• Репортаж из Волковыска: Жизнь в детском доме

    Репортаж из Волковыска: Жизнь в детском доме

    Каждый ребенок, воспитывающийся в детском доме, мечтает об одном – обрести семью. И какими бы комфортными ни были условия в социальном учреждении, для ребенка в первую очередь важно видеть и чувствовать, что тебя любят. Уже 26 лет Волковысский детский дом является настоящим домом для детей, которые остались без опеки мам и пап, без заботы и внимания родственников. Здесь ребята живут, учатся, готовятся к новому жизненному этапу. О том, как строится жизнь детей в стенах социально-педагогического учреждения, как готовят ребят к самостоятельной жизни, и есть ли шанс у подростка все же обрести семью, рассказывает директор ГУО «Волковысский детский дом» Гражина Ромуальдовна Лепко. 

    – Расскажите о ваших воспитанниках. С какого возраста ребята попадают в Волковысский детский дом, в каком возрасте выпускаются? Для какого числа детей Ваш детский дом стал настоящим домом?

    – В наш детский дом попадают дети от 3-х до 18 лет со всей Гродненской области. За четверть века  более 500 ребят выпустились из наших стен. Часть воспитанников обретают семью. На сегодняшний день у нас находится 52 воспитанника, 24 из которых – дети-инвалиды, 38 воспитанников – это дети с особенностями психофизического развития. Основная масса детей имеет 1-ю и 2-ю группу утраты здоровья и обучаются в специализированной школе, 3 ребенка – дошкольного возраста.

    Фото 2

    – Как строится обычный день ребенка, воспитывающегося в детском доме? Какое образование получают дети, какие секции посещают?

    – Хочется сказать, как и в обычной семье. Мы стараемся строить быт, что называется, «по-домашнему». В настоящее время у нас есть пять детских групп: 1 группа девочек, 4 группы мальчиков. Каждая группа – это семья, только вместо родителей – воспитатели. В большинстве своем наш педагогический состав – это специалисты с большим опытом работы, знающие свое дело, работающие здесь уже много лет. Для многих педагогов детский дом стал второй семьей.

    Если говорить о распорядке, то в будние дни – это подъем, зарядка, завтрак, сборы в школу. Приходя на работу, я обязательно стараюсь зайти в каждую группу, увидеть и поздороваться с каждым ребенком. У нас это своего рода ритуал.

    Дети посещают городские учреждения образования, поэтому все утром отправляются в школы и сады. После окончания занятий ребята возвращаются на обед,  дальше у них есть свободное время: они готовят уроки, занимаются дополнительно в кружках и секциях. На базе детского дома работает порядка 11 кружков. Дети имеют возможность заниматься техническим и прикладным творчеством, информатикой, туризмом, различными видами спорта и даже учиться готовить, сервировать стол, вести домашнее хозяйство.

    фото3

    – Основная масса ваших воспитанников – это подростки, которые через год, два и более покинут стены дома и отправятся в самостоятельное «плавание». Готовят ли их ко взрослой жизни здесь, пока они еще находятся под присмотром педагогов и психологов?

    – Да, этому мы уделяем большое внимание. В детском доме есть много мероприятий, направленных на то, чтобы подготовить подростка ко взрослой жизни. Во-первых, мы практикуем такой метод – как самостоятельное проживание в комнате социальной адаптации. Здесь как бы моделируется ситуация: ребенок поступил в колледж, живет в общежитии. Ему выдается определенная сумма наличных денег на неделю. Вместе с педагогом он должен составить план своих расходов, написать меню, сходить в магазин и приобрести необходимые товары с учетом своих финансовых возможностей. Пока он проживает в комнате социальной адаптации, все делает самостоятельно: готовит еду, следит за своим графиком, планирует личное время, убирает, стирает и моет посуду. Т.е. пробует распоряжаться своими финансами и временем, организовывает работу и досуг. К слову, в детском доме также проводятся занятия по финансовой грамотности, где дети учатся распоряжаться деньгами и планировать покупки. Такой вид адаптации мы практикуем, начиная с 14 лет и дети очень любят эти эксперименты.

    – А что касается выбора будущей профессии: как подростки выбирают для себя учреждение образования и специальность?

