В середине июля исполнится 75 лет, как фашисты сожгли в окрестностях Гродно десятки деревень. Большинство из них так никогда и не были восстановлены. Сейчас это поляны в лесу, на которых стоят одна или две хаты, построенные на пепелищах теми, кто пережил войну, пишет «Вечерний Гродно».

Чтобы помнили: исполняется 75 лет, как фашисты сожгли в окрестностях Гродно десятки деревень

На месте сожжённых Шауличей в Волковысском районе создан мемориал, похожий на Хатынский. Где были деревени Бабино, Шкленск, Зиняки, Синий Камень, Полымя, Княжеводцы, стоят обелиски с красными звёздами и скульптуры «скорбящих матерей», православные и католические кресты.

Сильное впечатление производят памятники, поставленные родственниками сразу после войны на тех местах, где в сараях сжигали сельчан. Это обычные бетонные надгробия с крестами, на которых перечислены пять-десять человек. Вокруг разрослись кусты и деревья. Как пламя, только зелёного, а не красного цвета…

Чтобы помнили: исполняется 75 лет, как фашисты сожгли в окрестностях Гродно десятки деревень

Первой в окрестностях Гродно летом 1943 года фашисты уничтожили деревню Шауличи. На дороге Волковыск — Пески был убит немецкий доктор Мазур. Утром 7 июля гитлеровцы окружили расположенные недалеко от засады Шауличи, расстреляли жителей деревни и сожгли постройки. Погибло минимум 366 человек.

Чтобы помнили: исполняется 75 лет, как фашисты сожгли в окрестностях Гродно десятки деревень

До лета 1943 года столь жестоких карательных операций на Гродненщине не было. Как правило, оккупанты действовали более избирательно, убивая активных участников сопротивления или членов их семей. Летом 1943-го было решено проводить массовые «пацификации» территории. Выбирался населённый пункт, недалеко от места нападения на немецких солдат и полицию или диверсии на железной дороге. Жители деревни могли быть и не связаны с партизанами, и даже в полиции до последнего момента не знали, какую из деревень планируют уничтожить. Делалось это для того, чтобы полицаи не предупредили родственников и не сорвали карательную операцию.

Чтобы помнили: исполняется 75 лет, как фашисты сожгли в окрестностях Гродно десятки деревень

Чтобы помнили: исполняется 75 лет, как фашисты сожгли в окрестностях Гродно десятки деревень

Команда палачей выезжала из Гродно поздно ночью на машинах или поезде. Считается, что деревни возле нашего города были сожжены карательным отрядом полицейского офицера Мюллера, сформированным в Кёнигсберге. Местные прислужники к моменту приезда карателей собирали подводы, чтобы вывезти из уничтоженной деревни имущество. Позже оно продавалось с аукциона.

Чтобы помнили: исполняется 75 лет, как фашисты сожгли в окрестностях Гродно десятки деревень

Расстреляли из-за разобранных рельсов на железной дороге

Деревня Пузовичи возле Скиделя была сожжена 14 июля. Сейчас на её месте новый населённый пункт — деревня Партизанская. Жителей Пузовичей согнали в два сарая, отдельно женщин и детей и отдельно мужчин. Сначала расстреляли мужчин, а потом остальных. Поводом для карательной операции стали разобранные рельсы на железной дороге недалеко от Скиделя. Никаких сведений о том, что диверсию подготовили жители Пузовичей, у немцев не было. В деревне погибло от 403 до 488 человек. Среди убитых оказалось много маленьких, даже грудных детей, поэтому установить точное количество погибших невозможно.

Чтобы помнили: исполняется 75 лет, как фашисты сожгли в окрестностях Гродно десятки деревень

Спустя четыре дня, в воскресенье, 18 июля, были уничтожены вместе с жителями деревни Шкленск, Синий Камень и Поломье (Полымя). В каждой из них погибло от 40 до 80 человек.

Знали, что идут на смерть, и надевали чистую одежду

23 июля пришёл черёд одной из самых больших деревень Гродненщины — Княжеводцев возле Мостов.

Чтобы помнили: исполняется 75 лет, как фашисты сожгли в окрестностях Гродно десятки деревень

В этой растянутой вдоль Немана деревне перед войной жило 1020 человек. Это было старое село, расположенное на княжеском, а потом королевском тракте из Вильно в Краков. Из этой деревни выжило около двадцати человек, воспоминания некоторых из них были записаны белорусскими писателями для книги «Я з вогненнай вёскі».

