• Сколько автомобилей и на какую сумму ввозят белорусы?

    Сколько автомобилей и на какую сумму ввозят белорусы?

    «Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Эта незабвенная фраза Остапа Бендера могла бы стать эпиграфом для статьи infobank.by. Но статистика импорта легковых авто в не имеющую полноценного автопроизводства (а только отверточную сборку) Беларусь показывает, что для многих белорусов автомобиль – это все-таки роскошь.

    В кризисные периоды ввоз легковых машин в страну и их средняя цена существенно падает – не до роскоши: автомобили в страну ввозятся людьми в такие времена только в целях важной жизненной потребности или необходимости для бизнеса.

    Если в 2019 году среднемесячное количество ввезенных в страну легковых авто – 8900 штук, то в кризисном 2020-м – 7800, в том числе в коронакризисном апреле после мартовской девальвации того года – меньше 6000 штук.

    А в январе 2021 года импорт легковых авто упал ниже 5000 – до 4-хлетнего минимума. В феврале и марте уже пошел рост, но количество ввезенных машин остается меньше, чем в таких же месяцах 2020-го. В апреле – уже рост относительно апреля прошлогоднего – коронакризисного - значительный:

    • январь – меньше на 27,3%
    • февраль – меньше на 15,0%
    • март – меньше на 2,9%
    • апрель – больше на 76,3%.

    То же – и по суммам, затрачиваемым (вывозящей из страны валюты) белорусами на импорт легковых автомобилей: в 2019-м среднемесячная сумма на импорт легковых авто – больше $100 млн, в кризисном 2020-м – $75 млн, в том числе в апреле в прошлом году – немного более $50 млн.

    В январе 2021 года на импорт машин белорусы потратили $45 млн: такой маленькой суммы не было четыре года со времен сильного кризиса, сопровождавшегося тогда несколькими девальвациями. Несмотря на то, что в феврале-марте пошел рост, импорт легковых авто в долларах был пока еще сильно меньше, чем год назад.

    Но в апреле этого года относительно прошлогоднего апреля, когда все продажи упали в коронакризис – уже очень хороший прирост. Сумма, потраченная белорусами на покупку импортных машин в 2021-м по сравнению с таким же месяцем 2020-го:

    • январь – меньше на 28,7%
    • февраль – меньше на 11,5%
    • март – меньше на 25,4%
    • апрель – больше на 90,5%.

    Показательна и динамика средней цены импортированной машины: если в 2019 году (в среднем за год) средняя стоимость импортного легкового авто составляла 11,69 тыс. долларов, то в 2020-м только 9,60 тыс. долларов. А в первых трех месяцах 2021-го – уже 9,25 тыс. долларов.

    Такой динамике падения средней цены ввозимой машины, кроме снижения финансовых возможностей белорусов в кризис, способствовало падение цен на легковые автомобили (и не только на них) во всем мире в период коронакризиса.

    В январе-апреле 2021 года средняя долларовая цена импортированного в Беларусь легкового авто относительно 2020-го:

    • январь – ниже на 1,9%
    • февраль – выше на 4,1%
    • март – ниже на 23,1%
    • апрель – выше на 8,1%.

    Если же смотреть на динамику за более длительный период, то там еще интереснее и показательнее.
    Ввезено легковых автомобилей:

    • за календарный 2019 год – 106,64 тыс. шт.
    • за календарный 2020 год –   93,50 тыс. шт.
    • за период с апреля 2020-го по март 2021-го – 90,06 тыс. шт.: это – 2-хлетний минимум

    Падение скользящего годового объема импорта машин началось ровно с наступлением коронакризиса весной 2020 года.

    До этого падения количество ввезенных автомобилей выросло до максимума с 2014-15 гг., когда белорусы массово скупали авто в России вследствие их удешевления после девальвации российского рубля 2014 года из-за падения цен на нефть.

    После этой массовой скупки импорт авто в Беларусь упал как по причине насыщения, так и вследствие начавшегося кризиса.

    С апреля 2021-го скользящая годовая сумма импорта машин снова пошла в рост (за период с мая 2020-го по апрель 2021-го – уже 94,57 тыс. шт.).

