«У нас умерла дочь, и с этим надо было как-то смириться, понять и принять. Но нам еще пришлось выдержать все проверки. Нами занимались социальные службы, потом факт кремации проверяла прокуратура. Наверное, можно было бы всего это избежать, сымитировав стандартный кладбищенский ритуал», — рассказывает TUT.BY Алена — мама маленькой трагически погибшей Зарины из Гродненской области, тело которой родители сожгли в собственном саду — в соответствии с обычаями своего, нетрадиционного для Беларуси, вероисповедания и мироощущения.

Семью не понял никто. Более того, этот случай заставил законодателей поменять погребальные законы Беларуси — недавно парламент в первом чтении принял изменения. Когда они вступят в силу, в нашей стране будет введен запрет на захоронение способом, не предусмотренным Законом о погребении.

…Деревня Ятра находится на границе Дятловского и Новогрудского районов. Несколько улиц, колхозные домики, хаты, выкрашенные в яркие цвета, кресты, украшенные рушниками и искусственными цветами, около перекрестков. А посередине населенного пункта — речка Ятранка, хоть и неглубокая, но с сильным течением. Именно в ней 7 мая 2018 года утонула маленькая Зарина.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

Местные мужики до сих пор обсуждают случившееся год назад в их деревне.

— Ёсць жа ў нас могілкі, чаму б не пахаваць дзяўчынку там? Як усе робяць. Як гэта — спаліць яе ў двары?

Сельчане рассказывают, что «гэная сям’я адна ў нас такая» и что «там гадуецца яшчэ адно дзіця — хлопчык».

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

Мама погибшей Зарины зовет в дом, угощает свежевыпеченным хлебом, травяным чаем и знакомит с годовалым Ярославом. Это второй ребенок женщины.

— Зариночка утонула, когда ему было две недели, — Алена приглашает присесть. Разговор будет нелегкий.

Тот страшный день

— Ей был годик и семь месяцев, когда это все случилось. Она бегала вот здесь на кухне, мы собирались ложиться спать с младшим. Я мыла посуду, а она выскочила во двор. Было уже тепло. На ней были платье и кроссовки. Ну сколько ее не было, не знаю. На минуты две-три я выпустила ее из вида. Почему-то помню, что намылила семь тарелок, еще даже не смыла водой средство для мытья и спохватилась: где Зарина? В доме нет, во дворе — нет. Я схватила малыша и выбежала на улицу, — Алена помнит тот день буквально по минутам.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

СК тогда сообщал, что жительница деревни Ятра обратилась в милицию: ее двухлетняя дочь вышла из дома поиграть с собакой и пропала. Самостоятельно мама найти ребенка не смогла. На место выехала следственно-оперативная группа. В ходе проведения поисковых мероприятий тело девочки нашли в полукилометре от дома в неглубокой речке Ятранка. Видимых телесных повреждений на теле ребенка не обнаружено. СК провел проверку по факту смерти малышки. Причиной смерти было признано утопление.

— Я сразу позвонила в милицию. Забежала к соседям, там нет ее. И сразу как-то все поняла. Побежала к реке, тут уже все службы приехали. Сначала увидела мокрую собаку… Зарина любила с ней гулять. — Алена надолго замолкает, потом добавляет: — Знаете, она была такой веселой, очень подвижной и развитой не по годам девочкой. И очень какой-то светлой.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

«Мы верим, что человек — это душа, которая все время развивается»

Дом семьи стоит на окраине деревни. Совсем недалеко — та самая река. Алена и ее муж Олег стали жить в этом доме года три назад. Женщина говорит, что всегда хотела более близко общаться с природой — это, мол, не побег от благ цивилизации.

— У нас обустроенный дом, машина, мы общаемся с нашими друзьями, как и раньше. Стало даже больше знакомых, когда мы сюда переехали. Я — из Брестской области, муж — из Минской. С соседями общаемся тоже. Только наше вероисповедание несколько отличается от христианства (Алена и Олег — язычники, исповедующие старославянские традиции. Они подчеркивают, что их мироубеждение не имеет никакого отношения к религиозным течениям. — Прим. TUT.BY). Мы верим, что человек — это душа, которая все время развивается. Различные общественные инстанции только ограничивают нас. Например, лично я считаю, что мальчики и девочки могут вместе учиться в школе только лет до 10, а потом у них разные пути и разные предназначения. Что касается захоронения, то здесь мы с мужем придерживаемся обряда Крода и той исконной, старославянской традиции, в которой практиковали кремацию как быстрый способ освобождения души от мертвого тела.

Обряд кродирования, т.е. совершения Кроды, используется для отправления умершего в его последний путь в Мире Яви (живых людей) и продолжения его жизни в Мире Слави (предков). Само понятие «Крода» означает отправление человека «К-Роду». Кродой также называется погребальный костер.

