• Гродно в канун Рождества и Нового года 120 лет назад

    Гродно в канун Рождества и Нового года 120 лет назад

    К концу XIX века в Гродненской губернии, как сообщает Памятная книжка за 1899 год, проживало свыше 1.5 млн. человек. В то время Гродно был небольшим губернским городом, в котором жило свыше 38,5 человек (из них около 25 тысяч евреев, около 8 тысяч католиков, свыше 5 тысяч православных). На 1 января 1897 года в Гродно действовали 2 гимназии (женская и мужская), в которых обучались 900 детей разных сословий, 9 училищ, повивальная школа, один театр, два банка, одна публичная библиотека, 13 фабрик и 60 заводов разной производительности, отделы Российского общества Красного Креста, Русского географического общества и Российского общества садоводства, рассказывает ведущий научный сотрудник Национального исторического архива Беларуси в Гродно Наталья Шапневская.

    Новый год. Рисунок Б. Томашевича. Журнал «Нива» 1900 год Основным источником новостей в то время была газета «Гродненские губернские ведомости», которая хранится в фондах Национального исторического архива Беларуси в г. Гродно. Газета стала выпускаться с января 1838 года, и именно на ее страницах можно было прочитать, как и чем жил город и губерния, а также что волновало жителей в канун Рождества и Нового года 120 лет назад.

    Газета «Гродненские губернские ведомости» 1900 год

    Издавалась газета на 4 листах серой жесткой бумаги формата 17*21 см. На заглавном листе каждого номера изначально был изображен герб Гродненской губернии (щит, разделенный на две части; в верхней – герб Великого Княжества Литовского, в нижней – зубр; позже остался только зубр). Газета имела 2 отдела: первый – общий, в котором печатались официальные документы; второй – местный, который в свою очередь делился на официальную и неофициальную части. В официальной части помещались материалы, относящиеся только к событиям Гродненской губернии (постановления, циркуляры, предписания и др.); в неофициальной части, а именно она и представляет особый для нас особый интерес, поскольку отображает жизнь города и губернии изнутри, помещались объявления частного характера, реклама изданий, материалы по истории, этнографии, археологии, медицине, статистике и многом другом. Исходя из публикаций неофициальной части газеты, частная жизнь города в предпраздничный и праздничный периоды была разнообразна.

    В сочельник. Рисунок Ф. Бергена. Журнал «Нива» 1900 год

    В номере газеты от 22 декабря 1898 года размещено объявление об организации праздничных мероприятий при Гродненском военном собрании: в субботу, 26 декабря - танцевального вечера с правом входа для учащихся старшего возраста; во вторник, 29 декабря – детского вечера и елки с танцами для взрослых и детей; в четверг, 31 декабря – танцевального вечера и встречи Нового года, с обязательной формой одежды – парадной для военных и фраком для штатских; в понедельник, 4 января – костюмированного вечера, во время которого военным необходимо было прийти в сюртуке с эполетами. О театральной жизни в этот период на страницах газеты сообщается следующее: 29 декабря 1898 года в Гродненском городском театре прошел бенефис даровитой артистки, антрепренёрши, госпожи П. В. Никоновой. На бенефисе любимицы гродненской публики собралось много зрителей, театр был буквально переполнен. В драме «Ольга Ранцева» или «Чад жизни» артистка играла главную роль и провела ее превосходно: «В ея исполнении Ольга имела так много симпатичной грации, представляясь перед зрителем увлекающейся, живущей моментами женщиной». Бенефициантку принимали довольно восторженно долгими аплодисментами, на сцену сыпались напечатанные на разноцветной бумаге приветствия, было поднесено несколько подарков. Спектакль оставил самое приятное впечатление. В № 101 газеты от 30 декабря 1898 года сообщается об организации чтений о народной трезвости, прошедших 13 декабря в зале 1-ой Гродненской читальни на Муравьевской улице, в доме Министерства Финансов. В зале собралось более 200 слушателей, в антракте выступил хор мужской гимназии. В газете отмечается, что такие чтения приносят огромную пользу городскому рабочему населению, «пополняя в нем именно то, чего у него не хватает в его духовной, нравственной жизни – теплого, искреннего слова, обращенного к его, быть может несколько и загрубелой душе».

    Не обходилось и без курьезов, в этом же номере помещик Кобринского уезда Михаил Осуховский со всей ответственностью осведомлял, что проживавший в городе Пинске его сын Феликс «делает долги», которых помещик Осуховский платить ни теперь, ни впоследствии не намерен. В архиве сохранился выпуск газеты за 11 января 1900 года, в котором опубликована заметка об устройстве 9 января на катке в Гродненском городском саду елки, привлекшей многочисленную публику:

    «Сад был иллюминован цветными фонарями и факелами, а в конце длинного катка светилась разноцветными огнями большая елка. Теплая погода, не успевшая испортить льда, способствовала успеху. Собравшиеся конькобежцы искренне веселились».

