Белстат опубликовал данные по инфляции за январь. Статистики отмечают, что в годовом выражении цены выросли на 7,7% (в январе — на 1,1%). Это рекорд последних четырех лет. Onliner.by сравнил цены на популярные товары в торговых сетях и выяснил, что и как подорожало или подешевело с начала 2021 года. Заранее предупреждаем: этот текст не является статистическим отчетом и не отражает всех изменений цен. Сейчас лишь попытаемся выразить в цифрах впечатления, возникающие при взгляде на витрину.
Откуда цифры и как считали
В данном случае все цены взяли с сервиса infoprice.by в начале января и в начале февраля 2021 года. На первой странице этого ресурса есть раздел «Топ-500 самых востребованных товаров». Там представлен не весь ассортимент магазинов и не то, что мы покупаем каждый день (например, нет хлеба), зато есть масса популярных продуктов, по ценам на которые формируется общее убеждение «подорожало/подешевело».
Немного о методике расчета. Во-первых, мы считаем разницу цен по каждому товару, переводим ее в проценты — это самая простая арифметика. Затем мы сортируем все позиции по росту цены и вычисляем средний прирост цены за месяц, тоже в процентах.
Однако для объективной оценки этого мало. К примеру, в списке пять товаров: килограммовая упаковка мяса и четыре приправы для него. Мясо подорожало на 5%, а на приправы объявлена скидка в 90% — средней величиной будет скидка в 71%, а в реальности весь набор прибавил в цене.
Чтобы не совершать такую ошибку, определим изменение цены сразу для всей группы подорожавших/подешевевших товаров. А чтобы быть еще объективнее, посчитаем долю этих продуктов в общей «корзине востребованных товаров» и общее изменение цены всей «корзины».
Базой для расчета будут цены в шести крупных розничных сетях: «Евроопт», «Соседи», «Корона», «Виталюр», «Гиппо» и Green. (Мы же представим только сети, представленные в гродненской рознице - Прим. s13.ru)
«Евроопт»
Из списка «Топ-500 востребованных товаров» у «Евроопта» 435 позиций. Было больше, но чего-то не оказалось в начале месяца, чего-то — в конце. Из этих 435 товаров подорожали 145 (33%). Средний прирост цены для этих 145 товаров — 18,36%. Весь набор подорожал на 15,14%.
Однако общая стоимость всех 435 продуктов поднялась всего на 1,85%. Почему так? Потому что 52 (12%) товара из общего списка подешевели, а 238 (55%) не изменились в цене.
Дело в том, что в «Евроопте», как и в других сетях, постоянно меняется список продуктов на акциях. Поэтому самые значительные колебания стоимости связаны с началом или окончанием акции.
Вот еще примеры:
Название товара
Было, рублей
Стало, рублей
Подорожало, %
Чипсы Pringles (белые грибы и сметана, 165 г), Великобритания
2,19
4,99
127,85
Некоторые продукты просто заменили на акциях другие товары того же типа и того же производителя.
Подорожало:
Название товара
Было, рублей
Стало, рублей
Подорожало, %
Филе сельди «Матиас» (оригинальное деликатесное, 500 г), Беларусь
3,39
6,49
91,45
Филе сельди «Популярное» (400 г), Беларусь
3,85
4,39
14,03
Сельдь, филе-кусочки «Эконом Маркет» (оригинальное, 220 г), Беларусь
2,19
2,49
13,70
Филе сельди «Матиас» (оригинальное, 250 г), Беларусь
2,99
3,39
13,38
И наоборот: филе сельди «Традиционное» (атлантическая, в масле, 240 г).
Название товара
Было, рублей
Стало, рублей
Подешевело, %
Филе сельди «Матиас» (оригинальное деликатесное, 500 г), Беларусь
4,39
2,79
36,45
Делать общие выводы из этого нельзя, потому что неизвестны объемы покупок каждого продукта.
