подождать пришлось, пока в Беларусь привезут. Мне тогда сказали, что я один из первых в Беларуси, кто его купил.

    Сам по себе дрон с базовым комплектом на тот момент стоил при грубом округлении в валюте — 1850 долларов. Сейчас, кстати, новый (у официальных дилеров — серый не рекомендую брать, они под разные рынки со своими фишками и ограничениями, плюс вопрос гарантии) стоит даже чуть дороже: новых моделей в этом классе пока не выпустили, поэтому мой остается технологической вершиной.

    Хотя в более свежих младших моделях уже есть почти все фишки второго мавика, а где-то и опережают, но все же в совокупности характеристик он еще хорош. Со страхом и нетерпением жду mavic 3, на который, кстати, намекают уже два года. С нетерпением жду новинки, но боюсь, что его стоимость будет неподъемной.

    Базовый комплект — это было только начало. Кофр, флешки, проводки, запасные пропеллеры, перебрал пяток держалок для планшета, дополнительные аккумуляторы — все это сразу же потянуло еще на 600 долларов.

    С одной стороны, на этом траты закончились. С другой, аккумуляторы имеют относительно небольшой ресурс, особенно, если приходится гонять дрон в хвост и гриву, перезаряжая батарейки на ходу в автомобиле по 4-5 раз за день, они вздуваются и больше их использовать нельзя.

    Новый же стоит 200 долларов. Неоригинальных альтернатив нет. Недавно пришлось заменить механизм диафрагмы, т.к. от времени «слизались» зубья — ремонт обошелся почти как новый аккумулятор.

    Какую бы модель посоветовал начинающим пилотам

    Для начала надо понять, для чего вам дрон. Если иногда побаловаться, то за 150-200 долларов можно взять модель типа Tello, MJX Bugs, Syma X младших моделей. Их будет достаточно, чтобы получить удовольствие от полета, снять фото/видео для себя и не сильно жалко, если разобьете/утопите/передарите племяннику.

    Китайские игрушки за 50 долларов не советую брать. Зачастую это будет разовая вещь (до первого порыва ветра/неудачного движения джойстика).

    Если вам нужно удобоваримое качество, например, для блога, некоторый запас прочности без требований серьезных коммерческих съемок, то можно взять DJI mini 2 (600 долларов базовый комплект, 800 долларов — расширенный с тремя аккумуляторами).

    Он с лихвой перекроет ваши «хотелки» не только на начальном этапе, но и при более профессиональном подходе к съемкам.

    Расскажи, о правилах и как согласовать полеты. Нужно ли звонить предупреждать органы при полете. Какие должны быть документы

    Тут все сложно. Есть имеющиеся нормативные документы, а есть практика. Нормативные документы где-то противоречат друг дружке, где-то имеют пробелы, где-то выставляют заранее невыполнимые требования.

    Если четко следовать букве закона, то в Беларуси дроны в принципе нельзя поднимать в воздух. Но, как обычно суровость закона компенсируется необязательностью ее исполнения. В плане сложившейся практики ситуация следующая.

    Есть использование воздушного пространства (ИВП) в ведении белаэронавигации. По идее все дроны должны быть зарегистрированы, иметь бортовой номер, сертифицированного пилота, штат техслужбы и при каждом полете надо делать запрос на ИВП.

    Собственно, этот пункт игнорируется из-за невыполнимости. Общепринято, что дрон — это авимодель, подниматься выше 100 метров им нельзя, а до 100 метров разрешение на ИВП не надо.

    Но тут тоже есть момент, что в разных документах дроны по разному трактуются. Их можно относить к авиамоделям, можно к маломерным воздушным судам, где-то они вообще никак не классифицируются.

    Дальше — есть аэрофото-, видеосъемка. Для этого в Генштабе ВС РБ существует специальный отдел, который этим занимается. На любую съемку надо брать разрешение в генштабе. Обрабатывают запрос быстро: 3-5 дней. Все можно сделать посредством электронной почты. Отснятый материал в установленный срок надо на диске обычной почтой (либо лично) принести в Генштаб на контрольный отсмотр.

