Мы живем в удивительное время непредсказуемых маркетинговых ходов, когда в пакете гречневой крупы может обнаружиться не килограмм продукта, а 850 граммов, в пачке масла — 185 граммов вместо 200, а в бутылке пива — 460 миллилитров вместо полулитра. Подобного рода арифметические задачки маркетологи подбрасывают нам с завидной регулярностью. Специалисты уверяют: покупатель, приобретая «недовешенный» продукт, не переплачивает, просто ему приходится чаще возвращаться в магазин за быстрее заканчивающимися припасами. Так ли это на самом деле, проверила «Рэспубліка».

Особенно волнуют покупателей продукты, вес которых, по идее, должен быть кратен килограмму или литру — по привычной еще с советских времен системе стандартов.

Кашу маслом не испортишь

Историю про девять яиц в упаковке от удмуртской птицефабрики, которая последние несколько недель будоражит общество, наверное, слышали уже все. Каких только шуток не напридумывали по этому поводу остроумные пользователи «глобальной паутины». И как только не оправдывалась фабрика, выпустившая злосчастный «девяток». Но если говорить серьезно, то случай этот заставил всех призадуматься: а что в реальности скрывается за такого рода маркетинговыми приемами? Ведь если «яичные страсти» до наших широт пока не добрались, то о других постоянно «худеющих» упаковках говорят все чаще. Особенно волнуют покупателей продукты, вес которых, по идее, должен быть кратен килограмму или литру — по привычной еще с советских времен системе стандартов. Но производители прибегают к обманчивому снижению цены, когда она вроде бы уменьшается, но вместе с ней снижается и вес фасованного товара. При этом емкость и вес заявлены на упаковке, но покупатель зачастую просто не обращает на это внимания.

Подхожу к стеллажу с бутылками, наполненными маслом разнообразных солнечных оттенков. И удивляюсь тому, чего раньше не замечала. Из более чем десяти представленных наименований, в основном от российских производителей, только один продукт разлит в литровые бутылки. Масло, произведенное в Ростове-на-Дону, по акции стоит 2 рубля 39 копеек (без скидки — на 20 копеек дороже). Остальные же бутылки «порадовали» разнообразием: 800, 810, 850, 870, 900, 950 миллилитров. Причем за 800-миллилитровку придется отдать 2 рубля 19 копеек, а за 900 мл — 2 рубля 59 копеек. Если обратили внимание, то столько же стоит литровая, причем без скидки. То есть 100 мл кто-то просто не долил и при этом хочет получить столько же, сколько стоит литр масла. Кто-то скажет, мол, производители разные и могут они запрашивать за свой товар цену, исходя из своих личных затрат. Но все равно создается впечатление, что тобой пытаются манипулировать.


Наши птицефабрики давно придумали продавать яйца по 6 штук. Но делается это, скорее, для удобства потребителя. Если посчитать, завышения цен в данном случае нет.

Переходим в бакалейный отдел. Здесь тоже все очень неоднозначно и впору запутаться даже хозяйке со стажем. Килограммовую упаковку гречки и риса не нашла вовсе. Продавцы, видя мою растерянность, поясняют: такие упаковки встречаются уже очень редко. Крупные компании крупы и макаронные изделия стараются не расфасовывать в килограммовую тару. Говорят, упаковки менее килограмма удобны были всегда, потому что «так проще для транспортировки».

Но лично меня больше всего поразила разница в цене. От чего она зависит? Вот гречка-ядрица от минской бакалейной фабрики весом 900 граммов, цена — 1,49 рубля. Аналогичная упаковка российской гречки предлагается за 3,89 рубля. Никаких поясняющих слов вроде «отборная», «элитная» или, скажем, «золотая» — нет. Самая дешевая крупа — опять же белорусского производства. За 700 граммов продукта просят всего 85 копеек. Рядом красуется упаковка с аналогичным весом, но по цене 1,19 рубля.

С рисом похожая история. Но здесь путаницу привносит география. Откуда только не везут к нам эту крупу — из США, Таиланда, Вьетнама, России, Пакистана, Китая, Индии. Самый дорогой рис прибыл из Северной Америки — за полкило придется выложить 4,29 рубля.

