Сегодня, в Международный день родного языка, «Звязда» решила напомнить об отличительности белорусского слова и собрала шестнадцать карточек с безэквивалентной лексикой — словами, которые не имеют однословных (в данном случае русскоязычных) соответствий.

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

16 белорусских слов, не имеющих аналогов в русском языке

Отметим, что отечественная наука имеет целый словарь такой лексики, который называется «Самобытное слово». Его автором является Ирина Шкраба.


Читайте также:

  1.  raichka

    68

    62

    таких слов не знают даже те кто разговаривает не белорусском )))

  2. Путишенко Путишенко

    25

    36

    16 белоруских слов… Почему-то сразу вспоминается Неуловимый Джо:)))))

  3.  1a2s3d

    27

    11

    Лучше сделали бы топ самых красивых белорусских слов.

  4. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    22

    36

    Ска́лка — цилиндрический предмет кухонной утвари. Основным назначением является раскатка теста перед готовкой. История возникновения скалки происходит достаточно давно. Этруски пользовались каменными скалками около 3000 лет назад.

  5. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    56

    62

    мой родной язык русский…..несмотря на то что я белорус…хорошо это или плохо я не знаю.

  6. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    10

    28

    1a2s3d :

    2

    3

    Лучше сделали бы топ самых красивых белорусских слов.

    лучше б ты писал на белорусском…

  7.  parys

    19

    11

    звязда? почему это слово не добавили в список?

  8. smusmugrik smusmugrik

    45

    5

    При чем тут 16 слов.?.. сотни слов не имеют аналогов в русском языке. Белорусский относится к группе славянских языков.

  9. Parowka Parowka

    56

    13

    На некоторые я нашёл.
    згарусцiць — накосячить
    яндоука — шнобель
    дзiчка — дичка
    копанка — сажалка
    гiзаваць — шпарить, газовать
    наусцяж — кругозор, панорама
    трунак — бухло
    и на остальные думаю можно подобрать.

  10. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    12

    20

    Иссам Захреддин :

    1

    1

    мой родной язык русский…..несмотря на то что я белорус…хорошо это или плохо я не знаю.

    Змагар, с сотоварищами скоро обьяснит )))

  11. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    4

    10

    Вчера молодые люди за родную мову , поливали говном и обзывали меня)где они ?
    Тема им должна быть близка))
    Один Змагар что то может , толком обьяснить, остальные , что то мычат ))

  12.  raichka

    33

    11

    Иссам Захреддин :

    5
    1
    мой родной язык русский…..несмотря на то что я белорус…хорошо это или плохо я не знаю.

    судя по нику — ВАШ РОДНОЙ ЯЗЫК ДАЛЕКО НЕ РУССКИЙ

  13. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    14

    12

    raichka :

    0

    0

    Иссам Захреддин :

    5
    1
    мой родной язык русский…..несмотря на то что я белорус…хорошо это или плохо я не знаю.

    судя по нику — ВАШ РОДНОЙ ЯЗЫК ДАЛЕКО НЕ РУССКИЙ

    Так и Ваше имя-ник—далеко не русское, Вам ближе идишь)

  14. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    11

    13

    raichka :

    0

    0

    Иссам Захреддин :

    5
    1
    мой родной язык русский…..несмотря на то что я белорус…хорошо это или плохо я не знаю.

    судя по нику — ВАШ РОДНОЙ ЯЗЫК ДАЛЕКО НЕ РУССКИЙ

    судя по твоему твой тоже далеко не русский….

  15. proof.zmagar proof.zmagar

    32

    25

    Иссам Захреддин :

    мой родной язык русский…..несмотря на то что я белорус…хорошо это или плохо я не знаю.

    Доўгі час наша мова была пад забаронай, потым інтэллігенцыю і пісьменнікаў беларускамоўных браты з усходу зусім вынішчылі, потым нам убівалі ў голавы, что мова наша сялянская…
    Зараз ёсьць людзі, хто скарыўся пад націскам акупантаў, і ёсьць змагары.=)
    Добра ці не, што ты не цураешся сваёй пакорлівасці — вырашай сам.