    После получения протокола, согласованные материалы можно использовать. С одной стороны это правильно и хорошо. В моих же интересах согласовать с Генштабом: на этапе полетов снимаются все вопросы у охранников, патрулей, милиции и прочих, у кого могут возникнуть претензии, что я снимаю.

    На этапе использования фото или видео ты точно знаешь, что не выложишь на всеобщее обозрение какой-нибудь секретный объект или составляющий государственную/коммерческую тайну, за что могут привлечь к уголовной ответственности.

    Но здесь есть и обратная сторона. Если заранее запланированные мероприятия можно прогнозировать и брать разрешение заранее, то на туман на рассвете, красивый закат, происшествие, стихийное бедствие/мероприятие разрешение заранее не возьмешь.

    Частично можно было бы снять проблему, если можно было бы отправить отснятое на отсмотр по факту съемки, но считается, что ты уже нарушил закон и вместо протокола согласования получишь протокол об административной ответственности.

    Этот же момент на корню убирает дроны из журналистской репортажной работы: по закону нельзя просто выйти и снять массовое ДТП и сразу разместить фото — надо получить разрешение минимум за пять дней и подождать от пяти до десяти дней протокол-разрешение.

    Поэтому на практике важно понимать,  где ты летаешь, и что снимаешь. Невозможно найти и наказать всех, кто снимает закаты, свадьбы или свою дачу. Да и здравый смысл подсказывает, что это не глупо.

    Чтобы избежать проблем и явно не нарываться, перед полетом лучше заглянуть в кадастровую карту, где отмечены запретные и опасные для полетов зоны и вот туда без разрешения не соваться.

    Надо сказать, что не дают разрешение на полеты в определенной зоне или запрещают использовать какие-то кадры в Генштабе крайне редко.

    Хоть слово «Генштаб» и вызывает некий страх, в отделении работают отзывчивые, компетентные и адекватные люди. Новичок может позвонить им и получить подробный ответ на самый глупый вопрос по полетам.

    Правда, в разрешении нередко есть приписка, что съемка разрешена (напомню, разрешение на использование воздушного пространства — это отдельная тема) при согласовании, например, с УВД, погранкомитетом, руководством аэропорта поблизости, службой безопасности обычно ограничивается тем, что я непосредственно перед полетом звоню в нужное ведомство (или на месте подхожу к охраннику) и сообщаю, что у меня есть разрешение и я буду ближайшие час-полтора летать в таком-то районе.

    Бывало, что на том конце не сильно понимали, о каком разрешении и каких полетах я говорю и либо отмахивались, мол, летайте себе, сколько влезет, либо говорили ждать и поднимали на ноги все управление и начальство — что с этим фотографом делать! Но заканчивалось всегда разрешением и потерянным временем.

    Еще важный момент. В Беларуси есть Белорусская Федерация Беспилотной Авиации. Федерация очень много сделала для официального признания дронщиков в Беларуси, для создания цивилизованных условий взаимодействия с разрешающими органами.

    Так вот, только членам Федерации разрешено использовать передатчики (пульты) мощностью до 100 мВт. А именно такую мощность имеют все современные дроны.

    Все остальные могут использовать максимум 10 мВт.

    Первое условие законного использования дрона на территории Беларуси — это вступление в Федерацию. Членский взнос символический, на руки получаете членскую карту на год и водостойкую наклейку на дрон с данными владельца (которая также обязательно должна быть на любом дроне).

    При запросе на съемку в Генштаб указывается этот же регистрационный номер дрона с наклейки БФБА.

