«Комсомолка» поговорила с гродненским историком Натальей Слиж, которая исследует тему сексуальных отношений в Великом княжестве Литовском XVI — XVII веков.

Историк из Гродно рассказала про то, каким был секс в ВКЛ XVI - XVII веков

— Жизнь в феодальном обществе с религиозным доминированием в культуре, взглядах и стереотипах способствовала ограничению мужчин и женщин в проявлении своих желаний, — говорит Наталья. — За это могли не только порицать в храме, но даже наказать в суде. Поэтому секс относился к тайной сфере жизни, которую старались не выносить на публику. А если и писали о нем, то в виде завуалированных символов. Да и вообще, не стоит подходить к информации о практике сексуальных отношений в ВКЛ того времени с точки зрения современных понятий. Ведь только в ХХ веке ученые смогли ответить на вопросы, что же происходит с телом во время секса даже на уровне нейрофизиологии!

— Сексуальная жизнь в то время начиналась после свадьбы?

— Да, формально — после венчания и свадьбы. Причем первый сексуальный контакт происходил в определенном смысле публично. Пару вели в постель, проводился обряд «пакладзіны». Традиция показывала, что сексуальные отношения для продолжения рода и есть цель заключения брака. На таких обрядах присутствовала вся свадьба, будь это крестьяне или первые лица государства. Да и в принципе разрешенное и неразрешенное в сфере сексуальных практик не было делом мужчины и женщины. Тут подключались закон, религия, традиции, обряды. К примеру, христианам запрещалось заниматься сексом в посты, среды, пятницы, перед службой и так далее. А согласно представлениям того времени отказ супругу в сексе считался грехом.

— Как в ВКЛ относились к сохранению девственности до брака?

— В европейских странах из девственности создали фетиш. Например, в Венеции выявление отсутствия соответствующих знаков во время первой брачной ночи могло стать поводом для обращения в суд. В целом считалось, чем меньше женщина знает о сексе, тем лучше: у неопытной дамы меньше требований к способностям мужчины в постели. Но еще в XVI веке девственность до брака в ВКЛ не была обязательным условием для невесты. Правда, в XVIІ веке это стало важным моральным требованием, на нем стали акцентировать внимание в проповедях священники.

— Страсть наши предки проявляли только за закрытыми дверями?

— Да, опочивальни, или коморы, размещали в дальних покоях, они были значительно меньше, чем другие. В домах победнее вместо кровати мог быть и топчан из 2 — 4 досок или широкая лавка. Кстати, в постель и мужчины и женщины ложились одетыми в длинные ночные рубашки. Во время прилива страсти партнеры не всегда раздевались, а оголяли только необходимые части тела. Об этом написано в дневнике Яна Хризастома Паска 1658 года: в Речи Посполитой жены перед мужьями не оголялись перед сном, а в Дании — норма спать голыми, ведь бог создал людей такими.

— А что делали, если желание охватило далеко от дома?

— Все как сейчас: страстные любовники искали возможность для интимных встреч. Например, жену городенца Матиса Едешко Анну в 1658-м средь бела дня застукали с челядником (прислугой. — Ред.) поручика в подвале. А в 1607 году шляхтянку Зафею Радзивилловну и ее любовника Станислава Тыминского видели вместе в комнате хозяйки, а еще в светлице и коморе самого Тыминского. Порой и печальные события не становились преградой. В 1640-м во время поминок по жене Войцеха Галимского Альжбета Щупаковна изменила мужу, берестейскому радцу Лукашу Поморанскому, с челядником Галимского Яном Вербицким на чердаке… А дочь городенского палача Мартина Загурского Раину застукали с евреем Шимкой Хаимовичем под грушей в поле у Немана в 1668-м. Предкам было сложно сохранить тайну секса. Интимные отношения происходили практически публично: на шляхецком подворье проживало много людей, а в деревянных домах была отличная акустика. Скажем, в документах указано, что забавы той же Зафеи Радзивилловны и Тыминского слышали все паненки.

— Наверное, инициатива тогда считалась прерогативой мужчин?

— В основном. Но в источниках есть информация и об активных дамах, которых называли «мілосніцамі» и «драпежніцамі». Посол ВКЛ в Крымском Ханстве Михолон Литвин (неизвестно, кто стоит за этим псевдонимом: историки, к примеру, называют имена Венцлава Николаевича и Михаила Тишкевича. — Ред.) писал о богатых женщинах, которые под видом вдовства или девственности проявляли желания относительно своих подданных, даже преследовали их. Канцлер ВКЛ Альбрехт Станислав Радзивилл в 1646 году описывал случай соблазнениях монаха монашкой. В результате она родила ребенка, которого убила и похоронила при алтаре. Когда тело нашли, монашку покарали смертью, а монаха наказали розгами и отправили в тюрьму. Женщины-искусительницы фигурировали даже в житиях святых: какая-то распутница пыталась соблазнить униатского митрополита Иозафата Кунцевича, позже названного святым.

