Фабрика "Неман"Не все знают, но в Гродно в начале прошлого века делали свои велосипеды и мотоциклы, которые пользовались огромным спросом. Велосипедно-мотоциклетная фабрика носила название «Неман» и располагалась в доме №20 по нынешней улице Карла Маркса.

Велосипедная фабрика была основана семьей Старовольских в 1894 году. Чуть позже, в 30-ых годах XX века, фабрика выпускала швейные машинки и легкие мотоциклы. О популярности продукции может сказать всего одна цифра — в 1936 году фабрика «Неман» выпустила около 10 000 велосипедов.

Велосипед марки "Неман"

Гродненцы не изобретали кардинально нового, они просто заимствовали и совершенствовали. В частности гродненские велосипеды по своей конструкции были копиями немецких моделей, но с некоторыми доработками (рама выпускалась под колеса размером 26х2 дюйма, хромовые диски, спицы диаметром 2 мм, кожаные седла заказывались в Латвии, а ступицы колес закупались у немецкой фирмы «Fichtel & Sachs».)

На фото ниже сфотографирован взвод велосипедистов Почтового Отделения Военного Переселения в Гродно на велосипедах типа «Неман».

Взвод велосипедистов Почтового Отделения Военного Переселения в Гродно на велосипедах типа "Неман"

С возникновением моды на малолитражные мотоциклы с объемом двигателя до 100 кубических сантиметров, в Гродно в середине 30-ых годов наладили их производство. Начать решили с выпуска мопедов с немецкими двигателями объемом менее 75 куб.с.

Мопед "Niemen R-75" с двигателем "Sachs" объемом 74 см3

За 2 года производства мопедов на фабрике «Неман» был накоплен достаточный опыт для начала выпуска малолитражных мотоциклов.

С 1936 года выпускалось три модели с двигателями объемом 98 см3 (3 лошадиные силы), 125 см3 и 150 см3 (5 л.с.). Наибольшей популярностью пользовалась первая модель- мотоцикл оснащался английским двигателем»Villiers and Wolverhampton» и познанскими шинами фирмы «Stomil». Максимальная скорость мотоцикла составляла 70 км/ч, а расход топлива был минимальным — всего 2,25 литра на 100 километров. При этом повышенная предельная нагрузка позволяла перевозить второго пассажира с помощью дополнительного седла установленного на багажник.

Цена мотоцикла составляла 900 злотых. Мотоциклы продавались как в Гродно, так и в Варшаве. В 1938 году было изготовлено 166 мотоциклов. План 1939 года предусматривал выпуск 250 мотоциклов с двигателем 98 см3.  Но эти планы не были реализованы…

Мотоцикл "Niemen R-100"

Мотоцикл «Niemen 100 DS». Рама изготовливалась в Гродно, мотоцикл комплектовался немецким двигателем «Sachs» и английской фарой.

//Тонина Ольга


Читайте также:

  1.  Новогодний корреспондент

    0

    0

    нечего такие мотоцики

  2. tiigris tiigris

    0

    0

    мда… и тогда фантазия насчет как назвать фирму не отличалась особой широтой. щас тоже везде одни ‘Неманы’ вокруг, куда ни глянь.

  3.  Die Toten Hosen

    0

    0

    tiigris, тебя не спросили 🙂

  4.  Die Toten Hosen

    0

    0

    http://www.2rp.pl/motocykle/niemen/index.htm

  5.  Ferenc

    0

    0

    А я даже не знал что в Гродно производились мотоциклы и велосипеды. Очень интересная и познавательная статья. Мне понравилось.

  6. neevrey neevrey

    0

    0

    Классные раритеты.

  7.  Der Schatten

    0

    0

    Читал, что по сути это была сборка мотоциклов BMW

  8.  bystander

    0

    0

    Гродненцы не изобретали кардинально нового…
    …гродненские велосипеды по своей конструкции были копиями немецких моделей…
    …Начать решили с выпуска мопедов с немецкими двигателями объемом менее 75 куб.с…
    …первая модель- мотоцикл оснащался английским двигателем”Villiers and Wolverhampton” и познанскими шинами фирмы “Stomil”…

  9.  bystander

    0

    0

    Зато…

    Гродненский ликеро-водочный завод «Неманофф» является одним из старейших предприятий Беларуси.

    История завода берет начало в 80-х годах 19 века.. В 1889 году предприниматель Лейба Усерович Слуцкий выкупил землю в г. Гродно на берегу реки Городничанки и получил разрешение на строительство по ул. Виленской,22. В течение года он построил 2 здания кирпичных и 3 здания деревянных. Строения были одноэтажными, крытыми жестью и гонкой (дощечкой). Первоначально это был пивзавод.

    Постепенно завод набирал мощности. В 1897 году пивзавод по ул. Виленской был восьмым предприятием в Гродненской губернии по мощности. С 1937 года заводом управляла дочь Слуцкого…

    РУП «Гродненский ЛВЗ «Неманофф» является крупнейшим в Гродненской области производителем ликеро-водочной продукции.

    РУП «Гродненский ЛВЗ «Неманофф»» производит водку, ликероводочные изделия, вино плодовое, Ворончанский филиал «РУП Гродненский ЛВЗ» производит спирт-сырец, спирт этиловый ректификат в/о, солод ржаной сухой, используемый в хлебопечении.

    Производственная деятельность предприятия осуществляется на трех основных участках: участок приготовления ликероводочных изделий, два участка розлива ликероводочных изделий; в Ворончанском филиале — участок по выработке спирта и участок по выработке солода.

    На предприятии постоянно ведется работа по расширению ассортимента продукции на основе изучения потребительского спроса. Ежегодно ассортимент выпускаемой продукции обновляется на 20% — 35% за счет внедрения в производство новых видов продукции….

  10.  GlamurnyPadonak

    0

    0

    Пришли Москали и начали спаивать население и строить винокуренные заводы…

  11.  Die Toten Hosen

    0

    0

    а ведь так и было. А до Азотно-туковой эры меньше бухариков было

  12.  bystander

    0

    0

    GlamurnyPadonak :

    Пришли Москали и начали спаивать население и строить винокуренные заводы…

    Винокуренные заводы в черте оседлости (куда входил и Гродно) строили исключительно жЫды.

  13.  GlamurnyPadonak

    0

    0

    bystander :

    Винокуренные заводы в черте оседлости (куда входил и Гродно) строили исключительно жЫды.

    ну кто бы соменвался bystander )

  14. tiigris tiigris

    0

    0

    2 bystander: жЫды в то время составляли 80% гродненского населения, так что выбора не было, кому строить винокурни. поляки были шляхтой, а кацапы- батраками. 🙂

  15.  interesant

    0

    0

    И мы(шляхта) ездили за водятой(вудэчкай) к жыдам на NIEMEN 150 DV 🙂

  16.  s@sh

    0

    0

    А ведь если бы не прикрыли завод, то может и машины начали бы делать

  17.  alex 013

    0

    0

    че не написали что мотоциклы неман тоже делали евреи
    и в тель авиве живут внуки мастера и хронят историю гродненских мотоциклов

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Июнь 2019
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Май  
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.