В Беларуси снова заговорили о необходимости сократить декретный отпуск. Причем инициатива исходит от Александра Лукашенко, который всегда выступал в поддержку семей с детьми. Обсуждая новость, белорусы выдвинули версию, что денег в бюджете не хватает, теперь эту проблему будут решать «за счет декретниц». Но готова ли детская инфраструктура к тому, чтобы принимать совсем еще малышей? Можно ли такие решения принимать резко? Нужно ли вообще декретный отпуск сокращать? На Ребёнок.BY рассуждает мама троих детей Мария Вашкевич.
Короткий «декрет»? Я — за! Но…
В нашей стране один из самых длинных отпусков по уходу за ребенком в мире. Раньше это всегда преподносилось как величайшее благо социального государства. Но так ли это на самом деле? Хорошо ли это для матери?
С одной стороны, это великолепная возможность отойти от ежедневной рутины «работа-дом», разобраться в своих желаниях, получить новое образование и начать новую жизнь. С другой стороны, многие белоруски теряют возможность развиваться в профессии. Работодатели предпочитают брать на ключевые должности мужчин, а то ведь «женщина уйдет в декрет и непонятно, когда вернется». Для некоторых длинный «декретный отпуск» означает конец карьеры: сначала женщина сидит в декрете, потом — на бесконечных больничных.
В итоге мы получаем патриархальный мир, где мужчины не выбирают между отцовством и карьерой, свободны в выборе профессии, а для женщин по умолчанию основным занятием подразумевается материнство.
Сам «отпуск» я не зря беру в кавычки. Если день сурка «работа-дом» подразумевает наличие личного пространства и свободного времени, то материнство — это труд 24/7. Постоянная готовность к внештатным ситуациям, как у пожарных, только те на службе сутки через трое. Да еще и давление общества: «Дало государство три года, будь добра, отсиди». При этом считается, что женщина в декрете «ничего не делает», так что подавай обед из трех блюд, делай уборку и про развивашки для ребенка не забудь. Отсюда напряжение в семьях, озлобленность женщины, обида за то, что приходится «все тянуть на себе».
Пособие в некоторых регионах страны может быть больше, чем средняя зарплата. И женщины рожают — сначала одного, потом второго, третьего… Дети подрастают, а расходы только увеличиваются. И вот она — та самая отложенная бедность. Дети «в кредит», отдавать который нечем!
Но хуже всего, если женщина растит ребенка одна. Если в деревнях еще можно как-то продержаться на натуральном хозяйстве, то в больших городах пособия не хватает. Приходится работать. И тут начинается старая песня: «Дали три года — отсиди». Мало того, что нет никаких преференций работающим матерям, так ведь за право работать женщина должна отдавать государству половину пособия! Даже если она решит зарабатывать ремесленничеством и продавать на рынке десяток связанных шапочек, придется отдать половину пособия. Как ни считай — шапочки выходят золотыми. Получается абсурдная ситуация, что не работать выгоднее, чем работать.
В условиях нашей страны проще опустить руки и не делать ничего. А после трех лет в декрете, как ни крути, догнать коллег сложнее. Многое упущено, квалификация потеряна. Еще и родственники не забывают напомнить, что «ты мать», «нужно думать о ребенке», «тебе на больничных сидеть», так что про амбиции приходится забыть.
Но может, такая система очень хороша для детей?
Это очень легко проверить. Уже выросло первое поколение детей, с которыми матери отсидели до трех лет. А так как в большинстве стран мира декрет значительно короче или отсутствует вовсе, то наша молодежь должна быть значительно счастливее и лучше других. Но нет.
Мы по-прежнему лидируем в рейтингах по количеству суицидов. Количество самоубийств среди несовершеннолетних с каждым годом растет. Теория о том, что основа счастья и доверия к миру закладывается в первые годы жизни, на практике не подтверждается. Либо белорусские женщины в силу причин, описанных выше, не могут дать своим детям ощущения счастья.
Кстати, многие специалисты говорят, что годовалые дети отлично адаптируются к детскому саду. А те, кого приводят после трех, очень долго плачут. Ведь они привыкли, что мама всегда рядом. То есть плюсы длинного декрета для ребенка тоже весьма и весьма сомнительные.
Значит ли это, что декрет пора сокращать?
В текущих условиях — нет, ни в коем случае! Во-первых, яслей практически нет. Если ребенку не исполнилось трех лет, в Минске и областных городах пристроить в сад его будет крайне сложно. А даже если возможно, то государственные ясли — это нищенские зарплаты персоналу, и, как следствие, его нехватка, переполненные группы. То есть совсем не то место, куда родители хотят отдать своего еще совсем маленького ребенка.
С младшим сыном я встала на очередь, когда ему было полгода. До сих пор (а ребенку уже 3,5 года) очередь в государственный сад до нас не дошла.
В частных садах неподъемные цены для большинства людей. Средняя стоимость по городу — 500 долларов. Многие женщины мечтают о такой зарплате. А если доход чуть выше, выкладывать большую часть заработка на частный сад все равно готовы немногие.
Няня, бабушка, подруги — все это из разряда «крутись как хочешь». Взвалить на женщин еще и обязанность пристройства своего ребенка, чтобы пойти работать, — это непосильная ноша.
И самое страшное, если декретный отпуск сократят резко и сразу, а с детской инфраструктурой ничего не поменяется. По-хорошему такие изменения не должны затрагивать тех, кто уже забеременел и родил «по старым правилам». Ведь эти женщины рассчитывали на 3 года и вряд ли готовы к другому сценарию.
Сокращение декретного отпуска должно быть тщательно спланировано. Чтобы пойти на этот шаг, государство должно провести громаднейшую работу:
Нужно стимулировать работодателей брать на работу молодых мам, давая им налоговые льготы на каждую работницу с ребенком до трех лет.
Нужно увеличивать пособие для работающих мам, а не уменьшать его, ведь у таких женщин увеличиваются расходы.
Нужно вводить распределение отпуска между обоими родителями, с денежной компенсацией родителям-одиночкам.
Нужно поощрять открытие частных яслей. Упрощать регистрацию, снижать или вовсе освобождать такие сады от арендной платы, упрощать требования.
Нужно повышать грамотность родителей, рассказывать об опыте других стран.
Нужно открывать больше групп в государственных садах и принимать на работу воспитателей, готовых возиться с детьми, которые не умеют держать ложку и носят памперсы.
И да, в краткосрочной перспективе это очень и очень дорого. Но в долгосрочной — наконец-то уберет проблему, когда бассейн в школе есть, но он не работает, потому что тренер в декрете, а заменить некем.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Коронавирус может оставлять неприятные последствия. Врач городской поликлиники №4 в Гродно перенесла COVID-19 в декабре, а после столкнулась с головной болью, бессонницей, болями в сердце.
Предлагается сделки по продаже авто юрлицами либо ИП проводить только по безналу, а понятие «счет-справка» исключить.Регистрировать сделки можно будет не только в ГАИ, но и у нотаруиса.
Запущена онлайн-платформа для дистанционного обучения, создание которой ранее анонсировал министр образования Игорь Карпенко. Официально это «единый информационно-образовательный ресурс» для школьников....
Интересный материал о том, как совмещать IT и вышивку, о встречах вышивальных маньяков, трендах, как можно себя продвинуть, где искать креатив и просто нужные материалы.