• Директор УП «Белтехосмотр»: «Сегодня не до справедливости — надо пополнять бюджет»

    Директор УП «Белтехосмотр»: «Сегодня не до справедливости — надо пополнять бюджет»

    Автомобилистам уже не первый год обещают: дорожный налог вот-вот отвяжут от техосмотра. Радостных вестей ждут последние пару лет, но, увы, проект указа все время безрезультатно кочевал по кабинетам министров. На станциях диагностики резонно бьют тревогу: только за последний год падение составило более 35%, а это в три раза больше, чем в 2019-м! Статистика — вещь упрямая: по данным УП «Белтехосмотр», за наклейкой приезжают всего около 15% зарегистрированных в Беларуси транспортных средств, а более 3 тысяч из тех, кто не прошел техосмотр по причине неисправностей, не возвращаются повторно. Однако в конце этого года решение вопроса о техосмотре сдвинулось с мертвой точки, пишет av.by.

    Лед тронулся, господа автомобилисты!

    В середине декабря Минфин заявил о новом предложении: с 1 января отменить госпошлину, а вместо нее ввести транспортный налог. Его суть заключается в том, что заплатят все владельцы, на которых зарегистрированы авто. И не столь важно, как часто вы передвигаетесь на автомобиле и ездите ли вообще… Естественно, в интернете тут же развернулись бурные дискуссии. В преддверии праздников мы тоже решили обсудить ситуацию с техосмотром и дорожным налогом, пригласив на открытый разговор директора УП «Белтехосмотр» Ленчевского Юрия. 

    Техосмотр проходят около 15% зарегистрированных ТС

    — По традиции начнем со статистики. Не секрет, что медленный, но стабильный спад количества автомобилистов, проходящих техосмотр, наблюдается с 2015-го. Ежегодно — минус 10%. Картинка за 2020-й изменилась?

    — Она стала еще более удручающей. За январь — ноябрь 2020 г. выдано только 674 568 разрешений на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 36,8% ниже аналогичного периода прошлого года (1 066 548 разрешений). Если проанализировать статистику начиная с 2015-го, то можно заметить, что ежегодное снижение данного показателя составляло 10–12%. Как вы видите, падение в текущем году увеличилось в 3 раза! При этом в Беларуси зарегистрировано более 4 млн транспортных средств — и их количество неуклонно растет на 2-3% ежегодно. По нашим данным, техосмотр проходят около 15% ТС. Сегодня система гостехосмотра выживает лишь за счет юрлиц. Это международные перевозчики, которые вынуждены проходить техосмотр, чтобы выехать за пределы нашей страны.

    — Некоторые наши читатели пишут, что сотрудники ГАИ уже давно не штрафуют водителей за непройденный техосмотр. Мол, раз в полгода проводятся показательные рейды по проверке техосмотра, люди в погонах отчитываются о результатах, а итог прежний. Что думаете на этот счет?

    — По официальной информации ГАИ, которая поступает в УП «Белтехосмотр», на постоянной основе ведется работа по пресечению случаев, связанных с нарушением эксплуатации транспортных средств, в том числе не прошедших в установленном порядке гостехосмотр. Возможно, речь идет про то, что во время профилактических декад (к примеру, под названием «Пешеход» или «Техосмотр») выявляют соответствующих нарушителей. Это отголоски «палочной системы». Ничто ведь не мешает проверять все в ежедневной работе.

    — Нужно ли, по-вашему, ужесточить меры для водителей? Главный императив всей системы такой: нарушил правило — будешь наказан. Может, стоит вводить и позитивные бонусы для дисциплинированных автолюбителей, в том числе для тех, кто исправно проходит техосмотр?

    — Наказание должно быть соразмерно нарушению. В случае привязки дорожного сбора к техосмотру некоторым автовладельцам дешевле оплатить штраф, чем погасить госпошлину. При отвязке ТО стоимость процедуры окажется идентична размеру штрафа (одной базовой) — этой суммы, на мой взгляд, достаточно. Возможно, в случае повторности следует подумать о применении более суровых мер.

