Казалось бы, исторический центр Гродно пережил тяжелейшие удары во времена губернатора Савченко в 2006-2008 годах во время «реконструкции» Советской площади. А теперь — все ли хорошо? «Новы час» предлагает поговорить об одном проекте гродненских строителей, который направлен кардинально изменить вид исторического центра…

В спектре внимания СМИ и общественных активистов, интересующихся историей, сегодня разве реконструкция гродненского Старого Замка согласно проекту Бочкова. Судьба менее значимых объектов и общий вид исторического центра как-то отошли в сторону. А зря. Уже не первый год Гродногражданпроект вынашивает план строительства так называемого «Дублера Троицкой», но обо всем по порядку.

Урбанистический взрыв

Каждый город имеет план своего развития, либо генплан. В советские времена все генпланы были сориентированы на рост населения и увеличение транспортных потоков, что было результатом индустриализации белорусских городов. Соответственно, росли жилые районы вокруг предприятий и количество общественного транспорта. С учетом всего этого в конце 1940-х годов появился первый генплан Гродно.

Довоенный Гродно — это 58 тысяч человек. Послевоенный — 30 с чем-то тысяч. К 1959 г. город вырос до 72 тысяч, то есть увеличился, но незначительно по сравнению с довоенным. А дальше произошел настоящий взрыв: вплоть до начала 1990-х каждые 15 лет Гродно увеличивался примерно на 100 тысяч человек! Это, опять же, политика Москвы на превращение БССР в «сборочный цех», строительство заводов и фабрик. А еще — массовый отток людей из деревни: в колхозах больше работать никто не хотел. Все это пережил и Минск, и другие областные центры.

Сейчас в Беларуси уже нет ресурса для роста городов: 76% населения и так там живут. Больше в Европе в городах народа живет только в Великобритании и в Бельгии. В Польше населения в городах на 15% меньше, чем в Беларуси. Даже в Германии меньше, чем в Беларуси! Вот и имеем: Минск и Варшава примерно равны по размерам, только в Варшаве живет 4% населения Польши, а в Минске — 23% белорусов…

Под Старым городом мог появиться тоннель…

Вернемся, однако, к генплану Гродно. Ко второй половине 1970-х годов проекты наших строителей не предусматривали никакого сохранения исторических зданий. Старого города как чего-то отдельного и важного вообще не существовало: разрушались храмы (Фара Витовта), застройка времен Речи Посполитой, а на этих местах появлялись универмаги и дворцы текстильщиков …

Все транспортные потоки при этом проходили через центр и были закольцованными на Старый мост. Когда появилась потребность в новых мостах, началась стройка сначала так называемого Нового моста («Мост строителей»), а в середине 1980-х еще одного — Румлевского. Задача понятна: разгрузить центр и Старый мост, возведенный еще за царским временем. Но, чтобы провести через новые мосты достаточное количество транспорта, не разрушая старых узких улочек, нужно было вынести и административный центр города хоть немного в сторону.

Так появился еще один проект: построить новый административный центр в стороне, в Коложском парке! А транспортные потоки пустить оттуда через тоннель, который мог проходить под всем Старым городом! Проект ушел в небытие, когда в 1980-е старый город был наконец признан историко-культурной ценностью. Действительно, где еще в Беларуси в центре города найдешь около 600 компактно расположенных исторических зданий? Именно этот фактор сегодня и делает Гродно привлекательным для белорусских и иностранных туристов (в первую очередь из Польши, Литвы и России).

Миллионы долларов в…горлышке бутылки

Так в чем же проблема, если Старый город и статус защитный имеет, и деньги бюджета за счет туристов приносит? Проблема в том, что сегодняшние местные строители (Гродногражданпроект) видят решение вопроса транспортных потоков в расширении артерий в Старом (!) городе. То есть, вместо того, чтобы сделать еще пару улиц пешеходными (пока это только Советская и кусочек Ожешко), здесь предлагают строить новые магистрали.

Как это выглядит на практике? Согласно проекта «Дублера Троицкой», строители предлагают сделать фактически новую улицу в Старом городе — параллельно Большой Троицкой со стороны Городничанки, что впадает в Неман. Т.е. от Виленской магистраль будет подниматься вверх, улочка Моправская с парой старых домиков будет вообще снесена.

Дальше будет уничтожена стоянка (нужна центру как воздух). Далее — детский сад. Дальше — пустырь, где размещался еврейский квартал, еще не исследованы археологами, который в перспективе вообще можно было восстановить (здесь стояли четыре синагоги!). Далее — стоянка для туристического транспорта … Ну и, наконец, новая магистраль снова может упереться в Старый мост — горлышко бутылки с вечными пробками — то есть автомобилистам лучше не станет!

Что все это значит? Во-первых, таким образом транспортные потоки навечно закрепятся в Старом городе, про пешеходные улочки можно будет только мечтать. Во-вторых, будет снесено множество ценных и перспективных для города объектов. В-третьих, — возможно, главное, — проблема транспортной загруженности решена не будет. В-четвертых, на все это пойдут миллионы долларов из госбюджета, а значит, из карманов наших граждан.