Деревню окружили, женщин согнали в большой деревенский дом, а мужчин — в сарай неподалёку. Люди с самого начала поняли, что идут на смерть, многие надевали чистую одежду. Несколько человек спряталось под печками и на крышах домов, надеясь, что каратели быстро снимут оцепление. Однако фашисты поджигали каждый дом и стояли возле него, пока пламя не охватит всё строение. Прятавшиеся выбегали из задымлённых хат, их тут же убивали из винтовок, бросая тела в огонь.

Жительница сожжённой деревни Княжеводцы: «Когда люди шли на расстрел, пели святые песни и плакали…»

Все остальные жители были расстреляны из пулемётов и сброшены в предварительно выкопанную могилу. Тех, кто не упал туда сразу, подтягивали под контролем карателей жители окрестных деревень. Фашисты даже не пытались скрывать свои злодеяния, устраивая казнь в присутствии местных жителей. Многие седели на глазах, плакали. Массовое убийство завершилось пиршеством — каратели ели собранные в деревне колбасу и сало.

Чтобы помнили: исполняется 75 лет, как фашисты сожгли в окрестностях Гродно десятки деревень

Чтобы помнили: исполняется 75 лет, как фашисты сожгли в окрестностях Гродно десятки деревень

Гибли не от пуль, а задыхались под землёй

От большой деревни уцелело всего несколько домов на окраине. В тот день в Княжеводцах было убито 922 человека. После войны была проведена эксгумация. Родственники узнавали близких по одежде. Под телом одной женщины нашли её маленьких дочерей, которые погибли не от пуль, а задохнулись под землёй.

В фондах Гродненского государственного историко-археологического музея хранятся несколько фотографий, сделанных немецким солдатом во время уничтожения Княжеводцев. На них каратели смеются, шутят, кормят испечённым в Княжеводцах хлебом лошадей. А буквально в нескольких метрах, вне кадра фотоаппарата, умирают сотни ни в чём не повинных жителей белорусской деревни.

Чтобы помнили: исполняется 75 лет, как фашисты сожгли в окрестностях Гродно десятки деревень

Об этом надо помнить…


Читайте также:

  1. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    76

    37

    Об этом надо помнить…

    дааа……просто страх берет…

    необходимо ввести статью УК за попрание нашей победы и за оправдание фашистского гнилья….

    за одни только слова отправлять в чернобыльскую зону лес валить.

  2.  vk.com Аркадий Карат

    93

    57

    Фашисты хоть чужих убивали а коммунисты миллионы своих расстреляли

  3.  Va_bor1

    67

    14

    Помнить надо ! Надо помнить и ГУЛАГ! Однако хотелось бы подробнее узнать, что за части спалили деревни с жителями. Форма на тех оглоедах какая то странная , на шапках непонятные какарды. в руках у мотоциклиста советский ППШ, точно какие то бандосы уголовники .

  4.  gen

    58

    39

    А как коммунисты раскулачивали и высылали в Сибирь и Азию помнить необязательно?

  5.  Mesto

    53

    30

    @ Аркадий Карат:
    И тут опять коммуняк приплели. Подготовительный этап в оправдании действий фашиков?

  6. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    51

    36

    Аркадий Карат :

    11
    6
    Фашисты хоть чужих убивали а коммунисты миллионы своих расстреляли

    Ну расскажи сколько деревень с детьми сожгли коммунисты?

  7.  gen

    13

    29

    Иссам Захреддин :

    0
    0
    Аркадий Карат :

    11
    6
    Фашисты хоть чужих убивали а коммунисты миллионы своих расстреляли

    Ну расскажи сколько деревень с детьми сожгли коммунисты?

    Тут же растреляли, КГБшно-ФСБшные прёмчики?

  8. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    50

    21

    Va_bor1 :

    Надо помнить и ГУЛАГ

    Надо помнить и крестовые походы с инквизицией и уничтожение индейцев и геноцид армян, оккупацию Палестины и расстрелы местных, насильственную полонизацию и польские концлагери для белорусов.

  9. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    37

    22

    gen :

    4
    4
    А как коммунисты раскулачивали и высылали в Сибирь и Азию помнить необязательно?

    Это каким боком к убийству тысяч белорусов с детьми?

  10. Liberte Liberte

    37

    13

    Аркадий Карат :

    21
    9
    Фашисты хоть чужих убивали а коммунисты миллионы своих расстреляли

    А кого убивали солдаты Армии Краевой на Подляшье?
    Своих или чужих?

