• Первому самосвалу БелАЗ-540 исполнилось 60 лет: А вы и не знали, что в Гродно уже 10 лет дорабатывают этих «монстров»?

    БелАЗ-540 — один из самых эпохальных советских грузовиков всех времен. Созданный менее чем за год на совсем молодом Белорусском автозаводе в городе Жодино, он стал одним из автомобильных символов 1960-х годов, а в дальнейшем прочно вошел в советскую визуальную культуру как олицетворение бесконечных запасов природных ископаемых некогда самой большой страны мира. Вчера легенде белорусского автомобилестроения исполнилось 60 лет.

    14 сентября 1961 года на автозаводе в городе Жодино закончили сборку первого опытного образца БелАЗ-540. Выпускавшиеся в тот момент в Жодино самосвалы МАЗ-525 хоть и имели на боковинах капотов выштамповку с надписью «Белорусский автозавод», все же назывались именно МАЗами. А совершенно новая машина первой официально получила марку БелАЗ.

    Карьерный самосвал БелАЗ-540 был по тем временам технически передовым грузовым автомобилем. И внешне, и в области технических решений БелАЗ-540 соответствовал мировому уровню своего времени.

    Уверены, что совсем немногие гродненцы знают о том, что современные БелАЗы дорабатывают в Гродно.

    ОАО «Гродненский механический завод» выпускает спецтехнику на базе шасси БелАЗ с 2011 года. На данный момент освоено 10 надстроек на базе шасси БелАз. Это автотопливозаправщики, машины поливооросительные объёмом 30, 35 и 110 метров кубических, щебнеразбрасыватель, маслозаправщик карьерный, комбинированная спецтехника, штанговоз, тягач карьерный с полуприцепом.

    Почему никто из горожан не видел БелАЗ в городе?

    Шасси и карьерные самосвалы производства ОАО «БелАз» доставляются на предприятие, расположенное на окраине города в районе «Азота», своим ходом по дорогам общего пользования с автомобилем сопровождения по согласованным маршрутам. А готовые изделия отправляются к заказчику в разобранном виде железнодорожным либо автомобильным транспортом.

    Кто покупает у гродненцев модернизированные БелАЗы?

    Спецтехника, выпускаемая на шасси БелАз изготавливается в рамках экспортных контрактов и отправляется за пределы страны.

    — Основными рынками сбыта являются Россия и республика Казахстан. Осуществлялись поставки в Украину и Анголу, - рассказали Блогу s13.ru на предприятии, - Вся продукция выпускается под конкретного заказчика.

    Что за машина на фото?

    Это машина комбинированная ПЩК. Изготавливается на базе шасси БеЛАЗ, предназначена для обработки автомобильных дорог в карьерах: в зимний период - для посыпки щебнем, в летний период - полива водой.

    Машина имеет две надстройки, поливоорасительное и щебнеразбрасывательное оборудование.

    Например, щебнеразбрасывательное оборудование обеспечивает посыпку щебнем шириной 8 метров на расстоянии от 2,5 до 4 километров. А в состав поливоорасительного оборудования входит цистерна объёмом 35 метров кубических. Так машина обеспечивает ширину орошения 24 метра на расстоянии около 6 километров. Дальность струи лафетного ствола 60 метров.

    Именно эту машину делали 1 месяц. Она доставлена заказчику АО «Шубарколь комир» в Республику Казахстан, железнодорожным транспортом в разобранном виде. Сборку и запуск осуществляли специалисты ОАО «ГМЗ» уже на месте в Казахстане.

    Что еще делают на гродненском заводе?

    Основным направлением ОАО «ГМЗ» является производство емкостного оборудования, автоцистерн, прицепов-цистерн, полуприцепов-цистерн для перевозки различного рода жидкостей (пищевых, технологических, светлых нефтепродуктов, битума), сыпучих материалов, карьерной спецтехники.

    Основные видами деятельности предприятия на сегодняшний день являются производство автомобилей и других моторных транспортных средств, производство прицепов и полуприцепов, производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства, производство металлических цистерн, резервуаров и контейнеров

    Также здесь налажено производство прочих пластмассовых изделий — композиционные материалы на основе фторопласта Ф-4, изготавливаемые в виде втулок различных типоразмеров.