  16. smusmugrik smusmugrik

    26

    3

    Не в обиду сказано нашим восточным братьям , но в языке мы ближе к немцам.
    Absatz — абцас — каблук (налицо искажение слова)
    Bernstein — бурштын — янтарь
    Blech — бляха — жесть
    Dach — дах — крыша
    Druck — друк — печать (книгопечатание)
    Farbe — фарба — краска
    Frisur — фрызура (уст. или рег.) — прическа
    Kosten — кошт (каштаваць) — стоимость (стоить, иметь цену)
    Kosten — каштаваць — пробовать, испытывать
    Kreide — крэйда — мел
    Licht — лiхтар — фонарь
    Mussen — мусіць — быть должным
    Papier — папера — бумага
    Pinsel — пэндзаль — кисть (кисточка)
    Rest — рэшта — остаток
    Schublade — шуфлядка — выдвижной ящик
    Porzellan — парцыляна — фарфор
    Tischler — цясляр — столяр
    Vers — верш — стих (уст. «вирши»)
    Warte (сторожевая вышка) — варта — охрана
    Werkstatt (мастерская) — варштат — верстак (хотя тут довольно похоже)
    Ziegel — цэгла — кирпич

  17. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    18

    17

    proof.zmagar :

    Доўгі час наша мова была пад забаронай

    я так понимаю 1921-1939 не считается? только з усходу тебе мешали на мове балакать?

  18. proof.zmagar proof.zmagar

    29

    17

    Иссам Захреддин :

    0
    0
    proof.zmagar :

    Доўгі час наша мова была пад забаронай

    я так понимаю 1921-1939 не считается? только з усходу тебе мешали на мове балакать?

    Савецкая ўлада толькі за адну ноч 29-30 кастрычніка 1937 году застрэліла больш за 100 асобаў беларускай эліты.

  19. Parowka Parowka

    21

    24

    proof.zmagar :

    Доўгі час наша мова была пад забаронай

    У Жэчи Паспалитай

    proof.zmagar :

    потым інтэллігенцыю і пісьменнікаў беларускамоўных браты з усходу зусім вынішчылі,

    З Захаду (Берёза Картузская)

    proof.zmagar :

    нам убівалі ў голавы, что мова наша сялянская…

    Верно, псячая, мова быдляцкая по мнению паньства, осадников.

    Краснопузые вам мову вернули и даже заставляли вас на мове сваёй пачаць размауляць, но что то вы не шибко горели желанием. Пеняйте на себя. Про*рали сами свой язык и неча на зеркало пенять, коли рожа крива.

  20. proof.zmagar proof.zmagar

    18

    13

    Parowka :

    пачаць размауляць

    ну вось, яшчэ трошку і ў чалавека пераўтварацца пачнеш.)

  21. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    4

    10

    proof.zmagar :

    2

    1

    Иссам Захреддин :

    мой родной язык русский…..несмотря на то что я белорус…хорошо это или плохо я не знаю.

    Доўгі час наша мова была пад забаронай, потым інтэллігенцыю і пісьменнікаў беларускамоўных браты з усходу зусім вынішчылі, потым нам убівалі ў голавы, что мова наша сялянская…
    Зараз ёсьць людзі, хто скарыўся пад націскам акупантаў, і ёсьць змагары.=)
    Добра ці не, што ты не цураешся сваёй пакорлівасці — вырашай сам.

    Все доступно)) и докладно обьяснил.Спасибо.

  22. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    12

    12

    proof.zmagar :

    1

    0

    Иссам Захреддин :

    0
    0
    proof.zmagar :

    Доўгі час наша мова была пад забаронай

    я так понимаю 1921-1939 не считается? только з усходу тебе мешали на мове балакать?

