• Курс рубля, зарплаты и рост цен: экономист оценила планы властей на 2024 год

    Курс рубля, зарплаты и рост цен: экономист оценила планы властей на 2024 год
    Фото: president.gov.by

    Перед правительством и Нацбанком поставлены серьезные экономические задачи на 2024 год. Журналисты tochka.by узнали у эксперта, насколько реальны прогнозные цифры и стоит ли ожидать корректировки намеченного курса.

    Белорусские власти озвучили прогноз экономического развития на 2024 год. Главной целью проводимой политики декларируются "обеспечение устойчивости экономики и рост благосостояния населения". Прогноз прироста валового внутреннего продукта – 3,8%.

    Достигнуть этого предполагается за счет "масштабных инвестиционно-производственных программ, реализации белорусской продукции на внешние рынки и расширения внутреннего спроса".

    Если все пойдет по плану, доходы населения обещают вырасти на 3,5%. Продолжится контроль за ценами: Нацбанку и правительству поставлена задача по ограничению инфляции на уровне 6%.

    Tochka.by "препарирует" прогнозные цифры с кандидатом экономических наук Анастасией Лузгиной и пытается найти ответ на главный вопрос: как все отобразится на кошельках белорусов?

    Не снижая темпов: что написано на бумаге

    Начнем с главного показателя. Согласно президентскому указу, рост экономики страны будет идти с той же скоростью, что закладывался и на текущий год, – на 3,8%.

    Одним из объяснений прогнозной цифры, на взгляд эксперта, может являться то, что мировая экономика в целом растет на 3% в год, и если рост белорусского ВВП составит не больше 3%, то это будет догоняющее развитие.

    "В 2023 году мы имеем дело с восстановительным ростом, так как в 2022-м ВВП упал на 4,7%, и запланированный на этот год рост на 3,8% – это еще даже не достижение уровня 2021 года. Тем не менее основной этап восстановления завершится в 2023 году. И, естественно, поддерживать в следующем году такие же темпы роста по ряду показателей будет достаточно сложно, если не использовать активную стимулирующую экономическую политику, на которую, вероятно, и рассчитывают власти", – говорит Анастасия Лузгина.

    Она также отмечает, что добиться роста в 3,8% будет сложно с учетом того, что основным торговым партнером остается Россия, а по другим направлениям развитие идет туго.

    "Недавно было заявлено, что ситуация с африканскими странами ухудшилась: товарооборот достиг всего лишь $200 млн, и это очень мало с учетом оборотов торгового баланса Беларуси в десятки миллиардов", – считает эксперт.

    Анализ, проведенный Лузгиной, дает понять, что на следующий год сохраняются все риски, оказывающие влияние и сейчас: стимулирование внутреннего спроса, инвестиционной активности, зарплат, ухудшение торгового сальдо.

    "Есть и риск продолжения наращивания импорта по принципу «объемы превыше всего»: продать побольше любыми способами, и не важна цена. Получается, эффективность этих продаж тоже не важна. Главное – показать хорошие валовые показатели внешней торговли и достичь заветной цифры 3,8% роста ВВП", – делится кандидат экономических наук.

    При этом Лузгина отмечает, что рост экономики тесно завязан на рост российского ВВП. А как будет себя чувствовать экономика главного экономического партнера Беларуси и каким будет спрос на белорусские товары в РФ, однозначно сказать сложно.

    Откуда взяться росту экспорта?

    Традиционно рост и падение белорусской экономики густо замешаны на показателях экспорта. В прошлом году он обвалился, вслед рухнул ВВП. В этом году экспорт восстановился, и ВВП незамедлительно подрос. Планируемые 3,8% роста на 2024 год опять же основаны в немалой доле на увеличении экспортных поставок (на внушительные 7,6%).

    Три кита и черепаха белорусского экспорта – это калийные удобрения, нефтепродукты, IT-услуги и транспорт. Цена калия вряд ли серьезно увеличится, а длинное логистическое плечо съедает прибыль. Для нефтепродуктов закрыты ЕС и Украина, куда поставлялась их львиная доля, в РФ явные проблемы с добычей нефти.

    Оперативно "добыть" 50 тысяч айтишников сверх имеющихся (как и калий) и увеличить выручку ПВТ невозможно. При закрытых границах с ЕС и наличии российских транспортных компаний, агрессивно захватывающих белорусский рынок, непросто увеличить прибыль и в этом секторе.

    Корреспондент Tochka.by поинтересовался у эксперта: если в следующем году ситуация будет примерно такой же, как в текущем (а еще могут добавиться санкции), за счет чего может резко вырасти экспорт?

    "Согласно озвученным властями тезисам, основная надежда на рост ВВП основана на росте экспорта и его физических объемов. Не обладая полнотой информации, можно тем не менее сделать обоснованные выводы о том, что планируется увеличить экспорт калийных удобрений. По словам властей, в этом году планируется достичь 8 млн тонн. Вопрос: получится ли? А в лучшие годы у нас было 11 млн, то бишь есть куда расти", – отмечает Лузгина.

    Эксперт добавляет, что власти наверняка рассчитывают на рост машиностроительного сектора: российский рынок активно потребляет различные белорусские разработки, в том числе военные. Кроме того, может прибавить экспорт продовольствия, который идет в основном в РФ. IT-сектор падает не первый год, но рынок приспосабливается, и в следующем году на фоне низкой базы будут восстановительные тренды.

    "Будет контроль властей, приход каких-то компаний, запуск проектов, ориентированных на РФ. Поэтому наши основные экспортные направления могут еще прирасти за счет физических объемов, но не за счет цены. Но эта торговля может быть невыгодной для белорусской стороны, вынужденной демпинговать, потому что на страну наложены санкции", – поясняет кандидат экономических наук.

