Улица Буденного возникла в XIX веке в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург – Варшава, которая прошла через Гродно. Ее историю в разрезе современного вида представляет Виктор Саяпин на страницах «Гродненской правды«.

ulica-budennogo_14

Первоначальное название улицы – Новая (Новошоссейная). В 90-х годах XIX века ее поделили на Татарский переулок (от современной улицы Свердлова до улицы Карла Маркса) и Новоалександровскую улицу. В начале ХХ века на всем своем протяжении она стала называться Александровской. В 1912 году улица вновь состояла из двух частей – Варшавской и Александровской. В годы Первой мировой войны часть улицы (до улицы Карла Маркса) называлась Warschauerstr, а вторая часть (от улицы Карла Маркса до переезда за вокзалом) – Alexandrowerstr. В 20-30-е годы улица носила название Ягеллонской, а в 1940 году получила имя Буденного. В годы Великой Отечественной войны оккупантами вновь была разделена на две части и переименована: до улицы Бригитской (современная Карла Маркса) в Am Bahndamm и от улицы Бригитской в сторону вокзала – в Bahnhofstr. После освобождения города улица вновь стала единой, и ей вернули прежнее название – Буденного.

Буденного за последние десятилетия претерпела, пожалуй, самые значительные изменения в своем облике среди центральных улиц города. Возникла она на месте укреплений, построенных в 1657 и 1706 годах. Ранее здесь были валы, бастионы и редуты фортификационных сооружений. При прокладывании железной дороги ров, который совпадал с ее направлением, расширили и углубили, по дну проложили железнодорожное полотно. Застройка улицы XIX – начала ХХ века практически не сохранилась.

ulica-budennogo_1

Улица Буденного – одна из самых протяженных улиц центральной части города. Начало берет возле водонапорных башен «Кася» и «Бася», заканчивается перед новым путепроводом через железную дорогу в районе Озерского шоссе.

ulica-budennogo_8

Дом №2 – бывшая еврейская больница, построенная в 1869–1886 годах и первоначально рассчитанная на 60 коек. Здесь работали три отделения: инфекционное, хирургическое и внутренних болезней. Одним из первых врачей в больнице стал выпускник Киевского университета известный в Гродно Г. Замковский. В Первую мировую войну размещался военный госпиталь. В 1923 году больница была включена в городскую систему здравоохранения. После Второй мировой войны в здании расположили узловую железнодорожную больницу.

ulica-budennogo_7

Дом №26 не сохранился, у него была удивительная история. В 1875 году дворянин Семен Богатыревич получил разрешение на постройку каменного дома. В 1878 году купец из Харькова Максим Эльяшев открыл в арендованном у Богатыревича доме карандашную фабрику с паровым приводом.

ulica-budennogo_9

Гродненская фабрика, которая насчитывала до 50 рабочих, выпускала в год до полутора миллионов карандашей отменного качества, отмеченных бронзовой медалью на промышленной выставке в Москве в 1882 году. Аналогичных фабрик в России было всего четыре. Максим Эльяшев имел честь являться «поставщиком престола Его Императорского Величества». До середины мая 1951 года в здании бывшей карандашной фабрики находилась городская маслобаза, которая после переселения передала контору и все складские помещения горпищепромторгу. К сожалению, здание бывшей карандашной фабрики недавно было снесено.

Жилой дом № 36 построен в начале ХХ века из желтого кирпича в стиле эклектики. В 1910 году в нем находилось жандармское управление, а после Второй мировой войны здание заняли железнодорожная милиция, трибунал и прокуратура. Сегодня проводится реконструкция фасада здания, в результате чего дом потеряет свой так называемый «кирпичный» стиль.

ulica-budennogo_2

За зданием теплосетей находилась до недавних пор старейшая Гродненская электростанция, построенная в 1912 году. Это была дизельная электростанция с двумя генераторами суммарной мощностью 94 квт. Вырабатывала электроэнергию для освещения административных зданий, домов местной знати, промышленников, купцов, а также для освещения некоторых центральных улиц города. 18 января 2009 года первую городскую электростанцию снесли.