    Савецкая ўлада толькі за адну ноч 29-30 кастрычніка 1937 году застрэліла больш за 100 асобаў беларускай эліты.

    Берёза-Картузская — концентрационный лагерь, созданный властями Польской Республики в 1934 году в городе Берёза-Картузская (сейчас г. Берёза, Брестская область) на территории Западной Белоруссии в качестве места внесудебного интернирования противников правящего режима. С 1934 по 1939 годы в нём содержались по обвинению в «антигосударственной деятельности» противники правившего режим.

  23. walterweber walterweber

    19

    31

    Увы, но этот язык мертв… все говорят по русски и давно и врядли что то изменится, он как бы сказать не витает в воздухе…

  24. Parowka Parowka

    32

    -2

    proof.zmagar :

    Савецкая ўлада толькі за адну ноч 29-30 кастрычніка 1937 году застрэліла больш за 100 асобаў беларускай эліты.

    Это была борьба идей и уничтожение несогласных. Руководили расстрельными командами этнические беларусы и евреи.
    Вот тебе фамилии тройки и того кто составлял списки. Первый секретарь ЦК КП(Б)Б В.Шарангович, второй секретарь Б.Денискевич,глава НКВД БССР Берман, начальник милиции Шийрон.
    В последующем все расстреляные были реабилитированы. Власти СССР покаялись в содеянном, осудили террор и принесли извинения. Память увековечена мемориальными досками итд.
    Я понимаю что тебе этого мало и ты хочешь чтоб москали ползали на коленях и извинялись.
    Что скажешь о увековечении памяти Ромуальда Райса, присуждении ему гос.наград и маршей в честь «проклятых солдат» АК в Гайнувке (Подлясское воеводство)? Ты согласен с польским государством, воспевающим палачей беларуского народа? Почему ты молчишь о убитых и сожженых заживо женщинах и детях только за то, что они были беларусами и православными?

  25.  Александр

    8

    8

    я так понял ,это всё клички 16 участников свингер вечеринки

  26.  zhyzh

    8

    0

    Добавлю новое слово — мякшур

  27.  Alexander D

    12

    3

    @ Parowka
    Хрущч — хрущ, згарусцiць — схалтурить, звяга — пустобрёх, лёк — тузлук и т. д. Автор стать просто очень плохо знает русский язык.

  28. Parowka Parowka

    19

    11

    Alexander D :

    Автор стать просто очень плохо знает русский язык.

    Автор статьи всего лишь ДЕЛАЕТ ВИД что плохо знает русский язык. Как в Риге на улице и в заведениях меня понимали только когда видели деньги, тогда чудесным образом на них снисходило озарение и практически без акцента шпарили. Наши змагарки из такого же теста.

  29. jacub jacub

    13

    5

    proof.zmagar :

    Доўгі час наша мова была пад забаронай, потым інтэллігенцыю і пісьменнікаў беларускамоўных браты з усходу зусім вынішчылі, потым нам убівалі ў голавы, что мова наша сялянская…
    Зараз ёсьць людзі, хто скарыўся пад націскам акупантаў, і ёсьць змагары.=)
    Добра ці не, што ты не цураешся сваёй пакорлівасці — вырашай сам.

    вашыя словы нават не беларуса, а ліцьвіна-падпанка, змагары зь імі нічога агульнага не маюць, бо яны людзі справы, а не падпанкаўскія плявузгалы (

  30. 111balu 111balu

    10

    1

    parys : нет такого слова звязда — правильно зорка.

  31. proof.zmagar proof.zmagar

    7

    8

    jacub :

    змагары зь імі нічога агульнага не маюць, бо яны людзі справы, а не падпанкаўскія плявузгалы

    дзякуй ужо за тое, што пачалі бачыць у слове «змагар» штосьці годнае.)
    Паставіў падабайку.

  32. Parowka Parowka

    7

    6

    111balu :

    0
    1
    parys : нет такого слова звязда — правильно зорка.

