• Что было до асфальта? Рассказываем, по какому покрытию ходили жители Гродненской области

    Что было до асфальта? Рассказываем, по какому покрытию ходили жители Гродненской области

    Люди научились мостить (или бруковать) улицы и дороги камнем очень давно. Еще древние римляне достигли в этом деле потрясающих успехов. А вот на территорию Беларуси брусчатка пришла сравнительно поздно. TUT.BY рассказывает, когда это случилось, какие виды брукованки использовались в нашей стране и где их можно увидеть.

    В далеком прошлом передовым среди белорусских городов считался Гродно. Как пишет Армен Сардаров, автор книги «Путетворение: история и культура белорусских дорог», при устройстве гродненских улиц и площадей уже в 16−17 веках применялась техника брукования.

    Однако «королевский город» был счастливым исключением из правил. Даже в 19 столетии состояние улиц и дорог на территории нашей страны было ужасающим. В те времена их подавляющее большинство (как в населенных пунктах, так и за их пределами) представляли собой уплотненные земляные пути. Во время проливных дождей такие дороги были серьезным препятствием не только для прохожих, но и для конного транспорта. Только городские тротуары, вымощенные досками, оставались островками твердой поверхности в океане грязи.

    В такой ситуации идея мостить улицы булыжником стала настоящим спасением. Благо отступивший в свое время ледник щедро снабдил камнями окрестные поля, а рабочих рук было достаточно.

    «Кошачьи лбы», которые не давали расслабиться

    Самый примитивный вид брусчатки прозвали «кошачьими лбами». Такое название появилось из-за круглой поверхности, отполированной от постоянного перемещения людей и транспорта. Уже в начале 20 века «кошачьи лбы» получили широкое распространение в белорусских городах и местечках.

     Вымощены 4-й Подольная переулок

    4-й Подольная переулок, Гродно

    Покрытие из булыжников не раз, наверное, проклинали пассажиры трясущихся по ним конных экипажей. Не давало оно расслабиться и немногочисленным еще в то время автолюбителям и велосипедистам. Ну, а особую опасность «кошачьи лбы» представляли для дамской обуви на каблуках.

     Отрезок Подольной улице за католическом кладбище до сих пор выложены камнями «Кошачьи лбы» в Гродно на улице Подольной

    Но несмотря на все недостатки, брусчатка сделала улицы и дороги гораздо чище. Также они уже не раскисали, как прежде, во время сильных дождей. Вслед за городами булыжное покрытие появилось и в помещичьих усадьбах, а затем и в деревнях.

    В 1920 — 1930-е годы в Западной Беларуси, принадлежавшей Польше, участие в мощении улиц и ремонте дорог было обязанностью местных жителей. Станислав Видуховский, родившийся в 1929 г. в имении Гавиновичи под Слонимом, вспоминал:

    — В деревне или в имении каждый домовладелец выполнял отработочную повинность, или шарварк. Она заключалась в ремонте шоссе, доставке и дроблении камня. Я часто видел людей за работой по дороге в Слоним. На обочине лежала куча камней, а человек тяжелым молотом дробил их на небольшие куски, или на так называемый тлучень, и на совсем мелкий щебень.

    «Кошачьи лбы» в деревне Вязынь, Вилейский район. Фото: Владимир Садовский

    По словам журналиста и краеведа Алеся Гизуна, в деревнях за каждым двором закреплялся свой участок дороги. Местные жители должны были подготовить необходимое количество полевого камня и участвовали в его укладке.

    Кстати, технология укладки «кошачьих лбов» не сильно отличалась от укладки современной брусчатки. Поверхность для укладки камня выравнивалась и покрывалась «подушкой» из песка толщиной до 40 см. На нее выкладывались камни, а потом они утрамбовывались и поливались водой.

    «Кошачьи лбы» в деревне Студеревщина, Дятловский район. Фото: Дмитрий Загацкий «Кошачьи лбы» в деревне Студеревщина, Дятловский район. Фото: Дмитрий Загацкий

    Особенно много забрукованных улиц можно увидеть в населенных пунктах Дятловского района, богатого полевым камнем. Житель деревни Петруки рассказал автору, что улицы булыжником здесь мостили вплоть до 1950 — 1960-х годов. В деревнях покрупнее «бруки» продержались до 1980-х.

