Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Гродно не стал крупным железнодорожным узлом, как Минск, Брест или Орша, но железная дорога тут имеет свою специфику в связи с приграничным расположением города.

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

После освобождения Гродно от немецких войск в июле 1944 года, немедля, начала восстанавливаться и железная дорога. Колею перешивали на 1524 мм. Балласт и рельсы на восстановление разрушенных участков брали с линии Гродно – Августов. Организовывалась работа дистанции пути. Под дистанцию связи был отведен небольшой дом на значительном расстоянии от станции. По временной схеме восстанавливались воздушные линии связи. В пристройке вокзала был установлен телефонный коммутатор системы «Вестерн Электрик».

После окончания первоочередных работ по восстановлению перегонов по ним сразу же начиналось движение воинских эшелонов. Перевозки осуществлялись паровозами ТЭ (трофейные паровозы серии 52, колея 1435 мм), на маневрах использовались паровозы серии Ов (или Од). Парк паровозов насчитывал 28 единиц.

Это были годы, когда железная дорога пользовалась городской инфраструктурой, а не опиралась на свою, и играла едва ли не ведущую роль в городском хозяйстве. В сентябре 1944 г. в Гродно из Молодечно переехало управление Белостокской дороги (созданное еще в декабре 1939 года). Оно разместилось по ул. Ожешко, 1.

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Управление восстановительно-строительных работ (УВСР) поселилось в здании ул. Советская, 7.

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

В сентябре 1944 года в здании ул. Карла Маркса, 1/5 открылась железнодорожная школа (от Белостокской железной дороги).

В октябре того же года начал свою работу техникум железнодорожного транспорта (ул. Замковая, 13).

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Тогда же начала работу школа фабрично-заводского обучения (ФЗО) №44 на ул. Переца (нынешняя ул. Большая Троицкая). Под общежитие выделили здание ул. Энгельса, 24 (нынешняя ул. Городничанская).

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Дошкольников начал принимать ведомственный детский сад № 23. Располагался он на ул. Буденного, 30 в старом одноэтажном здании (теперь на месте садика поле). На противоположной стороне улицы по адресу ул. Буденного, 13 расположилась ясельная группа от детсада №23.

Вообще в течение 1944-1945 гг. было частично или полностью восстановлены: Железнодорожная больница (нынешняя группа двухэтажных зданий ул. Свердлова, 1/ул. Буденного, 2); Желелезнодорожный вокзал; временное пассажирское здание (местопололожение и судьба неизвестны); пятнадцатиквартирный жилой дом на ул. Буденного (не сохранился до наших дней); веерное здание паровозного депо на 6 канав (находилось на Озерском шоссе возле нынешнего здания депо) — его фото не сохранилось, но здание попало в кадр в фильме «Миколка-паровоз»; клуб железнодорожников (ул. Карла Маркса, 2 – ныне в здании располагается гродненская епархия римско-католической церкви); Железнодорожная поликлиника (ул. Буденного, 11).

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история
Железнодорожная поликлиника, 1950-ые гг.

Едва ли не самым важным вопросом, стоявшим на повестке дня осени 1945 года было восстановление разрушенного железнодорожного моста. На его стройке работали специализированные строительные подразделения – мостопоезда. Сроки восстановления были даны весьма сжатые – 3 марта 1946 года (реально первые эшелоны по новому металлическому мосту пошли в декабре 1946 года). В помощь мостопоездам были даны полтысячи немецких военнопленных.

В октябре 1946 года Белостокская железная дорога перестала существовать, а в городе было образовано гродненское отделение Брест-Литовской железной дороги. В здании ул. Ожешко, 1 где размещалось управление, разместились железнодорожный техникум и школа машинистов паровозов.

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Весной 1947 года был объявлен набор на первый курс техникума и в это же время гродненское локомотивное депо перевели в разряд оборотного.

Апрель 1949 года отметился важным событием – в свои первые рейсы отправились поезда Гродно-Минск и Гродно-Ленинград. В каждом поезде был беспересадочный вагон Гродно-Москва.

