Судоходство на Немане после войны

Судоходство на Немане после войныПосле освобождения Гродно в июле 1944 г. одной из важнейших перед властями стояла задача восстановления речного флота на Немане. Для этих целей приказом от 8 сентября по Неманскому военно-восстановительному управлению Народного комиссариата речного флота СССР, которое находилось в г. Каунас, были созданы военно-восстановительные комплексные отряды.

Границы деятельности Гродненского отряда № 2 были определены по реке Неман от верховьев и до местечка Друскеники, включая Огинскую систему и Августовский канал. Исполняющим обязанности начальника Гродненского военно-восстановительного отряда был назначен Ангелуц Яков Федорович. Очередной текст Виктора Саяпина, на этот раз посвящённый истории речного флота на Немане.

Работы у коллектива отряда был непочатый край. Как пишет в газете «Свободная Белоруссия» 28 сентября 1944 г. главный инженер отряда А. Пельмяков «Много пришлось поработать коллективу нашего восстановительного отряда, пока Гродненский речной порт был приведен в порядок. За годы немецкой оккупации хозяйство здесь было почти полностью разрушено, суда затоплены, оборудование их испорчено, инструменты расхищены». (здесь и далее с сохранением стиля и орфографии – авт.)

Главной задачей отряда являлось поднятие затопленных судов. К концу сентября было поднято пять барж и теплоход «Боец». Подготовлены к эксплуатации 6 барж, полностью отремонтированы пароходы «Пушкин», «8-е марта», «Техник».

Отдельная группа рабочих была занята углублением и очисткой дна Немана от частей взорванных оккупантами мостов. Руководство военно-восстановительного отряда через газету ставит организации в известность о том, что «…на участке реки Неман от Гродно до устья Августовского канала открыто грузовое движение речных пароходов. Кроме этого с 10-го октября 1944 г., будет открыто движение на участке р. Неман от Гродно до устья р. Щара и от устья Августовского канала до Друскеник».

На январь-февраль 1945 г. было запланировано строительство буфета, восстановление павильона и склада на пристани Гродно.

В связи с реорганизацией органов речного флота в Неманском бассейне, согласно приказу Народного комиссара Речного флота Союза ССР, произошла передача всего хозяйства из Неманского военно-восстановительного управления во вновь организованное Управление Неманского речного пароходства. Приказом № 9 от 31 марта 1945 г. начальника Неманского речного пароходства были организованы в Гродно:

а) Гродненская пристань Неманского речного пароходства с границами ее деятельности по реке Неман от истока до Меркине, река Щара, Огинская шлюзовая система, Августовский канал до госграницы со всеми притоками.

б) Гродненские механические мастерские – с подчинением их в административном отношении Гродненской пристани.

в) Гродненский технический участок пути Неманского речного пароходства – с границами водных путей и хозяйством по реке Неман – от верховий до автогужевого моста в городе Меркине исключительно, река Щара, Огинская шлюзовая система, Августовская шлюзовая система до госграницы и все притоки, впадающие в указанные реки.

Вновь образованным организациям Пароходства предписано было принять все имущественно-материальные ценности (флот, гидросооружения, мастерские, здания, другое имущество) от бывшего Военно-восстановительного отряда НВВУ со всем личным составом. Приемку-передачу оформить актом по основным учетным бухгалтерским данным по балансу на 10 января 1945 г., отразив все организации с 1 января по деятельности указанных организаций.

Начальнику пристани тов. Ровинскому и начальнику механических мастерских тов. Ангелуцу – закончить восстановление парохода «Летувайте» к 8 июня и баржу № 170 к 25 июня 1945 г. После окончания работ по восстановлению судов немедленно приступить к достройке новой 100 т. баржи с расчетом окончания работ к 10 июля 1945 г.