    Итак, если вы просто летаете до 100 метров в высоту, дрон находится в прямой видимости (есть такое требование, на практике, в зависимости от условий и вашего зрения это от 300 до 1000 м.), не залетаете в закрытые зоны, либо камера без стабилизирующего подвеса (типа спортивный дрон с прикрученным изолентой GoPro), то никаких разрешений не надо.

    Хотя если к вам подойдет охрана или милиция, они не будут разбираться: снимаете вы или просто летаете, хотя это принципиальный момент с точки зрения законодательства.

    Если вы снимаете, все, что угодно, даже селфи с высоты в три метра в глухом поле, то уже надо брать разрешение у Генштаба и показывать результат, прежде, чем использовать.

    На руках у вас должен быть всегда членский билет БФБА, при съемке разрешение Генштаба, плюс при особых условиях необходимо уведомить заинтересованные организации (например, пограничников).

    Можно ли снимать зимой и летом, в жару и холод. Какие ограничения, когда нельзя летать и как определяешь погоду

    В инструкции стандартно пишут, что использование от 0 до 40 градусов без дождя/снега/тумана при силе ветра не более 5 баллов по шкале Бофорта. По факту я летал от -20 до +45 (на солнце) в дождь, снег, туман, мороз, пылевые бури и штормовое предупреждение.

    Скорость ветра определяю на глаз. Хотя на высоте она другая. Можно заморочиться и смотреть температуру и скорость ветра на разных высотах с помощью программ типа UAV Forecast. Благо, мой дрон довольно устойчивый, приходилось летать при порывах ветра до 20-23 м/с. Колбасит его, конечно, но если картинка нужна любой ценой, то выдерживает.

    Аварии и падения

    Первый и единственный краш произошел на третьем полете. Я только учился летать и на полной скорости завел дрон прямо в дерево. Три из четырех лопастей пришлось заменить, а одна пластиковая ножка антенны треснула, вылечил суперклеем.

    Анализировал позже: я смотрел на дрон, понимал, что он летит в дерево, пора было реагировать — просто отпустить стики, мог подпрыгнуть к дереву рядом со мной, в которое он влетел, чтобы поймать его при падении.

    Но какое-то оцепенение охватило, и я отпустил стики на пульте только тогда, когда дрон уже был на земле. Впрочем, у меня обычно так: любая обновка в первые дни/разы проходит не смертельную притирку, а потом служит долго.

    В автоматическом режиме дрон приземляется именно там, где взлетел плюс минус метр. Однажды возле Нового замка в Гродно я начал складываться, пока он приземлялся.

    Внезапно понимаю, что дрон стих, но раньше, чем должен был, оглядываюсь — его нигде нет! Беру пульт: камера показывает какие-то металлические листы. Оказалось, что он ошибся на добрых десять метров и сел на крышу замка. Был солнечный день без ветра, возможно, блик от жестяной крыши его сбил!

    Несколько раз в горах, в узкой расщелине он внезапно полностью терялся и медленно летел прямо к стене/дереву/под водопад, не слушаясь управления.

    Были случаи, когда вода играла злую шутку. А, надо сказать, вода не отражает инфракрасный сигнал датчиков, то есть дрон водную поверхность и даже просто мокрый асфальт почти не видит. Если не контролировать посадку, то он может бахнуться о землю или пойти на корм рыбам.

    Сегодня в Беларуси есть мастера и фирмы, которые занимаются дронами. У них налажены поставки, так что с запчастями обычно проблем нет.

    Единственное, это не дешево. Но не каждый сам закажет нужную деталь из Китая и сможет произвести ремонт. Хотя инструкций в ютубе хватает, а многие запчасти действительно есть на алиэкспресс.

    Необычные случаи во время съемок, атаки птиц

    Большие птицы, в том числе аисты, периодически недружелюбно относятся к дронам, пару раз приходилось убегать. Голуби и воробьи в городах всегда стаей окружают дрон, что порой мешает съемке. Иногда бывают обломы, типа не хватило аккума, чтобы сделать крутой пролет или прилетела тучка и не знаешь, тратить заряд на то, чтобы вернуть дрон, а потом снова лететь или висеть на месте и ждать.

