Учатся двенадцать лет и без иностранного языка, танцуют под вибрации и поют жестами — как проходят занятия в единственной в области школе-интернате для детей с нарушением слуха, рассказывает «Вечерний Гродно«.

В специальной школе на улице Сухомбаева, 9 в Гродно учится 68 детей со всей области, большинство — городские, 20 процентов — из районов, живут здесь во время учёбы, а на каникулы и выходные уезжают домой. В классах от 2 до 8 учащихся. Каждый предмет в кабинете — окно, парта, дверь, доска и так далее — подписан, стены увешаны табличками со словами, в которых расставлены ударения. На учительском столе большими буквами написаны слова и фразы, которые опоздавший школьник проговаривает. Всё это помогает детям лучше запоминать слова и развивать речь.

В отличие от обычных школьных кабинетов, парты здесь одиночные и стоят вокруг учительского стола, чтобы все учащиеся хорошо слышали и видели педагога и друг друга. Над входом в класс висят светодиодные табло: красное «На занятие» и зелёное «Перемена» загораются перед началом и по окончании урока вместе со школьным звонком.

Есть специализированные кабинеты, один из которых приспособлен для слуховой работы. На столах лежат наушники со звукоусилителями и интересные приспособления — так называемые экраны. Дети и учитель используют их во время занятий по развитию слуха — закрывают часть лица, чтобы сосед «по парте» не считывал слова по губам.

Вместо 11 учатся 12 классов

В школе обучают детей с трёх лет. Основная задача педагогов — развивать слуховое восприятие дошколят и научить их говорить, поскольку у большинства слух потерян не полностью, а частично.

Занятия начинаются со сложной, кропотливой работы над каждым звуком. Педагоги пытаются задействовать все органы чувств: вызывают у ребёнка звук, одновременно показывают картинку с буквой и расположением органов речи, а также дактилему — обозначение буквы с помощью пальцев.

В кабинете для индивидуальной работы вместо доски висит зеркало, чтобы малыш видел, как работают органы речи, и мог подражать. Затем малышей учат складывать звуки в слоги, слова, короткие предложения… Дети запоминают их зрительно и на слух и только потом начинают читать.

Учёба начинается, как и в обычной средней школе, с шести-семи лет. Но учатся на один год дольше — двенадцать классов. Начальная школа не четыре класса, а пять, и дети дополнительно изучают предмет «Развитие речи».

Ребята занимаются по тем же учебникам, что и обычные школьники, но количество часов по отдельным предметам у них больше. В день — пять-шесть уроков. У воспитанников школы нет иностранного языка, английский изучают только на факультативе. Белорусский язык и литература соединены в один предмет — их преподают для ознакомления всего два часа в неделю. По словам учителей, для слабослышащих детей и русский, и белорусский как иностранные, но ребята тоже учат стихи и отвечают на устных предметах.

С

шестого класса в учебную программу включён «Жестовый язык» — он сродни русскому в обычной школе. Как рассказали педагоги, у жестового языка тоже есть диалекты. Они присущи разговорной речи. Существует и культурный жестовый язык, которым принято общаться в деловой среде. Сурдопереводчики используют калькирующую жестовую речь — переводят буквально все слова и строго по порядку. Международным считается язык жестуно. К слову, эксперименты показывают, что представители разных национальностей поймут друг друга быстрее, если будут использовать жестовый язык.

Танцуют под вибрации и поют на жестах

В школе-интернате нет первой и второй смены — все дети учатся с 8:30 и до вечера. Здесь вместе с воспитателями делают и домашние задания. После обеда, когда школьные уроки заканчиваются, ребята идут на коррекционные занятия.

— Это не только уроки по развитию слуха, устной и жестовой речи. Мы учим детей, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Например, в магазине, аптеке, в гостях. Прорабатываем речевой материал, составляем диалоги и фразы, которые они должны знать, чтобы их поняли, — рассказывает учитель-дефектолог Лариса Бакач.

Есть и специальный предмет, где детей учат пользоваться современными средствами коммуникации — интернетом, вайбером, грамотно составлять текстовое сообщение.

Дети посещают кружки, среди которых танцевальный и кружок жестового пения. Школьники участвуют в концертах и даже готовят целые мюзиклы. Двигаться под музыку помогают звуковые вибрации и движения учителя: хлопки, стук, топанье в такт музыке. Некоторые занимаются в городских спортивных секциях, например по греко-римской борьбе. Есть здесь и шестой школьный день.

— Наши дети любят школу и любят общаться между собой. У них всегда есть общие темы. Они живут своим миром, своей компанией, — рассказывает Лариса Бакач.

После вуза вернулись в родную школу

Выпускники школы-интерната получают стандартный аттестат о получении общего среднего образования, с которым могут поступать в любое учебное заведение страны. В Беларуси есть несколько колледжей и техникумов, где набирают отдельные группы и учат их рабочим специальностям: сборщик обуви, оператор ЭВМ, слесарь по ремонту автомобилей, столяр, парикмахер, швея.

Два года назад в колледже бытового обслуживания населения в Гродно выпустили группу из шести человек с нарушением слуха. В этом году из семи выпускников пятеро планируют учиться, а двое — сразу работать. В городе есть несколько предприятий для работников с нарушением слуха. Одно из них — предприятие «Цветлит». Молодым специалистам предоставляется общежитие.

В школе работает четыре педагога с нарушением слуха, трое из них — выпускники школы.


Читайте также:

  1.  gen2

    0

    0

    Нет законодательства о противодействии дискриминации людей с ограниченными воззможностями,
    a просто статейки не помогут 😉

  2.  Va_bor1

    0

    0

    Какая дискриминация? Я вот всегда носил чинить обувку на дом глухонемому мужику. Хорошо делал и брал не дорого. Потом свалил кудато. ИМ по всему миру можно ездить и общаться, везде тебя такие же поймут и помогут.

  3. Grodnenka. Grodnenka.

    0

    2

    Эти дети изначально воспитываются родителями и педагогами так, как будто им все вокруг должны. Потом они вырастают, не хотят работать, побыстрее женятся, селятся на Ольшанке, клепают побольше таких же детей, которых воспитывают (если это можно назвать воспитанием) в том же духе. Не все, но очень и очень многие. При этом руки-ноги целы, голова на месте- но зачем? Все должны, всё бесплатно. Знаю, что говорю.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Август 2019
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Июл  
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.