  11.  tyretsky

    1

    1

    Иссам Захреддин :

    6
    7
    Аркадий Карат :

    11
    6
    Фашисты хоть чужих убивали а коммунисты миллионы своих расстреляли

    Ну расскажи сколько деревень с детьми сожгли коммунисты?
    Ну вот, например http://fakeoff.org/history/drazhno-tragediya-strashnee-khatyni

  12.  tyretsky

    15

    6

    @ Mesto:
    Фашизм был в Италии, а в Германии — национал-социализм.

  13. Weishno-r Weishno-r

    26

    40

    И зачем сей вброс? Разжечь давно погасшую ненависть?
    Разжигание ненависти нынче выгодно только России. Разбередить давно зажившие раны, поделить общество на ненавидящих друг друга. И сеять на этом вспаханном поле семена ненависти, вовремя вложить оружие в руки своих нашистов.

  14.  ot

    39

    65

    Чтобы помнили:
    24 ноября 1795 года росияне окончательно окупировали земли ВКЛ убивали несогласных с этим
    ……
    1917 росияне совершили террористический переворот и потом убили миллионы людей несогласных с ними
    ……
    1917….1924 росияне окупировали соседние территории и убивали там тысячи несогласных

    1924…1939 росияне убили тысячи соотечественников

    1939 росияне продолжили окупацию соседних земель убивая при этом людей сразу или в лагерях

    Куропаты- росияне организовали и убили тысячи людей

    Афганистан — росияне ввели войска и убили тысячи людей

    Росияне убили тысячи чеченцев

    Росияне сбили мирный самолёт, сотни людей погибли

    Росияне «окупировали» крым

    Об этом надо помнить…

  15. Liberte Liberte

    55

    27

    @ ot:
    Это понятно что россияне тебе жить мешают. Ещё понятно то, что прочитав эту статью ты абсолютно не скорбишь о невинно убитых и сожженных сельчанах-беларусах. Ты этим дешёвым двиглом типа «а вот они какие» пытаешься оправдать эти зверства.
    Ты из тех кто мечтает пить «баварское». Ну или на крайняк польски «Жывец» или «Тыске».

  16. Weishno-r Weishno-r

    18

    35

    Liberte :

    Это понятно что россияне тебе жить мешают. Ещё понятно то, что прочитав эту статью ты абсолютно не скорбишь о невинно убитых и сожженных сельчанах-беларусах. Ты этим дешёвым двиглом типа «а вот они какие» пытаешься оправдать эти зверства.
    Ты из тех кто мечтает пить «баварское». Ну или на крайняк польски «Жывец» или «Тыске».

    Russian zombie detected.

  17. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    18

    11

    Тема страшная.Жуткая.Но в данный момент времени …не актуальная…
    Хотя помнить стоит и надо.Я и моя семья помним…но немцев, пинать не станем..как и русских …гнилое зто дело, национализм…от невежества и личных неудач в жизни.
    Назовите мне хоть одного успешного националиста?в семье, в бизнесе…счастливого человека…из любой страны ?
    Есть ?

  18. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    31

    18

    Weishno-r :

    0

    1

    Liberte :

    Это понятно что россияне тебе жить мешают. Ещё понятно то, что прочитав эту статью ты абсолютно не скорбишь о невинно убитых и сожженных сельчанах-беларусах. Ты этим дешёвым двиглом типа «а вот они какие» пытаешься оправдать эти зверства.
    Ты из тех кто мечтает пить «баварское». Ну или на крайняк польски «Жывец» или «Тыске».

    Russian zombie detected.

    мы помним су*ёнышь старый как ты тут хвалился дедом своим полицаем, давить вас надо голыми руками выкормышей полицайских…

  19. proof.zmagar proof.zmagar

    0

    2

    VOLK ) SerY :

    Хотя помнить стоит и надо.Я и моя семья помним…но немцев, пинать не станем..как и русских …

    В один ряд тех, кто раскаялся и тех, кто «можем повторить»? Так делать нельзя!

  20.  cherchez la femme

    19

    7

    Ша, ребята, не ссорьтесь зря, перебранкой только рейтинг мясцовай желтой прессе поднимаете. Путь историей занимаются историки. А я вот ваше внимание на другое хочу обратить — на актуальное. Как вдруг С13 идеологически правильным за последние пару дней стал? Верной дорогой следуете, тов. Редактор! С ветеранами, таможенниками или бизнесовцами от клубники стремно задираться — это не на какой-то Каритас волну гнать и пропускать хамские комменты.

