• Летом асфальт, зимой снег — один день из жизни дорожника в Гродно

    Летом асфальт, зимой снег — один день из жизни дорожника в Гродно
    Фото: vgr.by

    Лето — горячая пора не только для отпускников. На магистралях, центральных улицах и во дворах трудятся дорожники. В разгар ремонтов и строек журналисты «Вечернего Гродно» встретились с машинистом автогрейдера одного из филиалов ОАО «ДСТ № 6» дорожно-строительного управления № 18 Юрием КОВРАХОМ. Он рассказал, как спасается от жары, почему ездит медленнее, чем ходит, и каким образом оказался за три тысячи километров от родного дома.

    В кабине как в аквариуме

    Юрий Коврах учился на сварщика, но всю жизнь проработал в дорожной службе. Ему 53 года, из них более тридцати лет он посвятил родному ДСУ-18. Когда-то в этом управлении работал его отец. В 2014 году Юрий получил звание «Почётный дорожник Республики Беларусь» второй степени. Просит не писать об этом — скромничает.

    Юрий Иванович — машинист, но не поезда. Он управляет автогрейдером, огромной махиной весом 13,6 тонны. Техника предназначена для профилировки и планировки дорог.

    Проще говоря, с её помощью ровняют участок под асфальт или заделывают ямы на гравийной улице. В отличие от обычного автомобиля в спецмашине шесть рычагов (раньше их было десять) плюс тумблеры — каждый выполняет свою операцию. Кабина со всех сторон стеклянная, так что в зной спрятаться негде.

    — Если на улице плюс тридцать четыре, то в кабине температура гораздо выше. Кондиционеров нет, две двери — и всё. Сидишь как в аквариуме: как ни встань, солнце светит. Едешь медленно — в среднем со скоростью движения человека. Чуть шире обочина, обгоняют с двух сторон, — рассказывает машинист. — К жаре привык. Беру воды с собой побольше. Зато первый загар появляется уже в апреле.

    Стираться приходится часто: работа пыльная и потная. Если ветра нет и нужно работать со щебнем, то пыль идёт столбом прямо в кабину.

    — Что шахтёр! — шутит Юрий Иванович.

    Обедает на месте, чтобы не тратить время на передвижение до вагончика и обратно. Продукты с вечера держит в холодильнике и носит в металлических контейнерах. Иногда ходит в столовую, если та находится неподалёку от объекта. Рядом с вагончиками имеется биотуалет. Раньше их ставили сами дорожники, теперь нанимают фирму, которая полностью обслуживает бело-синие кабинки.

    Трудятся по десять часов и в субботу

    Если зима выдалась тёплая, напряжённый труд начинается в апреле. Работать, признаётся Юрий Иванович, несладко, особенно летом, когда сделать надо много и сроки поджимают. Трудятся по десять часов плюс почти в каждую субботу. Перед выездом обязательны медицинский и технический осмотры. Если сильная жара, рабочий день сокращается на час.

    — Раньше мы строили дороги круглый год: летом асфальт кладём, зимой сыплем основание, уплотняем. Сейчас в холодную пору года чистим магистрали от снега и льда, — рассказывает наш собеседник. — Мне в Лунно приходится работать, тридцать пять километров от Гродно. Утром уехал и вечером к девяти часам приехал. Дал бы газу, как на легковой, но так не получается.

    Сложнее всего трудиться на реконструкции дорог, особенно если некуда пустить транспорт: сужаются и движение машин, и место для дорожников. На новом строительстве, тем более в поле, помех нет. Добавляет хлопот и погода.

    — В дождь асфальт не кладут. Но если готовим основание, засыпаем песок, его надо поливать, и такая погода только в плюс — позволяет создать необходимое уплотнение, — объясняет специфику Юрий Иванович.

    Несмотря на то, что летом нагрузки много, объёмы всё равно не те.

    — Когда на Горнице дорогу из Брузгов делали, потом на Юбилейном, в Озёрах, было пять автогрейдеров и их не хватало, брали в аренду. Сейчас техники в таком количестве не нужно, — говорит Юрий Иванович.