    Прочитай статью и скажи это обществ.объединению «Звязда». Там сидят походу «беларускамоуные» адепты трасянки.

  33. jacub jacub

    8

    11

    Parowka :

    Что скажешь о увековечении памяти Ромуальда Райса, присуждении ему гос.наград и маршей в честь «проклятых солдат» АК в Гайнувке (Подлясское воеводство)? Ты согласен с польским государством, воспевающим палачей беларуского народа? Почему ты молчишь о убитых и сожженых заживо женщинах и детях только за то, что они были беларусами и православными?

    проф.змагар — обыкновенный профессиональный падпанак и у него методичка.

  34. jacub jacub

    6

    7

    proof.zmagar :

    0
    0
    jacub :

    змагары зь імі нічога агульнага не маюць, бо яны людзі справы, а не падпанкаўскія плявузгалы

    дзякуй ужо за тое, што пачалі бачыць у слове «змагар» штосьці годнае.)
    Паставіў падабайку.

    гэтае годнае гэткіх, як вы не кранаецца і вашая падзяка — гувна варта.

  35. jacub jacub

    5

    6

    вот как с падпанками обходятся в польше, хотя больше чем уверен, что они считают себя змагарами ):

    На 12 августа в Варшаве был запланирован футбольный турнир на кубок Белорусского дома, участие в котором должны были принять команды телеканала «Белсат», «Еврорадио», «Европейской Беларуси» и Белорусского информационного дома. Однако вместо футбола белорусы получили телесные повреждения.

    В итоге сильно пострадали директор Белорусского дома Дмитрий Бородко, пришедший на игру с двумя маленькими сыновьями, а также журналист «Хартии» Иван Межуй. Директору Белорусского дома сломали нос, журналисту разбили голову и сломали палец. (С)

  36. proof.zmagar proof.zmagar

    9

    4

    Parowka :

    Что скажешь о увековечении памяти Ромуальда Райса, присуждении ему гос.наград и маршей в честь «проклятых солдат» АК в Гайнувке (Подлясское воеводство)? Ты согласен с польским государством, воспевающим палачей беларуского народа? Почему ты молчишь о убитых и сожженых заживо женщинах и детях только за то, что они были беларусами и православными?

    Я ўжо на гэты конт выказваўся тут з месяц таму. Вельмі дрэнна, што палякі не разумеюць, хто такі гэты Буры для беларусаў.jacub :

    гэтае годнае гэткіх, як вы не кранаецца

    я й сам ведаю, што ўзяць такі нік было зусім нясціпла. Раней быў проста пруф, а потым у нейкай спрэчцы адзін з вас, беларусафобаў, спытаў: так ты может змагар? Я так зразумеў, што такім годным беларускім словам ён хацеў мяне абразіць. Таму я адразу зайшоў у профіль і дадаў да ніку «змагар». Бачу, што не дарэмна змяніў. Тролі ўжо пачалі пісаць, што я не годны гэтага ніка, ужо ім не абражаюць.)

  37. Parowka Parowka

    5

    4

    proof.zmagar :

    0
    0
    jacub :

    змагары зь імі нічога агульнага не маюць, бо яны людзі справы, а не падпанкаўскія плявузгалы

    дзякуй ужо за тое, што пачалі бачыць у слове «змагар» штосьці годнае.)
    Паставіў падабайку.

    Так что насчёт марша в Гайнувке? Осуждаешь? Чего молчишь?

  38. proof.zmagar proof.zmagar

    9

    3

    Parowka :

    Так что насчёт марша в Гайнувке? Осуждаешь? Чего молчишь?

    Чаму маўчу? Выказваў свае стаўленне на с13 да гэтага неаднаразова. І раіў пачытаць мемуары Геніюш, дзя яна піша пра стаўленне паноў на пачаткцу 20-га стагодзя да беларусаў. Алеж ты бачыш толькі тое, што табе хочацца бачыць. Я на гэта паўплываць ніяк не магу.