  21.  Alex25

    16

    15

    Mesto :

    19
    10
    @ Аркадий Карат:
    И тут опять коммуняк приплели. Подготовительный этап в оправдании действий фашиков?

    Как говорила моя покойная прабабка — гестаповцы — сталинские дети….

  22. Господин Бользен Господин Бользен

    8

    0

    Va_bor1 :

    в руках у мотоциклиста советский ППШ

    ППД

  23.  wild cat

    0

    1

    @ Liberte:
    @ Иссам Захреддин:
    вопрос к вам:
    являются ли проявлением фашизма публичные высказывания о неполноценности представителей негроидной расы?
    Если да — поплюйте в зеркало и перестаньте лицемерить.

  24.  Пуделевич

    3

    1

    VOLK ) SerY :

    3
    1

    Назовите мне хоть одного успешного националиста?в семье, в бизнесе…счастливого человека…из любой страны ?
    Есть ?

    А ты провокатор)))))

  25.  ColodinaHR

    19

    6

    Алешка, мой за немцами унитазы и не отвлекайся.
    А мы , прочитав статью, помянем минутой молчания всех погибших от рук нацистов, фашистов и коммунистов.

  26. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    2

    12

    cherchez la femme :

    8
    3
    Ша, ребята, не ссорьтесь зря, перебранкой только рейтинг мясцовай желтой прессе поднимаете. Путь историей занимаются историки. А я вот ваше внимание на другое хочу обратить — на актуальное. Как вдруг С13 идеологически правильным за последние пару дней стал? Верной дорогой следуете, тов. Редактор! С ветеранами, таможенниками или бизнесовцами от клубники стремно задираться — это не на какой-то Каритас волну гнать и пропускать хамские комменты.

    Каритос не какой то —он святой.!!!!

  27. fair_person fair_person

    9

    2

    А теперь многим за счастье за немцами горшки выносить!

  28.  drovosek

    9

    4

    чтобы помнили ? а это как ? я например вроде бы помню но при этом покупаю бу фольсваген …

  29.  google.com Казимир Мелько

    6

    1

    В году 80м побывал в деревне Бабино,там было 2 или 3 дома. Живёт ли там кто? Жила там бабушка спасшаяся от немчуры.

  30. gonzo gonzo

    13

    0

    живодеры были тогда — есть и сейчас, и среди их и среди нас… так что не надо думать что сейчас все добрые и пушистые.
    а форма на этих ребятках точно интересная, не исключено что и на местном языке они неплохо общались.

  31.  r1_a1

    7

    6

    Аркадий Карат :

    69
    43
    Фашисты хоть чужих убивали а коммунисты миллионы своих расстреляли

    Вообще то не верно данное суждение. Коммунисты (представители конкретной национальности) расстреливали всех, кто представлял хоть что-то из себя, дабы оставить одних послушных рабов.

  32.  r1_a1

    10

    6

    Weishno-r :

    12
    27
    И зачем сей вброс? Разжечь давно погасшую ненависть?
    Разжигание ненависти нынче выгодно только России. Разбередить давно зажившие раны, поделить общество на ненавидящих друг друга. И сеять на этом вспаханном поле семена ненависти, вовремя вложить оружие в руки своих нашистов.

    Разжигание ненависти — это стандартная разводочка одного народца, который в 1917 году захватил власть на территории России, поставив номинальным управляющим товагища Бланка (Ленин). Поскольку народец этот до сих пор у власти — значит и методы от РФ будут исходить прописанные в их книжонках. Разделяй и властвуй. Аллилуя (слава Яхве).

  33.  r1_a1

    2

    5

    VOLK ) SerY :

    8
    6
    Тема страшная.Жуткая.Но в данный момент времени …не актуальная…
    Хотя помнить стоит и надо.Я и моя семья помним…но немцев, пинать не станем..как и русских …гнилое зто дело, национализм…от невежества и личных неудач в жизни.
    Назовите мне хоть одного успешного националиста?в семье, в бизнесе…счастливого человека…из любой страны ?
    Есть ?

    У немцев был успешный националист. Потом его подменили и под руководством этой куклы началась вторя мировая, которой дирижировали Ротшильды и им подобные. Попутно решали задачу сгона своих соконфетников в одно место, чтобы потом государство образовать — надо же сохранять генофонд. Считалось что восточные иудеи это в большей части шлемазлы — поэтому их и пустили в расход. Западные намек поняли и вели себя как приказывали.

