Еще недавно новыми для Гродно были электрические велосипеды и самокаты. Теперь ими мало кого удивишь. Зато людей на такой инвалидной коляске у нас встретишь нечасто и это плохо. Аня, скорее всего, первая в городе, у кого появился этот девайс. Специальная приставка превращает инвалидную коляску в электробайк, который разгоняется до 20 км в час.

Дина Долбик поговорила с Аней о том, могут ли современные технологии и девайсы круто изменить жизнь человека в инвалидной коляске. Получилась большая и интересная беседа, в которой перемежевались технологии, проблемы, инфраструктура и общество.

— Расскажи, как изменилось качество жизни с появлением приставки?

Она появилась у меня не так давно, в июне. И я пользуюсь ей не каждый день, поэтому пока еще не успела оценить все ее особенности. Но главное, я могу теперь ездить на коляске самостоятельно. Это оценили и мои друзья и родственники, которым раньше приходилось меня везде таскать. У меня довольно слабые руки, левая еще и работает не очень хорошо, поэтому полноценно ездить на коляске, даже активного типа, сама не могу (коляски активного типа более маневренны, ими легче управлять – прим. автора). Например, не поднимусь даже на маленький бордюр. И еду медленно, не успеваю за теми, кто идет со мной, поэтому им приходиться либо ждать, либо помогать. Обычно люди выбирают второе.

Я могу теперь ездить на коляске самостоятельно

О качестве жизни в целом пока говорить сложно. Раньше я редко ездила одна, поэтому очень плохо ориентируюсь в городе. Приходится снова учиться простым вещам: смотреть по сторонам, запоминать дорогу. Когда тебя везет другой человек, ты не особо об этом паришься. Стыдно сказать, но сначала я даже не всегда понимала, на какой светофор смотреть на пешеходном переходе. Мне, конечно, в детстве все рассказывали, но на практике я этим почти не пользовалась.

Приходится снова учиться простым вещам: смотреть по сторонам, запоминать дорогу. Когда тебя везет кто-то другой, ты не особо об этом паришься.

Недавно вышла прогуляться с мамой, так у нее волосы дыбом встали от этих моих проблем. Мы с ней, конечно, не раз обсуждали, что мне тяжело ориентироваться. Но масштабов моего топографического кретинизма она, видимо, не осознавала. Мы редко ходим куда-то вместе, я чаще гуляю с друзьями. Если идем с мамой, она обычно ведет меня под руку, и тогда мне совсем не до того, чтобы запоминать дорогу. Энергии на ходьбу уходит очень много, и думаешь только о том, как дойти из точки А в точку B.

Думаю, что благодаря приставке все же стану более активной. Потому что только сейчас я могу ехать сама, при этом не напрягаться физически, а смотреть по сторонам и получать удовольствие от прогулки. Даже на высокие и крутые горки стало легко заезжать. Раньше большой проблемой для меня были тротуарные сливы открытого типа. Передние колесики коляски туда попадают, и я вылетаю вперед, прямо носом об асфальт. А приставка отлично берет такие препятствия.

Тротуарные сливы открытого типа – это проблема для многих колясочников. Передние колесики коляски туда попадают, и можно вылететь вперед, прямо носом об асфальт

Еще один большой плюс приставки, особенно для тех, кто мне помогает, – ее небольшой вес. Она весит всего 12 кг, а вместе с моей коляской – 18. Это гораздо меньше, чем вес электроколяски (коляски, которая изначально электрическая – прим. автора).

— С плюсами понятно. А что насчет минусов?

На бордюрах все равно страшно. Каждый раз сердце в пятки уходит, когда съезжаешь или заезжаешь. И самостоятельно заеду только на невысокий бордюр, примерно до 8 см. Если он выше, приходится просить о помощи.

Съехать можно, в принципе, с любого бордюра. Но если я еду одна и меня некому подстраховать, то я не рискую съезжать со слишком высоких. Мало ли что, а грохнуться на дорогу, понятно, не хочется.

Помощь нужна и в некоторых других случаях, например, чтобы заехать в транспорт или подняться по лестнице. Но это уже вопросы не к приставке, а к городской барьерной среде.