  39. jacub jacub

    4

    7

    proof.zmagar :

    я й сам ведаю, што ўзяць такі нік было зусім нясціпла. Раней быў проста пруф, а потым у нейкай спрэчцы адзін з вас, беларусафобаў, спытаў: так ты может змагар? Я так зразумеў, што такім годным беларускім словам ён хацеў мяне абразіць. Таму я адразу зайшоў у профіль і дадаў да ніку «змагар». Бачу, што не дарэмна змяніў. Тролі ўжо пачалі пісаць, што я не годны гэтага ніка, ужо ім не абражаюць.)

    я гэдак і ведаў пра вас гэйпадпанкаў-ліцьвінафрэнікаў, вам забаронена думаць, а тым болей разумець, бо з-за вас было сапсавана і дыскрыдытавана гэтае прыгожае паняцце, ды й сапраўдных і шчырых змагароў вам па метадычцы трэба называць беларусафобамі, хаця гэта не так.

  40. proof.zmagar proof.zmagar

    3

    5

    jacub :

    я гэдак і ведаў пра вас гэйпадпанкаў-ліцьвінафрэнікаў, вам забаронена думаць, а тым болей разумець, бо з-за вас было сапсавана і дыскрыдытавана гэтае прыгожае паняцце, ды й сапраўдных і шчырых змагароў вам па метадычцы трэба называць беларусафобамі, хаця гэта не так.

    Якуб, дык ты сапраўдны змагар? Такі нік пакуль вольны.)
    Ну вось, яшчэ і мову трошку ўспомніш.) Можа нават будзеш выкарыстоўваць не толькі сёння.

  41. jacub jacub

    4

    4

    proof.zmagar :

    0
    0
    Parowka :

    Так что насчёт марша в Гайнувке? Осуждаешь? Чего молчишь?

    Чаму маўчу? Выказваў свае стаўленне на с13 да гэтага неаднаразова. І раіў пачытаць мемуары Геніюш, дзя яна піша пра стаўленне паноў на пачаткцу 20-га стагодзя да беларусаў. Алеж ты бачыш толькі тое, што табе хочацца бачыць. Я на гэта паўплываць ніяк не магу.

    даже написать очкует и спрыгивает на гениюш, во вас там паны цвичат ))) зато пра маскоушчыну хоть пеной изойдись в каждом сообщении.

  42. jacub jacub

    4

    5

    proof.zmagar :

    0
    0
    jacub :

    я гэдак і ведаў пра вас гэйпадпанкаў-ліцьвінафрэнікаў, вам забаронена думаць, а тым болей разумець, бо з-за вас было сапсавана і дыскрыдытавана гэтае прыгожае паняцце, ды й сапраўдных і шчырых змагароў вам па метадычцы трэба называць беларусафобамі, хаця гэта не так.

    Якуб, дык ты сапраўдны змагар? Такі нік пакуль вольны.)
    Ну вось, яшчэ і мову трошку ўспомніш.) Можа нават будзеш выкарыстоўваць не толькі сёння.

    што ты накруціў у сваёй дупе? я мову ніколі не забываў і помніў, і выкарыстоўваю, калі лічу патрыбным, а не падрачваю на яе, як гэй-падпанкі.

  43. proof.zmagar proof.zmagar

    4

    5

    @ jacub:
    Як змагар змагару, што да таго, што напісаў яшчэ дадаць трэба?
    Давай сёння, у дзень роднай мове па-беларуску? Штосьці хапіла цяпе на адзін пост.)

  44. Parowka Parowka

    5

    5

    jacub :

    даже написать очкует и спрыгивает на гениюш, во вас там паны цвичат ))) зато пра маскоушчыну хоть пеной изойдись в каждом сообщении.

    Это правда. Чётко назвать своих панов катами и геноцидниками религия не позволяет, тем более они пенёнжки платят. А маскалей жижей поливать сам польски (униацки) бог велел.