    Сумма, затраченная на импорт легковых автомобилей:

    • в календарном 2019 год – 1,240 $млрд
    • в календарном 2020 год –  903 $млн
    • в период с апреля 2020-го по март 2021-го – 845 $млн.

    Минимальная скользящая годовая сумма – менее $700 млн – была в 2016-17 годах. что было прямым результатом падения реальных и долларовых доходов белорусов в тогдашний кризис, сопровождавшийся девальвациями BYN-рубля, а также – насыщенностью после скупки авто в России в конце 2014-го – начале 2015-го.

    Массовая скупка авто в России в конце 2014 года привела к вымыванию иностранной валюты из Беларуси, результатом чего стал дефицит долларов и евро в декабре того года.

    В последний 12-месячный период (с мая 2020-го по апрель 2021-го) сумма, затраченная на импорт легковых автомобилей, выросла до $892 млн. Очевидно, что в ближайшие два месяца рост продолжится.

    Сегодняшняя средняя за последние 12 месяцев цена импортированного в Беларусь легкового автомобиля – наименьшая за 9 лет, с начала 2012 года (упала в марте до 9,39 $тыс.). Но с апреля также начала подрастать (уже 9,43 $тыс.).


    Но глядя на динамику импорта легковых автомобилей в Беларусь, наибольший вопрос возникает относительно 2011 года – когда был самый значительный и по количеству, и по затраченной сумме ввоз машин в страну.
    А ведь это был год знаменитого валютного кризиса с сильнейшей девальвацией BYN-рубля и падением долларовых доходов белорусов в разы.

    Четыре месяца с марта по июнь 2011-го и декабрь 2014-го – месяцы наибольшего в истории импорта легковых автомобилей в Беларусь. Но если с декабрем 2014-го – все понятно, и выше это объяснено (скупка дешевых авто в России после тамошней девальвации), то март-июнь 2011-го – весьма странный период.

    И чтобы понять в чем тогда было дело, надо посмотреть данные экспорта легковых авто из Беларуси. И там видно, что в эти же самые месяцы с марта по июнь 2011-го был всплеск экспорта авто, плюс сильный экспорт в последующее время. То есть фактически импорт был в целях реэкспорта.

    Этот реэкспорт легковых автомобилей, а он осуществлялся в Россию, напоминает «растворительно-разбавительные» схемы экспорта нефтепродуктов, что были примерно в то же время. И так же совсем не долго продолжавшийся.

    Косвенно реэкспорт подтверждается более высокой средней ценой, ввезенной в Беларусь в 2011 году машины (см. график выше), что означает более высокую долю новых автомобилей для реэкспорта (в Россию).

    Рост же экспорта авто в последние годы – это уже работа завода Geely в Беларуси. В апреле 2021-го экспортированных авто из Беларуси – рекордное количество с 2012-го, со времен реэкспорта. Хотя по экспортной выручке – еще нет.

    Итак, импорт легковых автомобилей – и по количеству машин, и по сумме долларов, потраченных на импорт, и по средней цене автомобиля – лежит в прямой зависимости от уровня доходов белорусов: в кризисы – падает, с посткризисным восстановлением – растет.

    Последующая статистика внешней торговли Беларуси (мая-июня) покажет рост импорта легковых авто в страну: укрепление BYN-рубля повысило долларовые доходы белорусов.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • Суд Железнодорожного района Гомеля принял решение признать экстремистскими информационные ресурсы спутникового телеканала «Белсат».

    Вечером 24 июля в лесничестве Мостовского района были слышны выстрелы. Позже на место приехала следственно-оперативная группа. Выяснилось, егерь застал двоих браконьеров, один из них выстрелил, чтобы...

    Поле подсолнухов на территории коммунального производственного сельскохозяйственного унитарного предприятия «Гродненская птицефабрика».

    Как рассказали покупатели, они планируют построить там автосалон, однако не назвали, какие автомобили там будут продаваться.

    В эфире онлайн радио s13.live рассказали о предстоящем культурном мероприятии, которое в ближайшие дни состоится в гродненском Фольварке Тызенгауза.

    О «сахарном деле» стало известно в начале 2020 года. Тогда исчезли директора четырёх сахарных заводов — предприятий в Городее, Слуцке, Скиделе и Жабинке.

    Все новости