• История Фары Витовта в Гродно

    • 97940
    • 15 февраля 2008, 10:36
    • Гроднопочитаемисторияфотографии старого Гродноинтересно почитать

    fbi.jpgФара Витовта - грандиозное по масштабам и значимое сооружение в ВКЛ, находилось оно в Гродно. Для Беларуси это символ, такой же знаковый, как Полоцкая София или Крест Ефросиньи Полоцкой. Почему фара и почему Витовта Ее история началась в конце 14 века. С 1376 года Гродно перешел в удельное владение князю Витовту. С 1392 Гродно вторая после Трок резиденция Витовта. Фара – от немецкого "фарре" – приход. Впервые храм упоминается в 1389 году в грамоте князя. Тогда он был деревянным прямоугольным строением, покрытым двускатной крышей, к которому примыкала звонница. Впрочем, это совсем не значит, что заурядным и незаметным. В 1584 году король Стефан Баторий писал в письме к провинциалу Иезуитского ордена Яну Павлу Кампану:

    Наибольшим и наилучшим в Великом княжестве Литовском, однако, деревянным является Гродненский Фарный костел...
    По одной из версий в Фаре венчались Ягайло и Софья. Стефан Баторий Стефан Баторий,- "король-рыцарь", как его называли, выбрал для своей резиденции Гродно. Сложно сказать, почему именно этот город,- не Троки, не Краков и не Вильню. По одной из версий,- из-за стратегического расположения города,- в центре всей РП, по другой-был он страстным любителем охоты, а пущ пригодных для нее вокруг Гродно было великое множество, по-третьей версии здесь он скрывался от своей супруги, Анны Ягеллонки, которую страстно не любил. А скорее всего по всем трем причинам. Гродно королю понравился и в ходе своего правления сделал он для него очень много. Один из примеров - Фара. На месте деревянного храма был воздвигнут каменный. "Он чудесен"- так описывал новый костел в письме иезуит Мартин Латэрна. В 1586 году склепы Фары стали местом первоначального захоронения Батория. Храм Витовта много раз горел и перестраивался. После очередного пожара в 1793 году фарным стал называться иезуитский костел на противоположной стороне площади. Другая эпоха. Другая вера После разделов Речи Посполитой Гродно отошел к Российской империи. Собор после очередного пожара находился в запустении. С утверждением Литовско-Гродненской губернии правительством Российской Империи было обращено внимание на то обстоятельство, что в губернском городе Гродно не было ни одного православного храма. Однако в Гродно в это время оставался запустешевший полуразрушенный от пожара древний римско-католический храм. В ввиду этого явилась мысль приспособить под православный храм опустошенное пожаром здание Фарного костела.
    "По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушав предложение Синодального Господина обер прокурора Статс – Секретаря Действительного Камегера и Кавалера Князя Александра Николаевича Голицына и приложенную при нем копию с полученного им Господина Сенатора и Кавалера Графа Виктора Павловича Кочубея отношение, в котором написано, что вследствие представлений Литовско - Гроденскогого губернского начальства, о предстоящей необходимости устроить в губернском городе Гродно Греко – российскую церковь. Государь Император высочайше указать соизволит обратить для сего находящийся в Гродно каменный католический костел, употребив на направление оного, сооружение иконостаса и отделку покоев для жительства Священно - церковнослужителей исчислены по сметам 18 тысяч 341 рублей серебром."
