В вопросах развития экономики страны развитие малого и среднего бизнеса сегодня поставлено во главу угла. Но где брать предпринимателей, готовых генерировать деловые идеи, а потом рисковать, воплощая их в жизнь? В Гродно решили, что начинать их взращивать следует как можно раньше — уже со школьной скамьи. Второй год в местной СШ № 27 действует факультатив, где детей учат рассчитывать прибыль и выручку, платить налоги и даже «добывать» криптовалюты. Корреспондент «Республики» побывала на необычных уроках.

Сегодня в школьных коридорах можно встретить начинающих бизнесменов, причем с амбициями. И хотя факультатив по предпринимательству существует здесь только второй год, организаторам любопытного эксперимента есть чем похвастаться.

За это время финансово подкованные парни и девушки не только научились сберегать личные деньги, но и даже стали координировать расходы своих родителей. По окончании годичной программы они отлично ориентируются в финансовом мире, умеют экономить и соблюдать баланс дебета с кредитом. Ребят обучают таким дисциплинам, как «Формирование финансовых целей», «Семейный и личный бюджет», «Инструменты сбережения», «Кредитование», «Разумное заимствование», и другим.

Десятиклассники уже собрались в специально отведенном для занятий классе. С ними — преподаватель и социальный педагог Оксана Кирейчук. Вместе с мальчишками она уже не раз принимала участие в различных стартапах, представляли идеи на инвест-уик-эндах. Два раза наравне со студентами вузов ее подопечные защищали свои проекты в Гомеле на Международном чемпионате «Молодежь и предпринимательство». Юный возраст совершенно не помешал им занять призовое место.

— В прошлом году ребята презентовали проект по созданию солнечных панелей, — вспоминает педагог. — Вместе с учителем труда они сами их изготовили, и сейчас у нас на крыше целая система батарей на один киловатт.

Перед этим школьники провели энергетический аудит здания. Кстати, это сама по себе замечательная бизнес-идея, так как в стране таких аудиторов можно пересчитать по пальцам, а в Гродненской области их вообще нет. Подсчитали энергопотери и составили план по их устранению. Итоговые цифры настолько впечатлили руководство учебного заведения, что оно дало добро на реализацию всех предложенных мер.

Помимо факультатива, в школе действует ресурсный центр и Клуб молодого предпринимателя.

— По образованию я даже не математик или физик, а филолог, — рассказывает педагог Оксана Валерьевна. — К предпринимательству имею отношение весьма опосредованное. Пришлось самой учиться на курсах в Минске по американской программе. Получила там сертификат тренера по финансовой грамотности, потом стала распространять полученные знания дальше. Понемногу втянулась. На своих тренингах учу детей ставить перед собой реальные финансовые цели, достигать их, формировать бюджет. Педагога радует, что предпринимательству начали уделять внимание на уровне формирования образовательного процесса. Совсем недавно из Минобразования пришло инструктивно-методическое письмо. Одним из актуальных направлений в нем определено обучение экономической деятельности.

А что думают о школе юного бизнесмена сами парни из 10-го класса? Артем Зайчковский пытается ответить мне на вопрос, кто такой предприниматель:

— Это человек, занимающийся своим любимым делом, — уверенно говорит подросток. — Рискуя, он извлекает прибыль. Предпринимателя можно сравнить с жонглером. Если он сфокусирует свое внимание только на одном диске, на котором написано «деньги», то все у него рухнет. Равно важны все категории: «персонал», «налоги» и другие.

Вот бы взрослым людям такое незашоренное мышление, свежие и раскрепощенные взгляды!

А как же реальные эксперты? Как они оценивают происходящее в СШ № 27? В кабинет входит председатель Гродненской областной ассоциации предпринимательства Игорь Черняков. Он отдал более 25 лет предпринимательской деятельности. Вот он, настоящий организатор школьного бизнес-курса.

— Какие ниши считаете самыми перспективными, на что нацеливаете ваших подопечных?

— Конечно же, нас ожидает цифровая трансформация экономики. Меняется подход в организации деятельности различных сфер. Даже в сельское хозяйство приходят компьютеризированные системы, работающие практически без участия человека. Многие профессии просто потеряют актуальность. Не зря такой подъем испытывает Парк высоких технологий. Гродно, кстати в этом вопросе повезло: здесь одним из первых открылось представительство Парка. Ну и на втором месте сферы, которые будут интересны молодым предпринимателям, — это туризм и гостеприимство.

Ведется разговор о том, что тема школьного предпринимательства актуальна и востребована, потому должна быть выведена на более высокий уровень. Гродненская область на сегодняшний день лидирует среди других областей по развитию школьных бизнес-компаний. Еще пару лет назад педагоги принимали эти начинания в штыки. Дескать, где учителя, а где предприниматели? Но со временем усилия не пропали даром. Только в Гродно создано около 15 бизнес-компаний. Каждый нашел свое направление.