В 1951 году упразднено Гродненское отделение дороги, а к 1955 ликвидирована дистанция погрузо-разгрузочных работ, закрыты техникум и школа машинистов паровозов. Из подразделений на гродненском узле остались собственно сама станция и дистанция сигнализации и связи. Кстати о сигнализации: в то время железнодорожных светофоров в Гродно не существовало, стрелки на станции были оборудованы лишь контрольными замками, но простейшая ключевая зависимость между стрелками и сигналами существовала только на первом стрелочном посту, на остальных шести постах (а на станции Гродно до сих пор шесть путей) имелись маршрутно-контрольные доски. На однопутных перегонах действовала электрожезловая система, которая обеспечивала безопасность движения, исключая одновременное пребывание на перегоне более одного поезда.

Особенностью гродненского узла было то, что на нем сосуществовали два типа колеи – европейская 1435 мм и советская 1524 мм. Поэтому в Гродно из Польши поезда могли ездить беспрепятственно, без смены вагонных тележек. Город стоял почти на границе, и появление поезда международного сообщения было лишь вопросом времени. Это время наступило 2 июня 1957 года, когда через Гродно впервые проследовал поезд Ленинград-Варшава.

В начале 1960-х радиофикация дошла и до станции Гродно. Маневровые паровозы начали оборудоваться радиостанциями. И хотя уход за ними за ними был сложным и сама связь имела много недостатков, но этот элемент прогресса сильно улучшил качество и безопасность на маневровой работе.

В связи с развитием контейнерных перевозок и увеличением их тоннажа в 1964 году на станции оборудуется площадка для подкрановых путей с установкой двух козловых кранов, подводом автомобильной дороги. Строится административное здание для размещения штата работников контейнерной площадки. В 1965 году станцию оборудовали станционной релейной блокировкой с установкой входных и выходных светофоров. Теперь дежурный по станции получил возможность по показаниям светового табло на пульте контролировать действия стрелочников по приготовлению маршрутов и контролю свободности пути приема. Движение поездов осуществлялось по полуавтоматической блокировке.

В 1966 году клуб железнодорожников переезжает с ул. Карла Маркса, 2 в здание ул. Буденного, 25 (на месте этого здания теперь малая стоянка такси). В 1967 году был построен ведомственный детсад №57 на шесть групп по адресу ул. Костюшко, 33. Старые здания детсада и яслей на Буденного оказалось уже невозможным эксплуатировать.

В том же 1967 году строится сортировочная полугорка, позволившая ускорить процесс формирования поездов. Также строится повышенный путь для выгрузки сыпучих и других грузов (сейчас он находится на территории предприятия «Гроднооблтопливо», Озерское шоссе, 32). Десятилетие шестидесятых заканчивается стройкой нового ремонтного цеха локомотивного депо, которое и поныне используется по назначению (Озерское шоссе, 2Б).

Расширился перечень поездов отправлением\прибытием по Гродно. Из междугородних это поезда на Калугу, Москву, Барановичи. На Минск ездили московским поездом. Пригородные ходили на Волковыск, Поречье, Друскининкай. Поезд Гродно-Озеры отменили до ввода нового расписания 1965 года, а саму линию на Озеры (ответвление от станции Житомля) разобрали. Особо отметим международный поезд Ленинград – Кузница (Польша), который был по сути международным Ленинград-Варшава-Берлин (с ним в наш город прибывала и группа вагонов Ленинград — Гродно). Ходил он ежедневно. Состав прибывал сразу в Кузницу, где пассажиры пересаживались в вагоны европейского габарита и ехали обратно в Гродно на ночлег. Утром поезд снова ехал в Кузницу и далее на Варшаву, и дальше на Берлин. На зиму поезд Ленинград — Кузница (вместе с гродненскими вагонами) из обращения выводился, а на смену ему вводился Вильнюс —
Кузница составом в три вагона.

От Гродно до Вильнюса поезд шел под тягой тепловоза ВМЭ1.

В шестидесятые кроме паровозов с поездами «заглядывают» и тепловозы – ТЭ3 c грузовыми
составами и ТЭП60 с пассажирскими.

В 1970 году через станцию начинается транзит и перевалка экспортных и импортных грузов. В декабре 1971 года СССР и другие социалистические страны—члены Совета по экономической взаимопомощи (СЭВ) заключили специальное Соглашение о создании единой контейнерной транспортной системы. Это еще больше усилило плотность грузопотоков, в том числе через Гродно.

В 1978-79 гг. произведена замена паровозов серии Эр на тепловозы серий М62 и ЧМЭ3 – эра паровозов ушла в прошлое. Также для составителей поездов внедрены переносные портативные радиостанции.