ulica-budennogo_10

koteg2.jpg

koteg5.jpg

По адресу улица Буденного, 48а располагались табачные склады «Акционерного товарищества Шерешевского». Возведены они были в начале ХХ века. Комплекс состоит из пяти трехэтажных зданий, построенных из желтого кирпича. В послевоенные годы здесь работал табачно-ферментационный завод, на котором выпускались некоторые виды папирос и дешевые сигареты «Армейские». В июле 1989 года решением горисполкома кооперативу «Монолит» была разрешена разработка ПСД на реконструкцию бывших складов табачной фабрики под гостиничный комплекс. Сегодня взамен гостиничного сформировался офисный

ulica-budennogo_4

На противоположной стороне улицы, где недавно оборудовали автомобильную стоянку, находились железнодорожные пакгаузы, построенные еще в конце XIX века. Они были знамениты тем, что в 50-е годы прошлого столетия послужили съемочной площадкой известного фильма «Миколка-паровоз».
Один из немногих сохранившихся на улице домов – №56 – был возведен в конце XIX века в стиле эклектики. В 1914 году семья Лапиных открыла здесь типолитографию, а в годы Первой мировой войны находился Soldatenhaime. В 20-30-е годы в здании работала фабрика игральных карт. После войны длительное время была литография, затем фабрика офсетной печати. С конца 90-х годов в течение полутора десятков лет здание занимали подразделения Гродненской региональной таможни.

ulica-budennogo_5

Улица Буденного, 37 – железнодорожный вокзал, который построен в 1986 году и реконструирован за последние два года. Ранее на его месте находился старейший на территории Беларуси железнодорожный вокзал, возведенный еще в 1868 году.

ulica-budennogo_11

Ранее на улице Буденного обращал на себя внимание дом № 70, который на протяжении почти всей его истории занимали военные. Это было здание необычной архитектуры, в плане напоминало латинский крест, количество этажей разное – от трех до пяти. На карте города 1892 года обозначено как управление уездного воинского начальника. В начале ХХ века значится как казармы инженерного ведомства. После освобождения города от фашистов в 1944 году в здании до 1972 года располагался военный городок №19. Его воинское подразделение имело непосредственное отношение к подготовке и взрыву Фары Витовта. Казарма находилась на том месте Привокзальной площади, где сейчас скверик с «плакучими ивами».

Определенный интерес на улице Буденного представляет дом № 41, который находится рядом с путепроводом возле бывшего железнодорожного переезда. Построен был в начале XX века как двухпутевое паровозное депо.

ulica-budennogo_12

После Первой мировой войны здание было перестроено в трехэтажный дом с мансардой, который использовался железнодорожниками. Позже дом отремонтировали под жилье, мансардный этаж ликвидировали и вместо него устроили четырехскатную крышу. Сохранились лишь оригинальные контрфорсы. Дом несколько лет назад был отселен, сегодня у руководства Гродненского железнодорожного узла есть планы по устройству в этом здании музея.


Читайте также:

  1. oxapkin oxapkin

    0

    0

    Саяпин — ты ошибся! Ул. Буденного заканчивается не возле путепровода, а в «Полесском парке»!!! Смотри http://kartami.ru/grodno

  2. oxapkin oxapkin

    0

    0

    РыСы: И вообще все свои публикации ты берешь с книги «Кронон» которая вышла еще при СССР!

  3.  vk.com Олег Криушин

    0

    0

    а с каких пор эта карта стала эталоном названий и правильных обозначений? на ней почему-то Котовского имеет выезд на Горького. такого уже лет 20 как миниму нет.
    да и дома в Полесском парке не относятся к Буденного, что как бы тоже намекает.

  4.  vk.com Олег Криушин

    0

    0

    УУУ. и Магистральная отмечена к Щорса. однозначно не заслуживает доверия такая карта.

  5. Господин Бользен кот Шрёдингера

    0

    0

    Олег Криушин :

    а с каких пор эта карта стала эталоном названий и правильных обозначений? на ней почему-то Котовского имеет выезд на Горького. такого уже лет 20 как миниму нет.
    да и дома в Полесском парке не относятся к Буденного, что как бы тоже намекает.

    Здание товарной конторы, общежития для бригад и здание ДСП — имеют адреса ул. Буденного: http://wikimapia.org/#lang=ru&lat=53.693105&lon=23.865695&z=17&m=b

    ps Сам был там — видел.

  6.  jendrus

    0

    0

    @ oxapkin:
    Уже от одного «тыканья» становится за Вас стыдно. По поводу «Кронона» — глупость. Если Виктор Юрьевич и использует материалы, то книги «Біяграфія гарадзенскіх вуліц», одним из авторов которой он и является. То есть, фактически, цитирует самого себе. Жаль, что чужой труд вызывает у Вас исключительно лишь приступ зависти.

  7. A.Mur A.Mur

    0

    0

    А мне очень нравятся эти виртуальные экскурсии! Спасибо ) Единственное, было бы очень здорово еще и карту рисовать с расположением этих самых домиков, о которых идет речь в статье, а то как-то тяжеловато со слабым воображением бывает представить, где и что было… Еще раз respect автору!

  8. Ferrous Ferrous

    0

    0

    А еще можно было бы, при возможности, и панорамную съемку улицы «тогда» и «сейчас» (нет предела совершенству).
    Статья понравилась! Было интересно, тем более, что долгое время там совсем рядом жил.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Ноябрь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Окт  
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.