— В настоящее время через наш ресурсный центр мы имеем возможность проводить дополнительные занятия для педагогов и кураторов факультативов, — добавляет организатор курсов. — Кроме того, видя заинтересованность и трудности, которые испытывают инициаторы, мы разработали типовой проект положения об ученических бизнес-компаниях. Сейчас он проходит согласование в облисполкоме. На данный момент нет нормативно-правовой базы, в рамках которой они смогут работать. На голом энтузиазме это делать сложно.

В Гродненскую областную ассоциацию предпринимательства входят более 50 организаций и около 20 ИП. Участники имеют возможность защищать свои интересы, получают поддержку в решении сложных вопросов. Своим опытом здесь всегда готовы поделиться с молодежью. В ассоциации отмечают, что еще в прошлом году индекс деловой активности был скромный. Ожидания были «ниже нуля». Но последние исследования, проведенные в сентябре, показали: настроение бизнес-сообщества улучшилось. Самое время браться за свое дело.


Читайте также:

  1.  yasenpen

    13

    2

    С детства надо учить детей самостоятельности,желанию получать знания не для родителей,а для себя.выбирать профессию за несколько лет до окончания школы и готовиться к этому.

  2. Zeland Zeland

    12

    6

    yasenpen :

    1
    0
    С детства надо учить детей самостоятельности,желанию получать знания не для родителей,а для себя.выбирать профессию за несколько лет до окончания школы и готовиться к этому.

    Президент сказал, что накер нам много умных, надо комуто и бульбу собирать и за станком стоять. А он с семьёй и ментами ерунды не скажет))))

  3. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    5

    5

    yasenpen :

    0
    1
    С детства надо учить детей самостоятельности,желанию получать знания не для родителей,а для себя.выбирать профессию за несколько лет до окончания школы и готовиться к этому.

    Есть такое понятие ПЕНЕК, трудовые династии…слышал?
    Вот если родители работают:
    в исполкоме —где будут трудится дети? …или в исполкоме или рядом .
    Азот…то же самое)
    Колхоз…вот тут нить теряется, скорее всего уедут у горад..и там ,налоговая, исполкомы, ветинспекция, санстанция..и тд..еще Беларусьбанк и Агропромбанк..забыл.
    Если предприниматель….,свой бизнес, велика вероятность ,что дети продолжат дело, ведь ничто так не воспитывает и не учит как личный пример.

    В задаче спрашивается…какая из перечисленных групп, не станет нахлебниками государства?

  4.  yasenpen

    11

    1

    @ VOLK ) SerY:
    Исходя из твоей логики,твои дети станут «аналитиками» на с13)))

  5. ME AWAKE ME AWAKE

    5

    0

    Свежее решение для школы! Молодцы!!! Пускай и не станет хорошим предпринимателем, но будет знать те или иные вопросы.

  6. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    2

    3

    yasenpen :

    0
    0
    @ VOLK ) SerY:
    Исходя из твоей логики,твои дети станут «аналитиками» на с13)))

    )))Вот за юмор +++++,
    Скажу тебе по секрету…C13..это хобби))пишу безвозмездно и на добровольных началах)) так сказать выражаю свое мнение….заражаю оптимизмом)))
    Вы ,я так понимаю, тут по работе…)
    что ж , ваша служба и опасна и трудна, …. )))

  7. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    1

    2

    Без сарказма)) если можно , а кто он в смысле бизнеса?относится к фабрикантам или купечеству?
    председатель Гродненской областной ассоциации предпринимательства Игорь Черняков…

  8.  ColodinaHR

    1

    0

    В наших налогах и главбухи , иногда, плавают. Все течёт, все меняется. Пустая трата времени.

  9. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    1

    3

    Школьные уроки это хорошо, это правильно..но дети, это записывающие устройство с огромной памятью….
    Все , что видят вокруг то и запоминают, делают выводы.
    Как в семье, как на улице , как в школе.
    Кто может уверенно и гордо сказать:
    Предприниматель в нашей стране, это соль земли и к этому нужно стремится, что бы заработать своими мозгами и трудом?
    Стоят билборды вдоль дороги везде, кто на фото?
    по телевидению о чем речь?
    Так , что уроки хорошо конечно…но мало

  10.  ilya007

    6

    2

    «По образованию я даже не математик или физик, а филолог, — рассказывает педагог Оксана Валерьевна. — К предпринимательству имею отношение весьма опосредованное. Пришлось самой учиться на курсах в Минске по американской программе. Получила там сертификат тренера по финансовой грамотности, потом стала распространять полученные знания дальше.»

    То есть учит тот, кто сам не понимает толком то, чему учит…..
    А майнить всем нужно — надо же АЭС нагрузить))))

  11.  sterol

    1

    0

    В лицах учеников на фото читается:
    — когда это закончится…. хочу дамой играть в доту и танки ))

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Ноябрь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Окт  
     1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    2627282930 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.