Последователи старославянских традиций считают, что единственный правильный способ погребения — это погребальный костер, на котором происходит сожжение тела умершего. Они считают, что после смерти человека остается связь между уже мертвым телом и сущностью (Душой) человека, которая окончательно обрывается, только когда завершается распад органики. А пока эта связь не разорвется, сущность не может полностью освободиться от тела, не может воплотиться снова для продолжения своего пути развития. Пламя — это наиболее быстрый способ расщепления органики, и сущность сразу освобождается от мертвой оболочки.

Мама Зарины спокойно и очень четко высказывает свою позицию и добавляет: у нее были и личные, внутренние причины для погребения дочери через кремацию.

— Понимаете, я не могла себе представить, что ее положат в гроб, и она там будет лежать, а ее тело будут сжирать червяки. Когда про это думала, то физически ощущала огромный камень внутри себя. А когда мы развеяли прах дочери, то я почувствовала огромное облегчение и поняла, что мы все сделали верно.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

По словам Алены, они не знали, как правильно проводить обряд, и делали все по наитию: соорудили деревянный помост для тела, под ним и рядом — дрова, сухая трава, кора, обернули тело Зарины в ткань, положили его головой на восток и… Прах развеяли над садом и у реки.

Ритуала не видел никто: семья живет на окраине деревни, у реки, ближайшие соседи — на противоположной стороне улицы, они дачники и в деревне бывают наездами. О факте кремации Зарины в саду местные узнали не сразу — и от самой семьи. Отношение к ним сельчан и сегодня сочувственно-положительное, хоть некоторым такой ритуал и не кажется нормальным.

А вот местным властям такая ситуация показалась совсем неправильной: участковый составил протокол по факту самовольного захоронения, в семью зачастили проверки, а потом был суд. Он решил, что Олег нарушил закон о погребении, где написано, что самовольные захоронение и перезахоронение, в том числе захоронение в местах, не предназначенных для захоронений, запрещаются.

В Беларуси на данный момент действует Закон «О погребении и похоронном деле», который был принят в 2001 году. Предусмотрено два вида захоронения: гроб с телом умершего предается земле или захоранивается в склепе в земле, а также предусмотрено захоронение урны с прахом после кремации в могилу либо колумбарий.

— Ну, получили штраф — и все на этом, — говорит Алена. — Потом к нам приходили различные комиссии. Например, разбирались, куда мы дели деньги, выданные на погребение — мол, его как такового не было. Я попросила показать бумаги, где прописан регламент, как я должна тратить эти деньги. Уехали. А деньги вон лежат (показывает на шкаф). Мы решили со временем поставить в нашем саду памятный знак — так называемый кенотаф. Почему нет?

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

Женщина говорит, что и родственники не поняли и не приняли выбранный родителями способ погребения Зарины.

— Мама со мной, например, перестала вообще разговаривать. Она, наверное, больше обижается, что мы на похороны никого не позвали. Но мы никого не хотели видеть и традиционных поминок не хотели. Надо было принять тот факт, что Зарины больше нет, как-то с этим научиться жить, а не слушать голошение по этому поводу. Так случилось, изменить ситуацию нельзя…

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

— Знаете ли вы, что ваш случай подтолкнул законодателей принять изменения в законы по вопросам погребения и похоронного дела?

— Нет. Но мы, конечно, видели, что о нас пишут. Например, что муж был судим — поэтому, мол, что с него взять… Да, был — поэкспериментировал в свое время с запрещенными веществами, так сказать. Ну и все. Сейчас работает в Европе, преподает там йогу. Все у нас в порядке и с законом, и с головой.

Фото: Катерина Гордеева, TUT.BY

— У нас умерла дочь, и с этим надо было как-то смириться, понять и принять, — тихо говорит Алена. — Но нам еще пришлось выдержать все проверки. Нами занимались социальные службы, которых интересовал факт рождения моего второго ребенка дома (а ведь это не запрещено законом), потом факт кремации проверяла прокуратура. Наверное, можно было бы всего этого избежать, сымитировав стандартный кладбищенский ритуал. Однако нам тогда было совершенно не до этого. Хотелось попрощаться с дочерью правильно — для нас это так, как нам подсказывает сердце и наше вероисповедание. Никак по-другому мы делать ничего не хотели и в той ситуации, кажется, и не могли.


Читайте также:

  1.  gen2

    103

    7

    будет введен запрет на захоронение способом, не предусмотренным Законом о погребении.

    Всё жэстачайшэ запрэтить..
    Только зачем?

  2.  Leo 1.7

    341

    7

    А по мне так они правы. Обряд имеет значение для тех, кто в него верит. Лишь бы он не был опасен для окружающих. А их обряд вообще никто не видел. Если им так по их вере легче пережить смерть ребенка и жить дальше, то все верно.И никто их осуждать не вправе.