    Как сообщалось в номере от 12 января 1900 года, в залах Общественного собрания состоялся студенческий благотворительный вечер в пользу недостаточных студентов, окончивших Гродненскую гимназию. Вечер прошел весьма оживленно: концертное отделение, исполненное любителями по самой разнообразной программе, доставило собравшейся многочисленной публике истинное наслаждение. Закончился концерт традиционным пропетым хором студентов «gaudeamus». Не менее удачно прошли танцы, руководимые опытным режиссером господином Муратовым.

    «Все здесь было заранее обдуманно, предвидено, все было устроено у студентов так мило, хорошо и симпатично. В котильоне танцующим раздавались конфетти, различные украшения, как то ордена, цветы и т.п. Среди танцующих дам, отличавшихся изяществом и богатством туалетов, особенно выделялась своею наружностью и грацией танцев мадмуазель К. Вечер закончился в 4 часа утра» - отмечает издание.

    Как и сейчас, почти 120 лет назад актуальным было и состояние дорог и тротуаров в зимний период. В этом же выпуске газеты за 1900 год сообщалось о плачевном состоянии тротуаров на второстепенных улицах Гродно. Утверждалось, что тротуары, за которыми должна наблюдать городская полиция, не только не посыпаются песком, но даже не очищаются от снега и льда. «Есть такие места на тротуарах, где ходить невозможно, например тротуар, ведущий от городского театра на Яковлевский проспект, возле плаца г. Вириона, уже больше недели покрыт льдом и никогда не посыпается песком. А между тем по этому тротуару должны ходить почти все жители Нового Света» - пишет газета.

    Реклама в газете «Гродненские губернские ведомости»

    Всем известно, что реклама – двигатель торговли. Не было это утверждение новостью и 120 лет назад. В предпраздничные дни именно рекламные объявления помогут нам понять, как готовились жители Гродненской губернии к Рождеству и Новому году.

    Итак, о чем сообщали читателям газеты «Гродненские губернские ведомости» рекламные объявления? Газета пестрит объявлениями о подписке на различные периодические издания: «Нива» - иллюстрированный журнал литературы, политики и современной жизни, «Сельский хозяин» - универсальный журнал практического сельского хозяйства, «Кормчий» - еженедельный иллюстрированный духовно-народный журнал, любителям охоты предлагалось подписаться на «Охотничий вестник» с его ежемесячным приложением «Всемирный спорт», любителям истории – приобрести серию книг «Тайны венценосцев», для детей – журнал «Задушевное слово», для дам – «Парижские моды». Также сообщается о поступлении в продажу отрывных календарей на 1900 год: «Роскошный ежедневник» - календарь приклеен к особенно изящной заграничной папке, исполненной в десяти красках, с выпуклыми рисунками ажурной работы; «Календарь для хозяек: нашим экономным хозяюшкам», содержащий более 400 рецептов скоромного и постного семейного стола.

    Реклама в газете «Гродненские губернские ведомости»

    Всем женщинам, желавшим избавиться от всех недостатков лица, необходимо было немедленно купить в любом аптекарском или парфюмерном магазине знаменитый крем из лотоса «Пат ниппон», к крему бесплатно прилагалась замечательная книга Ионачивары Масакадо «Отчего я так красива и молода?». Прочтя ее, дамы узнавали секрет вечной молодости японок. Рядом размещалась реклама борно-тимолового мыла Г.Ф. Юргенса – «благовонного туалетного мыла высшего достоинства».

    Реклама в газете «Гродненские губернские ведомости»

    Здесь же гостиница «Метрополь», находящаяся на ул. Банковской, рядом с отделением Государственного банка, предоставляла комнаты с бесплатным электрическим освещением стоимостью от 50 копеек до 2 рублей. К услугам клиентов предлагались также первоклассный ресторан и ванны.

    Реклама в газете «Гродненские губернские ведомости»

    Главное депо музыкальных инструментов А. Крейцера, находившееся по ул. Купеческой, рекомендовало к покупке все существующие инструменты по самым дешевым ценам в России. Полный иллюстрированный каталог высылался бесплатно. Безусловно, вся суета губернского города с его костюмированными балами, благотворительными вечерами, елками и рекламой меркнет перед истинным значением праздника Рождества. О красивом в своей простоте и искренности обряде встречи Рождества в крестьянской семье одного из уездов Гродненской губернии можно прочитать на страницах номера «Гродненских губернских ведомостей» от 22 декабря 1898 года.

