Музыка с Богом в душе

Нас всегда притягивают фигуры творческих людей. Тем более, если творец –человек в церковном облачении. Наш сегодняшний гость – гродненский композитор, священнослужитель древней Каложи Андрей Бондаренко.– Отец Андрей, в этом году Каложе был передан второй новодел исчезнувшей иконы Божьей Матери, именуемой Каложской. Для Вас это событие не прошлшо незамеченным?

– К не найденной иконе написал службу. Тексты появились несколько лет назад, к четырем уже есть моя музыка. Думаю, хватит времени, чтобы написать ее ко всем священным текстам.

– То, о чеим вы говорите, – это гласовые песнопения. Зачем добавлять к ним инструментальную музыку?

– Видите ли, тогда эти канонические песни можно исполнять не только на службе в храмах, но и слушать в светской аудитории. То есть воспринимать их как отдельный музыкальный номер и таким образом расширять аудиторию. Не только за счет молящиеся, но и слушателей на концертах.

– Был ли переход в священнослужители крутым поворотом в вашей судьбе? Или это решение вызревало постепенно?

– В моем случае – никаких поворотов: я созревал для этого и созрел. А начало было заложено в детстве. Отец – историк по профессии, у него было много книг по древней православной культуре. Их, естественно, читал. И уже начиная от Гродненского музыкального училища, куда поступил, а затем во время учебы в Минской консерватории и аспирантуре был связан с церковью – пел там. Помню, студентами мы ездили молиться в Логойск, чтобы нас не «застукали», ведь это были 70-е годы. Тогда общество еще только приближалось к Богу. Иначе говоря, поиск шел постоянно, но на основе накопленного к тому времени багажа православной культуры.

– А сочинять когда начали?

– Еще во время учебы в музучилище по классу фортепиано. К тому же в Гродно сохранилась атмосфера музыкальной жизни, начавшаяся знаменитой капеллой Тизенгауза. Может именно поэтому мои поиски должны были во что-то оформиться, и в 1992 году появилась другая капелла – Гродненская – с хором, оркестром и ансамблем солистов. Мы много гастролировали по Европе, и это пусть косвенным образом, но ускоряло мое духовно-творческое созревание. Но я изначально знал, что в светской жизни являюсь человеком временным, как ведал и то, что буду писать музыку в храме. Весьма логично в 1995 году владыка Филарет рукоположил меня в сан дьякона. Но художественным руководителем капеллы оставался еще год.

– Ваши успехи в творчестве были заметны, музыкальная карьера складывалась весьма удачно. Достаточно вспомнить оперу «Князь Новоградский». Кстати, как она появилась?

– Она была создана на основе пьесы Леонида Прокопчика, а либретто написала известная белорусская писательница Ольга Ипатова.

– А чем это произведение отличалось от себе подобных?

– Мне кажется, что впервые в белорусской опере ХХ столетия в ней есть монашеские песнопения, притом с целым пластом православной культуры. Конечно же, появление их не случайно, это говорит, что я уже тогда стал сосредотачиваться на священных текстах.

– Опера была отмечена Государственной премией…

– Насчет заслуженности судить не могу, но приятно, что это было сделано Союзом композиторов Беларуси. В том смысле, что оценивали ее значимость профессионалы.

– Уход из светской жизни сказался на творчестве?

– Если говорить коротко, то мой музыкальный стиль стал строже. Безусловно, надо было соблюдать церковные традиции. Они воспитывают меня и в отношении формы, и в отношении языка музыки.

– Как вы чувствуете себя сегодня?

– Остаюсь строгим судьей самому себе, но что-то уже сделано. Как говорится, и прожито не зря, и не так плохо написано. А с прошлого года захотелось инструментальной музыки, немножко разнообразия, чтобы отдохнуть от хоровой. Это добавляет новые краски, открываются новые грани и в церковной музыке. Пишу сейчас для солиста, хора и оркестра на священные тексты. И, знаете, одно другому не мешает. То есть сегодня я не могу делить себя на священнослужителя и композитора. Я един, и я не первый, и не последний. Ведь сколько людей творили под церковными сводами!

– А творчество каких композиторов по душе?

– Именно по душе больше всего Мусоргский. По духу, интонации, содержанию. Люблю слушать Георгия Свиридова.

— Кстати, я не знал, что вы преподаете композицию в филиале Академии музыки в Гродно…

– Это надо делать, ведь я единственный профессиональный композитор в городе. Мы готовим будущих специалистов, чтобы они могли преподавать в колледже искусств.

– Вы служите в Каложе – самом намоленном православном храме Беларуси. С чем ее можно сравнить?

– Каложу надо сначала каждому осознать как свидетеля православия с ХII века. Она многовековой носитель нашей духовной культуры, вобравшая в себя музыку веков.

– Тогда, отец Андрей, что такое жизнь?

– Это духовное созревание к будущему. Люди грешны все, но считаться человеком может только исправляющийся. Жизнь – это постоянные поиски правды.

– Отец Андрей, какую дорогу для себя выбрала ваша дочь?

– Она не стала музыкантом, хотя была способной. Но сейчас работает секретарем-референтом, и это вполне ее устраивает. А раз ее, то, значит, и меня, и матушку.

– А вы в детстве верили в Деда Мороза?

– Не помню. Но, думаю, вряд ли. Мы же росли после войны. Дед Мороз был на втором плане.

– А как встречаете Новый год?

– Новый год у нас с 13 на 14 января. Служим молебен, есть специальный именно для этого праздника. Но большого значения в семье ему не придаем и считаем его поводом остановиться и проанализировать, что сделано и что предстоит сделать. То есть как временная точка отсчета, не более.

– Ваши пожелания нашим читателям?

– Спешите делать добрые дела: время безвозвратно…

Беседовал Алесь Васильков


Читайте также:

    Оставить комментарий


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


    Поиск


    Популярное за неделю



    Афиша Гродно

    Отдых в Гродно




    Отзывы о заведениях






    Все новости Беларуси

  1. Архив

    Август 2019
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Июл  
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 

  2. Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.