Выход: объездной и пешеходный центр

В европейских городах вопрос транспортной загруженности давно решается по-другому. Как? За счет строительства объездных путей вне исторического центра. В Гродно и ландшафт, и планировка, и мосты позволяют сделать то же самое. Для этого следует выпрямить улицу Калиновского (кривую и ужасно опасную, где даже общественный транспорт пройти не может) за счет сноса пары частных домов. Калиновского соединить Горького с Новым мостом, а далее — Островского и Кохановского (путь пройдет через давнишнюю промзону). Объезд готов!

Именно это позволило бы хотя бы частично сделать исторический центр пешеходным, а слоган «Туристический Гродно» с лозунга преобразовать в действительность. Так, в центре впредь будет оставаться много административных зданий, но в Вильнюсе, например, предусмотрели и это: проспект Гедиминаса пешеходный в выходные дни, а в будние там ходит транспорт. В конце концов, авто чиновников и милиции всегда могут иметь спецпропуска.

Что касается «Дублера Троицкой», то и здесь существует альтернативная версия. Специалисты из Белорусского научно-исследовательского института градостроительства давно уже предлагали свой вариант. Это — пешеходная улица параллельно Большой Троицкой, фактически — туристическая тропа с обзорными площадками, скамейками, фонарями и т.д. С точки зрения финансов, это однозначно не так затратно, как вариант Гродногражданпроект (тропа с фонарями — не магистраль), пользы для центра куда больше, потерь меньше.

Не коррупция, а способ жизни…

После соединения в одно улиц Калиновского, Островского и Кохановского транспортная загруженность центра снизиться раза в два. Но перед этим следует ремонтировать Новый мост, через который транспорт пойдет за Неман. Гродногражданпроект также планирует ремонтировать мост, но странная логика чиновников заключается в том, что делать это они собираются уже после стройки своего «Дублера Троицкой». То есть — все наоборот, вверх ногами.

Понятно, что подобные грандиозные малопонятные проекты — это обеспечение строителей работой на долгие годы вперед. Разумеется, за счет бюджета. Можно ли это назвать коррупцией? Скорее, это образ жизни и способ деятельности государства, когда каждая структура хочет привлечь к себе как можно больше денег, не думая про другие структуры, рядовых граждан и конечный результат. Впрочем, строительство еще не начато, есть время остановиться, все просчитать и принять правильное решение. Но есть ли кому?..


Читайте также:

  1. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    17

    4

    Антоненко ниже давал интервью…….шрамы его на долго останутся.в памяти..и прочих Козелковых….

  2.  Sofi

    43

    5

    Пока в руководстве различных организаций сидят взращенные «совком» «гении» ничего логичного и разумного делаться не будет. И будем продолжать смотреть назад, а не двигаться вперед.

  3.  v1

    13

    6

    Как проверить инженера-проектировщика на пригодность? Можно, например, ввести его в комнату, где преднамеренно криво повешена картина. Если он не обратит на нее внимания или же просто подойдет и поправит, то это не настоящий инженер. Настоящий инженер-проектировщик поступает так.
    Берет предоплату, берется за расчеты и черчение и тратит не меньше месяца, на то, чтобы с помощью АвтоКАДа спроектировать рамку с функцией саморегуляции и использованием солнечной энергии. При этом инженер искренне негодует на тех, кому пришло в голову изобрести гвозди.

  4. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    54

    4

    Статья дельная и правильная.И нельзя оставаться равнодушным и старым жителям Гродно и новым горожанам…ведь это наше будущее..,внуки и правнуки у виска будут крутить…
    Как мы сейчас смотря на здания в центре из новоделов…кинотеатр Гродно Облисполком,Горисполком..Дом быта..Текстильщики…

  5. Евгений Сычёв vk.com Евгений Сычёв

    30

    6

    Я УЖЕ ПИСАЛ ЧТО МОСТ НУЖЕН ОТ ПЕРЕКРЕСТКА УЛ ПОБЕДЫ,УЛ Я КУПАЛЫ ЧЕРЕЗ НЕМАН И СОЕДИНЯЕЕТСЯ В УЛ БУДЕНОГО ИЛИ ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ.ПРОБКИ НА СТАРОМ МОСТУ ИЗЧЕЗНУТ.С ФОЛЮША МОЖНО ПРОЕХАТЬ ЧЕРЕЗ НОВЫЙ МОСТ ,ВЫПРЯМЛЕНУЮ УЛ КАЛИНОВСКОГО И ПОПАДАТЬ СРАЗУ НА ГОРЬКОГО.ОЧЕНЬ УДОБНО.С ВИШНЕВЦА ЕДУТ ПО РУМЛЕВСКОМУ МОСТУ.ВСЕ ПОТОКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ.
    ЖИТЕЛИ ОЛЬШАН СИТИ ПУСТЬ ЕДУТ ЧЕРЕЗ ЕЩЕ ОДИН МОСТ КОТОРЫЙ ПЫТАЮТСЯ ПЕРЕДЕЛАТЬ ИЗ ЖД МОСТА.