Начальнику гродненского технического участка пути тов. Максимову – немедленно провести траление и извлечение предметов из ходового русла реки, организовать соответствующую обстановку пути, необходимую для эксплуатации речного флота и провести нужные путевые работы. Принять соответствующие меры к расчистке мостов и открытию проходов судов по реке Неман.

Начальнику пристани тов. Ровинскому организовать перевозку грузов и пассажиров следующим порядком:

а) В верховьях реки Неман баржевую перевозку одним барказом и тремя баржами, при условии, чтобы одна баржа находилась под погрузкой, вторая под выгрузкой и третья в ходу, закрепить на эту работу барказ «Краснофлотец». Газоход и барказ «Техник» использовать на плото-буксировку.

б) Пароход «8-е Марта» использовать на пассажирских перевозках, а барказ «Боец» передать техническому участку пути для обслуживания земснаряда.

Вопрос о работе пристани был рассмотрен на заседании бюро Гродненского обкома КП(б)Б 3 августа 1945 г. «Бюро Гродненского обкома КП(б)Б отмечает, что участок Гродненской пристани протяженностью 269 км. Эксплуатируется только 182 км, остальная часть русла находится в запущенном состоянии. Флот пристани состоит из 3-х пароходов, 4-х мотокатеров и 8 барж, из них в эксплуатации находится только два парохода и пять барж, остальные суда не работают по техническим неисправностям. График эксплуатации флота и карты технологического процесса отсутствуют. Руководство пристани и технического участка пути подготовкой кадров не занимались, в результате пристань и технический участок пути обеспечены механиками всего лишь на 25%, мотористами на 60%, а инженерно-технические работники совершенно отсутствуют».
Бюро обкома компартии принимает решение обязать начальника пристани города Гродно Ровинского улучшить качество ремонта судов и сдать в эксплуатацию катер «Техник» и газоход № 1538 к 10 августа с.г., баржу «Пасалтонис» спустить на воду к 15 августа 1945 г.

В документах различных организаций за первые послевоенные годы имели место неточности и расхождения в датах. К примеру, в приказе № 9 от 31 марта 1945 г. начальника Неманского речного пароходства НКРФ СССР Фарафонова даются распоряжения начальнику Гродненской пристани Ровинскому. А в приказе начальника пристани Гродно № 90-а от 31.05.1945 г. говорится о том, Ровинский Михаил Абрамович «С сего числа вступил в исполнение обязанностей начальника пристани Гродно».

Параграф 5 того же приказа гласит: «В связи с реорганизацией органов речного флота в Неманском бассейне Военно-восстановительный отряд № 3 считать ликвидированным с передачей всего хозяйства отряда во вновь организованную пристань Гродно Неманского речного пароходства». Не совсем понятно, почему речь идет о военно-восстановительном отряде № 3, если мы уже знаем, что в Гродно дислоцирован отряд № 2. Так же, в приказе № 90 от 31.03.1945 г. говорится о передаче всего имущества военно-восстановительного отряда. Далее, в «Объяснительной записке к годовому отчету (балансу) за 1945 г. по пристани Гродно Неманского речного пароходства» сказано «До 1-го июля существовал Военно-восстановительный отряд, который объединял пристань Гродно, судоремонтные мастерские и Огинский участок пути».

В связи с этим, сложно сейчас сказать, были ли работники пристани военнослужащими или гражданскими лицами, на которых распространялось действие трудового законодательства и ведомственные инструкции Речного флота СССР. Тем не менее, в этот период времени на них распространялись жесткие законы военного времени. Вот выдержки из приказа начальника пристани Гродно от 4 июня 1945 г. По вполне понятным причинам фамилии работников не называются:

«В период апреля-мая месяца 1945 г. трудовая дисциплина рабочих и плавсостава пристани Гродно значительно понизилась, что подтверждается фактами самовольных отлучек и невыходов на работу моториста мотокатера «Техник» В., рабочих Ю. и С. Преступники, нарушившие советские законы о трудовой дисциплине на речном транспорте наказаны по заслугам.
28 мая 1945 г. Военный трибунал Белостокской железной дороги с участием представителей Гособвинения и защиты рассмотрел в открытом судебном заседании дело по обвинению указанных выше лиц и приговорил:
1. В. на основании ст. 118 п. «б» УК БССР и 170 п. «г» УК БССР к лишению свободы в исправительных трудовых лагерях сроком на 10 лет.
2. Ю. на основании ст. 170 п. «г» УК БССР к лишению свободы в исправительных трудовых лагерях сроком на 5 лет.
3. С. на основании ст. 170 п. «в» УК БССР к 3 годам лишения свободы в исправительных трудовых лагерях условно.
Настоящим приказом личный состав пристани Гродно и механических мастерских должен свою энергию устремить на выполнение поставленных перед нами коммунистической партией и правительством задач, не допуская ни малейшего нарушения трудовой дисциплины».
С 9 октября 1945 г. начальником пристани Гродно назначен Рудаков Василий Николаевич.
Приведем статистические сведения из «Объяснительной записка к годовому отчету (балансу) за 1945 г. по пристани Гродно Неманского речного пароходства».

«Немецкие оккупанты нанесли большой ущерб пристани Гродно и ее приписному флоту, поэтому к началу 1945 г. восстановление хозяйства закончено не было.

С омента изгнания немцев с нашей территории, т.е. с июля 1944 г. по 1 января действующий Военно-восстановительный отряд смог выполнить план по восстановлению всего от 4 до 60%.
Зимний судоремонт 1944-45 г.г. прошел весьма неудовлетворительно, план по судоремонту был выполнен всего на 50-60 %. Несмотря на это флот был пущен в эксплуатацию и, как правило, в силу плохого ремонта, не мог работать. Из выпущенных в эксплуатацию 7 единиц самоходного флота при среднем пробеге 40 км за навигацию сделали рейсов:
Пароход «Пушкин» — 102 рейса
Пароход «Летувайте» — 37 рейсов
Пароход «8 Марта» — 28 рейсов;
Теплоход «Краснофлотец» -8 рейсов
Теплоход «Техник» — 12 рейсов
Газоход № 1538 — 17 рейсов
Всего 204 рейса
Один теплоход «Боец» работал на пассажирской линии всего 25 % навигационного времени».
На 1946 г. ставилась задача: «В зиму 1945-46 г.г. предстоит большой ремонт флоту из 8 единиц самоходного флот, а 3 единицам (пароходы «Пушкин», «Боец», и «Краснофлотец») требуется капремонт. Всего ремонт должны пройти 23 единицы. В 1946 г. восстановить речной вокзал и грузовую пристань с объемом работ на 200 тыс. т. Получить дополнительно 3 единицы самоходного флота мощностью 150-180 индикаторных сил и 2 сухогрузные баржи по 200 т. каждая. Расчистить судоходный путь от ст. Неман до Свентоянска.

Виктор Саяпин

Продолжение текста можно прочитать на сайте harodnia.com
Текст опубликован в пятом номере альманаха «Горад Святога Губерта«.


Читайте также:

  1. grodno grodno

    0

    0

    Нет смысла в реке, которая разделена границами.
    «Ольга Соломова» — подвижный памятник. «Зарницу» — вообще мало кто помнит. Вот и всё развитие речного транспорта.
    За то есть личный самолёт и вертолёт у недоразвитого.

  2. ocelot ocelot

    0

    0

    а Усов? Я еще видел буксир «Чайка».

  3.  respet

    0

    0

    После войны хватало сил и средств восстановить пароходствр на Немане. По Неману буксиры таскали баржи, чистили русло. Катера и моторки ходили. Необитаемого острова около Нового моста небыло.

  4. grodno grodno

    0

    0

    ocelot :

    а Усов? Я еще видел буксир “Чайка”.

    Что то мы всё в прошлое смотрим. А про «Галеру» то забыли.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Июнь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Май  
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.