Кстати, иногда с приставкой даже немного сложнее. Например, там, где есть несколько ступенек подряд. Если я на коляске без приставки, мой сопровождающий ставит ее на задние колеса и везет по ступенькам. А когда коляска с приставкой, вся конструкция становится длиннее и массивнее, и уже так просто не получится. Придется отстегнуть и занести приставку отдельно.

Иногда с приставкой даже сложнее

Еще я немного прогадала с креплением. Покупала приставку в Китае, а смотрела при этом видео о российских аналогах, которые, кстати, в два раза дороже. Российские приставки крепятся спереди к подножке, так, что можно приспособиться и справляться самостоятельно. А моя крепится к раме, и при всем желании не получится сделать это самой. Я просто не знала, что китайские приставки бывают двух видов, поэтому не проконтролировала этот вопрос. Теперь нужно искать мастера, переделывать крепление.

— Ты говоришь, что помощь все равно бывает нужна. Понятно, что коляска с приставкой это еще не внедорожник. Но получается, что этот девайс, хоть и полезен, но человека в коляске полностью независимым не сделает?

Если бы я жила, например, в Германии, можно было бы говорить и о полной независимости. У нас пока еще не так хорошо с безбарьерной средой. Есть препятствия, которые ни одна коляска не возьмет, даже с приставкой.

Да и электроника есть электроника. Теоретически, она в любой момент может сломаться, и к этому тоже нужно быть готовой. Но то, что я стала мобильнее благодаря приставке, — это точно. Двигаться с ней намного легче.

И городская инфраструктура постепенно меняется в лучшую сторону. С каждым годом количество мест, куда я могу сама поехать и не наткнуться на непроходимый барьер, увеличивается. Благодаря этому приставку можно будет чаще использовать.

Если бы я жила в Германии, можно было бы говорить и о полной независимости. У нас пока еще не так хорошо с безбарьерной средой

— Куда в Гродно ты уже ездила с ее помощью? Какую скорость развивала?

Весь наш район (Горького, БЛК, Калиновского) я объездила точно. По центру тоже каталась. По широким ровным тротуарам ездить особенно классно. В спальных районах бывает по-разному, где-то попадается высокий бордюр, и нужно смотреть, где его объехать.

Насчет скорости пишут, что она разгоняется до 20 км в час. По моему опыту, она ездит не настолько быстро. Конечно, я обгоняю всех, кто со мной идет, но в мотоцикл не превращаюсь.

Я обгоняю всех, кто со мной идет

— С помощью такой приставки можно апгрейдить любую коляску?

Насколько я знаю, любую коляску активного типа. Но далеко не все коляски относятся к такому типу.

— Где и за сколько ее можно купить?

В Беларуси я не нашла таких мест. Свою приставку я заказала в Китае. Вместе с доставкой она обошлась мне в 680 долларов. Знаю, что приставки делают и в России, но там они стоят в среднем в 2 раза дороже. Правда, крепления там удобнее и по весу они немного меньше, по-моему, около 9 кг.

— Если приставки до сих пор редкость, в чем причина? Знают ли колясочники об их существовании? Если да, почему не покупают?

Во-первых, они все-таки не всем подходят. Например, люди с очень слабыми руками не смогут управлять приставкой, крутить руль. Им скорее подойдет электроколяска с джойстиком.

Во-вторых, не все интересуются. Мне кажется, что некоторые люди с инвалидностью просто сидят себе тихо и в принципе не особо думают о том, чтобы сделать жизнь легче. Если ты в коляске, значит, ты не очень мобилен, не очень самостоятелен… и это как-то привычно. Многие годами ездят на «танках», выданных государством, и даже не думают о том, чтобы приобрести нормальную коляску, не говоря уже о каких-то дополнительных девайсах. А ведь время не стоит на месте, и они могут реально облегчать жизнь.

Есть среди нас люди, которые все знают, все пробуют, но их не так много. В основном, народ привык довольствоваться малым.

Вопрос цены, думаю, тоже играет не последнюю роль. Наверное, не все потянут финансово. Хотя, мне кажется, если желание есть, возможность найдется. Я купила приставку после того, как устроилась на работу.

