Не так давно стало известно, что в Гродно, возле Кур­га­на Славы, создается музей под открытым небом. Эк­с­по­на­тами станут военная техника и об­раз­цы вооружения разных родов войск и периодов. Поэтому воз­н­и­к­ло предложение передать один из самолетов Щучина – МиГ-25 – в этот му­зей..

МиГ-25ПУ (бортовой номер «18» голубого цвета с чёрной окантовкой, корпус – естественного цвета металла, без окраски) установлен в сентябре 1999 г. на шасси на бетонном основании на территории бывшего военного городка Щучина, памятник лётчикам 10-го отдельного разведывательного авиационного Московско-Кёнигсбергского Краснознаменного ордена Суворова 3-й степени полка (в/ч 21803), базировавшегося здесь до 90-х годов. Служил в 61-м истребительном авиационном полку 2-й отдельной армии ПВО в Барановичах.

Надеюсь, что мнение человека который родился и вырос в Щучине, посвятил себя изучению истории авиации, написал пять книг по авиации на территории Гродненщины и кандидатскую диссертацию по истории авиации в Беларуси чего-нибудь, да стоит.

Итак в лучших традициях Беларуси когда одному чиновнику стрельнула в голову мысль «хочу самолет», все остальные тут же бросились ее выполнять, ибо невыполнение воли начальника грозит всяческими карами. Прикрывая это, стали писаться различные статьи в СМИ, где якобы все граждане в лучших традициях Советского Союза единогласно и с воодушевлением поддерживают замечательную идею. Первой должна была быть и стала Щучинская районная газета «Дзяннiца», которая и стала проводить «линию партии». Газета представила дело так, что якобы все поддерживают и только рады отдать часть своей памяти.

Хочется спросить у этих людей, «Ребята, где Ваш патриотизм? Где Ваша гордость, что Щучин-город авиаторов, а не Гродно?».

НЕТ, Я-против! Против и другие люди которые служили на аэродроме в Щучине и в 10 отдельного разведполка, памятником которому является самолет.

Давно ли стало белоруской традицией перемещать, можно сказать, надгробные плиты? Ведь самолет-памятник — это еще и память о погибших на нем щучинских летчиках, лётчикам Новокрещинову и Пивовару, которые отвели ценой жизни такой же самолет от домов д. Давлюдовщина 21 октября 1992 г., Степанову и Ковалевскому 19 сентября 1986 г. погибшим южнее д. Каменка.

Семён Борисович Шапиро, если это Ваша личная идея, как это написано в «Дзяннiце» — посмотрите в глаза жене и детям этих летчиков, спросите их мнение.

В Щучине жители питают глубокое уважение к авиации — никто не посмеет разбирать или раскручивать по деталям «на память» самолет, тем более довести его до плачевного состояния. Яркий тому пример, когда памятник МиГ-19С ремонтировали сами бывшие авиаторы после того, как его повредило упавшее дерево.

И я хочу спросить, как власти Гродно проявили участие в сохранности Су-17, который стоял на Кургане Славы? Ан-2, который стоял у школы на ул. Советских Пограничников? Ту-124, который стоял в парке Жилибера?

Глядя на судьбу ТРЕХ самолетов которые не смогли и не захотели сохранить в Гродно, я уверен, что у МиГ-25 будет точно такая же судьба. Три потерянных самолета — это не случайность, это тенденция. И не нужно говорить, что на Кургане Славы он будет под охраной, самолет — это не танк, который нельзя раскурочить. Вспомните, в каком виде там стоял последние годы «жизни» на том же Кургане Су-17, — «лежа на боку».

МиГ-25 через несколько лет после того как он прибудет в Гродно, к очередному юбилею, покрасят краской, но не специальной, и не авиатехники, а простые работяги из ЖКХ возьмут те банки, которые им дадут на складе, и дай Бог что бы не «зеленую танковую» и пойдут исполнять свою работу. Кто сомневается в такой вероятности — можете убедиться в данной традиции на примере памятников д. Малеч (Бресткая обл.), или в г. Пружаны (Брестская обл.), «погуглите» найдете и другие….

У каждого города есть свои наиболее ценные памятники, которые дороги каждому жителю. А давайте Коложскую церковь перенесем в Минск и поставим рядом с Национальной библиотекой, там ее туристов больше увидит. Или перенесем ради того, что бы потешить чье-то самолюбие.