В 1978-ом возводится здание маневрового диспетчера и технической конторы (ул. Буденного, 100), что позволило усовершенствовать диспетчерское планирование и руководство всеми погрузочно-разгрузочными операциями. Строится двухэтажное здание товарной конторы и бытовых помещений (ул. Буденного, 98). К комплексу зданий проложена асфальтированная дорога. В 1979 году возведено новое здание клуба (ул. Буденного, 96).

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Здание столовой локомотивного депо (Озерское шоссе, 5Б) — ныне магазин.

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Здание маневрового диспетчера, 1985 и 2018

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Дорога к группе зданий, 1985 и 2018

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Новое здание узловой поликлиники (ул. Буденного, 11) построено на месте старой.

А чуть севернее возведен ведомственный жилой дом на 30 квартир (ул. Буденного, 13)

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Конец 70-ых ознаменовался началом реконструкции здания вокзала (решение о реконструкции было принято еще в июне 1965 года, а через 5 лет принимается кардинальное решение – построить абсолютно новое здание вокзала со сносом существующего). На проектирование и различные согласования ушло 9 лет. Строительство началось в 1979 году.

Хотя девятое десятилетие 20-го века станция и встретила с грандиозными планами все равно стройка вокзала растянулась на 5 лет. Трехэтажное здание из стекла, алюминия и бетона было рассчитано на 1000 пассажиров, со среднегодовым потоком 1,5 миллиона человек.

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

В 1986 году новое здание было наконец сдано в эксплуатацию (ул. Буденного, 37), а старое — полностью снесено. В 1984 году был построен дом связи (ул.Красноармейская) с размещением в нем конторы дистанции сигнализации и связи. В следующем году было проведена реконструкция ведомственного детского сада №57 на ул. Костюшко – достроен новый корпус.

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

В этом же году построен производственно-бытовой корпус (ул. Буденного, 92) и грузовой двор погрузпункта. Важная веха в развитии не только станции, но и всего узла была электрификация в 1988-89 гг. участка Кузница-Брузги-Гродно (23 км) на постоянном токе (только пути на колее 1435 мм). И 9 июня 1989 года в свой первый рейс отправился поезд Гродно-Гдыня. Также появились поезда на Белосток и Варшаву.

В эти же годы дистанцией пути построено двухэтажное административно-бытовое здание и пути для размещения дорожно-ремонтной техники (Озерское шоссе, 2Б).

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Здание дистанции пути, 2018 год

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

В депо постоянными гостями стали современные на то время пассажирские локомотивы ТЭП70, которые пришли на замену ТЭП60. На пригородных маршрутах в работе дизель-поезда ДР1. Со стороны Литвы частыми гостями в Гродно являются дизель-поезда Д1 — именно их мы видим на первых минутах фильма «Меня зовут Арлекино» (фильма снимался в Гродно).

Девяностые станция Гродно встретила бодро. В 1991 году начала действовать электрическая централизация стрелок и сигналов. Построен новый пост ЭЦ на ул. Буденного. Теперь на установку любого маршрута дежурному по станции требовалось нажать не более трех кнопок. Профессия стрелочника канула в лету.

После распада Советского Союза грузопотоки между странами бывшего СССР и Европой уменьшились. Страны СНГ и Балтии обособились. Пассажиропотоки также начали стремительно падать. К концу 1990-ых выдохлось трансграничное движение на Польшу: были отменены пассажирские поезда Гродно-Гдыня и Гродно-Варшава. Прекратили свое существование поезда из Вильнюса и Ленинграда на Варшаву, которые ходили через Гродно. Исчез маршрут дизель-поезда Вильнюс-Гродно, а на границе Литвы и Беларуси вообще были снят участок рельсошпальной решетки. Но были и положительные моменты: на станции внедрены автоматизированные рабочие места дежурного по парку, оператора при диспетчере, товарных кассиров, старшего приемосдатчика, секретаря-машинистки, бухгалтера с использованием персональных компьютеров. В работе рядовых сотрудников станции активно используются цифровые радиостанции нового формата.

Немного хронологии из жизни станции.

В 1992 году сдан в эксплуатацию ведомственный жилой дом в западной части города (ул. Окульная, 21).

В 1997 году пассажирский поезд на Польшу [в виде электровоза и вагонов] заменен на электропоезд.

В 1998 году достроен новый корпус железнодорожной больницы.

