В конце ноября две гродненские газеты «Гродненская правда» и «Вечерний Гродно» опубликовали тексты, посвящённые транспортным и градостроительным проблемам города Гродно. Содержание обоих статей было весьма похожим – констатировалось успешное завершение в ближайшем будущем объездного кольца вокруг Гродно и излагались планы гродненских градостроителей на будущее. Как раз на эти планы хотелось бы обратить особое внимание читателей. Озвучивались эти планы почётным гражданином Гродно директором института «Гродногражданпроект» Владимиром Дешко, одним из авторов гродненской реконструкции последних лет (в том числе и Советской площади).

Чётвертый мост городу в центре не нужен?

Вот уже много лет обсуждается вопрос строительства нового автомобильного моста рядом с железнодорожным. В 2006 – 2007 гг. гродненские историки и специалисты БелНИИ Градостроительства предлагали изначально заняться постройкой нового моста. Приводились расчёты о большей финансовой целесообразности этого проекта, утверждалось, что после постройки нового моста расширение Старого моста станет ненужным. Предлагалось так же в первую очередь построить объездное кольцо. То, что городу нужен новый мост говорили и известные гродненские архитекторы, например А. Штен.
К этому мнению не прислушались. Денег тогда никто не считал, а реконструкция Старого Моста была признана аксиомой. Правда, уже в 2007 году гродненские чиновники просили тогдашнего премьера Сидорского выделить деньги на четвёртый мост. Гляньте этот чудесный документ. Если бы в полной мере реализовалось всё, что в нём было написано – вынос тюрьмы из центра Гродно, этого позора исторического центра, вынос военной комендатуры, реконструкция Станиславово!!! Но это всё так и осталось красивыми словами.

Что теперь. Старый Мост расширен, кольцо скоро будет закончено. Пора бы подумать и о новом мосте. Но руководитель «Гражданпроекта» уже не говорит, что на новый мост нет денег. Теперь аргументы изменились: «Идея автомобильного моста рядом с железнодорожным, как сообщил на совещании директор института «Гродногражданпроект» Владимир Дешко, существовала еще до реконструкции старого моста. Но сегодня реализация этой идеи проблематична. При сооружении пришлось бы сносить ряд объектов, в том числе жилье на правом и левом берегах Немана, забирать часть территории у «Белкарда» и политехнического колледжа со сносом их корпусов. При этом подлежат сносу башни Бася и Кася, железнодорожная больница».

Перспективы ужасающие. Но так ли это. Конечно нет. Строительство четвёртого моста НИКОГДА НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЛО СНОСА водонапорных башен и железнодорожной больницы. Ниже – прямые этого доказательства. Эскиз правого берега Немана после постройки четвёртого моста и одних из планов этого места (архитектор Исаченко). Как видим – и башни и больница на месте.

Эскиз Нового Гродненского моста в районе железнодорожного, башни на месте.

План выхода Нового моста на улицу Будённого, проект архитектора Исаченко

Вышеприведённое утверждение ещё более удивительно, поскольку «Гражданпроект» хотя и не хочет строить новый мост, но и сам собирается продлять улицу Подгорную вверх до башен и железнодорожной больницы, что хорошо видно на плане. Чем же тогда именно строительство нового моста угрожает историческим зданиям?
Что касается левого берега Немана, то тут можно обратить внимание на предложенный гродненскими историками и архитекторами план развязки с выходом с нового моста не на улицу Суворова, а прямо на улицу Победы. Кажется, очень рациональное предложение, которое совсем не угрожает корпусам такого важнейшего гродненского предприятия, как завод «Белкард».