  45. proof.zmagar proof.zmagar

    6

    5

    Parowka :

    Это правда. Чётко назвать своих панов катами и геноцидниками религия не позволяет, тем более они пенёнжки платят. А маскалей жижей поливать сам польски (униацки) бог велел.

    Калі б тут спрачаўся з палякамі — закрануў бы і гэту тэму, як і было раней. А калі вяду размову з вамі — буду узгадваць «подвігі» вашай краіны. Пра гейропу і палякаў вы й самі спраўляецеся.)

  46. Путишенко Путишенко

    6

    6

    proof.zmagar :

    0
    2
    jacub :

    Паставіў падабайку.

    Аха-ха-ха — слово то какое. Упал под стол. Предлагаю выдать змагару погоняло «Падабайка»)))

  47. proof.zmagar proof.zmagar

    5

    7

    @ Лёша Гансович:
    яя, нацюрліх.)
    Руская мова бедная, нават не мае свайго слова, якое азначае падабайку.

  48. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    6

    4

    Не смотря на споры и пр. proof.zmagar . молодец.
    Потому не стоит ругаться..и если сегодня у него праздник Дзень мовы…я поздравляю , и желаю счастья)
    В отличии от горлопанов националистов ,он достойный человек.

  49. proof.zmagar proof.zmagar

    4

    4

    @ VOLK ) SerY:
    Дзякуй. І табе ўсяго найлепшага.

  50. Parowka Parowka

    7

    6

    proof.zmagar :

    А калі вяду размову з вамі — буду узгадваць «подвігі» вашай краіны.

    Вообще то мы — граждане Беларуси. Моя национальность вообще к странам СНГ не относится, но тебе гораздо сподручней кивать на рассею и москаля в каждом шкафу видеть. Всё с тобой понятно, ты обычный подпанок, згодны на вшыстко ради похвалы консулята. КП хоть тебе выдали, или по скудоумию не заслужил?

  51. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    6

    5

    proof.zmagar :

    0

    0

    @ Лёша Гансович:
    яя, нацюрліх.)
    Руская мова бедная, нават не мае свайго слова, якое азначае падабайку.

    як падабайка будзе по лицьвински?

  52. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    5

    5

    VOLK ) SerY :

    0

    0

    Не смотря на споры и пр. proof.zmagar . молодец.
    Потому не стоит ругаться..и если сегодня у него праздник Дзень мовы…я поздравляю , и желаю счастья)
    В отличии от горлопанов националистов ,он достойный человек.

    соглашусь с тобой….99% местных змагаров настоящие клоуны….профзмагар в отличии от них умеет вести диалог хоть и существует в своём выдуманном мире….
    руку не жму ибо воняет от змагара нацистом, но он хотя бы человек.

  53. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    3

    4

    Parowka :

    КП хоть тебе выдали, или по скудоумию не заслужил?

    так дупу рвёт, на пути судя по всему….

  54. proof.zmagar proof.zmagar

    4

    2

    Parowka :

    КП хоть тебе выдали, или по скудоумию не заслужил?

    няма падставы. я мужык-беларус, пан сахі і касы…
    Иссам Захреддин :

    як падабайка будзе по лицьвински?

    па-літвінскі я і напісаў «падабайка»
    Я ўжо табе не аднойчы прыводзіў доказы, што беларусы і ёсьць літвіны. Трэба зараз яшчэ раз? Сёння ў мяне ёсьць час. Магу.

  55. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    2

    4

    proof.zmagar :

    0

    0

    Parowka :

    КП хоть тебе выдали, или по скудоумию не заслужил?

    няма падставы. я мужык-беларус, пан сахі і касы…
    Иссам Захреддин :

    як падабайка будзе по лицьвински?

    па-літвінскі я і напісаў «падабайка»
    Я ўжо табе не аднойчы прыводзіў доказы, што беларусы і ёсьць літвіны. Трэба зараз яшчэ раз? Сёння ў мяне ёсьць час. Магу.