    Соглашусь, что где-то нужно не только наказывать, но и стимулировать водителей: всем известный принцип кнута и пряника в состоянии работать и по части ПДД, но это уже вопросы к ГАИ. Со своей же стороны УП «Белтехосмотр» с 1 декабря запустило долгосрочную акцию для постоянных клиентов: ввело дисконтную систему со скидкой 10% при последующих визитах. Что касается контроля, то он обязан быть действенным. Можно ввести непомерно высокие штрафы, однако без механизма мониторинга они неэффективны. Создание системы контроля без соразмерной ответственности тоже бессмысленно. То есть необходимо сочетание обоих подходов.

    Более 3 тысяч авто не вернулись на повторный осмотр — почти у всех неисправности тормозов»

    — Приведу свежие цифры. За 11 месяцев 2020 года по причине технической неисправности совершено 24 ДТП, в которых получили травмы или погибли люди. Это менее 1% от общего числа аварий. К сожалению, других цифр на сегодня нет, поэтому приходится апеллировать к ним.

    — Мы уже не раз отмечали, что в Беларуси автотехническая экспертиза не проводится при каждом ДТП, а только при наличии погибших или пострадавших. Если их нет — даже упоминания про техосмотр не будет. Нередко в протоколах фигурируют такие формулировки, как «не справился с управлением» либо «не выбрал безопасную дистанцию или скорость». Не исключено, что это связано с неисправностями рулевого управления или тормозной системы, однако данным анализом никто не занимается.

    — Один из экспертов в области дорожного движения сказал по этому поводу так: «Если имеют место мысли о несовершенной системе учета подобных аварий, почему система техосмотра не докажет свою необходимость сама?» Можете возразить?

    — Нельзя абстрагироваться от того, как функционирует «совершенная» система учета подобных аварий (да и ДТП в целом) в рамках Беларуси. Что в ней учитывается, а что — нет? Вообще это вопросы ГАИ, страховых компаний. Вместе с тем я могу привести статистику Германии, полученную нами из открытых иностранных источников: доля ДТП по причине технических неполадок там составляет 5–7%. Такого понятия, как «не пройти техосмотр», в этой стране в принципе не существует: просрочка влечет за собой солидный штраф, а полиция жестко контролирует данные вопросы.

    Что касается РБ, то цифры говорят сами за себя: в текущем году из более чем 700 тысяч транспортных средств почти у трети (27%, то есть практически 200 000) имелись различного рода технические нюансы. К участию в дорожном движении такие автомобили были допущены только после устранения всех неисправностей. Почти у 11% (около 80 000) из них выявлены нарекания по тормозной системе, у 6,5% — по двигателю и элементам ходовой части, у 6,1% — по внешним световым приборам. Важно отметить, что свыше 3 тысяч ТС, признанных неисправными при первичной проверке их технического состояния, не вернулись на повторный осмотр (из них фактически все — с вопросами по тормозной системе (2 952) и внешним световым приборам (2 069)).

    Конечно, невозможно сказать, сколько из них попало бы в ДТП: такой статистики нет. На мой взгляд, в каждой аварии нужно фиксировать причину и указывать наличие/отсутствие техосмотра. Посмотрите, сколько в городе автомобилей «догоняет» другие. В прошлом году меня ударил сзади в потоке старенький VW Passat. Сомневаюсь, что у него был пройден техосмотр, тем не менее в сводках это не отразится. Как мы можем «доказать свою необходимость»? Со своей стороны предприятие озвучивает цифры, а также информирует заинтересованные органы.

    — Кто, по-вашему, обязан контролировать техническое состояние машин?

