Недавно в Гродненском облисполкоме обсудили корректировку генерального плана Гродно на ближайшие 10 лет. Его концепцию представила рабочая группа института БелНИИПградостроительства – и это штрихи или доработки. Инженеры и архитекторы предложили значительные изменения в генплан, но не со всеми вариантами согласились местные власти. Спорным было обсуждение строительства дублера улицы Большой Троицкой. Минчане считают, что дублер должен быть пешеходным с обзорными площадками. У гродненцев свое видение проблемы: дублер снимет проблемы движения транспорта через исторический центр, по обеим улицам только одностороннее движение.

– Застройка и развитие Гродно ведутся по образцу генерального плана 2002 года, а он не мог учесть многих существенных изменений, – сказал в начале совещания зампред облисполкома Владимир Дешко. – Например, планировалось, что к 2020 году уровень автомобилизации в Гродно составит 200 автомобилей на одну тысячу жителей, но уже к 2006 году эта цифра составила 280 автомобилей, сегодня – порядка 500. Это уже европейский уровень автомобилизации и самый высокий в Беларуси.

У властей есть инфраструктурные, градостроительные идеи, которые на сегодняшний день уже давным-давно морально устарели, и их реализация нанесет городу большой вред. Речь идет именно о строительстве дублера Большой Троицкой улицы с целью завязать транзит транспорта через центр Гродно на Старый мост. Согласно плану, дорога начнется в районе улицы Виленской, пройдет мимо синагоги, расширит улицу в районе Нового замка и выйдет в районе танка на Советской площади. Денег на это нет, поэтому проект не реализован, но план остается.

Реализация такого плана является кошмаром для исторического центра Гродно, пишет «Белорусский партизан». Он ничего не решает в плане транспортной разгрузки, вместе с тем город лишится перспективы восстановления квартала возле синагоги. Дорога по плану проходит прямо через старейшее еврейское кладбище города, между синагогой, пожарной каланчой, музеем истории религии, Старым замком, монастырем рождества Богородицы — то есть реализация этого проекта навсегда закрепит в центре города транспортные потоки. Нужно же наоборот, думать о том, как отвести от Старого моста транспорт.

Уже очень давно в Европе опробовали и подтвердили тезис, что даже если пустить в исторический центр города транспорт, все равно не будет оптимально решен вопрос транспортной разгрузки. Транспорту в историческом центре всегда будет мало места. Можно построить дублер, Гродно вырастет на 50 тысяч человек, и этого дублера будет мало. Придется придумывать что-то новое. Самое оптимальное – вывести транспорт из исторического центра вообще. К этому нужно стремиться. Но для этого нужно полностью менять концепцию и подход, что и предлагают минские специалисты.

Более перспективно достраивать исторический центр города, стремиться к его расширению. Возле синагоги раньше был шикарный квартал с исторической застройкой, который можно было бы воссоздать для современных офисов, гостиниц и ресторанов. На месте значительной части старого кладбища можно разбить сквер и создать мемориал памяти гродненского еврейского населения.

Получилось бы что-то вроде маленького Краковского Казимежа (это исторический район в Кракове, в прошлом отдельный город, в северо-восточной части которого с XVI века до Второй мировой войны проживали евреи. Сегодня Казимеж является частью Старого города, внесённого в список Всемирного наследия).

Самое главное, что в случае строительства дублёра Великой Троицкой уникальная часть исторического центра Гродно превращается в санитарную зону большой дороги. А ведь только в районе большой синагоги в начале ХХ века было ещё три еврейских молитвенных дома. Земля тут ещё хранит фундаменты старых мастерских, зданий, башен. Всё это можно было бы исследовать и восстановить, дав нашему городу новый уникальный квартал исторического центра.

План города начала 1780-х гг. 1 — синагога, 2 — рыбный рынок, 3 — район МОПРовской (обратите внимание на густое заселение), 4 — старое кладбище. Красным показан дублёр Большой Троицкой

Упростить и без того не слишком большой транзит по Великой Троицкой можно уже сегодня без огромных затрат на строительство улицы-дублёра.

Проанализируем все нюансы прохождения транспорта в часы пик исторического центра Гродно и станет понятно, что в действительности узким горлышком по существу является не улица Троицкая, а, как это не удивительно, модернизированный четырёхполосный Старый мост. Дело в том что к мосту по-прежнему сходятся мощные транзитные течения и ещё целый ряд дополнительный потоков машин, что вынуждает регуляторов движения попеременно впускать на мост транспорт то с одного, то с другого направления.

Виной заторов на Троицкой является светофор на развязке «танк на Советской площади».

Лучший выход для плато над Гродничанкой – от улиц МОПРовской и Малой Троицкой до городской синагоги и пожарной части – это воссоздание сдесь исторической застройки (из новых материалов и с современными коммуникациями) для современных офисов, гостиниц и ресторанов. На месте значительной части старого кладбища нужно разбить сквер и создать мемориал памяти гродненского еврейского населения. В итоге получим интереснейший квартал исторического центра, а не очередную трассу, которая до неузнаваемости изменит облик исторического Гродно, разрушит его традиционную топографию и окончательно превратит центр города в огромную транспортную развязку.