    rplo.jpg29-го февраля 1804 г. состоялось Высочайшее повеление, при чем на возобновление и приспособление храма отпущено было из государственного казначейство 18341 рублей серебром. Работы по возобновлению храма продолжались около трех лет и, наконец, 7 августа 1807 года церковь была освещена. В ней было два храма главный (холодный) с престолом во имя Софии – Премудрости Божией и с южной стороны небольшой (теплый) придел с престолом во имя Святителя и Чудотворца Николая. Придел этот представлял собой невысокую пристройку, не достигнувшую и половины высоты стен главного храма. Снаружи храм имел костельный вид. На середине его купола не было, а только высокая башня на передней части храма, где помещались и колокола. Стены здания готического стиля XV- XVI веков с наружными колоннами и арками представляли прочное здание изящной легкой архитектуры. Снова пожар rplo2.jpg9 мая 1892 года в 12 часов, когда богослужение было закончено, показался легкий дымок из верхней части колокольни. Было дано знать о пожаре настоятелю собора, протоирею Григорию Кудрицкому, а также пожарной команде. Причина пожара до настоящего времени не выяснена, возможно, что уличные мальчишки, для которых доступ на соборную колокольню был чересчур свободен, забрались в ее верхнюю часть (чуть не под самый крест) чтобы разорить голубиные гнезда в потемках кто-то из них зажег спичку, чтобы осветить внутренность башни, затем не потрудился ее погасить, но бросил в кучу стружек, оставшихся после последнего ремонта – и начало пожара было положено. К сожалению, пожарные трубы, по причине огромной высоты колокольни не могли достать до горевших его частей. Поставили на колокольню ручную машину для нее приносили ведрами воду, но получить ее удавалось в ничтожных размерах, вследствие узости лестницы. Несмотря на энергичную деятельностью пожарной команды, солдат охотничьей команды, равно нескольких рот Утюжного и Петрозаводского полков, огонь охватил весь купол. Стропила подгорели; жесть раскалилась и затем, по прошествии примерно получаса упала на крышу главного соборного здания, которое буквально было засыпано грудою пылающих бревен и стропил. Огонь распространился по всей крыше, средняя часть стропил сгорела; часть их рухнула и пробила в каменном сводчатом потолке собора, отверстие приблизительно сажени полторы в диаметре. Затем деревянные части колокольни догорели; колокола один за другим упали на землю, пробив четыре потолка колокольни. Два больших колокола (самый большой –155 пудов), дали сильные трещины, а два меньших (в 16 и 30 пуд), нисколько не пострадали. К 6 часам вечера пожар был почти совсем прекращен; кое – где тлел дымок, выходящий из кучи мусора и кирпичей. Все иконы и церковная утварь были спасены; деревянный пол собора дал трещины, почему его впоследствии пришлось разобрать. Новый облик ssbb.jpgНа возобновление сгоревшего собора согласно проекта и сметы, составленных академиком архитектуры Чагиным, отпущено было из сумм Святейшего Синода 150099 рублей. По возобновлении, наружный вид храма полностью изменился. Южный придел увеличен; в согласовании с ним устроен такой же придел, во всю длину храма, с северной стороны, с посвящением престола в память первоучителей славянских, Святых Кирилла и Мефодия, а с восточной стороны была устроена часовня для голгофы. Храм украсился пятью куполами; кроме того, устроено три больших купола на обоих приделах и на полукруг впереди главного алтаря. Все купола фиолетовые с золотыми звездами. В западной части храма устроена величественная колокольня в виде высокой башни со шпилем купола и шпиль деревянные обшитые листовым железом. Высота колокольни была увеличена, так что после перестройки, расстояние от вершины креста до основания собора составляло 30 сажень. Фаре была придана чисто – православная внешность.  В главном храме и Кирилло – Мефодиевском приделе были устроены новые иконостасы . Все три иконостаса дубовые резные, одноярусные с позолотой.Ко времени освящения собора; в Свято – Николаевском приделе старый иконостас был заменен новым спустя два года (в 1901). ssbb3.jpgПо возобновлению собора деятельное участие принимало местное Софийское братство. Трудами братчиков был устроен, на собранные пожертвования новый колокольный звон. Состоящий из 12 колоколов, из них самый большой 633 пудов 10 фунтов, второй 297 пудов 15 фунтов, третий – 121 пуд, четвертый 60 пудов и т. д. и самый меньший в 23 фунта. На колоколах имелись изображения и надписи. Общая стоимость колоколов – свыше 12000 рублей. Кроме этого, братства за свой счет украсило собор двумя весьма ценными братскими хоругвиями. Хоругви были темно- фиолетового  бархата, шитые золотом в настоящее время хранятся в Гродненском Свято- Покровском соборе в числе других святынь, оставшихся после храма. Они имеют следующие изображения: на одной – Софии Премудрости Божий и Святого Благоверного Князя Александра Невского, а на другой – Успения Пресвятой Богородицы и Коложской иконы Божией Матери. Освящение Софийского собора после его отстройки совершил преосвященный Иоаким епископ Брестский , 28 марта 1899.  