    Но демпинг – палка о двух концах: привлекательность белорусских товаров создается за счет низкой цены, не покрывающей всех затрат. Как в ситуации с калийными удобрениями: затраты на логистику выросли, мировые цены упали, к тому же калийная отрасль находится под санкциями.

    "Поэтому вопросы есть", – резюмирует Лузгина.

    По заветам Петра Прокоповича

    Лет 15–20 назад экономика Беларуси активно разгонялась государственными инвестициями, что в конце концов привело к трем "одномоментным" девальвациям белорусского рубля. Напомним, что до них доллар стоил 2200, после – около 9000 рублей. А к деноминации лета 2016 года – уже 22 210.

    Чем же грозит искусственное подстегивание экономики, накачивание ее государственными деньгами? Ведь во многом благодаря этим "инвестициям", которые в этом году должны очень резко вырасти, а также росту зарплат экономика, по мнению коллег Анастасии Лузгиной, не первый месяц работает с "перегревом".

    Экономист считает, что непросто сказать, сколько у белорусских властей остается времени для сохранения мягкой кредитно-денежной политики. Уже в текущем году это приведет к ускорению роста цен.

    "К концу года потребительские цены будут увеличиваться, но власти постараются удержать их в рамках прогнозных показателей. Не думаю, что в этом году произойдут кардинальные изменения в экономической политике. Случится ли это в следующем году, зависит от того, насколько контрольные показатели будут достижимы", – предполагает собеседница.

    По ее словам, если Нацбанк будет придерживаться мягкой кредитно-денежной политики, дисбаланс будет увеличиваться, а инфляционный навес – нарастать. Но момент, когда это станет неконтролируемым и придется отпускать цены, сложно определить. Сейчас дисбаланс еще не так велик, и все зависит от того, как будут меняться ключевые показатели.

    Сальдо давит на курс белорусского рубля

    Лузгина также отмечает, что вследствие низкого уровня предложения и увеличения импорта существует еще один фактор риска.

    "Уже сформировалось отрицательное сальдо торгового баланса. И если ситуация не изменится, то растущий импорт создаст трудности со стороны валютного курса", – поясняет эксперт.

    По словам экономиста, сейчас курс белорусского рубля по отношению к доллару падает из-за обвала российского рубля. Это влияние внешнего фактора. А если будет ухудшаться сальдо торгового баланса, то проблемы станут внутренними. Результат – курс белорусского рубля будет падать не только к доллару/евро/юаню, но и к российскому рублю.

    "С одной стороны, это хорошо, так как конкурентоспособность белорусских товаров на российском рынке будет повышаться, с другой – очень плохо, так как помимо инфляционного давления внутри прибавится и давление за счет растущей стоимости импорта", – уверена Анастасия Лузгина.

    Каким может стать рост цен?

    Ранее, подводя итоги работы белорусской экономики за восемь месяцев, экономисты отмечали, что скрытый инфляционный навес достиг 6%. Сдерживать его бесконечно долго невозможно. Корреспондент Tochka.by поинтересовался у эксперта, возможен ли вариант: когда пружина будет отпущена, спираль инфляции станет раскручиваться – и рост цен станет двузначным?

    "Все зависит от того, насколько долгим будет это накапливание. Судя по тому, что в планах на 2023 год заложена инфляция 7%, цены немного отпустят. Но с учетом стимулирующей политики, роста доходов, и сохранения приверженности на активные темпы роста ВВП, вопрос в том, где лежит у властей красная линия?" – задается вопросом экономист.

    По ее мнению, сложно понять, что будут делать власти, когда увидят, что инфляционный навес нарастает: примут решение проводить более жесткую и кредитно-денежную политику, и политику доходов или нет. Станут ли достигать заветных 3,8% роста ВВП любыми способами, даже если это станет вызывать перекосы, в том числе инфляционные риски.

    "В этом случае мы можем прийти к ситуации 2011 года", – считает эксперт.

    Отметим, что тогда инфляция составила 108,7% (при запланированных властями все тех же 7%). То есть цены даже согласно официальной статистике за год выросли более чем в два раза.

    Конечно, нельзя отождествлять нынешнюю ситуацию и положение 12-летней давности, так как тогда примешивалось жесткое регулирование валютного курса. Сейчас он плавающий и корректируется.

    Эксперт считает, что, судя по озвученным прогнозным цифрам, в следующем году сохранится политика жесткого регулирования цен. Но этот рычаг может не сработать.

    "Риски серьезного роста цен могут быть, если в следующем году мы увидим продолжение мягкой экономической политики. По-хорошему, для выравнивания имеющегося и растущего дисбаланса в экономике она должна была ужесточиться уже в этом году", – резюмирует Анастасия Лузгина.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Помимо погодных волнений, граждан ждут повышение пенсий, куча выходных и отключение горячей воды. Что еще произойдет в мае, читайте в материале.

    Польская виза? Здесь все сложно. Теперь заявителям после верификации в МСИ необходимо пройти еще одно подтверждение с паспортом с помощью селфи-фото.

    У девушки много знакомых, ее ровесников, которые в свои годы тоже зарабатывают по несколько тысяч долларов в месяц. И не все они из сферы IT.

    Больше всего сделок за 1 квартал 2024 года было заключено в Гродно (почти 1000) и Гомеле (771), а также в Витебске (почти 650).

    График работы организаций здравоохранения изменен в выходные и праздничные дни в мае.

    В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу, что несчастный случай произошел из-за нарушений в организации работы на объекте.

    Алексей к своим 20 годам вырос до 207 сантиметров, а 19-летняя Самира остановилась на 162. Размер ноги — 48-й и 38-й соответственно. По весу разница в два с половиной раза!

    Все новости