    На Иордан. Рисунок И. Ижакевича. Журнал «Нива» 1902 год

    Как пишет газета, в глазах местного крестьянина ни один праздник не имел такого широкого и глубокого значения как праздник Рождества Христова, ни один праздник не сопровождался такой обрядностью. А начиналось все уже на «коляду», то есть в сочельник. В доме тщательно убирались: мылись лавки, по углам снималась паутина, чище обыкновенного выметался земляной пол. У каждого были свои предпраздничные хлопоты: мужчины заготавливали на все праздники хворост для топлива, «трясянку» для скота (смесь сена с соломой), женщины наскоро чинили белье, хлопотали возле печи, девушки собирали к празднику свои незатейливые уборы: бусы, ленты и вышитую сорочку. Обед в этот день был легкий и постный, женщины чаще не ели совсем. Вечером мужчины заканчивали все свои дела на «гумне», и после того, как скоту была разложена еда, они уже в сумерки с пучком душистого сена и снопом ржи торжественно, в особом праздничном настроении, входили в избу. Сноп ржи ставили в красный угол избы. А в избе в это время было очень суетливо: жарко вытапливалась вместительная печь, с множеством разного размера горшочков и чугунов с водой. «По обыкновению, и то еще не сделано, и это не прибрано; бабы мечутся от одного дела к другому, толкаются, одна другую корит, но совсем не так, как это бывает обыкновенно, не по будничному, а по дружбе, любовно. И так приятно, мило это наблюдать. Если же кто-нибудь менее сдержанный, и скажет резкое словцо, то мужчины, сидящие теперь уже без дела, сейчас же напоминают ему, что нужно «шановать святый вечер». Особенно это внушается детям – подросткам» - делится своими впечатлениями автор статьи. После того как «посадили» (поместили) в печь пшеничные пироги, в избе становилось спокойнее. Начинались приготовления к праздничному ужину. Крестьяне мылись и одевались в чистую перемену одежды. Развязывали и распускали по столу пучок сена, сверху расстилали «настольник» - белую самодельную скатерть, на нее клали хлеб и ложки. Зажигали «громничную» (сретенскую) свечу, и все, кто есть в доме, становились вокруг стола и начинали молиться. Как отмечает автор, это была самая торжественная минута вечера: «сколько тут живой беспредельной веры, сколько глубокого внутреннего смысла в этом прекрасном обряде, передающемся из рода в род. Старший член семьи обыкновенно молится усерднее и дольше остальных, он начинает и кончает эту трогательную семейную молитву. По окончании молитвы все тихо и чинно садятся кругом стола. Все находятся еще под впечатлением глубокой искренней молитвы. Дети смотрят на старших и тоже притихли. Разговор некоторое время как-то не клеится. Шутки теперь здесь совсем неуместны». Первым подавали борщ с отборными грибами, которые для этого случая специально хранили в мешочке. Затем следовала уха, вареные грибы, приправленные постным маслом и мелко нарезанным луком, вареная рыба, овсяный кисель; из печи вынимали горячий пшеничный пирог, к нему приносили лохань с холодным сливово-грушевым компотом. Главным же блюдом этого праздничного ужина была сладкая кутья с маком и медом. Тут уже все за столом начинали шутить, балагурить, а также гадать о будущем урожае льна – по длине вытягиваемого из-под скатерти сена. После ужина крестьянская семья отправлялась спать. Еду со стола не убирали, блюда оставались стоять на столе до утра. А в полночь все, кроме детей, стариков и одной из хозяек, отправлялись в церковь на богослужение, которое длилось до рассвета. Утром, около 9-10 часов утра, вся семья вновь помолившись, садилась за стол за торжественный мясной (после шестинедельного поста) обед. Вчерашнее сено связывали и прятали до следующей кутьи (крещенской), после чего его вместе с рожью из красного угла раздавали по частям скоту для того, чтобы тот не болел и плодоносил. Такими были предпраздничные и праздничные дни наших соотечественников, отраженные на газетных страницах вековой давности.


    Читайте по теме:


    Комментирование записи закрыто!

  • За день до этого лидские пограничники также изъяли самодельный коптер у жителя населенного пункта Бенякони Вороновского района.

    Представляем вашему вниманию десять идей для яркого и активного отдыха в выходные.

    Предприниматель взял на себя обязательство использовать объект в своей деятельности. Но два года ничего не делал.

    До сих пор некоторые блюда все еще продолжают оставаться невостребованными, соответственно часть уже приготовленной пищи идет в отходы. Но доля отходов при этом снижается.

    В ходе допроса школьник рассказал следователю, что не думал о возможных последствиях своего проступка, а просто хотел пошутить.

    Отмечается, что балтийская республика разместит на границе и тяжелые вооружения.

    Цель была амбициозной – сделать дома гродненцев чище и экологичнее. Получилось?

    Все новости