Из истории велосипеда на Гродненщине.

Отрывок из монографии Валерия Николаевича Черепицы
«…НЕ ПОТЕРЯТЬ СВЯЗУЮЩУЮ НИТЬ: ИСТОРИЯ ГРОДНЕНЩИНЫ
ХIХ-ХХ СТОЛЕТИЙ В СОБЫТИЯХ И ЛИЦАХ
(исследования, документы, комментарии)»

Привычный нашему глазу двухколесный велосипед, что в буквальном переводе с французского означает «быстрые ноги», был создан в Англии в 1893 году. Тогда же началось и промышленное производство новейших средств передвижения, стали возникать по всей Европе объединения любителей велосипеда. Не обошла эта мода и Гродно.

В губернском городе уже в конце ХIХ — начале ХХ века имелось общество велосипедистов, состоящее более чем из двух десятков человек. Наличие такого количества любителей быстрой езды вынуждало городские власти переходить от восхищения новой модой к строгим запретам, что в конечном итоге потребовало разработки для велосипедистов правил дорожного движения. Первым вариантом их стали предписания гродненского полицмейстера от 21 мая 1899 года, суть которых состояла в следующем: «Езда на велосипедах разрешается в любую пору года по всем улицам, как и по дорогам для конной езды; управлять велосипедам может особа, достигшая 17 лет, при условии сдачи при обществе велосипедистов экзамена, состоящего в демонстрации умения быстрой посадки на велосипед и такого же соскакивания с него; а также умения делать повороты; во время езды каждый велосипедист обязан иметь разрешение на управление велосипедом, регистрационный номер, звонок, а с наступлением темноты — зажженный фонарь; при езде надлежит придерживаться правой стороны, а скорость движения не должна превышать границ, определенных для обычной дорожной езды; при встрече похоронной процессии, марширующих солдат и т.п., а также по требованию полиции надлежит незамедлительно остановиться«.

В последующее годы предписания полиции стали касаться и других прав и обязанностей велосипедистов. В фондах главного исторического архива в Гродно хранятся некоторые документы, отражающие взаимоотношения городских властей и местных поклонников новомодного транспорта. Весьма характерным в этом плане следует признать объявление от 22 марта 1913 года: «Гродненская городская управа сим объявляет, что установленные обязательными постановлением Городской Думы, изданным 5 июля 1900 года, номера для велосипедов на текущий 1913 год заготовлены Управою, где и должны быть приобретаемы велосипедистами. Означенные номера должны прикрепляться к велосипеду на видном месте, но отнюдь не на колесах. Член Управы А.Восинский. Делопроизводитель Саванчук«.

В мае того же года городская дума обратилась к гродненскому полицмейстеру с просьбой «не допускать владельцев велосипедов ездить по городу без номеров, а также обязать лиц, содержащих велосипеды на прокат, снабдить каждый велосипед номером«. Следует заметить, что в начале века в Гродно имелось три пункта проката велосипедов: на складе Гониозского по Ивановской улице, при магазине «Проводник», улица Муравьевская, дом 3 , что у Михайловского моста, при здании архива Гродненского губернского правления.

До начала первой мировой войны в Гродно было несколько спортивных сооружений и площадок, включая и велосипедный трек неподалеку от нынешнего городского стадиона. Здесь ежегодно проводились соревнования велосипедистов, причем как наперегонки, так и по фигурному вождению «железного друга». Широко практиковались велосипедные экскурсии по историческим местам, велопробеги Гродно — Скидель, Гродно — Индура, Гродно — Друскиникай, Гродно — Озеры и другие. Интерес к быстрой уезде оставался у гродненцев неизменным и в последующие годы.


Читайте также:

    Оставить комментарий


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


    Поиск


    Популярное за неделю



    Афиша Гродно

    Отдых в Гродно




    Отзывы о заведениях






    Все новости Беларуси

  1. Архив

    Август 2019
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Июл  
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 

  2. Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.