Мне кажется, что некоторые люди с инвалидностью просто сидят себе тихо. Если ты в коляске, значит, ты не очень мобилен, не очень самостоятелен… и это как-то привычно

— Кстати, в Гродно в принципе редко встретишь на улице инвалида, даже на обычной коляске. Почему?

Я встречаю. Конечно, не так много, как, например, в Германии. Но было бы несправедливо говорить, что инвалидов на наших улицах нет вообще. Кстати, еще важно помнить, что это не только люди на колясках. Есть много других, не таких заметных, форм инвалидности. Почему-то у людей возникает ассоциация: если инвалидность, значит, сразу коляска. А ведь многие ее виды не связаны с мобильностью, а, значит, и с коляской.

А насчет того, почему мы не так часто встречаем инвалидов на улице… Барьерная среда, да и другие факторы, которые не позволяют или не мотивируют вести активную социальную жизнь. Нет возможности, а иногда и желания. Когда выйти из дома физически тяжело, а еще и не особо нужно, то проще сидеть в четырех стенах. У тебя должны быть причины, чтобы выходить, тогда тебе придется это делать. Не у всех эти причины есть. Мы не видим людей с выраженной инвалидностью, которые работают в магазине или преподают в школе. Если такое и бывает, то это скорее исключение, чем правило. А если у тебя нет работы, то найти повод выйти из дома сложнее.

Мы не видим людей с выраженной инвалидностью, которые работают в магазине или преподают в школе. А если у тебя нет работы, то найти повод выйти из дома сложнее

Есть еще один момент. Многие люди, которые плохо ходят, вообще не хотят пользоваться коляской. Им проще всю жизнь считать, что они могут ходить, чем согласиться сесть в нее. Но при этом они сидят дома, потому что выходить, на самом деле, тяжело. Люди боятся, что, если они сядут в коляску, то это уже “все”, больше они с нее не встанут. У нас нет объективного восприятия коляски, понимания, что с ней ты можешь больше, чем без нее. А ведь такие средства передвижения придумали, чтобы людям было лучше, а не хуже.

У нас нет объективного восприятия коляски, понимания, что с ней ты можешь больше, чем без нее

Например, я не ходила самостоятельно до 18 лет. Когда я впервые начала ходить, пусть и с помощью других людей, по осенним листьям, по снегу, я так кайфовала. Естественно, сначала я надеялась, что будет все лучше и лучше. Прогресс был, но позже я поняла, что хорошо ходить все равно не смогу, и садиться в коляску придется. Казалось бы, это меня ограничивало. Но, на самом деле, горизонты расширились. Особенно, когда, спустя несколько лет, я купила коляску активного типа и стала больше путешествовать. Когда я только ходила, я могла выехать максимум в Минск. Причем один человек, а лучше двое должны были мне помогать, поддерживать за руки. Когда появилась коляска, я уже съездила с друзьями в Польшу, Германию, Болгарию, Венгрию, Турцию… Жить стало проще.


Читайте также:

  1.  Hummer

    12

    0

    Я так понимаю из 680 баксов треть растаможка?

  2. Bad Santa Bad Santa

    35

    0

    это только у нас инвалиды не могут никуда выбраться. а в европе смотришь- и диву даешься от их электро-транспортных устройств. и даже в аэропортах их много- могут даже путешествовать. и понимаешь- что там у них- действительно равные возможности . а у нас- как в плену сидят.

  3.  嗨

    13

    1

    Тут на детской коляске сложно ездить, а на инвалидной так вообще не реально

  4.  VIWY

    5

    2

    Подскажите ,где найти информацию? За деньги налогоплательщиков города Гродно и дорожного налога , штрафов по линии ГАИ за неправильную парковку, власти города решили построить свободные бесплатные парковки для горожан, так как проблема парковок в этом городе особо актуальна!!!На оставшиеся деньги будут создавать парки,зоны отдыха, которые могут посещать особенно инвалиды, молодые мамы с детками, на которых будут современные детские площадки.За основу перспектив данных мероприятии берется опыт цивилизованных стран ориентированных на благополучие граждан страны!

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Декабрь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Ноя  
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.
     

    Please check the Pop-up.