    – Во-первых, нашим психологом проводится диагностика, по результатам которой становится понятно, в какой сфере ребенок мог бы и желает быть занят. Так, мы имеем представление, что предложить дальше – колледж, иное учреждение профессионально-технического образования. Специальные диагностики для наших воспитанников проводят и сотрудники Центра занятости. В течение всего года мы организуем экскурсии и живые встречи, например, в пожарной или военной части, лесхозе, на различных предприятиях. Так дети могут своими глазами увидеть конкретную профессию, задать вопросы, пообщаться с тем или иным специалистом. Как правило, наши выпускники выбирают рабочие специальности, которые в дальнейшей жизни помогут иметь стабильную работу и зарплату. В то же время, в течение двух лет после выпуска из детского дома организуется социальный патронаж. Наши сотрудники продолжают помогать выпускнику наладить свою уже взрослую жизнь, адаптироваться к существующим реалиям, при необходимости помочь решить возникающие проблемы. Есть примеры, когда наши выпускники успешно состоялись в предпринимательстве, многие добросовестно трудятся на предприятиях по разным рабочим профессиям. Некоторым удалось получить высшее образование.

    фото 6

    – Расскажите, пожалуйста, о процедуре усыновления. Как это происходит на практике?

    – Будущие усыновители приходят в детский дом уже с необходимым пакетом документов, т.е. они приняли такое решение и к этому полностью готовы. Ребенка, которого желают усыновить, заранее начинают готовить к знакомству с будущими родителями. Психолог и социальный педагог рассказывает ребенку об этих людях, почему они решили стать именно его родителями, о том, что его ждет в будущем. В то же время и супругам сообщается вся информация о ребенке: начиная от состояния физического и психического здоровья, заканчивая тем, что ребенок любит кушать и какие имеет увлечения. Все это очень индивидуальный процесс и сказать однозначно, как скоро с момента первого знакомства ребенок попадет в семью, очень сложно. Идеальный вариант – когда пара сначала оформляет над ребенком патронатное воспитание. Приглашают его в гости на выходные, проводят с ним время на каникулах, выстраивая отношения постепенно, плавно переходя от патронатного воспитания к усыновлению. Так, на мой взгляд, правильно, чтобы не травмировать психику ребенка, чтобы установить с ним контакт, найти общий язык и дать привыкнуть двум сторонам к реалиям новой жизни.

    – Сколько детей вашего дома в среднем усыновляется в год? Какие ещё формы семейного устройства применяются в отношении ваших воспитанников?

    – Стоит сказать о том, что в большинстве своем наши воспитанники – это подростки. А как показывает статистика, большинство усыновителей желают принять в семью маленького ребенка. Но подростки пусть и в небольшом количестве, но тоже уходят в семьи. Так, например, в 2020 году 2-ое детей ушли в опекунские семьи, 1 ребенок ушел на международное усыновление. На детей, у которых есть бабушки или другие родственники, часто оформляют патронатное воспитание. И ребенок имеет возможность съездить на каникулы к бабушке и дедушке, провести выходные у своих родственников.

    фото 7

    Для нас усыновление – это большая радость. Каждый ребенок мечтает обрести родителей и верит в это.

    В детском доме мы стараемся создать максимально комфортные условия для детей, подарить им настоящий дом. Государством предусмотрены ряд социальных гарантий для защиты прав и интересов наших воспитанников, а также мер по созданию оптимальных условий для несовершеннолетних.

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 0

  • Министр энергетики Виктор Каранкевич заявил, что БелАЭС рассчитана прежде всего на удовлетворение внутренних потребностей в электроэнергии.

    14 мая прямо с плаца Сборного областного пункта в военные части Вооружённых сил Беларуси отправились 70 призывников.

    Вот уже четвертый месяц средняя по Беларуси назначенная пенсия всех категорий ее получателей держится на уровне 482,6 BYN – с декабря 2020-го, когда она повысилась, и все три месяца 2021-го.

    Тридцать лет спустя мы вновь вернулись к ситуации, когда выезд «туда», по крайней мере на наземном транспорте, вновь стал событием. Все возвращается.

    Myfin.by предлагает разобраться с реальными налогами на конкретных примерах.

    14 мая в 15:29 лидским спасателям поступила информация о необходимости оказания помощи пострадавшему в ДТП вблизи деревни Лозяны. Спасатели пожарного аварийно-спасательного поста №11 деревни Белица...

    Сегодня электробус МАЗ 303 прибыл на постоянное место дислокации в ОАО «Автобусный парк г.Гродно».

    Все новости