    Отправили в командировку за три тысячи километров

    За тридцать с лишним лет исколесил почти всю Гродненскую область, был в России, на Севере. Однажды забросило за три тысячи километров от родного дома — в Коми.

    — Туда летали самолётом, строили дороги, — вспоминает машинист. — Работали вахтами по пятнадцать дней или по месяцу. Сами себе поесть готовили. Первое время мы всё в России работали: пока дети были маленькие, приходилось тяжело. Теперь дети взрослые: сыну — 25, дочке — 24. Жена привыкла. Да и куда она денется? — смеётся дорожник.

    Сейчас он трудится на важном для города объекте — новой дороге, которая свяжет Ольшанку через бывший железнодорожный мост с Грандичами. ДСУ-18 ведёт участок от перекрёстка проспекта Янки Купалы с Южной улицей (возле автозаправки) до Погоран. Уложили три слоя асфальта, как на трассе Минск — Гродно, с учётом интенсивного грузового движения.

    В списке крупных объектов, в строительстве которых участвовал Юрий Иванович: улицы в Грандичах, южное полукольцо от Славинского до Суворова, трасса М6 от Гродно до Скиделя и от Щучина до Смолярни, кольцевая в Минске. На его счету десятки километров дорог в Гродненской области.

    Где-то побывал дважды: например, строил участок М6 возле Берегового, а спустя 25 лет вернулся на его реконструкцию.

    — Самый интересный объект был первый. В 1991 году попал на «обход» Волковыска, Красносельского. Я только отучился — и сразу в командировку на полтора года, — уточняет.

    Подсчитать все свои километры Юрий Иванович не берётся. Спидометр такой учёт не ведёт: когда ездишь туда и обратно, то и прибор «крутит то в одну, то в другую сторону».

    Дисциплина как в армии

    Юрий Иванович не пьёт, бросил курить, старается не материться и очень обижается, когда о строителях отзываются нехорошо.

    — Дисциплина у нас строгая. Пьяных за рулём спецтехники не так много встретишь, как на легковых машинах. А если рабочий делает бордюры, поставь десять штук по сто кило каждая! Человеку нужен небольшой перекур. Иногда можем ругнуться матом. Ну а что, если кто-то лезет под колёса, стоит ушами хлопает, а ты сигналишь? Так быстрее понимают, — смеётся собеседник.

    Времени на отдых летом почти нет, в отпуск ходят зимой. Сейчас дома делает ремонт, строит дачу. Несколько раз ездил в Польшу и Чехию от управления.

    Любит историю, нравятся снимки старинного Гродно. Дома хранит фотоаппарат «Зенит». Одно время увлекался фотографией и ремонтом телевизоров, занимался тяжёлой атлетикой, но забросил — из-за работы нет времени.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Почему автокредит именно на Tesla? При ввозе электромобиля в Беларусь не нужно платить растаможку. Кроме того, Tesla популярна, на ней престижно ездить, ее можно выгодно продать.

    В XXI веке снаружи то, что в 1320-х годах, когда замок начал «расти», было внутри. Это забутовка стены. Реальная толщина – почти три метра.

    Александр Лукашенко вернул на доработку предложенные ему поправки к Конституции Беларуси и потребовал привести «это писание» в соответствие до «чтения на уровне президента».

    Продолжаются попытки найти арендатора, который бы организовал на Левонабережной прямо напротив баржи «Галера» нестационарный ресторан или кафе.

    До сих пор владельцы машин «по документам» искали тех, кто на них ездит, дабы не платить транспортный налог. Теперь реальный хозяин пытается узнать, как быть c авто, который сняли с учета на утилизацию....

    Спустя три года мужчина потребовал у должника вернуть деньги. Однако тот отказался. Мужчина на тот момент решил не обращаться в милицию, так как не мог найти расписку.

    Поздно вечером 30 июля на Ольшанка произошла трагедия — подросток стал перебегать дорогу в неположенном месте и на проезжей части его сбил Mercedes.

    Все новости