Проект кольца с выходом Нового моста на улицу Победы и проспект Купалы

Дело на самом деле не в отсутствии денег. Новый мост всё таки планируется построить. И знаете где? «Владимир Дешко предлагает построить мост севернее, в районе Бали Сольной, который соединит промышленную зону КСМ и меловые карьеры на другой стороне Немана…

Сейчас лишний пробег транспорта, подвозящего мел, составляет порядка 50 километров. Он движется по городу, нарушая его экологию, причастен к образованию «колейности» на улицах Весенней, Фестивальной, в Фортах. Нужно учесть и то, что недавняя разведка месторождений мела обнаружила залежи, которые тянутся в сторону Сопоцкина. Их хватит минимум на 30 лет».

Выходит, чтобы вывести из центра транспорт, мост не нужен, в центре с экологией проблем нет, а вот что бы для КСМа можно было напрямую возить мел, мост просто необходим. Через сколько лет окупится такой проект, или может новый мост КСМ собирается профинансировать сам?

Тут хочется обратить внимание на ещё один момент. Если такой мост построить – то он отсечёт последнюю связь лесного массива Пышки от лесов на север от Гродно. Пышки окончательно станут парком. Какой будет ущерб экологии города от этого, думаем, говорить не нужно.

Часть плана Гродно с мостом в районе Бали Сольной. Если рассчитывать на использование Августовского канала, то новый мост тут рациональнее строить в районе Гожи

Вообще, интересно получается – строится мост в районе Сивково, планируется мост в районе Бали Сольной, будет переделываться старый железнодорожный мост в районе Солов, а вот мост для окончательного вывода транспорта из центра города по мнению «Гражданпроекта» не нужен.

Дублёр Великой Троицкой пройдёт через старейшее в городе еврейское кладбще

Почему так? Ответ прост, если заглянуть на план из “Вечернего Гродно”. По мнению специалистов “Гражданпроекта” вывод транспорта из центра Гродно должен обеспечить Старый Мост. Для этого Подгорную продлят до Будённого (как раз к водонапорным башням) и построят дублёр улицы Великая Троецкая. Про дублёр мы уже не раз писали. Строительство этой улицы нанесёт непоправимый ущерб историческому центру города поскольку:

1. Закрепит в центре города транспортные потоки, отрезав от всего остального центра синагогу, Старый и Новы Замки, Коложу (это, если верить плану “Гражданпроекта”, уже не исторический центр Гродно).

2. Несёт в себе угрозу для таких памятников архитектуры как – синагога, Старый и Новый Замки, монастырь Рождества Богородицы, пожарная каланча, музей истории религии, посколько все эти важнейшие места города окажутся нанизанными на огромную трассу.

3. Навсегда лишит гродненцев возможности восстановить старейший район города – так называемый Школьный Двор около главной синагоги и вдоль улицы Великая Троицкая, разрушенный после войны. Мы навсегда уничтожим эту важнейшую часть города, которую надо бережно восстанавливать, а не заклеивать очередной дорогой. Безусловно, ужасными будут и археологические потери города, поскольку район строительства дублёра – старейший посад исторического Гродно. Там могут быть археологические памятники даже 12 века.

Район Великой Троицкой, через который пойдёт дублёр. 1930-е гг. На заднем плане Старое Еврейское кладбище 16 века (слева) и Рыбный Рынок.

Дублёр Великой Троицкой пройдёт прямиком через старейшее в городе иудейское кладбище, заложенное вместе с синагогой в 16 веке (на нём похоронено так же очень много гродненцев, погибих в гетто в 1941 – 1943 гг.) Как это будет выглядеть, можете убедится ниже.

Проект дублёра Великой Троецкой. Современная карта

Этот же самый район на карте 1932. Белое пятно - старое еврейское кладбище. Тёмным цветом на обеих картах для ориентира показано здание по Доминиканской 17 (большое серое около магазина Крышталь)

Первый план — запланированный современный дублёр В. Троицкой, второй план — это же самое место на плане 1932 года. Чёрным для ориентира показано здание по Доминиканской 17 (большое серое около магазина Крышталь) на Троицкой. На третьем рисунке планы совмещены. Теперь там стоянка и частично пустырь, все могилы в земле, их никто никогда не выкапывал.