Остальные цены на «белое золото» варьируются от 1,79 рубля за 800 граммов до 2,49 за 700 граммов. Понятно, что цена во многом определяется качеством продукта и отдаленностью от нас страны-производителя. Но все-таки хотелось бы знать: сколько в среднем стоит килограмм? Возьмем, к примеру, 700-граммовый российский рис стоимостью 2 рубля 55 копеек. Делим стоимость на граммы — так мы узнаем цену грамма — и умножаем на 1000 граммов. Получаем 3,64 рубля. Рядом рис из той же России по 1,79 рубля за 800 граммов. Цена за кило выходит дешевле — 2,24 рубля. Вроде бы несложная арифметика, но в уме такие цифры считать неудобно, и лично я никогда не замечала в магазинах покупателей с калькулятором в руках.

Вес не взят

Мы привыкли к тому, что упаковка молока — это строго литр. Ну или пол-литра. И как может быть иначе? Но часто мы просто не замечаем очевидного. Честно говоря, больше всего разочаровала именно молочка. 200-граммовые пачки творога теперь можно встретить примерно у половины представленных на прилавках производителей. Другая их часть предлагает упаковку на 20 граммов меньше. В цене разобраться может только настоящий профессионал. В основном творог с меньшей жирностью стоит до рубля, с высокой жирностью — чуть более рубля. Но как понять, какая упаковка выгоднее? Ай, 10—20 копеек разницы — не обеднею! Собственно, на это и рассчитан маркетинговый прием.

Вот, к примеру, минский творожок пятипроцентной жирности весом 355 граммов. Стоимость со скидкой — 2 рубля 65 копеек (без скидки — 2 рубля 91 копейка). За килограмм выходит 7 рублей 31 копейка. Рядом 500 граммов (жирность та же) за 2 рубля 46 копеек. Получается, цена за кило всего 4 рубля 92 копейки. Правда, на этот раз творог упакован в обычный полиэтиленовый пакет. И для чистоты эксперимента возьмем 180-граммовую пачку от компании-конкурента за 95 копеек. Цена за кило — 5 рублей. Рядом — 200-граммовая пачка пятипроцентного творога другого производителя стоимостью 1,44 рубля. Килограмм вновь выходит дороже — 7 рублей 20 копеек.

А нарушений-то нет…

Стоит сделать важную оговорку: об обмане речь не идет. Скорее, о маленькой хитрости. Рассчитано все на то, что потребитель может не обратить на это внимания, если не станет скрупулезно изучать упаковку. Фактически производители ничего не нарушают, если фактическая масса или объем продукта соответствует заявленному значению на пачке. Они всего лишь «пользуются» силой привычки: покупатель подсознательно знает, что в пачке молока — литр, в пачке масла — 200 граммов. Очевидно, что уменьшение объема — это добавочная стоимость, а значит, добавочная прибыль для производителя. Потребителям можно посоветовать обращать внимание на вес или объем продукта и сравнивать его со стоящими рядом товарами. Люди, которые выбирают товар, далеко не всегда вчитываются в объем продукта и порой недополучают 10—50 мл или 20 граммов.

Казалось бы, в нашей стране нашли решение для подобных маркетинговых уловок: с 1 января 2017 года МАРТ рекомендовал торговым сетям и магазинам указывать на ценнике «честные» цены, то есть цены за кило или литр. Однако эта норма необязательна, а поэтому никто особо не стремится пугать посетителей правдивыми величинами. В МАРТ говорят: менее месяца остается до вступления в силу нового постановления Правительства. В соответствии с ним предусматривается обязанность продавцов указывать на ценнике, кроме стоимости товара, стоимость за килограмм либо за литр, если вес продукта не равен килограмму (литру). Это сделано, чтобы потребителю было легче определиться ввиду того, что в магазинах представлен большой ассортимент продукции различного веса и стоимости. Так что нам надо только потерпеть — и скоро все тайное вновь станет явным.

Светлана СИВИРЧУКОВА, начальник главного управления МАРТ по Гродненской области:

— За прошлый год наши специалисты провели 283 контрольных мероприятия в торговых объектах Гродно и области. По результатам мониторингов выдано 153 рекомендации для устранения нарушений. Одним из основных несоблюдений правил торговли стало недоведение до потребителя предусмотренной законодательством информации о товаре. Ведь в соответствии со статьями 5, 7 Закона «О защите прав потребителей» гражданин имеет право знать в числе других достоверную информацию о цене.

