• «Осталось одно название». Чем живут гродненские авторынок и «конфискат»

    Старожилы автомобильного бизнеса хорошо помнят, что в свое время авторынок в Гродно манил к себе простых покупателей и "перекупов" со всей страны. В 2014 году по соседству появилась площадка по продаже конфискованного транспорта, и она также не была обделена вниманием со стороны покупателей. Что осталось от былой славы в 2021-м, выясняли журналисты Автобизнеса.

    Фуры вместо рынка

    На подъезде к рынку заметно, что желающих на него попасть много. Среди потенциальных покупателей помимо местных было немало машин с первым и пятым регионами на "номерах", а въезд на парковку со всех сторон окружен заторами. Понятное дело, что в последние выходные лета подавляющее большинство посетителей приехало сюда не за машинами. "Но ведь и авторынок с "конфискатом" никто не отменял", – думали мы…

    Еще во время поиска свободного места на парковке смутило, что за забором, где висит красная табличка "Авторынок", стоят фуры. Их выставили на продажу владельцы или это так разрослась площадка "конфиската"?

    Оказывается, на территории, где с 2012 года продавали автомобили, теперь стоянка большегрузов. Их не продают, как выяснилось, а запускают, когда на основной парковке заканчиваются свободные места для такого транспорта. 

    Автомобили, которые стоят рядом, также не продаются. Их здесь оставляют покупатели, которые приехали на вещевую часть рынка.

    В общем, можно констатировать, что авторынок в Гродно существует скорее формально юридически. Справедливости ради все же отметим, что и во время посещения торговых рядов в 2019 году авторынок уже был не тот, если сравнивать, например, с 2016-м. Пускай вместо сотен авто здесь стояли десятки, но они по крайней мере были. На территории единственного автокомиса, располагавшегося на "Южном", продавалось несколько десятков машин, что в совокупности создавало хотя бы какое-то ощущение рыночной площадки.

    Старая привычка

    В последние дни лета-2021 на территории комиссионки всего 7 машин. Впрочем, даже среди столь скромного количества нашлись варианты, привлекающие внимание. Первым был VW Jetta 1990 г.в. с "широкими" бамперами, бензиновым мотором 1.8 и стартовой ценой лишь на "сотку" меньше, чем год выпуска. 

    Визуально для своего возраста машина находится в неплохом состоянии. Под капотом все "вылизано", в салоне для 31-летнего авто также "огонек".

    Другой заметный автомобиль – черный VW Golf IV, причем в версии GTI! За редкую версию хэтчбека, выпущенную в 2003 году, просят 5490$, торг уместен. Под капотом у "заряженного" Golf 1,8-литровый турбобензиновый мотор. 

    Возле ларька с вывеской "Оформление" сидят двое мужчин, один из них – директор комиссионки. По его словам, от авторынка "Южный" осталось одно название. Автомобили на основной площадке не продаются уже года два. Машин на территории автокомиса также гораздо меньше, чем было раньше. При этом директор отметил, что сюда по-прежнему по старой привычке иногда приходят покупатели, но в целом делать тут особо нечего. 

    "Конфискат" остался единственной площадкой с относительно большим выбором автомобилей. Правда, по сравнению с предыдущими визитами и тут ассортимент стал заметно хуже, а занятая территория значительно уменьшилась. 

    Для сравнения: в декабре 2018 года машин тут было столько, что были заставлены даже проезды. Среди авто на этой площадке тогда можно было встретить даже Rolls-Royce Silver Spur. Сегодня ситуация иная, даже на урезанной территории много свободных мест. 

    У входа традиционно стоят самые презентабельные варианты, у забора на противоположной стороне – более дешевые автомобили. 

    Тем не менее здесь удалось отыскать редкую версию VW Passat B5: под капотом – 2.8 V6, в салоне – "рекаровские" сиденья. В описании к автомобилю указано, что его дифференциал переоборудован под тайник. Стартовая цена лота, переоцененного буквально за неделю до нашего визита, – 5333,5 рубля. 

    На площадке есть несколько машин, переоборудованных под перевозку контрабанды. Например, этот BMW 745 в кузове Е65. Пробег у представительского седана 2003 года выпуска – 518.000 км, поэтому состояние кузова и салона оставляет желать лучшего. Тайники не делают машину особо привлекательной, стартовая цена – почти 9850 рублей.

    Как и раньше, за ограждением стоят автомобили, которые ожидают своей очереди быть выставленными на торги. Кроме того, на данной площадке можно встретить разбитый Chrysler Grand Voyager 1997 года. Он, судя по имеющейся информации, находится там на временном хранении. 

    В целом тут стоят порядка 30-40 автомобилей, что заметно меньше, чем было раньше. Причина проста: из-за ковидных ограничений трафик в пунктах пропуска через границу второй год остается минимальным, соответственно людей, которые занимаются контрабандой, практически не осталось, результат – машин за подобные нарушения конфискуется мало. 

    Тем не менее люди сюда заходят. Пока мы общались с сотрудником "конфиската", к нам подошел мужчина и поинтересовался: "Где здесь продаются "нормальные" машины?” Это подтверждает слова владельца комиссионки: несмотря на то что рынка как такового нет уже давно, люди по старой привычке продолжают приезжать сюда в надежде купить автомобиль. 

    Вердикт

    Как такового авторынка в Гродно фактически не осталось. Однако это не значит, что вместе с ним из областного центра ушел автомобильный бизнес. Теперь балом правят интернет и "комиссионки", которых еще год назад насчитывалось около 15 штук. Что касается "конфиската", то его ассортимент стал беднее из-за ограничений на пересечение границ.