  3.  Vital0209

    171

    4

    Давно пора крематорий построить, мест скоро не останется где закапывать…

  4.  BelajaVorona

    17

    145

    уважаю их родительское горе, но живя в обществе надо соблюдать его законы. Нет у нас закона, разрешающего жечь умерших родственников во дворе и развеивать прах по участку. Можно быть согласным или не согласным с законом о погребении, но соблюдать необходимо.

  5. Jordash Jordash

    90

    4

    зачем проверки? Несчастный случай. Умер ребенок — горе для семьи. Каким образом в дальнейшем поступать — выбор родителей (тем более что конституция гарантирует право выбора вероисповедания).

  6.  prohozyi

    43

    6

    «….Мама Зарины спокойно и очень четко высказывает свою позицию и добавляет: у нее были и личные, внутренние причины для погребения дочери через кремацию.
    — Понимаете, я не могла себе представить, что ее положат в гроб, и она там будет лежать, а ее тело будут сжирать червяки. Когда про это думала, то физически ощущала огромный камень внутри себя. А когда мы развеяли прах дочери, то я почувствовала огромное облегчение и поняла, что мы все сделали верно…»
    —————————————————-
    Полностью поддерживаю. Жаль что христианство придерживается в этом вопросе иных положений….
    Но сжигать в печи крематория — фу….

  7. Александр Пушкин Александр Пушкин

    5

    6

    Vital0209 :

    Давно пора крематорий построить, мест скоро не останется где закапывать…

    -«Будем работать в три смены и без выходных!»
    -«А вы кто?»
    -«Директор крематория.»

  8.  собеседница

    30

    42

    Такое ощущение, что коментаторам все равно как, лишь бы против закона, который они ассоциируют с Лукашенко и не задумываются, что закон появился гораздо раньше и не на пустом месте. «Живем на краю деревни, можно жечь все, что хочешь, никто не заметит»: вот единственный аргумент этого семейства, закон вообще-то придуман для всего общества: если им можно, заначит, можно и жителям городов с такими же тараканами в голове где-нибудь на пустырях сжигать умерших и развевать их прах, ну или везти на огород к этой семье. Тогда коментаторы совсем другое будут здесь писать. Такие способы «захоронения» ничего общего с вероисповеданием не имеют, речь идет о том, как функционирует общество. Что будет, если каждый сможет хоронить согласно своей вере и фанатазии? Пусть молятся своим богам как хотят, но хоронят по закону. И непонятно: чем обычная кремация им не подходит??? Все для них «важные» процессы «распада органики» те же (не знала, что природолюбивые язычники с такой неприязнью относятся к червям). А для того, чтобы вепендриться — это не самый уместный момент. Кремация «по внутренним причинам» не устраивает (можно их озвучить? или они не облачаемы в слова?), обряда не знаем, руководствовались «голосом предков» и своей фантазией. А если кто-то себе выберет религию, где тело умерших надо употреблять в пищу, т.к. так они продолжают «жить» в том, кто их съел, тоже нормально, если религия позволяет? А если моя религия велит мне сжигать умерших у «Leo 1.7» или «gen2» под балконом? Все правильно сделали законодатели, что урезали полет фантазии людей, которые считают себя самыми «правильными», «все у нас в порядке и с законом, и с головой»: ну-ну… скажем так, так думает каждый.

  9.  собеседница

    42

    19

    Вместо того, чтобы ковыряться в славянских языческих традициях, подумали бы лучше, как обезопасить детей: если уже дверь в дом не закрывают, то можно оградить двор забором и сделать калитку, чтобы дети не смогли пойти «гулять с собакой» к реке, которая находится в 500 м от дома.

  10.  собеседница

    9

    19

    @ prohozyi:
    «сжигать в печи крематория — фу…», а рядом с вашим дачным участком — видимо, норм. Надеюсь, запах горящего человеческого мяса и костей вас не смутит и не потревожит, а «прах» можно и над вашим огородом развеять, урожай будет лучше. Смотрю, здесь даже очень даже большое количество людей не против таких ритуалов рядом. Одни на всю страну возмутились, что их дичь общество не одобрило, другие дружно поддержали. Думаю, можно уже по крайней мере в Гродно узаконить ритуал «кродирование», раз все только за, пусть над городом витает запах крематория.

  11. Петрова Вероника Петрова Вероника

    11

    7

    @ собеседница:
    Речь даже о том , как функционировало общество- мавзолей Ленина- полный абсурд и грех! А то , какой Вери придерживаются эти люди- не вам судить и жить их жизнью. Вел каждый человек индивидуален и имеет право на вероисповедание( это и Конституции РБ прописано!).
    И это совершенно не » выпендрёж» , а философия жизни этих людей, Собеседница, Вы сами далеки от морали и уважения к людям!!!!

