• «Недовольные говорят, что мы те же «перекупы», только легализованные». Как гродненские комиссионки вытесняют рынки старого формата

    «Недовольные говорят, что мы те же «перекупы», только легализованные». Как гродненские комиссионки вытесняют рынки старого формата

    Автомобильные рынки старого формата не первый год переживают не лучшие времена, в то время как автокомисы продолжают набирать популярность. Автобизнес проверил, как развивается такой формат торговли в Гродно, авторынок которого когда-то был известен на всю страну.

    Гродно – город, в котором благодаря географическому положению традиционно процветал автомобильный бизнес. Сейчас, конечно, авторынок областного центра утратил былую популярность, но сам бизнес никуда не делся, а просто сменил формат. Теперь балом правят Интернет и автокомиссионные магазины.

    Немного истории

    До 1994 года в самом Гродно не было автомобильного рынка. Он размещался в Скиделе. Кстати, не было в то время и таможенных пошлин на ввоз автомобилей.

    Первый авторынок в областном центре появился в 1994 году и располагался на территории стадиона "Красное знамя" (сегодня ЦСК "Неман"). В течение трех лет по выходным стадион превращался в площадку по продаже машин. Потом он переместился на трассу у деревни Аульс, которая впоследствии стала частью Гродно. Именно этот авторынок узнала вся страна.

    Начиная с 1997 года гродненским автомобильным рынком был фрагмент старой трассы Гродно – Минск в районе станции "Аульс". В течение 15 лет по субботам и воскресеньям перекрывали 1,5 км дороги: закрывали шлагбаум, и на въезде появлялись сотрудники рынка.

    Бизнес по пригону авто процветал, и со временем места стало хватать не всем. Чтобы попасть на рынок и занять лучшие точки, люди оставляли свои автомобили с пятницы и даже с четверга.

    С 21 марта 2012 года автомобильный рынок начал свою работу на новой площадке на "Южном". Но так как случилось это уже после поднятия пошлин, рынку на новом месте было не суждено достичь масштабов своего предшественника.

    После затяжного кризиса в бизнесе по пригону авто из Европы и США, вызванного резким падением курса российского рубля, ряды продолжали пустеть. Закрывались и некоторые автокомисы. И если авторынок так и не смог ожить, то количество комиссионых площадок за последние годы выросло в несколько раз. С владельцами трех из них мы пообщались лично.

    Владелец небольшого автокомиса "На Лиможа 54" Юрий Василевский рассказал Автобизнесу, что после российского обвала закрылась большая часть автокомисов не только в Гродно, но и в Минске. В столице те времена смогли пережить только крупные игроки. В Гродно доходило до того, что в городе сперва осталось их два, а некоторое время спустя – один.

    Автомобильный рынок также продолжал сокращаться, в итоге его практически не стало.

    Себя Юрий называет ветераном автомобильного бизнеса, поэтому, когда полтора года назад он понял, что в стране будет расти спрос на автокомиссионки, открыл свою площадку по продаже подержанных авто.

    "Сайты по продаже автомобилей сделали размещение объявлений для официалов более удобным, чем для частных продавцов. Рынок меняется, легализуется, становится цивилизованным", – говорит Юрий Василевский.

    Свой бизнес Юрий открыл в 2019 году, при этом, как он отмечает, сперва у многих покупателей было скептическое отношение к комиссионкам, но со временем все меняется. По его словам, теперь 70% клиентов довольны тем, что могут купить машину именно таким образом.

    "Это удобно и безопасно, есть возможность сдать автомобиль в trade-in либо приобрести его с привлечением кредита или лизинга.

    Но всегда остаются недовольные, таких где-то процентов 30. Они говорят, что мы те же "перекупы", только легализованные, винят в том, что все машины стоят чистые, подготовленные к продаже. Недовольные будут везде и всегда, это нужно понимать.

    Есть те, кто хочет лично пообщаться с владельцем автомобиля. В этом проблем нет – мы звоним владельцу, спрашиваем разрешение дать контакт, если человек не против, то он общается с покупателем напрямую, может даже встретиться. Комиссию за продажу клиент все равно заплатит (150-350 рублей в зависимости от стоимости авто). Также нет вопросов, если человек захочет показать авто какому-либо специалисту", – говорит Юрий.

    На его площадке около 40% машин продаются с привлечением лизинга либо кредита. Причем несмотря на сложившуюся ситуацию, авто по-прежнему можно купить в кредит.

    "Перед выборами хорошим спросом пользовались авто без пробега по Беларуси. Как правило, авто стоимостью свыше 10.000 долларов оплачивают сразу, в то время как машины по ценам от 3000 до 7000 долларов чаще берут в кредит. Также есть случаи, когда свежепригнанный из Европы или США автомобиль покупают в лизинг на полную сумму. Но после выборов рынок заметно просел, продажи упали примерно на 40%.

    Многие клиенты сперва сами пробуют продать авто через Интернет, но спустя какое-то время обращаются к автокомисам. У комиссионки больше шансов реализовать машину – есть возможность обмена и кредитования, к тому же кто-то может прийти смотреть одну машину, а в итоге купить другую", – продолжает владелец автокомиса "На Лиможа 54". На этой площадке в продаже более 50 авто.

    Один из соучредителей автоцентра ParkHaus Вадим Скробко рассказал Автобизнесу, что заняться этим бизнесом его подтолкнуло желание сделать автомобильный рынок более честным и прозрачным. По его словам, у продавцов назрел спрос на такие услуги, когда можно продавать свой автомобиль без лишних усилий и с гарантией юридической чистоты. Также Вадим отмечает, что еще три года назад в городе практически отсутствовал цивилизованный подход в продаже б/у авто.