После опубликования первой «ласточки» в газете «Дзяннiца» еще в апреле 2013 г. там же в «комментах» появилась запись от читателя которому не безразлична судьба самолета, но он видимо не живет в Щучине:

«Каждый раз, приезжая из Гродно, хожу к этому самолёту. В Гродно я ходить к нему точно не буду. Оно, конечно, понятно, баба с воза кобыле легче. Вместо того, чтобы попробовать установить его действительно как памятник, лучше отдадим в областной центр. Чем-то передачу в дом престарелых напоминает.

Вот если в Гродно Эйфелевую башню перенести, Парижем он все равно не станет. Спроси сейчас у гродненцов что-нибудь о щучинском аэродроме, мало того, что не каждый знает, что такой аэродром был, так для некоторых Щучин это пельменная на перекрёстке. Так вот, в Гродно это будет просто самолёт , у танков на Кургане Славы даже табличек нет, чтобы кто-нибудь из незнающих прочитал, хотя бы название машины. Через каких-нибудь 50 лет о щучинском аэродроме ни то, что в Гродно, никто не вспомнит, в Щучине не вспомнят. Вам, щучинцам, не обидно?

Пусть это и не щучинская машина, но МиГ-25 — это символ, и символ именно последних пятнадцати лет существования аэродрома. И место ему рядом с МиГ-19.
А ведь 25- ых не так много в качестве памятников установлено, у города есть шанс стать владельцем одного из них. Да и вообще историю ценить сейчас надо, чтобы потом не тратить время и деньги.»

Вообще ситуация выглядит так, как будто один человек 12 лет хранил памятную для себя вещь, а потом другой сосед увидев ее хорошую сохранность подумал «я тоже хочу, я тоже сохраню», взял и забрал. Будет по-честному самостоятельно попросить самолет из базы хранения в Барановичах, а не «уводить» тот, что поближе у соседа.

С уважением, Дмитрий Киенко


Читайте также:

  1. antipin antipin

    0

    0

    Памятник Ленину в Китай подарите. А самолет оставьте дома.

  2. Septem Septem

    0

    0

    Что уж размениваться на самолет. Надо в НАСА обратиться за списанным Шаттлом. Поставим рядом с музеем сельхозтехники на радость губернатору.

  3.  KotoFail

    0

    0

    правильно, проблем в стране нет, заняться власти нечем, давайте теперь самолёты поперемещаем

  4. Гиви Вахтангович yandex.ru Гиви Вахтангович

    0

    0

    Неужели у нас в стране мало списанной военной техники, в частности самолетов МиГ-25? Зачем глумиться над памятью военных летчиков??? Оставьте именно этот самолет в покое!!! Люди старались, устанавливали его, хранили. А какой-то чиновник кощунствует, якобы во благо!!! Стыдно должно быть, дорогой наш пришелец Семен Борисович Шапиро!!! Вы тут покуролесите и упархнете, а нам здесь дальше жить!!! Разрушать памятники-грех!!!

  5.  Iron Tooth

    0

    0

    Как коренной гродненец вношу предложение начать сбор образцов военной техники с танка на Советской, ибо дуло танка на фоне театра и костелов выглядит несколько неуместно. Заодно и проезд в этом месте стал бы много проще.
    А потом до кучи собрать волковысские танк, пушку и самолет, слонимский и зельвенский танки, щучинский самолет и пр.

  6.  Iron Tooth

    0

    0

    Гиви Вахтангович :

    Неужели у нас в стране мало списанной военной техники, в частности самолетов МиГ-25? Зачем глумиться над памятью военных летчиков??? Оставьте именно этот самолет в покое!!! Люди старались, устанавливали его, хранили. А какой-то чиновник кощунствует, якобы во благо!!! Стыдно должно быть, дорогой наш пришелец Семен Борисович Шапиро!!! Вы тут покуролесите и упархнете, а нам здесь дальше жить!!! Разрушать памятники-грех!!!

    Бу-Га-га! Этот самолет является скорее памятником кривым рукам и головам, которые его делали. Когда на высоте именно этот МиГ попытались разогнать до максимальной скорости, он начал «сыпаться», из него начали заклепки вылетать, и он еле-наеле сел. И так стал памятником.
    Может хватит прикрываться громкими словами о памяти? У погибших летчиков что, могил нет? Уверен, что их родные туда ходят, а не к заброшенному на задворках самолету.

