Гродненские власти занялись возвращением утраченных раритетов

Большая экспозиция редких экспонатов в гродненскихмузеях всего лишь часть той огромной коллекции, которая здесь накапливалась веками. К сожалению, за годы войн исчезли и разошлись по всей Европе многие уникальные вещи. Раньше поисками их занимались в основном энтузиасты. Сейчас к ним подключились гродненские власти.

Накануне 880–летия города, которое Гродно отметит в будущем году, разработана специальная программа «Спадчына». Для начала создается электронный каталог, в который войдут полные сведения о тех ценностях, которые вывезены из Гродно и до сих пор не возвращены. До 2010 года в историческом центре города появятся сразу несколько новых музеев. Среди них — пожарно–технический, нумизматики, филателии, филиал историко–краеведческого. Есть надежда, что место в новых экспозициях займут экспонаты, составлявшие когда–то гордость гродненцев. Запросы о них разосланы в различные музеи мира.

Одна из самых больших потерь для города — чудотворная икона Коложской Богоматери. По преданию, ее в XVII веке пожертвовал для монастыря умирающий нищий. Медная пластина с изображением Девы Марии и младенца Иисуса оказалась копией знаменитой виленской одигитрии. Известны случаи чудесного исцеления гродненской святыней. А еще в 1914 году перед иконой молился царь Николай II со своей семьей. Предположительно, ее след потерялся в 1915 году. Когда в Первую мировую войну немецкие войска подходили к Гродно, началась эвакуация ценностей. На восток, в Россию, тогда вывезли многие белорусские святыни. В их числе оказались и два важнейших для белорусов образа: жировичский и коложский. Но если жировичскую икону в 20–х годах удалось найти и вернуть, то судьба коложской неизвестна до сих пор.

Город-побратим Гродно Химки подарил городу копию потерянной иконы, но копия в таких случаях недопустима. Новодел был торжественно доставлен в Коложскую церковь, где хранится и теперь.

Питерский след в исчезновении белорусских ценностей не случаен. В книге историка Евстафия Орловского «Гродненская старина», изданной губернской типографией в 1910 году, прочитал о северном вояже последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Только описание перевоза его богатства из Гродно в Петербург занимает несколько страниц. Можно только догадываться, что было в том обозе… Король считался великим ценителем произведений живописи и скульптуры. Скупал все лучшее где только можно. В городе на Неве сегодня, к примеру, находятся библиотеки Дворца Радзивиллов и Доминиканского монастыря. В запасниках Эрмитажа — бюст Станислава Августа Понятовского из гимназии и огромная коллекция самоцветов гродненского графа Валицкого. Там же должен быть и самый известный в XVIII веке драгоценный камень, который так и называется — «Сапфир Валицкого», описанный в одноименном романе французской писательницы Мадам Жан–Лиз.

Историк архитектуры Игорь Трусов указывает еще один адрес, где надо вести поиски гродненских сокровищ, — Дрезден. В архиве Саксонии хранятся тысячи исторических документов о Гродно. В том числе и план города XVIII столетия, на котором нанесен малоизвестный в наши дни Хрустальный дворец, располагавшийся в районе современной улицы Парижской Коммуны. На другом плане того же столетия, хранящегося уже в Варшаве, в занеманской части города обозначен замок Радзивиллов, хотя княжеский дворец стоял в центре. Есть интересные документы по Гродно даже в Швеции, в военно–историческом архиве Стокгольма. Настоящий кладезь ценностей Гродненщины находится в Киеве — в государственном университете. Туда в начале прошлого века из имения Щорсы Новогрудского района перевезли богатейшую библиотеку графов Хрептовичей. По завещанию, 2 тысячи уникальных книг должны быть возвращены, как только на территории Беларуси откроется первый университет. Но в украинской столице до сих пор заявляют, что о таком завещании Хрептовича им неизвестно.

Наивно надеяться, что увезенные из Гродно богатства вернутся в полном объеме, но первые шаги к этому уже сделаны.

Кстати

Благодаря епископу Иосифу Соколову до наших дней дошло точное описание утерянной иконы Коложской Богоматери:

«Она писана на медной доске, вышиною 5, шириною 4 вершка (17 на 22 см), вмещена в кипарисовую доску, риза на ней сребропозлащенная 84 пробы, венцы украшены 14 гранатами, вставленными в серебряныя гнезда. Венцы и поля чеканные, на полях искусно тонким резцом вырезаны ветхозаветныя прообразовательныя изображения, относящиеся к лицу Богоматери, и между ними 8 камней — 2 граната, 5 сердоликов и агат. На святой иконе и около нее по полю множество различных привесок — вся она обрамлена гранатами с золотыми крупными зернами — до 45 на цепочке».

//По материалам «СБ«


Читайте также:

  1.  роцкер

    0

    0

    Мда. То, что творилось после разделов Речи Посполитой — ужас. Всё вывезено в Россию и хрен когда мы жто назад получим. Жаль… очень жаль 🙁

  2.  vladimir

    0

    0

    Уж если Папа Римский вернул икону России, которая хранилась многие годы в его личных покоях, то почему же нельзя договориться с Россией, о возврате, хотя бы частичном, утраченных ценностей. Нужно уметь искать и договариваться

  3.  Gogen

    0

    0

    разошлись по европе? че вы гоните! даже в вашей статье все следы идут на восток, я уж не говорю о б уничтоженых святынях, фаре витовта например,как наглядном примере, а таких примеров немеряно.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Июль 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Июн  
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.