— Мы знаем что-то об интимной жизни великих князей ВКЛ?

— До нас дошла информация о бешеном темпераменте великого князя Витовта. После заключения мира с зятем, московским князем Василием І, Витовт оставил войско и на коне полетел к жене Анне. В хронике польского историка Яна Длугаша написано о князе как о человеке очень склонном к любовным утехам. Тот же Длугаш писал, что при дворе у него были наложницы. Собственно, Витовт и сам прилагал усилия, чтобы надолго сохранить потенцию и охоту к сексуальным утехам: был худого телосложения, вел активный образ жизни и не употреблял алкоголя. Правда, писал об этом только Длугаш.

Историк из Гродно рассказала про то, каким был секс в ВКЛ XVI - XVII веков

А король Ян Собесский писал в 1675-м своей супруге Марине Казимире о желании совершенствоваться в технике секса и разнообразить интимную жизнь. Он приводил пример калмыка Астракана, который был более совершенным в сексе, чем французы, итальянцы, испанцы и турки. Собесский писал жене о 12 позах, о которых и узнал от калмыка, и о более чем тысяче сексуальных секретов от него.

Историк из Гродно рассказала про то, каким был секс в ВКЛ XVI - XVII веков

— Была ли литература на тему секса в книжных собраниях шляхты и магнатов?

— Я изучила немало коллекций, в том числе в силу исторических обстоятельств оказавшихся за пределами Беларуси. Среди зарубежной литературы были книги от древних до средневековых и ренессансных произведений, касающиеся тематики интимных отношений, — как технической, так и физиологической сторонах секса. Значит, издания дошли до ВКЛ. Хотя, конечно, наличие книги в библиотеке не означало, что ее читали, а знания использовали.

— Однако о какой-то зафиксированной на бумаге Камасутре времен ВКЛ говорить нельзя?

— Полноценного собрания практик секса или хотя бы частных дневников подобной тематики в ВКЛ нам неизвестно. Да и в Европе было всего несколько изданий практического характера, которые, к слову, значительно отставали от китайских учебников. К примеру, знаменитый в то время европейский альбом I Modi содержал описания и иллюстрации всего к двум десяткам поз.

Историк из Гродно рассказала про то, каким был секс в ВКЛ XVI - XVII веков

По перечислению разрешенных и запрещенных с точки зрения религии техник можно судить, что в ВКЛ знали о миссионерской позе, о позе наездницы, позе, где мужчина сзади, а также о позе 69. Народная культура добавляет к ним позу стоя: иллюстрация с карты речки Горынь в Мозырском уезде показывает схематичные фигуры мужчины и женщины в таком положении. Вообще, в фольклоре хватает намеков на те или иные позы для секса. Скажем, в родильной обрядности главные герои — кум и кума, а с ними случалось всякое: «Кума, кума, задзяры ногу, а кум скажа: «Хвала Богу».

Что касается способов разнообразить интимную сферу, то отрывочные сведения можно собрать из разных источников. Объятия Адама и Евы показаны на титульной странице Берестейской Библии 1563 года, а о сладости поцелуев красиво написано в древнебелорусском переводе библейской «Песни песней Соломоновой»: «Сотъ каплющий оуста твоя невесто. Мед и млеко подъ языкомъ твоимъ». Все те же король Ян Собесский и Мария Казимира упоминали в письмах поцелуи по всему телу — это можно понимать и как знакомство с практикой орального секса. Считался безобразным и неприличным, но практиковался в Речи Посполитой и анальный секс. Например, известно, что в 1606 году шляхтич Станислав Немоевский с ужасом слушал рассказ московского попа о таких отношениях с женой. Однако у того было 12 детей, и подобное было способом контрацепции. А в бракоразводном процессе в 1610-м году могилевского мещанина Богдана Лукьяновича и Улиты упоминается, как жена на глазах и в доме мужа изменяла ему сразу с несколькими казаками, а потом уехала с ними в Москву.

— А в каких случаях, кроме супружеских измен, сексуальные отношения могли прийти к разводу?