  7.  LordV

    0

    0

    Давно ли стало белоруской традицией перемещать, можно сказать, надгробные плиты? Ведь самолет-памятник – это еще и память о погибших на нем щучинских летчиках, лётчикам Новокрещинову и Пивовару, которые отвели ценой жизни такой же самолет от домов д. Давлюдовщина 21 октября 1992 г., Степанову и Ковалевскому 19 сентября 1986 г. погибшим южнее д. Каменка.

    Семён Борисович Шапиро, если это Ваша личная идея, как это написано в “Дзяннiце” – посмотрите в глаза жене и детям этих летчиков, спросите их мнение.

    Более точно не скажеш, что власти ещё план по намолоту с га не довели чтоли? Лучшебы Буденного побыстрее доделывали и ещё бабла под эту тему на распил подкинули чем какими-то музеями прикрываться. Или если есть свободные деньги на музеи, лучше подумайте где в 350 тысячном городе сделать нормальную картинную галлерею, а то 200 квадратов на Ожешко кроме как убожеством назвать сложно.

  8. Grodno_Za TheKitten801

    0

    0

    Не хочу никого обидеть, но уж слишком много чести для какой-то старой ржавой железяки. Да и являлась она очередной машиной для убийств.
    Лучше бы сдали её на металлолом.

  9.  Vinche

    0

    0

    У щутинцев спросили — не против ли они?
    Если нет — то здорово.. МИГи 25ые в своё время рулили.. Я не против что бы в Гродно появился лишний аргумент для европейских гостей — пополнять казну города за счёт туризма.. Главное что бы не гадили.. Можно туда Ленина с площади Ленина завести и переименовать саму площадь в Белую например.. Советские памятники — это норма, история как-никак.. Но в специализированных для этого местах, а не на самом видном месте города.. Санчо вечно подчеркивает независимость Беларуси — так пусть на деле реализовывает этот акцент.. А не Площадь Советская, Площадь Ленина.. Пережитки эпохи, когда Беларусь была далеко ЗАВИСИМОЙ..
    🙂

  10.  Vinche

    0

    0

    @ TheKitten801:
    Не, дружище.. Позволь не согласится.. Если бы музей Генри Форда передал безвозмездно Гродно его первый автомобиль — ты бы тоже назвал его ржавой железякой?
    Хай стоит, МИГу 25ому было в своё время чем гордиться.. Дизайн у него шикарнейший.. Только вот отреставрировать бы его немножко, а то ржавые разводы-таки виднеются..
    Ну а то, что машина для убийств.. Партизаны и обороняющие брестскую крепость с белорусской границей — тоже являлись машинами для убийств.. Так что теперь, памятники ветеранам посносить к буям что ли?
    🙂

  11.  shilo

    0

    0

    Услышав про переезд самолета, подумал хорошее дело задумали — военная техника должна быть в музее, где о ней расскажут, где ее отреставрируют и где можно испытать чувство гордости за нашу историю.

    Оказывается, нет. У него есть «собственник». Если это ваш самолет, сделайте так, чтобы на него было приятно смотреть — сделайте свой мини-музей, поставьте знаки-как пройти. А так сквозят эмоции, старческое сожаление о былом, какая-то местечковая ущербность «вы там в своем гродно…».

  12. segoleg segoleg

    0

    0

    перенос памятника- бред!
    Как гродненец я рад самолёту! Но будь я щучинцем то послал бы всех кто это затеял. и кстати куда пропал танк т 34 из Гродно (он стоял у кургана)а теперь лишь панель пустая от него. Я видел недавно репортаж из почти открытого музея в Минске. и стоял у входа только что привезённый танк т 34. Есть связь?

  13.  scotina

    0

    0

    «Щучин — город авиаторов», лол, я бы городом это поселение с одним сфетофором и не назвал, да и каких авиаторов, скорее «Щучин — город малолетних шалав».

  14.  maninbox

    0

    0

    @ Гиви Вахтангович:
    Да нет, они (губернаторы) тут остаются до конца и посмертно, потом их ФИО улицы называют…

  15.  maninbox

    0

    0

    @ Iron Tooth:
    Я тож о танке на площади давно предлагаю убрать, лучше бы кого (Витовта или Батория)на коне поставили. Это было бы уместнее на общем фоне! Вот это было бы дело!