Постановление № 824 о корректировке правил продажи отдельных видов товаров и общественного питания, которое вступает в силу через три месяца после официального опубликования, Правительство приняло в ноябре прошлого года. Это значит, что уже с 21 февраля в магазинах, павильонах, автомагазинах и даже в интернет-магазинах обязательно пропишут стоимость за килограмм и литр. Это позволит потребителям сделать осознанный выбор на основании объективной информации о цене. Платить же на кассе можно строго по ценнику, если его не успели поменять, а товар подорожал, то покупатель вправе не платить больше.


Читайте также:

  1. Блогер Блогер

    26

    2

    «Платить же на кассе можно строго по ценнику, если его не успели поменять, а товар подорожал, то покупатель вправе не платить больше.»

    даю совет бесплатно: возвращаемся в зал и берем ценник в руки, потом только идем на кассу и требуем возврата переплаты. пока деньги не вернут ценник не возвращайте)
    так была ситуация — в маленьком продуктовом магазине возле блек ред энд вайт, после расчета увидел что за много заплатил — пошел перепроверил ценник вернулся на кассу, кассир развела руками, мол бьет программа, пока пошел за ценником в другой конец зала, другие продавцы его вытащили) и мол все — товар без цены был — че хочешь)

    прорекламирую алми — у них с этим порядок, сначала песня у кассира та же — мол бьет касса, я тут не при чем, но после подошел администратор, и все продали по меньшей цене — как положено, без нервов)

  2. Александр Пушкин Александр Пушкин

    42

    4

    Для хитровы…чурных продаванов и манагеров, приготовлена отдельная сковородка, в аду)))

  3. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    13

    41

    Все таки мне ближе стать на тему, про успешных людей и тех кто не тратит время на подсчет граммов .Гораздо важнее , что в этих продуктах..и почему масло 65% процентов или даже 72% ,называется маслом)))?то же с другими продуктами…
    Жить и работать нужно так, что бы эти темы(упаковка, вес, якобы обман и цена) интересовали только продавцов и пенсионеров.Молодым надо думать как заработать.

  4. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    3

    27

    Все таки мне ближе стать на тему, про успешных людей и тех кто не тратит время на подсчет граммов .Гораздо важнее , что в этих продуктах..и почему масло 65% процентов или даже 72% ,называется маслом)))?то же с другими продуктами…
    Обман в торговле был всегда—лучше голосовать рублем

  5.  serg1102

    22

    43

    Вспоминаю Колю Герасимова:»А я вот за кефиром пошёл…» Все эти акции и недовесы приводят к тому, что люди в магазинах как 100 лет нежравши… Набирают полные корзины. Зашёл как-то в Евроопи за минералкой, так плевался, что полчаса пришлось потерять на это из-за «голодных» покупателей с полными корзинами. Так, уважаемые маркетологи! Раз вы так любите, чтобы к вам почаще заходили покупатели, извольте сделать в каждом магазине экспресс-кассу, чтобы с тем же кефиром не стоять по полчаса среди «век не жравших»…

  6.  Gonz

    66

    -1

    А я так понимаю,если мы,покупатели,бойкотируем покупку хитрозадуманных недовесов и недоливов вместо традиционных норм, то они просто не будут раскупаться. Торговля вынуждена будет от них отказываться. Так мы сможем отстаивать свои права,а хитрозачесанные поймут, что народ видит их маленькие хитрости и не даст им наживаться за свой счёт. Итак, не покупаем товар в хитрой таре!

  7. ocelot ocelot

    0

    0

    Рассказывала знакомая продавщица. Стоял товар по 5 рублей. Никому не нужен. Сделали цену 6,25 рубля,а скидка 20%. Размели на ура. Хотя в итоге стоил теже 5 рублей. Или в «Светофоре» стоит тот же быстросуп 19 копеек,а в «Евроопте» 30 копеек. Но… чтобы поехать в «Светофор» надо купить туда и обратно 2 талона. Это 1 рубль 20 копеек. Можно конечно поехать зайцем,но где гарантия,что не нарвёшься на контроль. Короче,на водке пропьёшь,на спичках не сэкономишь.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Август 2019
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Июл  
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.