На изображении совмещены планы дублёра Большой Троицкой с планом Гродно 1932 года. Чёрным для ориентира показано здание по Доминиканской, 17 (большое серое около парковки у магазина «Обуховский») на Троицкой. Теперь там стоянка и частично пустырь, все могилы в земле, их никто никогда не выкапывал.

Пока же власти думают другими категориями. В Беларуси любая стройка – это капитальное вложение, показатель экономического роста: цементные заводы получат крупные заказы, рабочие получат работу и зарплату и так далее.

Такой подход часто превращает хорошие начинания в абы что. В Гродно есть места, где строить вообще не надо. Например, за Дворцом текстильщиков есть круглая площадка, где на генплане был нарисован домик. Этот кусок земли продали, идет проектирование, и там должен появиться какой-то дом. По генплану это называется «восстановление утраченной застройки», а у них просто восстанавливается объем, это может быть даже трёхэтажное здание.

Конечно, что-то в городе делается хорошо, власти захотели — и постепенно начали меняться подходы к реставрации. Но есть глобальные вещи, которые сегодня необходимо пересмотреть.


Читайте также:

  1.  Странник

    5

    1

    Очень здравые и обоснованные мысли!!!

  2. Man in the box Man in the box

    14

    2

    Запретить в центре движение личного транспорта, обслуживающий пускать только ночью. Центр отреставрировать, вернуть исторический вид и привлекательность. Гродно должен быть европейским городом, привлекательным для для туристов иностранных и своих.

  3.  dred

    2

    1

    Большую Тройцкую сделать пешеходной на подобии Совецкой, а транспорт пустить по улице Рабочая.

  4. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    4

    0

    Дело в том когда реконструировали Советскую и строили мост…было много денег….Умелые хозяйственники во главе с Дешко и Гродногражданпроектами…и пр. получили кучу похвал…
    Да ,за мост спасибо конечно…для инжЫнеров) белоруских это подвиг….но почему все остальное ….так не дальновидно и глупо?
    Кто проектировал и утверждал генплан 2002 года? инопланетяне)))
    Когда велосипедистов хаять будете в очередной раз….вспомните про центр города !!!!

  5.  kosmo

    10

    0

    Как ни странно,но по-моему в этом случае будущее Гродно больше заботит минчан,чем местную власть.Ну,видимо, не такая она уже и местная.Временщики.

  6.  serg777

    3

    4

    про этот дублер лет 10 уже чешут, а воз и ныне там….

    делайте его уже…

    на мой взгляд автомобильным.

  7. Buoy in a coat Buoy in a coat

    1

    1

    Нужно больше автомобилей, еще не все заборы ведрами посносили.

  8. Господин Бользен Господин Бользен

    1

    1

    Man in the box :

    Запретить в центре движение личного транспорта, обслуживающий пускать только ночью.

    Солидарен.

  9.  Egoist

    1

    0

    Не дублера, а двух-уровневую дорогу м/у обрывом и городничанкой из бетона, верх западлицо с обрывом. Существующую улицу пешеходной…

  10.  gorbusha46

    2

    0

    Ага, и запретить не только частный автотранспорт! Запретить и владельцам этих машин появляться в Старом городе! Вон Ольшанку недостроили, а зря…. Всех туда!

  11.  gorbusha46

    0

    0

    Спасибо скажут- закупы совсем рядом…

  12.  televital

    12

    0

    Убраць з Цэнтра аблвыканкам, гарвыканкам ды bншыя кіруючыя арганізацыі у нейкі ўмоўны ГродеаСіці, вунь, міліцыю та перасялілі. І Цэнтар сам пазбавіцца ад аўтамабіляў.

  13.  VIWY

    7

    0

    televital :

    1
    0
    Убраць з Цэнтра аблвыканкам, гарвыканкам ды bншыя кіруючыя арганізацыі у нейкі ўмоўны ГродеаСіці, вунь, міліцыю та перасялілі. І Цэнтар сам пазбавіцца ад аўтамабіляў.

    ТОЧНО!!

  14.  VIWY

    2

    1

    Уже сделали советскую пешеходной мало? Лучше о парковках думайте за наши налоги дорожные.Как бочка бездонная вечно денег нет. И парки в каждом районе должны быть как пышки, а не высотками загромождать Гродно!

  15.  gorbusha46

    5

    0

    Ну, и если серьезно, то нет в Беларуси традиций и ШКОЛЫ реставрирования старины, тем более целых городов. Смотрите что происходит с Домой Муравьева, со старинным комплексом пивзавода…. А где Фара, Ратуша и так далее? Не раздувайте щёки, а пригласите людей из того же Кракова… Благо, хоть на этом направлении поезд есть.