  12.  собеседница

    7

    6

    @ Петрова Вероника:
    Так мне как раз все равно, какой «веры» и «философии» кто придерживается, я против сжигания трупов на улицах, знаете ли, запах, экология, а если еще станешь невольным свидетелем такой картины… Это как раз такие люди далеки от уважения к людям, живущим рядом с ними. Думаю, мусульмане, режущие баранов на улицах города в кровавых лужах, вам тоже не по душе придутся, но надеюсь, что и тогда вы скажете, что это все «свобода вероисповедания». Секты всякие бывают, галвное, чтобы они подчинялись светским законам. Иначе так и до человеческого «жертвоприношения» можно дойти, тоже, знаете, язычники практиковали. А с Лениным что не так? Как фараона его забальзамировали по уникальной методике, лежит в закрытом помещении, как живой, хочешь смотри, хочешь не смотри. Чем «мощи святые», которые туда-сюда возят для целования, лучше?

  13.  Leo 1.7

    6

    3

    @ собеседница:
    Вот передергивать не надо. И нагнетать страстей тоже не нужно. Все было сделано аккуратно и тихо. Никто никого не побеспокоил. Никакой публичности. Никто ничего не заметил. Никто ничего не нарушил.
    Нет желания оспаривать несостоятельность ваших доводов общего порядка об обычаях мусульман,но туда же надо добавить индуистов, буддистов, христиан всех конфессий, сексменьшинств,любителей велосипедов и мотоциклов, демонстраций трудящихся и пр. Все это далеко от общего взаимоуважения и понимания при культивируемой в обществе тотальной нетерпимости к иному образу жизни и мыслей, отличному от установленного и предписанного. Остаюсь при своем мнении, и оно не только мое — оставьте людей в покое.
    Кстати, нашего великого князя Кейстута, исторически недавно, хоронили по этому же обряду в центре Вильно.

  14.  собеседница

    3

    3

    @ Leo 1.7:
    Я вижу вы очередной литвин, который путает демократию со вседозволенностью (причем только по отношению к себе: тогда и резать баранов надо на том же основании разрешить). Не я к людям пристаю, а герои данной статьи возмущаются тем, что общество не принимает их дикие ритуалы и требуют право на их исполнение. А ваше «все было тихо, никто не заметил» просто смешно: во первых это не причина для того, чтобы совершались противоправные действия, а во вторых это мнение героев статьи. Вы соседей спрашивали? Вы хоть немного представляете, сколько времени надо для того, чтобы сжечь человека? Соседи наверняка почувствовали все прелести этой процедуры, только не могли сначала понять, что это воовбще такое. И почему это семесйтво должно иметь привилегии? Тогда значит каждый язычник (коих я смотрю тут много) должен иметь право сжигать трупы там, где сочтет это «нормальным». С недавним сжиганием «вашего великого князя Кейстута в центре Вильно» вы повеселили: Это про параллельный мир, в котором вы живете? Порпробуйте в любом европейском городе или деревне в сжечь на улице мертвого человека, тогда вам быстро объяснят разницу между свободой слова, вероисповедания, принадлежности к группе меньшинств и т.д. и сжиганием трупов на улицах. И самое удивительное, вы очень быстро согласитесь. А если не согласитесь, вам дадут время подумать подольше.

  15.  Leo 1.7

    1

    2

    @ собеседнца
    Порадую вас еще раз. В цивилизованной Европе, еще несколько столетий после огненного погребения Кейстута, живьем сжигали на центральных площадях церковнонеугодных. А уж как ведьмам от костров инквизиции доставалось… Так что Европа не авторитет. Там такие официозные гейпарады проводят, что о морали и нравственности даже шептать неудобно. У нас бы каждый участник этих парадов сел за злостное хулиганство. Мы их эксгибиционистами называем, ваших европейских блюстителей морали. А вы их нам в пример… Фу. А вот в Индии да и не только, огненное погребение является нормой. И оно более логично чем закапывание. И обряд впечатляет. Можно и у нас выделить какой старый карьер, обустроить, узаконить и пусть те, кто почитает такой обряд — там провожают своих ушедших. Или тех, чья последняя воля была такой. Я бы не возражал. Для себя. И новые сорок гектаров под кладбище не понадобилось бы.

  16.  собеседница

    1

    1

    Спасибо, что порадовали. А я думала, что Европа ваш идеал. Интересное предложение. А что прикажете делать с запахами от сжигания? Плотность населения в наше время большая в отличие от средневековья, людей умирает много каждый день, многие не хотят, чтобы черви их ели. И будут пылать костры мертвых тел днем и ночью и весь город и округа будет этим дышать. К азотному дыму и выхоплыпным газам добавится запах горящих тел. Я против. Как там в Индии в буддистких населенных пунктах людям дышится? И чем вас крематорий не устраивает?

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Июнь 2019
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Май  
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.