  16.  scotina

    0

    0

    @ maninbox:
    И герб Речи Посполитой на облисполком, да?)))

  17.  Rommel

    0

    0

    @ Iron Tooth:
    Ты дебил.

    Этот самолет — один из лучших в мире. А максимальная скорость его вообще не определена. Крейсерская — 50 км в 2 минуты примерно

  18.  scotina

    0

    0

    Мои извинения щучинцам за некоторую резкость, но, собственно, кто там был вечером, тот представляет что такое Щучин, да и многие подобные райцентры.
    Производства там уже фактически нет, с закрытием авиачасти ещё хуже всё стало, сплошной тлен и кругом печаль.

  19. jek1973 jek1973

    0

    0

    maninbox :

    @ Iron Tooth:
    Я тож о танке на площади давно предлагаю убрать, лучше бы кого (Витовта или Батория)на коне поставили. Это было бы уместнее на общем фоне! Вот это было бы дело!

    согласен, и площади верните исторический вид,а то каждый новый засланец стирает частицу исторического Гродно ради откатов с уложенной плитки

  20.  scotina

    0

    0

    @ jek1973:
    асфальтом закатать, как и было, да?))

  21.  scotina

    0

    0

    Вообще-то музей под открытым небом для Гродно был бы только плюсом, а если там будет много техники — прям ОГРОМНЫМ плюсом — это же довольно популярная у туристов достопримечательность. Посмотрите на Линию Сталина, чтоль.

  22. jek1973 jek1973

    0

    0

    @ scotina:
    можешь идти замом к Шапире

  23.  DNACorp.

    0

    0

    Кто- то говорит про линию Сталина, кто- то про орудия убийств. Когда у нас был Сталин и орудия для убийств, нас боялись.
    А вообще, у нас в современной беларуси очень модно гордиться успехами по факту не осуществлёнными на территории страны, а часто и не гражданами страны. Взять хотя бы белорусского космонавта. Просто своих действительно значимых событий видимо нет. Я это к чему? Миг-25 это не одна страница истории и множество мировых рекордов, и некоторые не превзойдены до сих пор. Но надо понимать, что это всё не наше, а тех кто ещё живёт в этом городе, тех кто когда-то поднимал самолёты в воздух и обслуживал на земле и их потомкам, которые гордятся зачастую прошлым не менее, а может более чем настоящим. Так зачем отнимать у них это? И зачем стране в 600 км по диагонали две линии Сталина?

  24.  maninbox

    0

    0

    @ scotina:
    Хорошая идея: сорвать хотя бы советский герб с Нового замка!

  25. kazbich kazbich

    0

    0

    Rommel :

    @ Iron Tooth:

    Ты дебил.

    редкостный

  26. Господин Бользен кот Шрёдингера

    0

    0

    Гиви Вахтангович :

    Неужели у нас в стране мало списанной военной техники…..

    http://voentorg.by/

  27.  Дмитрий Дробуш

    0

    0

    всё правильно Дмитрий Киенко написал
    видно что человеку не безразлично

    вот таких людей и надо губернаторами ставить

  28.  djamaika

    0

    0

    Полностью поддерживаю Дмитрия Дробуша!
    А самолёт должен остаться в Щучине, только щучинцы должны решать его судьбу! И так все травой поросло – никакой памяти не осталось… Самолёт — это памятник для Щучина и он должен быть на своём месте, в «своём ангаре» . Щучинцы берите пример с Украины — у нас бы уже палатки вокруг самолета поставили и защищали его. Не будьте равнодушными к истории своего города, заклинаю вас!

  29.  djamaika

    0

    0

    @ scotina:
    Не смотря на свои извинения перед щучинцами , ты язык свой попридержал бы. Не тебе судить о моём городе-авиаторов. Что ты вообще о нём знаешь, кроме «малолетних шалав», наверное, озабочен ими, поэтому их только и видел в городе, что аж слюни потекли. Скотина и есть скотина! Верный ник у тебя , «товарищ»!

  30.  Boris and Hleb

    0

    0

    T-34 perenesli v Korobchicy v park partizanov.
    http://www.vgr.by/home/nash-gorod/11921-news-grodno-tank-pereehal

  31.  Boris and Hleb

    0

    0

    na kurgane uzhe zalili plitu dla samoleta.