    "Свой первый автосалон открыли в Гродно в 2017 году, а уже через год у нас появилась площадка в Бресте, так как это ближайший к Гродно крупный город.

    Ситуация с торговлей автомобилями в этих областных центрах практически не отличается. Два западных региона всегда были перевалочной базой европейских и американских авто для дальнейшего распределения по Беларуси. Цены на машины, как и в любом другом городе страны, в первую очередь зависят от состояния автомобиля", – говорит Вадим.

    Говоря об автокомиссионках в целом, Вадим Скробко разделяет их на два типа: в одном случае это легализованные "перекупы", для которых самое главное – купить подешевле и продать подороже. В другом – это полноценный бизнес, где компании дорожат клиентом и своей репутацией.

    "Люди выбирают продажу через автокомис из-за удобства и безопасности. Продавцу не надо отвечать на звонки, показывать автомобиль, думать о том, чтобы документально правильно оформить сделку. Нужно лишь пригнать авто на продажу и в случае успешной сделки забрать деньги из кассы банка.

    Я думаю, что автомобильные рынки старого формата однозначно уже не вернут себе былой популярности, которой они пользовались еще в начале "десятых". Этот формат предполагал покупку авто 2 дня в неделю, а сейчас люди покупают и продают машины каждый день. К тому же в автокомисе можно купить в кредит или лизинг. В наших салонах этим пользуется примерно половина клиентов. Мы активно стараемся работать в этом направлении, например, последняя наша партнерская программа позволяла взять кредит клиентам с зарплатой в 400 рублей на 10 лет с процентной ставкой 3,99% – первый год, 14,13% – последующий период.

    Касательно складывающейся ситуации можно сказать следующее: наши партнеры не свернули автокредитование, также не остановили свою работу лизинговые компании. Но политическая, экономическая обстановка, а также пандемия, безусловно, негативно повлияли на спрос на автомобили в стране.

    В целом рынок делится по типу авто с внутреннего или внешнего рынка в стране. Говоря о внешнем рынке, благодаря поблажкам в законе есть возможность привозить 3-5-летние машины из Европы или США по ценам, конкурирующим с новыми авто только со знаменитой европейской надежностью и комфортом. В то время как на внутреннем рынке качество "бэушных" автомобилей с каждым годом ухудшается. Состояние зависит от своевременного обслуживания, которое в свою очередь зависит от благосостояния населения. Учитывая этот фактор, можно сказать, что найти авто на внутреннем рынке в хорошем состоянии с каждым годом становится сложнее", – отмечает Вадим Скробко.

    На сегодняшний день у компании ParkHaus более 700 автомобилей в продаже, часть из которых продается удаленно.

    Третьим автокомисом в городе, который мы посетили, стал LikvidAuto.

    Он работает с 2018 года. На тот момент в Гродно было менее 5 комиссионок, поэтому, по оценке владельца Вадима Рома, его площадка была одной из первых. На данный момент в областном центре работает уже 13 автокомисов.

    "Это Европейская система продажи автомобилей, мы двигаемся в ногу со временем. Это удобно как для продавцов, так и для покупателей. Есть различные инструменты финансирования, гарантия юридической чистоты сделки", – рассказывает Автобизнесу Вадим.

    Предприниматель признается, что первое время работать площадкам по продаже авто было сложнее, чем теперь: "Поначалу не было доверия к автокомисам, но за последний год люди перестроились. Они стали понимать, что это удобно и надежно".

    По словам владельца, около 80% авто продаются с привлечением кредитных средств. Причем в связи с изменением курсов количество желающих купить авто в кредит только увеличилось. Вадим объясняет это тем, что люди, наоборот, с радостью готовы брать кредит в белорусских рублях. Примерно половина сделок осуществляется через trade-in.

    На этой площадке продается более 100 автомобилей, большинство с пробегом по Беларуси. Больше работают с населением, чем с перегонщиками.

    Вердикт Автобизнеса

    Похоже, авторынки прежнего формата действительно уже никогда не вернут себе прежнюю популярность, даже в случае полного отключения Интернета в стране. Все большее значение приобретает возможность купить авто с привлечением лизинга или кредита. Если эти инструменты финансирования останутся доступными, автокомисы и дальше продолжат развиваться, отвоевывая рынок у площадок старого типа и мелких "перекупов".

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 11

  • Если от посещения магазинов или кафе, можно воздержаться, то от пользования общественным транспортом некоторой части горожан отказаться сложно.

    Курс доллара в последние недели снижается, и это вызывает вопросы. Неужели регулятор снова тратит деньги на поддержание отечественной валюты?

    В Гродно возбудили уголовное дело  в отношении 30-летнего айтишника. Мол, поддавшись призывам телеграм-каналов, он угрожал милиционерам.

    Третий день в Беларуси прирост пациентов за сутки рекордный с начала второй волны коронавируса — вчера зарегистрировано 787 новых случаев, однако статистика смертей за сутки остается неизменной.

    «Доходит до сердца». Ролик получил больше 2 тыс. откликов - от христиан, мусульман и атеистов при более чем 1 млн. просмотров на YouTube.

    Очевидно, что в августе на конвертацию в твердую иностранную валюту были израсходованы все свободные BYN-рублевые ресурсы населения. Осталось только деньги «на проживание».

    Десять простых вопросов и ответов про геральдику Беларуси — в проекте Onliner «Пашпарт грамадзяніна».

    Все новости