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

К началу нового 21 века в плане маршрутов поездов ситуация стабилизировалась: остались поезда на Минск, Москву, Гомель, Могилев, Витебск. Вагоны беспересадочного сообщения: Гродно-Брест и направления на юг – Адлер, крымские города. Из пригородных остались поезда на Мосты, Лиду, Барановичи, Поречье, Узбережь.

В 2004 году начинается замена рельсошпальной решетки и ремонт перронов вокзала, который был завершен в 2007 году. В 2008 году в введение министерства здравоохранения передана железнодорожная больница (ул. Буденного, 2), а корпус поликлиники (ул. Буденного, 11) заняла медико-реабилитационная экспертная комиссия.

В том же году в свой первый рейс отправился поезд Гродно-Санкт-Петербург.

В июне 2010 года ведомственный детский сад на ул. Костюшко передан в ведение министерства образования.

В 2012 году проведен капремонт здания депо. Модернизирована котельная и отстроен дом отдыха локомотивных бригад. Здание клуба пережило ремонт и в нем разместилась производственно-бытовая база.

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Два года продолжается и в 2014 году заканчивается капитальный ремонт и модернизация здания железнодорожного вокзала.

Железная дорога и город Гродно: послевоенная история

Несмотря на годичное отсутствие, в сентябре 2016 года вновь введен в расписание поезд на Польшу (сообщением Гродно-Краков). В целом за четверть века после распада СССР и жизни в новых экономических и политических реалиях железная дорога сумела приспособиться, хотя и не без потерь.

Первая железная дорога построенная на территории Беларуси полтора века назад продолжает работать. К слову, история привокзальной площади хорошо написана здесь.


Читайте также:

  1.  ot

    29

    153

    После освобождения Гродно от немецких войск в июле 1944 года, и продолжившейся окупацию Россией, немедля, начала восстанавливаться и железная дорога.
    Колею перешивали на 1524 мм, она такой была до окупации наших земель Россией в 1939 году.

  2.  Wladyslaw_Wysocki

    16

    87

    S13 :

    послевоенная история

    Задрали вы уже со своей оккупационной войной и оккупационной историей.

  3. Grodno_Za Grodno_Za

    40

    54

    Три предателя развалили великую страну и деградация не заставила себя ждать:

    После распада Советского Союза грузопотоки между странами бывшего СССР и Европой уменьшились. Пассажиропотоки также начали стремительно падать. К концу 1990-ых выдохлось трансграничное движение на Польшу: были отменены пассажирские поезда Гродно-Гдыня и Гродно-Варшава. Прекратили свое существование поезда из Вильнюса и Ленинграда на Варшаву, которые ходили через Гродно. Исчез маршрут дизель-поезда Вильнюс-Гродно, а на границе Литвы и Беларуси вообще были снят участок рельсошпальной решетки…

    только исторический выбор народа Белоруссии в 1994 году начал этап возрождения Союзного государства и развитие нашей Республики.

  4. Parowka Parowka

    20

    2

    Хорошая познавательная статья, спасибо.

  5.  Davenport Warrior

    13

    4

    спасибо за статью, прочёл с интересом!

  6.  Davenport Warrior

    7

    20

    Grodno_Za :

    Три предателя развалили великую страну и деградация не заставила себя ждать:

    редко тебе плюсы ставлю, но за это даже два захотелось

  7. ocelot ocelot

    1

    1

    Постой паровоз,не стучите колеса…

  8. Господин Бользен Господин Бользен

    2

    0

    ocelot :

    Постой паровоз,не стучите колеса…

    Вся наша жизнь — сплошная магистраль, и все мы в ней немножко тепловозы………

  9.  leo 1.5

    3

    -1

    А что же ни слова о железнодорожной бане? Здание уцелело. Там пар в парилку подавался от паровоза, и вода грелась там же. Могли бы и паровоз поставить у вокзала памятником, если уж старый вокзал прохлопали…

  10. Господин Бользен Господин Бользен

    2

    0

    leo 1.5 :

    А что же ни слова о железнодорожной бане?

    Какое слово можно сказать о бане, если впервые об этом слышу?

    Здание уцелело.

    И где оно?

    Там пар в парилку подавался от паровоза, и вода грелась там же.

    Знакомый метод.

    Могли бы и паровоз поставить у вокзала памятником, если уж старый вокзал прохлопали…

    Кто должен ставить памятник-паровоз?

  11.  grodenski

    1

    0

    Приятно видеть фотографии, сканированные мной с отца плёнок. Те, которые 1985 года.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Июль 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Июн  
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.