    Один раз поднимался над туманом в морозное утро, чтобы снять рассвет. Пока поднялся, понял, что еще рановато, на морозе не хватит зряда, чтобы дождаться солнца. Посадил дрон, выждал минут пять и опять поднял. Наверху оказалось, что как раз самый тот момент я уже пропустил, к тому же на камере образовалась наледь. В итоге потратил 20 минут, высадил аккумулятор, а ничего не снял.

    В горах хотел снять ледник с верхней точки. Казалось, вот он, 100 метров вперед и 50 вверх. По факту поднялся на 500 метров, пролетел километр, а вершина еле в кадр влазила.

    Вообще такие ситуации, когда ты в шаге от уникального кадра, но что-то идет не так, порой случаются.

    И уникальная ситуация почти никогда не повторяется. Второй шанс мне давали только молнии и радуга на все небо.

    Самый запоминающийся случай был на границе Грузии и Азербайджана. Там крутые виды, граница проходит по невысокой горной гряде, а в Азербайджане какая-то невероятная пустошь. Плюс на горе стоит древняя башня.

    Ну, я давай летать со всех сторон. Азербайджана. Я видел по карте, что граница где-то рядом, но что это вот прямо уже она, не знал.

    Ко мне подъехал грузинский пограничник на квадроцикле, вежливо поздоровался, сказал, что здесь снимать нельзя, мол, граница. Я уже испугался: сейчас повезут на разборки, заставят удалять отснятое.

    Говорю: я уже снял, что теперь? Ответ: а, ничего! Азербайджанцам не нравится, когда у них летают, поэтому просто посади дрон и едь дальше. Мы с ним еще о жизни минут десять поболтали после того, а расстались, словно старые друзья.

    Топ 20 лучших снимков по твоему мнению

    Это сложно выполнимая задача: выбрать 20 лучших за все время. Фото сделано сотни тысяч, далеко не все в одной папке. Поэтому это не самые лучшие, а те, которые пришли на ум и смог быстрой найти в архивах. А вообще лучшие фотографии обычно последние. Проходит время, и ты снимаешь что-то лучше, чем уже есть.

    О какой новой технике мечтаешь? Есть то, чего еще не снял?

    Жду третий мавик. Вообще не отказался бы от Inspire — там совсем другие камеры на подвесе. А то и вообще matrice — туда хоть свой фотоаппарат подвешивай. Но это классы дронов, которые у нас будут просто не востребованы, а стоят как крыло от боинга!

    Только цифры

    Кстати, за три года налетал около 2000 км и провел в воздухе 250 часов. Точнее сказать не могу, потому что первые два года летал на старом планшете, который не хотел синхронизировать данные с сервером, а потом планшет сломался и сейчас точные цифры неизвестны.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • За спиной – 4000 километров и, наверное, столько же впечатлений о хозяевах съемных квартир. В основном, противоречивых.

    Гродненец купил в интернете у лидчанина вейпер, но ему пришла посылка с камешками и кабелем для телевизора. Делом занялась милиция.

    Здесь можно не только купить товар, но и продегустировать его. Кроме того, фермеры и садоводы, которые выступают в качестве продавцов, готовы проконсультировать покупателей по любому вопросу.

    17 сентября с 12.00 до 14.00 будет ограничено движение по улице 17 Сентября в Гродно.

    Гродненская ГАИ подготовила небольшой видеообзор, в котором сотрудники ведомства разбирают основные нюансы безопасного проезда этого перекрестка.

    Теперь мошенники представляются работниками интернет-магазинов и пытаются заполучить доступ к интернет-банкингу или мобильному приложению человека, которому звонят.

    Автобусный парк обновил свой автопарк моделями МАЗ-203, МАЗ-203С и МАЗ-215.

    Все новости