  16.  Done

    0

    1

    televital :

    Убраць з Цэнтра аблвыканкам, гарвыканкам ды bншыя кіруючыя арганізацыі у нейкі ўмоўны ГродеаСіці, вунь, міліцыю та перасялілі. І Цэнтар сам пазбавіцца ад аўтамабіляў.

    Думаю, количество их транспорта является каплей в море транзитного транспорта, курсирующего или паркующегося в центре города.

  17. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    3

    0

    gorbusha46 :

    1
    0
    Ну, и если серьезно, то нет в Беларуси традиций и ШКОЛЫ реставрирования старины, тем более целых городов. Смотрите что происходит с Домой Муравьева, со старинным комплексом пивзавода…. А где Фара, Ратуша и так далее? Не раздувайте щёки, а пригласите людей из того же Кракова… Благо, хоть на этом направлении поезд есть.

    Согласен
    Дом с лилиями…частный застройщик красиво сделал…наверное единственный в городе пример человеческого отношения к архитектуре…

  18.  biz2010

    2

    2

    И танк, ради бога, оттуда уберите! Не место ему там. Пусть где-нибудь у Кургана стоит…

  19. Buoy in a coat Buoy in a coat

    2

    6

    biz2010 :

    И танк, ради бога, оттуда уберите! Не место ему там. Пусть где-нибудь у Кургана стоит…

    А чему место? Портрету фюрера с подписью «Гитлер асвабадзицель»? Танк пусть стоит, а где-нибудь возле Кургана ты лучше сам потусуйся.

  20. gonzo gonzo

    2

    0

    Buoy in a coat :

    2
    11
    biz2010 :

    И танк, ради бога, оттуда уберите! Не место ему там. Пусть где-нибудь у Кургана стоит…

    А чему место? Портрету фюрера с подписью «Гитлер асвабадзицель»? Танк пусть стоит, а где-нибудь возле Кургана ты лучше сам потусуйся.

    что ж вы уже в крайность бросаетесь???))) вам тогда на западе рб ваще делать нечего — тут одни пшеки живут. и я еще понял что вы из тех автолюбителей , которые готовы, если у них есть авто, в подъезд заезжать, а лучше в лифт на своем кадилаке — потому что он заплатил налог и имеет личный авто))) а танк на площади — это как символ автомобилизации населения)))

  21.  televital

    3

    0

    Done :

    televital :

    Убраць з Цэнтра аблвыканкам, гарвыканкам ды bншыя кіруючыя арганізацыі у нейкі ўмоўны ГродеаСіці, вунь, міліцыю та перасялілі. І Цэнтар сам пазбавіцца ад аўтамабіляў.

    Думаю, количество их транспорта является каплей в море транзитного транспорта, курсирующего или паркующегося в центре города.

    Акрамя іхняга траспарта, які ад ранку да вечара стаіць ў цэнтры, яшчэ больш прыяжджае па шматлікіх справах у гэтыя ўстановы.

  22.  abdulla

    1

    0

    отремонтировать Румлёвский и Новый мосты, оборудовать к ним подъезды, реконструировать железнодорожный мост на Вишневце в автомобильный в продолжении ул. Южной, как планируют, писали еще что-то про мост в районе Грандич. Все это сделать и через Старый мост никто сам не поедет.

  23.  6705EE4

    1

    0

    БелНИИПградостроительства — шарашкина кантора.
    Видел их творения по перспективному развитию нашего города, такое впечатление что они все проектируют без выезда на местность, исключительно по Google Earth.

  24. Buoy in a coat Buoy in a coat

    0

    1

    gonzo :

    вам тогда на западе рб ваще делать нечего — тут одни пшеки живут

    Вот где Вы были раньше со своим советом? Я бы прислушался к нему и родился где-нить в другом месте.

    gonzo :

    я еще понял что вы из тех автолюбителей , которые готовы, если у них есть авто, в подъезд заезжать, а лучше в лифт на своем кадилаке — потому что он заплатил налог и имеет личный авто))) а танк на площади — это как символ автомобилизации населения)))

    Вы не просто поняли, а словно заглянули в мою душу.

  25.  vk.com Евгений Сычёв

    1

    0

    ЕЩЕ ОДИН МОСТ ОТ ПЕРЕКРЕСТКА Я.КУПАЛЫ И ПОБЕДЫ И ВОТКНУТЬ ЕГО В УЛ БУДЕННОГО.ВСЕ.ЧЕРЕЗ СТАРЫЙ МОСТ НИКТО НЕ ПОЕДЕТ,КРОМЕ ТРАЛИКОВ

  26.  gorbusha46

    0

    0

    А если реконструировать единственный жд мост и расширить его с возможностью автомобильного движения? Перекрыть жд пути эстакадой между Касей и Басей, с одной стороны, и Скидельскм рынком, с другой. Расширить Будённого… Возможно ли это технически?

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Декабрь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Ноя  
     12
    3456789
    10111213141516
    17181920212223
    24252627282930
    31 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.
     

    Please check the Pop-up.