  34.  r1_a1

    5

    3

    gonzo :

    0
    1
    живодеры были тогда — есть и сейчас, и среди их и среди нас… так что не надо думать что сейчас все добрые и пушистые.
    а форма на этих ребятках точно интересная, не исключено что и на местном языке они неплохо общались.

    Так ничего же не меняется. Что сейчас, что 100 лет назад. Придет другая власть — и что сделают силовики и их семьи? Встанут на коленки и примут нового господина. А потом будет терроризировать местное население. Разве они не этим сейчас занимаются, исполняя законы ущемляющие права людей?

    Генетика штука важная. Когда уже много десятков лет на этой территории народ разделен на рабов и надсмоторщиков — изнутри такие системы не меняются. Только паханы разные.

  35. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    1

    2

    r1_a1 :

    1
    0
    VOLK ) SerY :

    8
    6
    Тема страшная.Жуткая.Но в данный момент времени …не актуальная…
    Хотя помнить стоит и надо.Я и моя семья помним…но немцев, пинать не станем..как и русских …гнилое зто дело, национализм…от невежества и личных неудач в жизни.
    Назовите мне хоть одного успешного националиста?в семье, в бизнесе…счастливого человека…из любой страны ?
    Есть ?

    У немцев был успешный националист. Потом его подменили и под руководством этой куклы началась вторя мировая, которой дирижировали Ротшильды и им подобные. Попутно решали задачу сгона своих соконфетников в одно место, чтобы потом государство образовать — надо же сохранять генофонд. Считалось что восточные иудеи это в большей части шлемазлы — поэтому их и пустили в расход. Западные намек поняли и вели себя как приказывали.

    Возможно…и как показывает история, во многом Вы правы.Согласен.
    Хотя есть еще одна извечно русская традиция)))
    Всегда во всех своих бедах, винить ЖИДОВ))
    PS/ иногда и я ей болею,каюсь, но все же вверх берет разум))

  36. ТТ ТТ

    3

    3

    Об изложенном надо вспоминать каждый раз, когда устроителю памятников фашистам на Гродненщине придет очередная идея попиарить себя «работящего-чистенького-люди-хвалят-меня» дифирамбной статьей.

  37.  r1_a1

    4

    2

    VOLK ) SerY :

    Возможно…и как показывает история, во многом Вы правы.Согласен.
    Хотя есть еще одна извечно русская традиция)))
    Всегда во всех своих бедах, винить ЖИДОВ))
    PS/ иногда и я ей болею,каюсь, но все же вверх берет разум))

    Эта традиция — по сути генетическая память, когда во второй половине 19 века за слово еврей или жид применялась смертная казнь. В 90-е года я не мог понять (в силу возраста, и соответственно, отсутствия знаний), почему в моем городе повально все было исписано — бей жидов спасай Россию. Теперь понятно. Тогда немного свободы было, потом опять гайки закрутили.

    Анекдот есть на эту тему (по сути правило поведения). Умирает старый еврей и завещает своим детям — берегит армян. Те ему в ответ — зачем? А он им — разберутся с армянами, доберутся до нас.

    Вот и весь смысл. Всегда должен быть козел отпущения. Внутренний или внешний враг. Главное, чтобы был. А под эту тему можно принять любой закон. Надо ограничить свободу людей — даешь указание гэбухе устроить несколько терактов и все — дело в шляпе.

  38. Господин Бользен Господин Бользен

    5

    2

    gonzo :

    а форма на этих ребятках точно интересная, не исключено что и на местном языке они неплохо общались

    Так как обмундирования не хватало, то полицейские части в Белоруссии снабжали поначалу формой литовской армии захваченной на складах в Литве.

  39.  hrodna.life

    3

    1

    Это жёлтая форма, приготовленная для африканского корпуса Роммеля. Он был к весне 1943 г. разгромлен союзниками и в эту форму стали одевать полицейских. Оружие русское потому что полицию вооружали старыми образцами или трофеями, на фронте надо было современное оружие. И как написано деревни жгли немцы из Кёнигсберга. Вы вообще читаете тексты или сразу бросаетесь писать комментарии, знатоки?!

  40.  hrodna.life

    6

    1

    Вообще статья достойная. Просто надо помнить что всегда в твой дом может войти чужой дядя с автоматом и не просто навязать свою волю а ещё и убить. Для того что бы этого не было — Беларусь должна помнить прошлое и держать порох сухим! Вот как-то так.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Август 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Июл  
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.