  6. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    14

    8

    Евгений Сычёв :

    0
    0
    Я УЖЕ ПИСАЛ ЧТО МОСТ НУЖЕН ОТ ПЕРЕКРЕСТКА УЛ ПОБЕДЫ,УЛ Я КУПАЛЫ ЧЕРЕЗ НЕМАН И СОЕДИНЯЕЕТСЯ В УЛ БУДЕНОГО ИЛИ ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ.ПРОБКИ НА СТАРОМ МОСТУ ИЗЧЕЗНУТ.С ФОЛЮША МОЖНО ПРОЕХАТЬ ЧЕРЕЗ НОВЫЙ МОСТ ,ВЫПРЯМЛЕНУЮ УЛ КАЛИНОВСКОГО И ПОПАДАТЬ СРАЗУ НА ГОРЬКОГО.ОЧЕНЬ УДОБНО.С ВИШНЕВЦА ЕДУТ ПО РУМЛЕВСКОМУ МОСТУ.ВСЕ ПОТОКИ РАСПРЕДЕЛЕНЫ.
    ЖИТЕЛИ ОЛЬШАН СИТИ ПУСТЬ ЕДУТ ЧЕРЕЗ ЕЩЕ ОДИН МОСТ КОТОРЫЙ ПЫТАЮТСЯ ПЕРЕДЕЛАТЬ ИЗ ЖД МОСТА.

    Жителям ОЛьшан Сити создать условия, что бы не надо было выезжать…отдельную инфраструктуру..

  7. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    27

    2

    VOLK ) SerY :

    0
    0
    Антоненко ниже давал интервью…….шрамы его на долго останутся.в памяти..и прочих Козелковых….

    Мэров и горсовет должны выбирать горожане!
    Усатый может назначать представителей президента …,
    С.Ровнейко например …или еще какую с..ну..

  8. zam2014 zam2014

    34

    0

    Пока мы не начнём ценить и беречь историю, кусочек центра который по проекту хотят снести, таковым именно и считается (дома 1900 года постройки), мы так и будем жить в эгоистичном и жестоком обществе.А потом удивляться почему наши дети ничего не ценят и не берегут?? Почему для них что птица, что мяч — одинаково?? А им просто не с кого брать пример.

  9.  sanhhas

    8

    26

    Лично мне идея дублера Б.Троицкой по ул. Рабочая нравится, по чертежу лишь видно, что страдает стоянка возле синагоги. Б.Троицкая в туристическом городе должна быть пешеходной и с брусчаткой, город станет красивее и оживет

  10.  TAB

    11

    29

    Дублер однозначно нужен. А пешеходный центр — это утопия. Забыли транспортный коллапс на фестиваль национальных культур? Или какие веселые пробки были, когда перекрыли Троицкую для замены теплотрассы? Я уже не говорю о проблемах для людей, работающих в центре.

  11.  hrodna.life

    11

    2

    Боты подтянулись!

  12.  VIWY

    0

    0

    @ Евгений Сычёв:
    Слишком дорогой проект

  13.  VIWY

    4

    23

    TAB :

    3
    8
    Дублер однозначно нужен. А пешеходный центр — это утопия. Забыли транспортный коллапс на фестиваль национальных культур? Или какие веселые пробки были, когда перекрыли Троицкую для замены теплотрассы? Я уже не говорю о проблемах для людей, работающих в центре.

    sanhhas :

    5
    7
    Лично мне идея дублера Б.Троицкой по ул. Рабочая нравится, по чертежу лишь видно, что страдает стоянка возле синагоги. Б.Троицкая в туристическом городе должна быть пешеходной и с брусчаткой, город станет красивее и оживет

    Два нормальных комента. Обязательно должна быть улица дублер,это нормальный проект,кто смотрит в будущее.И давно пора воплотить.Просто заранее нужно улицы делать шире на перспективу,тогда не будет так часто возникать проблемы пробок. И на стоянки места найдутся, возьмите грамотных спецов, а не поссоветких. И Калиновского нужно расширить. Эти два проекта будут дешевле ,чем строить воздушные замки, ой туннель))

  14.  VIWY

    7

    5

    @ sanhhas:
    Нельзя делать пешеходной, да и смысла нет. Сейчас пешеходная Советская. Абы что. Съездите недалеко в Брест возьмите их опыт, может и их архитекторов, похоже они там более продуманные.

  15.  yandex.ru Андрей Иванов

    7

    30

    Задолбали эти защитники исторических сараев…Гродно- провинциальный городок, у нас нету каких-то красивых зданий, которые есть в Вильнюсе,Варшаве, Кракове. На месте ул.Маркса,Кирова,Троицкой,Советской можно построить кучу жилья ,современных торговых центров с широкими многополосными дорогами.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Октябрь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Сен  
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.