    — Это должен быть контроль всех заинтересованных органов, имеющих рычаги воздействия на автовладельцев. Безопасность дорожного движения — это ведь не только прерогатива ГАИ, но и страховых компаний. Полагаю, выдавать страховку на непрошедший техосмотр автомобиль — это неправильно. Мы пытались сотрудничать со страховыми в данном направлении, но они опасаются потери своей прибыли и не идут навстречу. Еще в этом списке может быть и Погранкомитет, проверяющий разрешения при пересечении границы.

    На сегодня же функция контроля возложена на ГАИ. Если разрешение есть — значит техосмотр пройден и с машиной все в порядке. Насколько я знаю, они хотят уйти от этой обязанности. Не сбрасываю со счетов и возможности фото- и видеофиксации, но это дорогостоящая система контроля, к тому же не имеющая стопроцентного охвата всех дорог Беларуси.

    Если проверять и ремонтировать в одном месте — возможна коррупция

    — Перечень того, что проверяют на станциях диагностики, не меняется. Может, все-таки стоит включить туда аспекты безопасности, связанные с наличием/работоспособностью подушек безопасности, электронных систем и целостности кузова?

    — Проверка технического состояния транспортных средств проводится строго в соответствии с нормативными правовыми актами путем осуществления контрольно-диагностических работ. При этом без регулировочных, разборочно-сборочных и (или) иных работ. Еще я отметил бы, что подходы к проведению гостехосмотра в Республике Беларусь (перечень проверок) аналогичны подходам, регламентированным в Европейском союзе и в ЕАЭС. Мы не можем самостоятельно что-то менять. Тем более сегодня есть сервисные станции и дилеры, которые оценивают работоспособность подушек безопасности или целостность кузова. Это уже личная безопасность автовладельца.

    — Когда на станции выявляют недостатки, то позволяют водителю уехать на стороннюю СТО и отремонтировать машину там. Не факт, что он вернется (возможно, решит не получать допуск на участие в движении). Не думали ли вы над тем, чтобы сотрудничать с СТО в качестве партнеров, договориться с ними о скидке и тем самым простимулировать водителей устранять неисправности, а затем повторно приезжать уже за получением допуска?

    — Это палка о двух концах. С одной стороны, это удобно для автовладельца. С другой — имеют место некоторые коррупционные моменты. Если субъект хозяйствования, осуществляющий эксплуатацию диагностической станции, разместит на прилегающих площадях СТО — никто возражать не будет. Главное, чтобы не возникло манипуляций и злого умысла признать заведомо исправный автомобиль не соответствующим установленным требованиям, а в связи с этим — предложений (навязывания) услуг своей станции.

    К слову, подобные станции в Беларуси есть: это не значит, что таким образом там «зарабатывают» на ремонте. Скорее речь идет о том, что имеется потенциальная возможность. В той же Литве один субъект не может одновременно и осуществлять контроль в рамках техосмотра, и ремонтировать машины. То же самое касается и перевозчиков: в Европе им строго запрещено открывать свои станции, а у нас это сплошь и рядом. Можете представить, насколько объективно там проводят проверки автомобилей...

    — А ведь те самые «более 3 тысяч» могли бы на месте устранить неисправности и повторно пройти техосмотр…

    — Возможно. Однако там, где есть субъективный момент, не исключается злоупотребление властью.

    Цифровизация услуг и документов — основной акцент в 2021 году

    — Год назад вы активно рассказывали про электронные карты, QR-код вместо наклейки. Когда это все заработает?

    — В настоящее время УП «Белтехосмотр» ведет серьезную работу по совершенствованию существующих информационных баз. Основное направление изменений — это цифровизация услуг, процедур и документов. Все уже сдвинулось с мертвой точки. Надеюсь, в следующем году завершится техническая подготовка, начнут функционировать личные кабинеты автовладельцев на сайте. Нужно иметь в виду, что немаловажным фактором в данной работе является правовое регулирование этих вопросов: закрепление норм в нормативных правовых актах уровня главы государства, правительства, курирующего министерства, локальных правовых актов.