  32. ocelot ocelot

    0

    0

    @ Iron Tooth:
    слышишь,ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗУБ. прочти и засохни
    http://ru.m.wikipedia.org/wiki/МиГ-25
    В 1977 году летчик-
    испытатель А. Федотов
    установил на этой машине
    абсолютный мировой
    рекорд высоты полета 37
    650 м, а всего на самолете
    этого типа установлены 29
    мировых рекордов.

  33.  DNACorp.

    0

    0

    Дмитрий Киенко, там же в Щучине наверное технарей ещё не мало осталось, разберите его нафиг за ночь, рули (крыло) отстыкуйте, а он бескрылый никому не нужен. А если на балансе он ни у кого не висит, то и искать может не будут. А через командование ВВС РБ вопрос не пробывали решать, у Вас же наверняка есть связи. У Дъякова ? У Мирчука?

  34. segoleg segoleg

    0

    0

    В редакцию «ВГ» обратились
    читатели, обеспокоенные судьбой
    танка, который стоял возле Кургана Славы. Теперь не его
    месте пустой постамент.
    Журналисты «ВГ» побывали на
    мемориальном комплексе и
    обнаружили, что от танка, стоявшего
    на краю аллеи, остался лишь бетонный постамент. Нам сообщили,
    что, по неофициальной информации,
    Т-34 перевезли в партизанскую
    деревню в Коробчицы.
    Направились туда и действительно
    обнаружили танк, который находится в экспозиции нового музея под
    открытым небом рядом с другими
    единицами техники.

  35. segoleg segoleg

    0

    0

    после этой новости про каробчицы я настаиваю на самолете для гродненского музея!!! Курган славы глядишь скоро пересыпят поближе к коробчицам.

  36.  Iron Tooth

    0

    0

    ocelot :

    @ Iron Tooth:

    слышишь,ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗУБ. прочти и засохни

    http://ru.m.wikipedia.org/wiki/МиГ-25

    В 1977 году летчик-

    испытатель А. Федотов

    установил на этой машине

    абсолютный мировой

    рекорд высоты полета 37

    650 м, а всего на самолете

    этого типа установлены 29

    мировых рекордов.

    На будущеее, юноша — ссылки на Википедию аргументом считаются только до 3 класса. Это первое.
    Второе, может какие рекорды скорости этот самолет и ставил на больших высотах, но по крайней мере две последних трагедии в Щучине, когда погибли капитаны Ковалевский А.и Степанов А. и в 1992 году подполковник Новокрещинов А. и капитан Пивовар — это 100% вина техники. Чтоб Вы знали, у МиГ-25 была очень неприятная конструктивная недоработка — при не очень высоких скоростях на вираже он очень легко сваливался в неуправляемый штопор. Причину этого всегда скрывали, но вероятно она связана с двигателями. А в отчетах появлялась запись — причина летного происшествия не установлена или вина летчика.
    Так что в Щучине стоит памятник убийце хороших парней. ИМХО. Можете минусовать.
    И еще. РЛС «Сапфир С-25», которая стояла на МиГ-25, — вот уж было говно редкостное. И по техническим характеристикам, и по надежности. В начале 80-х имел удовольствие заниматься сим произведением «советского инженерного искусства».

  37.  Iron Tooth

    0

    0

    Rommel :

    @ Iron Tooth:

    Ты дебил.
    Этот самолет – один из лучших в мире. А максимальная скорость его вообще не определена. Крейсерская – 50 км в 2 минуты примерно

    Как-то мне кажется, что человек, взявший себе ником имя Роммель, должен более четко различать понятия лучший и быстрейший. Рекорды — это одно, аварии — это другое. И того, и другого у МиГ — 25 много. МиГ-25 это один из самых аварийных советских самолетов. В нем было несколько серьезных конструктивных дефектов, да и производственных «косяков» хватало. А платили за это своими жизнями летчики, их же зачастую выставляли виновниками.

  38.  Aleksandr 13

    0

    0

    Класс! Жаль только что спарка. Он, вобщем то и не боевой, как бы…

  39.  Boris and Hleb

    0

    0

    Istorija T-34 u kurgana slavy
    http://www.vgr.by/home/history/4977-2010-07-14-08-27-13
    Spasibo vecherke.

  40.  potostt

    0

    0

    В данной статье имеется опечатка: Степанов и Ковалевский погибли 21 февраля 1992 года.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Октябрь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Сен  
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.