В «Евроопте» среди подорожавших товаров много овощей и фруктов, а также молочных продуктов и продуктов из рыбы вроде филе сельди в упаковке. В списке подешевевших больше полуфабрикатов, кондитерских изделий и промтоваров.
Пятерка лидеров по снижению цены выглядит так:
Название товара
Было, рублей
Стало, рублей
Подешевело, %
Черный чай Tess Berry Bar (20×1,8 г), Россия
3,59
2,19
−39,00
Средство для мытья посуды «Pril ДуоАктив» (лимон, 0,45 л), Австрия
4,49
2,69
−40,09
Нектар «Сочный фрукт» (апельсин, 1 л), Беларусь
3,49
1,85
−46,99
Кукурузные палочки «Хрумстик» (ванильные, 120 г), Беларусь
2,99
1,29
−56,86
Шампунь «Schauma Vita — Укрепление» (0,38 л)
9,99
2,99
−70,07
Общий вывод для «Евроопта»: цены выросли, хотя и не слишком значительно. Подъем коснулся востребованных продуктов питания: овощей, фруктов, молока, мяса, рыбы, растительного масла. Акционные скидки чаще назначали на полуфабрикаты и промтовары, которые обычно продаются с большой накруткой и не являются особо значимыми для потребителей.
«Корона»
Корона демонстрирует умеренный рост цен, а в акционной политике делает примерно то же, что «Евроопт». В сети продается 422 товара из списка «востребованных». Из них подорожало 145 (34%), подешевело 124 (29%), не изменилось 212 (50%). В целом весь список подорожал на 4,02%. Прирост только подорожавших позиций — в среднем 22%, суммарно — 24%.
Топ-5 подорожавших товаров:
Название товара
Было, рублей
Стало, рублей
Подорожало, %
Филе сельди «Матиас» (оригинальное деликатесное, 500 г), Беларусь
3,40
6,52
91,76
Пюре «Маленькое счастье» (индейка + печень, 80 г)
1,11
2,04
83,78
Чернослив без косточки (весовой, 1 кг)
9,67
17,08
76,63
Топ-5 подешевевших позиций:
Название товара
Было, рублей
Стало, рублей
Подешевело, %
Шампунь Gliss Kur (жидкий шелк, 0,4 л)
7,99
5,12
−35,92
Средство для мытья посуды «Pril ДуоАктив» (лимон, 0,45 л), Австрия
7,59
4,15
−45,32
Баклажан (импортный, 1 кг)
17,45
8,99
−48,48
Кукурузные палочки «Хрумстик» (ванильные, 120 г), Беларусь
3,79
1,65
−56,46
Шампунь «Schauma Vita — Укрепление» (0,38 л)
11,92
4,72
−60,40
«Виталюр»
Среди перечисленных сетей «Виталюр» имеет минимальное количество товаров из списка «востребованных» и минимальный прирост цен по всем расчетам. Всего продуктов в списке 303, из которых подорожало 88 (29%), подешевело 59 (18%), не изменилось 161 (53%). Весь список подорожал на 2,81%. Выросшие в цене продукты стали дороже в среднем на 21%, но по сумме — чуть меньше чем на 14%.
Топ-5 подорожавших товаров:
Название товара
Было, рублей
Стало, рублей
Подорожало, %
Филе сельди «Матиас» (оригинальное деликатесное, 500 г), Беларусь
3,15
6,55
107,94
Ранняя свекла (1 кг)
0,42
0,78
85,71
Минеральная вода Borjomi (1 л), Грузия
2,19
3,99
82,19
Топ-5 подешевевших позиций:
Название товара
Было, рублей
Стало, рублей
Подешевело, %
Кофе Lavazza Crema e Gusto (молотый, 250 г), Италия
16,99
9,99
−41,20
Кофе Paulig Presidentti Original (зерно, 1 кг), Финляндия
44,49
23,99
−46,08
Крем-мыло Duru 1+1 (морские минералы, 4×90 г)
4,75
2,49
−47,58
Кукурузные палочки «Хрумстик» (ванильные, 120 г), Беларусь
3,59
1,69
−52,92
Кетчуп Mr. Ricco шашлычный 350 г РФ
3,85
1,69
−56,10
Заметно подорожали и подешевели в основном полуфабрикаты, напитки и сладости. Бо́льшая часть продуктов, в том числе молочных и мясных, в цене не изменилась. Однако напомним, что специализация «Виталюра» — рыба и морепродукты, а они в «500 востребованных товаров» infoprice.by не попали.