    В ГАИ уже говорят о том, чтобы исключить бумажное разрешение из перечня проверяемых документов. Вероятно, QR-код вместо наклейки тоже отпадет — это нововведение было актуально в нынешнем году. Мы тоже вносим свои рекомендации, но принятие решений остается за госорганами.

    — Цифровизация услуг — это хорошо. Но в рамках сегодняшней повестки стоит более острый вопрос: если большинство водителей не проходит техосмотр — все ли справедливо? Пару лет кряду обсуждали отвязку ТО от госпошлины, предлагая за это время и включение в топливо, и оплату за месяц/день, и привязку к пробегу и т. д. У «Белтехосмотра» ведь также есть своя позиция на этот счет?

    — Безусловно. Необходимость уплачивать госпошлину одномоментно в полном объеме при обращении за административной процедурой по выдаче разрешения без учета сезонности («дачники», мототранспорт) и (или) планируемых сроков (продажа) эксплуатации транспортного средства, текущего финансового положения заявителя, а также отсутствие возможности погашения госпошлины частями (аналогично страховке) вызывают обоснованные нарекания и недовольство автовладельцев. Поэтому мы предлагали отвязать выдачу разрешения от срока действия гостехосмотра, то есть провести корректировку механизма ее взимания. Что это значит?

    Приведу пример, чтобы было понятнее. Возьмем общий срок действия разрешения на автомобиль (12 месяцев), но хозяин машины может оплатить госпошлину на период, кратный одному месяцу. В базе УП «Белтехосмотр» размещается соответствующая информация (общий срок — 12 месяцев. К примеру, внесено — за 2 месяца). По прошествии 2 месяцев автовладелец совершает следующий платеж за период (до 10 месяцев) и так далее. По истечении года автомобиль подлежит гостехосмотру и получению следующего разрешения.

    Чтобы водитель постоянно не ездил за продлением разрешения на станцию диагностики, мы инициировали комплекс мероприятий, направленных на перевод административной процедуры по выдаче разрешения (как для физических, так и для юридических лиц) в электронную форму. То есть получить разрешение можно удаленно, через личный кабинет на нашем сайте, а это в условиях «ковида» особенно актуально.

    Во-вторых, это позволит избежать создания дорогостоящих систем контроля уплаты госпошлины, а также обеспечит дальнейшую цифровизацию и упрощение получения услуг. Потребуется лишь доработка АИС «Белтехосмотр» и совершенствование системы мониторинга путем внедрения технических средств (фото- и видеофиксации) при соответствующем внесении изменений в нормативные правовые акты. Также в первом квартале 2021 года планируется завершить создание системы информационной безопасности, чтобы делиться сведениями с госорганами.

    — В этом году появилась новость о том, что на оформление электронных паспортов уполномочено также УП «Белтехосмотр»...

    — Насколько я знаю, по введению ЭПТС ведутся согласования с госорганами. Здесь больше нюансов не по новым, а по зарегистрированным сегодня 4 млн транспортным средствам. Кто будет этим заниматься? Это единая с Россией система, но, похоже, есть сложности с коммуникацией. Мы тоже согласились участвовать в оформлении паспортов, хотя вопросы все еще остались: в каком виде выдавать документы и как это начнет работать в регионах? Когда административная процедура по выдаче разрешений перейдет в электронный формат, отпадет необходимость нахождения на каждой станции (независимо от формы собственности) нашего специалиста. Это уже анахронизм. Будут созданы единые кол-центры, где станут обрабатывать заявки в электронном виде.

    Не госпошлина, а транспортный налог: все ли здесь справедливо?

    — Недавно власти определились с новым механизмом оплаты дорожного сбора. В Беларуси с 1 января предлагается отменить госпошлину за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, а вместо нее ввести транспортный налог. Что думаете о таком подходе?