poll.jpgСнова Польша В 1919 году Софийский собор был опять возращен католикам для использования как гарнизонного костела. Польским правительством храм был перестроен в неоготическом стиле. В таком виде он и оставался вплоть до разрушения. 29 ноября в 1961 г. Конец 50-х ознаменовался началом очередной атаки на религию. В Гродненской области пик этой компании пришелся на 1961 год. Массовое закрытие костелов и церквей произошедшее в этот год было связано с проведением одноразового учета религиозных объединений и молитвенных домов. Везде проводились атеистические семинары, где штатные богоборцы убедительно доказывали, что "бога нет". Обществом по распостранению политических и научных знаний в 1961 году на научно-атеистические и естественно-научные темы прочитано 6805 лекций, из них – на научно-атеистические темы 4383 лекции. Газеты пестрели статьями соответствующей направленности. Местные власти хотели преуспеть на ниве соцсоревнования по "борьбе с предрассудками". Для этого занижалось число верующих, создавались препятствия в регистрации священнослужителей и разрушались церкви. grodno_fara.jpg Принятое Гродненским горисполкомом 8 марта 1961 года постановление №213 "О сносе аварийного здания военного костела на площади Советской" следует рассматривать как часть глобального наступления на религию. Для проведения в жизнь решения была создана специальная комиссия в составе: зампреда Горисполкома Туповского В.И., начальника милиции Назаркина П.Г., заведующего промышленно-транспортного отдела горкома КПБ Пясецкого В.И., заведующего облотделом по делам строительства и архитектуры Макарова М.Ф., начальника отдела капитального строительства горисполкома Ледуховского В.А. и директора Областного музея Соболя. На осуществление операции из городского бюджета было выделено 19,5 тысяч рублей. Средняя зарплата в то время была 80-90 рублей. Взрыв был осуществлен работниками "Ленвзрывпрома" и местными военными саперами. На утро солдаты вч №51171 разбирали завалы, которые позже были использованы для строительных работ – временного покрытия проезжей части улиц, тротуаров и дорожек. "Нас заранее предупредили, что костел будет взорван. Мы даже заклеили полосками бумаги окна, что бы они не разбились от взрыва" – вспоминает 63-летняя пенсионерка, в то время молодая женщина только, что заселившаяся в собственную квартиру. Милиция оцепила костел, а выйти из квартиры можно было только по списку согласованному с органами милиции. "Я приняла известие равнодушно, конечно поляки некоторые возмущались, особенно кто верующий был, но время тогда было другое. Митингов не было. Попробуй выйди – мало не покажется" - говорит женщина. Из воспоминаний М.А. Цыгельницкого:
    По решению городского комитета партии я был назначен руководителем дружины ГАИ. Городским ГАИ командовал майор Простяков. Когда возили взрывчатку, мы с Простяковым сопровождали "летучку" подрывников. Перед началом взрыва объехали все посты, перекрывающие все дороги в центр города к Советской площади.
    Никто не знал, в какую сторону рухнет костел. Справа здание Дома союзов с трещиной, оно бы развалилось. И Дворец текстильщиков слева. С тыльной стороны ближе всего был Стройтрест. Если бы костел лег, то и он бы лег. Военные саперы наши не рискнули, ни гродненские, ни минские. А ленинградцы работали. Дед-прораб, еще два-три рабочих и водитель.