Green
Январские изменения в Green прошли по тому же сценарию, что в «Евроопте» или «Короне». Наполнение витрин примерно то же. Всего 440 товаров из «востребованных», из которых подорожал 161 (37%), подешевело 64 (15%), не изменилось 214 (49%). Вся «корзина» стала дороже на 2,67%. Поднявшиеся в цене продукты выросли в среднем на 24%, при расчете от суммы — на 20%.
Топ-5 подорожавших товаров:
Название товара
Было, рублей
Стало, рублей
Подорожало, %
Чипсы Pringles (белые грибы и сметана, 165 г), Великобритания
2,69
8,79
226,77
Филе сельди «Матиас» (оригинальное деликатесное, 500 г) Беларусь
2,59
6,59
154,44
Пюре «Маленькое счастье» (индейка + печень, 80 г)
1,04
2,01
93,27
Топ-5 подешевевших позиций:
Название товара
Было, рублей
Стало, рублей
Подешевело, %
Крем-мыло Duru 1+1 (морские минералы, 4×90 г)
5,19
3,09
−40,46
Нектар «Сочный фрукт» (апельсин, 1 л), Беларусь
3,89
2,29
−41,13
Средство для мытья посуды Fairy (чай и мята, 0,9 л)
7,59
3,79
−50,07
Кукурузные палочки «Хрумстик» (ванильные, 120 г), Беларусь
3,79
1,79
−52,77
Шампунь «Schauma Vita — Укрепление» (0,38 л)
11,59
4,89
−57,81
Общие наблюдения
В январе 2021 года общий рост цен (не только по описанным выше, но и по другим продуктам) оказался порядка 5—6%. Значительно подорожали сахар и растительные масла, но это началось еще в декабре прошлого года.
Среди товаров из списка «500 востребованных» 149 позиций подорожало более чем на 5%. В их числе:
18 наименований молочных продуктов;
12 — фруктов;
11 — овощей;
9 — рыбы и продуктов из нее;
7 — мяса и мясопродуктов.
А также 27 кондитерских товаров, семечек и тому подобных; 27 — напитков; еще 15 наименований кофе, а также приправы и другие продукты не первой необходимости.
А в это время. Профсоюзы обеспокоены ростом цен на продукты
Профсоюзы заявили, что по итогам январского мониторинга (по сравнению с декабрем прошлого года) потребительские цены на колбасные изделия, животное масло, муку, рис остались на прежнем уровне. Немного упали в цене говядина, молоко, свинина, сметана, творог, хлеб.
— Вместе с тем в очередной раз отмечен рост цен практически на все виды традиционных для питания белорусов овощей: капусту, картофель, лук, морковь, свеклу. Если сравнивать с январем прошлого года, то по отдельным позициям рост составил до 25%, — отметили в ФПБ и добавили, что федерация выступает с предложением собрать на своей площадке всех заинтересованных представителей экспертного Совета по вопросам цен и тарифов, производителей, переработчиков, розничных сетей, а также соответствующих министерств и ведомств.
31-летний россиянин на BMW X5 выехал на встречную полосу и допустил лобовое столкновение с автомобилем Citroen. Водитель и пассажир последнего погибли.
Футбольный клуб «Неман» проведёт встречу с болельщиками. Она пройдёт 4 марта в 14.00 в онлайн-режиме на YouTube-каналах футбольного клуба «Неман» и телеканала «Гродно Плюс».