    — Еще 5-6 лет назад на одной из рабочих встреч с представителями Министерства по налогам и сборам я предлагал сделать госпошлину отдельным налогом на транспортные средства (по аналогии с налогом на недвижимость или землю. — Прим. ред.). Тогда мне ответили: «Да вы что. Ни в коем случае!» Хотя, как говорят, хрен редьки не слаще: как ни назови этот сбор, суть не поменяется.

    С одной стороны, взыскаемость транспортного налога будет однозначно выше: если дорожный сбор заменят налогом, то за неоплату могут грозить пеня и исполнительное производство. С другой — новый механизм погашения дорожного сбора предусматривает дифференциацию платы по массе и времени владения, а это значит, что выпадает категория водителей из числа пенсионеров-дачников, которые выезжают несколько раз в сезон. Пожалуй, это единственный минус, о котором скажут многие автовладельцы.

    — Получается, платить будут все собственники ТС, зарегистрированные в базе ГАИ МВД. Даже если они ездят всего полгода либо не ездят вообще. Или, к примеру, жители деревень, где и дорог-то нет. Разве это справедливо?

    — Иногда не до справедливости — сегодня надо пополнять бюджет. А в данном случае заплатят все, на ком числятся транспортные средства. Хотя никто не может сказать достоверно, сколько из них реально участвует в дорожном движении. Владельцы так называемых подснежников и ржавых машин, брошенных во дворах на произвол судьбы, должны будут за 2021 год снять их с учета. В этом есть и позитивный момент: очистится база ГАИ. Кроме того, введение транспортного налога обеспечит действенный механизм его внесения. С позиции государства это весьма удобно: раз пришли деньги — значит ты законопослушный гражданин (или компания), не пришли — нарушитель. Механизм контроля уже отлажен и будет осуществляться МНС.

    — В разных странах существуют разные подходы. Похожие пошлины есть в России, Дании, Австралии и Сингапуре. В США налог на авто включен в цену топлива. В Японии платежи взимают в три этапа: при покупке машины, в момент регистрации, плюс имеется ежегодный сбор. Вы анализируете опыт других государств, который касается техосмотра и погашения дорожного сбора?

    — Мы следим за международным опытом, но немного в другом ключе. Допустим, в соседней России вводят электронные диагностические карты, к чему мы тоже стремимся и ведем работу в данном направлении. Мы готовы выдавать и карты, и разрешения в электронном формате. Когда нас услышат госорганы — я не знаю.

    Мне импонирует, что в Литве к статусу станций и квалификации специалистов предъявляются более высокие требования, чем у нас. Там не просто инженер-диагност, а эксперт, контроль за функционированием станции тоже лучше налажен. В Беларуси же действует разрешительная система: любой собственник, построив станцию, обращается в Минтранс за получением разрешения на 5 лет. В данном случае нет гарантии, что все станции работают добросовестно все это время.

    — Во всем мире налоги выполняют регулирующую функцию: что-то поощряется, что-то — нет (как, например, в ситуации с электрокарами). Есть ощущение, что в случае с налогом на транспорт цель — просто собрать деньги. Фактически это плата за владение авто. Согласны с таким утверждением?

    — Владельцу двух или нескольких автомобилей надо будет заплатить за каждый, даже если он ездит на каком-то из них только летом. Кто-то скажет, мол, это несправедливо. Однако здесь можно провести аналогию с земельным участком: не живешь в загородном доме — все равно платишь. То же самое и с машинами. Как стало известно, будет предложена более глубокая дифференциация ставок для физических лиц в отношении легковых автомобилей, имеющих разрешенную максимальную массу от 1,5 до 2,5 тонны путем применения шага 250 вместо 500 кг. Предусмотрена и скидка 50% для пенсионеров.

    Водители вернутся, но не сразу

    — Последние пару лет в правительстве рассуждали и о включении дорожного сбора в топливо, и о том, чтобы вносить его дифференцированно (в зависимости от того, сколько ездишь). Почему вдруг решили упразднить госпошлину, а вместо нее ввести транспортный налог?