    Взрывала костел девочка-вундеркинд из Ленинграда. Она единственная в Советском Союзе была такая – подрывник высшего класса. Маленького росточка, очень маленькая. Она приходила, садилась на корточки – у нее такой блокнотик был малюсенький – считала угол бурения и глубину шурфа. Она рассчитывала, давала угол прорабу. Тот начинал бурить шурф в заданном направлении. И когда уже направление шурфа было, тогда продолжали бурить солдаты. Их позвали на помощь, потому что там стены были по 4-5 метров.
    Ночью, где теперь магазин "Батория", ближе к институтскому зданию, поставили бронетранспортеры. Собралось все областное и городское начальство с военными представителями. Из всех близлежащих домов в округе жителей выселили.
    После того, как мы объехали посты и доложили, что город перекрыт – все начальство ушло в БТР-ы, все до единого. И это дитё маленечкое, она пошепталась с дедом-прорабом, и пошла одна в начиненный заминированный костел проверять взрыватели. Напротив, где скверик, прожектора подсвечивали, там стояли два киоска. От Дома союзов был забор.
    Когда она сказала, что все в порядке, они вышли с прорабом на центр Советской площади. Мы с Простяковым стояли на входе в скверик. На всякий случай танковые шлемы одели, вдруг кирпич какой. А она с дедом в открытую стояла, никаких шапок. Дед крутанул машинку...
    Сразу – огонь по кругу. Костел приподнялся и стал медленно оседать, складываться внутрь. Настолько она точно рассчитала, что он ни в одну из сторон не падал.
    Когда все закончилось, это дите вскочило на шею деду, и они плясали на площади...
    fara_vz.jpg Чрезвычайно редкое фото,- Фара после разрушения. Современность В данный момент на месте былого храма небольшой зеленый сквер с дорожками безо всяких строений. Фундамент Фары сохранился. Разговоры о восстановлении храма ведутся уже 16 лет... Власти или молчат или сетуют на отсутствие денег. В общем позиция "как бы чего не вышло". В письме (октябрь 2007) председателя горисполкома Александра Антоненко отмечается:
    Работы по реконструкции Советской площади не носили радикального характера, что позволяет при благоприятных экономических условиях восстановить утраченные архитектурные объекты на ее территории (ратуша, дворец Радзивиллов, фара Витовта)
    Однако вселяет надежду (как это не парадоксально), что никаких масштабных строительных работ на месте храма (по возведению какого-нибудь хмарачоса, паркинга или гипермаркета) пока не планируется и хотя бы фундамент сохранится. В общем, люди, помните... Помните о Фаре Витовта. Любая идея или символ, когда они нужны, рано или поздно материализуется. А это действительно Символ, и не только для Беларуси, но и для Литвы, Польши, Украины и России. sheme_f.jpg  Автор статьи alryk79. В статье использованы материалы со следующих веб-ресурсов:

    Читайте по теме:


    Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий!

    Комментарии: 40

  • Это фирменная торговая точка предприятия «АзотСервис», которое многие гродненцы знают по кулинарной и кондитерской продукции: пельменям, вареникам, чебурекам...

    Генеральный директор ОАО "Гродненский стеклозавод" Юрий Скрипко отметил, что новое предприятие может появиться в Гродно.

    Товары, которые предназначались для использования в коммерческом обороте, ввозились в течение полугода мелкими партиями с территории Польши. Мужчина также организовал его ввоз другими гражданами.

    Идя на разные ухищрения с родной таможней, белорусы получили удар откуда не ждали: поляки стали чаще аннулировать документы на возврат НДС.

    Что сейчас происходит на некогда забытом участке на Немане и когда жители южной части города смогут без пробок добраться до центра, узнавал журналист «Вечернего Гродно».

    Фигурант ранее был судим за распространение порнографических материалов, мужеложство и иные действия сексуального характера, совершенные с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста.

    Согласно кадастровой оценке, дороже всего стоит земля, что вполне ожидаемо, в популярных Коробчицах. Самая низкая кадастровая стоимость земли в деревне Скребляки Одельского сельсовета.

    Все новости