Если дублёр Троицкой начнут возводить, то район центра около синагоги никогда не будет восстановлен так как выглядел в начале ХХ века. Там просто не будет места для этого. А ведь рядом с хоральной там было ещё три синагоги.

Почему “Гражданпроект” так стремится всё таки возвести дублёр Великой Троицкой. Ответ прост – если этого не сделать, то ставится под сомнение дорогая реконструкция Старого Моста. Теперь весь транспорт в центре города нужно завязать на Старый Мост. Правда, о реальных выгодах для исторического центра от этого, например выводе частного транспорта с улиц Кирова, Маркса и других, никто даже не заикается.

Обратите внимание, как невелик

Что ж поживём-увидим. Не в первый раз нам выхватывать из под бульдозеров на котлованах остатки нашей исторического наследия и наблюдать, как экскаватор выворачивает из земли очередную партию человеческих костей.


Читайте также:

  1. kinzor kinzor

    0

    0

    Сумна што вось такія «почётные граждане» здзекваюцца над роднай Гародняй…

  2. Господин Бользен GO

    0

    0

    А я думал, что проект переделки старого жд моста у Солов заглох…..

  3.  egopolis

    0

    0

    Как приятно привозить друзей из разных стран и гродов Беларуси, Польши, Литвы и слышать от них лестные слова о нашем любимом городе. Но почему власти города всегда идут наперекор всему тому хорошему, что есть? Ребята, у нас не Минск или Витебск с их сталинскими постройками, широкими проспектами, квазиприродой,а город со своей ценнейшей архитектурой, который сравнивают с Вильнюсом.
    Если старый мост сделать ещё удобней для подъезда, тяжело будет представить, что там будет проходить в часы пик под вечер.Если вопрос стоит в транспортной развязке, то всем ведь ясно, что это нецелесообразно. Или в очередной раз надо мириться с их вандальными действиями?

  4.  Sysanin

    0

    0

    Спасибо за статейку, очень позновательно и весьма интересно.

    п.с. ранним, субботним Рабочим утром =)

  5.  Новогодний корреспондент

    0

    0

    Ну мост бы в районе КСМ не помешал бы. Едешь с Сопоцкино, всегда мысль появляется, нафига такой круг валить если надо в район БЛК.
    Но он, конечно, проблему центра не решит.

  6.  Вишня М.

    0

    0

    Да!!! спасибо, что есть люди понимающие, конечно долго нашим детям придется снимать гавно-штукатурку с исторических зданий. Спасибо за статью.

  7.  s@sh

    0

    0

    Я тоже хочу мост в районе КСМ.

    Если с дублёром троецкой не будут торопиться, то еврейские кости можно перезахоронить, провести раскопки. И не понимаю, зачем восстанавливать район синагоги? Если что-то сохранилось, то да — его надо ценить. А зачем нужны новостройки в старом стиле там, где они мешают?

  8.  harodnia.com

    0

    0

    to s@sh
    Простите, а кому мешают «новостройки в старом стиле». Может быть школьникам и туристам, которые будут посещать четыре музея в этом районе (Старый Замок, Новый Замок, музей религии и музей пожарной службы)? Или эти новостройки будут мешать воссозданию атмосферы района старой синагоги и планируемому там музею (даже фонд создан уже — «Музей на Малой Троицкой»)? А, догадался, они мешают потоку машин, который своими выхлопными газами и вибрацией в 15 метрах от синагоги с двух сторон будет разрушать и так не очень сохранные наши памятники.
    Что касается моста в районе КСМ то, простите, куда он будет вести. К залежам мела под Заречанкой? Так на Барановичи это такой же крюк, как и по Новому мосту. А если для выезда на канал, то вам от Заречанки придётся или выезжать в Наумовичи и около форта №2 выезжать на Сопоцкинскую трассу (фактически ехать назад), или ехать через Васарабы (там до Свяцка 10 км грунтовки) или ехать через Колбаски, Селивановцы,Белые Болота. Там, кстати тоже около 10 км грнтовки как минимум.
    Если мы хотим развивать район канала — нужно мост строить около Гожи. До Гожи от Грандич меньше 10 км., а попадёте сразу в самые живописные места, на линию канала.

