Уничтожение древнейшего центра Гродно

В 2008 году известный минский архитектор Юрий Никодимович Кишик опубликовал книгу “Градостроительная культура Гродно”, где наряду с целым рядом других интереснейших выводов об истории Гродно сделал ещё один. Дело в том, что многие средневековые города формировались не вокруг замков, а по принципу “веретена” – город как бы нанизывался на основную дорогу, где возникал рынок. По мнению Ю. Кишика таким изначальным веретеном была у Гродно улица Великая Троицкая. Рядом с “веретеном” существовал древний град, старший за поселения на Старом Замке как минимум на сотню лет. Этот град существовал в районе теперешней улицы МОПРовской.

Версию Ю.Н. Кишика можно и обязательно нужно было бы проверить масштабными археологическими раскопками (раскопок там никогда не было), но строительство дублёра Троицкой навсегда уничтожит здесь все археологические слои.

Рисунок из книги Ю.Кишика. Цифрами 1 и 2 показаны будущий Старый и Новый замки, цифрой 3 "протогродно". Фиолетовая полоска - дублёр Великой Троицкой. "

 

План города начала 1780-х гг. 1 - синагога, 2 - рыбный рынок, 3 - район МОПРовской (обратите внимание на густое заселение), 4 - старое кладбище. Красным показан дублёр Великой Троицкой.

Прямиком через еврейское кладбище

О том, что дублёр Троицкой пройдёт прямо через старейшее еврейское кладбище города, уже говорилось. Это район стоянки автомобилей, бывшего автосервиса и частично детского сада (у нас почему-то любили строить детские сады на месте кладбищ). Даже сейчас, через 60 лет после того, как внешние следы кладбища убрали, тут очень много артефактов. Под ногами лежат куски разбитых могил (камни с буквами квадратного алфавита) и даже целая плита (ей как минимум 150 лет, ведь на этом кладбище не хоронили примерно с 1840 года). Тяжело представить что будет, когда тут начнут работать экскаваторы и бульдозеры. Кости в земле прекрасно сохраняются не только с 19, но и с 16 века и даже раньше.

Еврейское кладбище на карте 1830-х гг.

По территории бывшего автосервиса разбросаны куски могил. На склоне также камни со словами на иврите. Недалеко от туалета лежит даже целый памятник. Почему бы создателям музея в синагоге не забрать его.

Уничтожение исторической застройки

После строительства дублёра навсегда исчезнет улица МОПРовская – район очень густой и интересной застройки в Средневековье и новое время. Исчезнет последнее здание по улице Кривой. Улица Малая Троицкая – уникальный район города – тут сохранилась планировка улиц ещё с 16 века – окажется зажатой между двумя трассами – Великой Троицкой и её дублёром. Естественно, о создании тут какого-либо туристического центра придётся забыть. В принципе всё тоже самое можно сказать и о районе большой синагоги, только там практически все здания уже снесли, однако восстановить район, который сто лет назад был важнейшим культурным центром города («Школьный двор») дублёр Великой Троицкой уже не даст.

Чем заменить дублёр Великой Троицкой

Строительство дублёра Великой Троицкой улицы ставит одну цель — завязать транзит транспорта через центр Гродно на Старый мост. Однако нет сомнения, что старый мост должен быть максимально лишён функции транзита транспорта из одного микрорайона города в другой. В принципе строительство кольца от Нового до Румлёвского моста эту задачу решает но не полностью. Кольцо на правом берегу Немана слишком большое (по БЛК — Дубко — Брикеля) и полностью решить вопрос транзита через центр не позволит. Думается, что наилучшим способом решить эту задачу является строительство ещё одного кольца на север от исторического центра. Нужно наконец то спрямить улицу Калиновского (сколько лет про это говориться) и через улицу Островского за госпиталем (там огромные территории, заполненные полуразрушенными боксами для машин) вывести новую дорогу от Нового моста до путепровода около ж-д вокзала. Только после реализации этого проекта имеет смысл принимать решение по необходимости какого-либо строительства дороги выходящей на старый мост. Однако вряд ли это уже будет тогда нужно.

Проект дороги от улицы Островского до путепровода за зоопарком.

Лучший выход для плато над Гродничанкой – от улиц МОПРовской и Малой Троицкой до городской синагоги и пожарной части – это воссоздание сдесь исторической застройки (из новых материалов и с современными коммуникациями) для современных офисов, гостиниц и ресторанов. На месте значительной части старого кладбища нужно разбить сквер и создать мемориал памяти гродненского еврейского населения. В итоге получим интереснейший квартал исторического центра, а не очередную трассу, которая до неузнаваемости изменит облик исторического Гродно, разрушит его традиционную топографию и окончательно превратит центр города в огромную транспортную развязку.


Читайте также:

  1. matriK matriK

    0

    0

    всё просто… как обычно… НАС РАТЬ!!! причём слитно…

  2.  Hummer

    0

    0

    так а с транспортом что делать автор так и не написал

  3.  r318

    1

    0

    Было както решение разгрузить центр. Был проект строительства дороги паралельно пер.Свердлова, были вынесены решения о сносе прилегающих строений, были установлены сроки начала строительства. Но вдруг один очень большой человек (не будем показывать пальцем) задумал построить себе резеденцию по адресу пер.Свердлова, 6 с прудами и лебедями. И тут завертелось — резко нашлись именитые археологи, историки и т.д. Как результат проект похранили.
    З.Ы. Из окон новой резиденции пробок не видать.

  4.  NIKKI

    1

    0

    Улицу дублер строить нельзя, а вот выстраивать новые здания( в районе цептер напротив синагоги), практически окно в окно можно?!!!Смешно, там наверное санитарные нормы и пожарные не действуют. Или они уменьшаются в размере, при необычных обстоятельствах???:))))

  5.  egopolis

    0

    0

    Его нельзя строить и обойтись без него можно!! Тема должна выходить за рамки обсуждения на форуме!

  6. Maggie_ Maggie_

    0

    0

    как водитель я конечно негодую тем ,что творицца в часы пик.. 2 основные центральные улицы: социалистическая и троецкая просто стоят. Вариантов кроме дублера Троецкой я не вижу.. Но и историю чтить надо.. И что делать????

  7.  Eugene

    0

    0

    Maggie_ :

    как водитель я конечно негодую тем ,что творицца в часы пик.. 2 основные центральные улицы: социалистическая и троецкая просто стоят. Вариантов кроме дублера Троецкой я не вижу.. Но и историю чтить надо.. И что делать????

    Можно объехать по новому или румлевскому мосту, зачем в центр-то тащиться транзитом?

  8.  interesant

    0

    0

    сделать дорогу над городничанкой в виде путепровода,и сохранится история,синагога и кладбище(никому ненужное). и даже троицкую можно будет сделать променерой(пешеходной).ПОТЕНТУЮ!

  9.  s@sh

    0

    0

    Вот тема для предложений по улучшению транспортной сети в Гродно http://forum.grodno.net/index.php?topic=1034507.0

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Июль 2019
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Июн  
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.