    — Они словно разрубили гордиев узел — хоть как-то закрыли этот вопрос. Падение количества приезжающих на техосмотр автомобилей в последние годы катастрофичное, систему буквально разрушили: еще чуть-чуть — и станции пришлось бы закрыть. Сегодня они живут за счет собственных средств, поэтому снижение сказывается на экономических показателях предприятия.

    Введение транспортного налога предусмотрено проектом изменений в Налоговый кодекс на 2021 год, который еще находится на стадии подписания. Предполагается, что следующий год станет переходным, когда все автовладельцы заплатят 29 рублей в качестве аванса. За это время МНС обобщит всю информацию, ГАИ почистит свою базу. Уже в 2022-м новый механизм погашения заработает полноценно, а размер налога станет меняться в зависимости от массы ТС и времени владения. На мой взгляд, это правильное решение, хотя я и свыкся с нашей версией (выдавать разрешение на 6 или 12 месяцев, которое будет действовать в течение оплаченного срока).

    — За 6 лет белорусов отучили от техосмотра, который был неразрывно связан с госпошлиной. Как думаете, водители вернутся на станции?

    — Считаю, что да, но не сразу. Свежие автомобили, особенно гарантийные, пройдут техосмотр, а вот владельцы ТС, имеющих серьезные неисправности, будут еще уклоняться. Очень надеюсь, что за следующий год мы вернем на станции максимальное количество машин. Со своей стороны готовы проводить акции, инициировать рейды с ГАИ. В 2021-м мы должны навести порядок в системе гостехосмотра.

    **

    Анонсированный недавно транспортный налог, который может прийти взамен госпошлины, вызвал много обсуждений в сети. Несмотря на то, что изменения в Налоговом кодексе еще не приняты, уже говорят о его очевидных плюсах и минусах. К примеру, суммы налога (по сравнению с пошлиной) обещают меньше, а сроки его оплаты — позднее (если на 1 июля 2021 года пошлина погашена не была, то понадобится заплатить 1 б. в. в конце 2021 года (до 15 декабря), а остальную часть (в зависимости от массы авто) — до 15 ноября 2022-го)

    Вдобавок к этому предусмотрены снижение ставки, льготы, дифференциация ставок для физлиц в отношении легковушек (от 1,5 до 2,5 тонны). Пожалуй, наиболее существенный минус — это привязка налога к самому факту владения авто, а это значит, что прежние разговоры про справедливость (сколько ездишь — столько платишь) можно забыть. Похоже, в нынешнем году правительству действительно не до благородства. Тут бы новогоднюю ночь пережить да год продержаться...

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 23

  • В 2020-м за статусом беженца в Польше обратилось в десять раз больше белорусов, чем в предыдущие годы. Об этом сообщает Управление по делам иностранцев Польши.

    Официально – чета Никитиных является детским домом семейного типа, а на деле – обычной семьей, в которой просто обожают детвору.

    Министерство здравоохранения поделилось свежими данными по заболеванию коронавирусом. Согласно информации ведомства, за день в Беларуси от COVID-19 умерли 11 человек.

    Оказывается, до сегодняшнего дня в Беларуси работает не очень совершенная система учета наших с вами доходов. По крайней мере, так считают в МНС. Поэтому ведется разработка новой автоматизированной...

    В соцсетях все чаще можно встретить просьбы проголосовать за фото ребенка в конкурсе «Самая красивая девочка Беларуси». Среди участниц уже тысячи белорусских девочек.

    В очередной подборке «полет» над Палестиной, филармонией, улицами Николаева, Лелевеля и Гагарина, над центром, Вишневцом и проспектом Янки Купалы, пишет «Вечерний Гродно».

    Власти хотят среди прочего отвязать от валюты цены и тарифы, некоторые другие платежи. Однако этого не было сделано, а с 1 января этого года тарифы на ЖКУ подняли в привязке к американской валюте.

    Все новости