  9.  Aksakal

    0

    0

    Пышки окончательно станут парком.

    А что, это — НЕ ПАРК?

    Мел возить им хватило бы и сопливого понтонного моста. Не обязательно для этого выстраивать что-то грандиозное.

    Если дублёр Троицкой начнут возводить, то район центра около синагоги никогда не будет восстановлен так как выглядел в начале ХХ века.

    Он и так НИКОГДА не будет восстановлен.

  10.  harodnia.com

    0

    0

    to s@sh
    Что касается «перазахоранивания еврейских костей»
    Вы не совсем понимаете о чём идёт речь.Там людей хоронили с 16 века. При чём представителей самой массовой общности Гродно. Кладбище это закрыли в середине 19 века, потому что оно не вмещало никого.И в 1941 — 1943 гг. там похоронили думаю не меньше 7-8 тысяч человек. «Перезахоронить» — это загрузить костями штук 20 самосвалов и куда-то везти!? А почему не поставить мемориальный знак, как в Белостоке, почему не создать сквер с деревьями. Почему?

  11. nkvd yandex.ru nkvd

    0

    0

    Замахнулись на строительство моста,а 500м.асфальта положить от АЗС(на кольце Славинского) до клуба «МЕТРО» слабо? Добавить полосу и пробок на кольце не будет.

  12.  sieryj

    0

    0

    @ harodnia.com:
    @ nkvd:
    +100500
    А нащёт моста на КСМ всё очень просто.
    Если такой мост построить – то он отсечёт последнюю связь лесного массива Пышки от лесов на север от Гродно.
    Зато какой паркет получится…

  13.  Der Schatten

    0

    0

    Как приятно что государственные тролли по субботам не работают и как хорошо стало читать комментарии)))

    Спасибо за статью!

  14.  vkontakte.ru Наталья Храброва

    0

    0

    Гродненцы-давайте выступим единым фронтом против варварства.
    До сих пор мне стыдно .что мы не объединились против разрушения здания на Горького «Горячий хлеб»

  15.  overkill

    0

    0

    нет у нас гражданского общества, некому объединяться. убили этот нерв давным-давно. те, кто голову поднимает- в тюрьмах сидят, чтобы другим не повадно было. остается только смотреть, как уничтожают родной город.

  16. valerij valerij

    0

    0

    ….. неужели нельзя постоить мост, а он крайне нужен, при этом не разрушая что-то?!
    или это только у наших мего-инженеров такая фишка?
    хотя…. были б деньги, а так…))))))))))))
    NO MONEY — NO HONEY!!!!

  17.  Вий

    0

    0

    А как по вашему можно убрать пробки со стороны Горького? Ещё один мост в центре этого не решит. Дублёр Великой Троицкой всё равно нужен. Потоки идут не только за Неман.

  18. fox fox

    0

    0

    harodnia.com :

    to s@sh
    Что касается “перазахоранивания еврейских костей”
    Вы не совсем понимаете о чём идёт речь.Там людей хоронили с 16 века. При чём представителей самой массовой общности Гродно. Кладбище это закрыли в середине 19 века, потому что оно не вмещало никого.И в 1941 – 1943 гг. там похоронили думаю не меньше 7-8 тысяч человек. “Перезахоронить” – это загрузить костями штук 20 самосвалов и куда-то везти!? А почему не поставить мемориальный знак, как в Белостоке, почему не создать сквер с деревьями. Почему?

    Просто к сведению — по нормам после 50 лет после последнего захоронения, данную территорию можно застраивать.
    А почему тогда до сих пор никаких памятных знаков возле синагоги не установили, не считая самой полуразрушенной синагоги?