    «Улицы у нас и в деревне Семеновичи были брукованные примерно до чернобыльской аварии, — вспоминает жительница деревни Дворец Нина Головач, — а уже после нее их закатали асфальтом».

    Зачастую булыжная брукованка оказывалась гораздо долговечнее асфальта. И когда последний разваливался под давлением транспорта и атмосферных осадков, на дороге вновь проявлялось старинное покрытие.

    Из Волыни — в Западную Беларусь

    “Костка” на улице Советской в Барановичах. Фото: picuki.com

    В период между Первой и Второй мировыми войнами в Беларуси (как на востоке, так и на западе) произошла эволюция дорожного покрытия. «Кошачьи лбы» постепенно стали заменяться более продвинутыми видами брусчатки. Речь о волынском камне, который по-польски назывался косткой. Куски камня при этом максимально гладко подгонялись друг к другу.

    Костку привезли из гранитных карьеров на Волыни. В 1925 году специалисты Львовского политехнического института провели там исследования. Они показали, что местный камень, обнаруженный в большом количестве, был первоклассным материалом для строительства дорог. Поскольку Волынь в то время являлась частью Польши, костка попала и в Западную Беларусь.

    Гибридную плитку уже почти 100 лет используют в Гродно

    В тот же период — между мировыми войнами — на юго-западе Беларуси появляется вид брусчатки, получивший название трилинка. Изобрел ее инженер Владислав Трилинский, которому пришло в голову использовать отходы, остававшиеся после добычи камня в карьерах. Он придумал делать из них массу, которая имела шестиконечные формы. Для изготовления плит использовался щебень из гранита, базальта, кварцита, полевого камня. На дно железной формы сначала помещался крупный щебень, а затем форма заполнялась бетоном из сильно измельченного камня.

    На Советской улице в Гродно, бывшей Доминиканской, мощенное покрытие было с давних времен. Еще 100 лет назад улица была укрыта диким камнем, но в 1930-е его заменили на «гибридный вариант»: плитку, в которой сочетается бетон и камень. Технология оказалась чрезвычайно удачной и устойчивой: спустя годы плитка не крышится, сохраняя форму и презентабельный вид. В этом, возможно, и секрет ее живучести: даже в советское время чиновники не видели нужды заливать одну из центральных улиц города асфальтом.

    1. Советская улица (1)

    1. Советская улица (2)После окончания Великой Отечественной войны брусчатка — эстетически презентабельная, но не всегда комфортная для пешеходов и водителей — стала стремительно сдавать позиции, уступая место менее долговечному, но зато более удобному асфальту.

    Протяженность забрукованных улиц и дорог продолжает сокращаться и в настоящее время. Хотя на центральных улицах крупных городов старинная брусчатка еще используется в декоративных целях, при оформлении пешеходных зон и малых архитектурных форм. Да и то во время дорожных работ коммунальщики стараются закатать в асфальт проблемное для них покрытие. Так случилось, например, с вымощенной булыжником дорогой из Молчади в Сорговичи в Барановичском районе.

    Впрочем, в небольших деревнях и даже на окраинах Гродно брукованку еще можно увидеть во всей ее красе, пройтись по «кошачьим лбам» и поностальгировать о прошлом.

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 21

  • Инцидент произошел сегодня на улице Щорса около часа назад. Обездвиженную собаку под окнами дома нашли дети.

    Более 70 представителей байкерского движения Гродно и неравнодушные горожане проехались вчера по городу – не ради хайпа и громкого шума, а чтобы напомнить, что в наших силах помочь выжить маленькому...

    Читатель Автобизнеса поделился своей историей несостоявшейся покупки автомобиля Volkswagen Passat B4. Оказалось, пострадавшие есть и из Гродно.

    Александр Лукашенко 9 июля провел встречу с представителями «крупнейших СМИ». На нее были приглашены 250 журналистов государственных изданий и телеканалов.

    Жители высказываются очень эмоционально. Похоже проблема с вырубкой леса и приближением кладбища для них сегодня является проблемой номер один.

    По 13 июля включительно в спортивных магазинах MySport, Спортландия и FootTerra – СКИДКА 40% на все товары брендов Nike, Regatta, Fila, Speedo и Converse!

    Женщина говорит, что за несколько часов ей позвонило большое количество людей. Кто-то делился контактами, кто-то сообщал местоположение авто, а кто-то давал различные советы.

    Все новости