— По причине болезни Ядвига Юрьевна Носиловская не могла удовлетворить сексуальные потребности мужа Георгия Юрьевича Остика, и он нашел себе любовницу. Жена узнала об измене, и в 1566-м супруги развелись. Наверное, все христианские конфессии времен ВКЛ считали достаточной причиной мужскую импотенцию. Не противился такому разводу ни светский, ни духовный суд, ведь мужчина и женщина не могли жить как муж и жена, иметь детей. Униатская церковь считала «неспособность до сполкованя» преградой для брака, доказывали его в течение трех лет. А в старобелорусском языке для объяснения развода из-за импотенции использовали такие обороты: «не маючы мешканя такого, якое межи мужам и жену бывает, иж если не был способен на учинок свой мужской» и «з-за дефектов натуральных неспособность здоровя». Кстати, ВКЛ было не единственной страной, где брак расторгали из-за мужской импотенции. Она была достаточной причиной развести супругов и для духовных судов Испании.

— Но вряд ли ведь были какие-то научные работы, которые изучали всерьез проблему импотенции?

— С современной точки зрения, конечно, не было. Но проблема мужской силы очень волновала посла ВКЛ в Крымском ханстве Михалона Литвина в записках «О нравах татар, литовцев и москвитян». Составлены они были в 1548 — 1551 годах, а изданы в 1615-м. Так вот, судя по произведению, Литвин положительно относился к полигамии у татар. Делался вывод, что наличие второй жены позволяло мужчине всегда удовлетворить сексуальные потребности, а также гарантированно оставить потомков. При этом Литвин хвалил татар за то, что они не склонны вступать в сексуальные контакты только ради удовлетворения плоти, а рассчитывают именно на продолжение рода. По сути, в трактате посла прослеживается мнение, что редкие сексуальные отношения делают семя мужчины более качественным, а частые — ослабляют потенцию. Но в случае с татарами, скорее, стоит говорить о практике сдерживания семяизвержения. Представители этого народа были знакомы с даосизмом, который пришел из Китая и имел разработанные учебники по технике секса. И как раз на сдерживание семяизвержения и продления мужчиной полового акта на максимальное время для получения как можно большей женской энергии там отводилось немало места. Литвин или не знал об этом, или не хотел подробно излагать, но из трактата следует: татары знали и практиковали эту технику. Кстати, трактат Литвина имелся в библиотеках княжества. Но говорить о широком распространении этой техники среди мужчин-литвинов было бы, наверное, преувеличением.


Читайте также:

  1. Dolf Dolf

    145

    81

    Секс в ВКЛ был — поляки и литОвцы имели белорусиков в два ствола;)

  2. smusmugrik smusmugrik

    30

    16

    Статья может и познавательная , но не для s13. Понимаю если все это комсомолка напечатала или бульварная пресса.. ниже плинтуса

  3.  wild cat

    49

    52

    Dolf :

    Секс в ВКЛ был — поляки и литОвцы имели белорусиков в два ствола;)

    И первым отозвался трудящийся гей-бара и специалист по нетрадиционным отношениям.

  4. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    8

    1

    …..В европейских странах из девственности создали фетиш. Например, в Венеции…..Да)) есть интерестный факт ))
    История выражения …Мавр сделал свое дело, мавр может уходить? , хоть и принадлежит Шекспиру,но имеет еще один важный смысл.
    В то время в Венеции,мавры-негры , чернокожие, мусульмане,имели право первой ночи.
    Богатые купцы нанимали мавров, для того, что бы ,те, при родственниках продегустировали невесту,на предмет невинности.
    Этакий ОТК.)))
    Опытный хитрый мавр, мог за хорошие деньги, с эмитировать невинность невесты(если барышня была грешна) путем незаметного выдавливания голубиной крови.
    Так что вот….о времена..))о нравы)))

  5. allazawr allazawr

    14

    7

    Рассматрывает Наталя картинки у старых книжках сидя у сибя в кабинете. Смотрит двое любоую занимаюцца.. адела ачки прыглядзелася — ажно снашчаюца)

  6. feldsher feldsher

    13

    41

    Якi секс? Усе на АЭС працаваць, трэба хутчэй эррэктар запускаць.

  7. Weishno-r Weishno-r

    5

    0

    Секс был, есть и будет. Всегда и везде. Какими традициями-запретами его ни обложи. По большому счёту секс — основная движущая сила цивилизации.
    В наше время секс сведен до утилитарного занятия, как утренний завтрак или вечернее чаепитие. Нет нужды поиска постоянного партнёра, интернет удовлетворяет все потребности.

  8. feldsher feldsher

    0

    0

    Не любят родной язык: ничего с вас, господа, не будет.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Июнь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Май  
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.