  19.  NIKKI

    0

    0

    Der Schatten :

    Как приятно что государственные тролли по субботам не работают и как хорошо стало читать комментарии)))
    Спасибо за статью!
    </blockquo
    Точняк!!!!

  20. dron1973 dron1973

    0

    0

    чем он почетен этот дешко?

  21.  zakerzonec

    0

    0

    @ fox:
    Такая байка довольно распространена, только вот те, кто ссылается на какие-то «нормы» и даже «законы» с датой 50 лет,сами этих документов в глаза не видели,потому что их в таком виде в природе не существует.

  22.  jas

    0

    0

    А я всегда считал, что дублера собираются строить по другому берегу Городничанки, а не у синагоги. Оказывается ошибался.

  23.  yandex.ru smersh2011

    0

    0

    зря ты ошибался
    @ jas:

  24. noNamE noNamE

    0

    0

    мать…опять будьдозеры….
    сколько же можно…уроды моральные…

  25.  tuti

    0

    0

    harodnia.com :

    Теперь там стоянка и частично пустырь, все могилы в земле, их никто никогда не выкапывал.

    Там стоит приёмный пункт вторсырья. За ним обрыв. Из грунта постепенно вымываются и торчат человеческие кости. Ноги…

  26.  xander

    0

    0

    Вот объясните мне, как не инженеру, как это по предложенному варианту архитекторов и историков мост от Подгорной идет с правой стороны от железнодорожного моста, а выходит на Победы уже с левой стороны… Это будет змейка под железнодорожным что-ли?
    А по поводу синагоги согласен с Аксакалом, что если не будут делать дублера Троецкой, то и восстанавливать эту часть города подавно не будут. Что-то не особо еврейская община рвется заниматься своим кладбищем и храмом. А раз он им не нужен для непосредственных целей, то туристам это захолустье тем более не нужно. Так и всякий бомжатник можно объявить памятником культуры. Только что бы он был памятником, надо его восстановить и до ума довести сначала, а потом уже отстаивать с пеной у рта.

  27.  tuti

    0

    0

    xander :

    Вот объясните мне, как не инженеру, как это по предложенному варианту…мост от Подгорной идет с правой стороны от железнодорожного моста, а выходит на Победы уже с левой стороны…

    Как не инженер предлагаю сделать дорогу хотябы так:

    Вдоль самой ж-д дороги, на склоне поставить опорную стенку и подсыпать грунта. Напротив Свердлова перекинуть мост. Такие дороги можно хоть с двух сторон лепить на склоне)) И не надо разрушать!

    Вообще надо железку на этом участке спрятать под землю — сверху засыпать и использовать место под паркинг например.

  28.  tuti

    0

    0

    http://saveimg.ru/show-image.php?id=93396d8e43de25232c43689e1f589750

  29. Правий сектор mareh

    0

    0

    мост на КСМе позволит развивать Барановичи, разгрузит Весеннюю и Поповича

  30. Правий сектор mareh

    0

    0

    tuti :

    xander :

    Вот объясните мне, как не инженеру, как это по предложенному варианту…мост от Подгорной идет с правой стороны от железнодорожного моста, а выходит на Победы уже с левой стороны…

    Как не инженер предлагаю сделать дорогу хотябы так:

    Вдоль самой ж-д дороги, на склоне поставить опорную стенку и подсыпать грунта. Напротив Свердлова перекинуть мост. Такие дороги можно хоть с двух сторон лепить на склоне)) И не надо разрушать!

    Вообще надо железку на этом участке спрятать под землю – сверху засыпать и использовать место под паркинг например.

    а еще можно ул.Советскую мрамором отделать, пл.Советскую золотом и бриллиантами инкрустировать, метро в Гродно прокопать

  31.  vk.com Евгений Сычёв

    0

    0

    @ tuti:
    Я думаю мост от победы к буденого разгрузит центр.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Июнь 2019
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Май  
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.