    так ты сейчас на каком языке пишешь? не белорусском или на литвинском? а статут ВКЛ на каком написан?

  56. proof.zmagar proof.zmagar

    4

    5

    «боярин и воевода Василий Петрович Шереметьев со товарищи пришли под Полоцк июня в 17 день и у литовских людей перевоз и слободы и дороги к Витебску и к Вильне застали и в Полоцку литовских людей осадили»;

  57. proof.zmagar proof.zmagar

    4

    4

    1252 г Ипатьевская летопись рассказывает про поход «на Литву на Новогрудок»;

  58. proof.zmagar proof.zmagar

    5

    4

    Перепись русскими попами имущества захваченного храма Софии Полоцкой. Цитата: …«да медные чары, в коим воск топят, со всякими письмами литовскими»;

  59. proof.zmagar proof.zmagar

    6

    4

    17 век, воевода Трубецкой пишет Алексею Михайловичу. Цитата: …«Слуцкие посады и слободы велели мы все выжечь, а идучи дорогою до Слонима, сёла и деревни и хлеб побивали и в полон мали, и разоряли совсем без остатку, а у Клёцку литовских людей побили всех»;

  60. proof.zmagar proof.zmagar

    5

    5

    В Актах Московского государства (запись 1618 года): «… выехали из деревни человек с пятнадцать, а на них магерки литовския, и почали им говорить по-литовски: не утекайте-де!» («не уцекайце» (по-белорусски) — «не убегайте»);

  61. proof.zmagar proof.zmagar

    5

    4

    Литовский просветитель Лаврентий Зизаний издал в 1626 году по заказу патриарха православный «Катехизис», в котором так объяснил название книги: «по-литовску это оглашение, русским же языком нарицается беседословие»;

  62. proof.zmagar proof.zmagar

    4

    5

    Венецианский дипломат М.Фаскарино в 1557 году также писал, что «московиты говорят и пишут на славянском языке, также как далматы, чехи, поляки и литвины»;

  63. proof.zmagar proof.zmagar

    4

    5

    В 1839 г. в Санкт-Петербурге издана книга „Картины России и быт разноплеменных ее народов“. В ней говорится: «малороссийский язык заметно начинает портиться за Черниговом, изменяется в литовский»;

  64.  wild cat

    7

    2

    Дополню:
    . _Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией. СПб.,1875. Т.8 с 226: 1669г, после 28 мая. Отписки царю боярина Шереметева.
    1) О том что он не брал из Киева подъячих , знающих польски и по бълорусски.
    litviny.net/uploads/2/5/4/5/25455257/published/1194782.jpg?1490692248
    2) litviny.net/uploads/2/5/4/5/25455257/baltarusiuklb2.jpg
    бълорусских писем переводить нъкому..

  65. proof.zmagar proof.zmagar

    4

    5

    Филолог Антон Полевой читал в докладе для Московской диалектологической комиссии в 1925 году (о литвинах Новозыбковского повета Черниговщины): «Эти песни еще более убеждают в том, что язык новозыбковских литвинов есть язык белорусский, а следовательно, и сами литвины — тоже белорусы».

  66. proof.zmagar proof.zmagar

    5

    4

    М.Ю. Лермонтов » Здесь в роще воды чистые текут — Но речку ту не Вилией зовут; И ветер, здесь колеблющий траву, не не приносит песни про Литву!;

  67. proof.zmagar proof.zmagar

    6

    4

    «Предки мои вышли из литовских болот», — писал про Пинщину, Фёдор Достоевский;

  68. proof.zmagar proof.zmagar

    5

    3

    Даказваць адукаванаму чалавеку, што літвін і беларус — гэта дзве стараны адной манеты няма патрэбы. Гэтага не ведаюць толькі тыя, хто дзеля шкваркі і чаркі жыве.

  69. Parowka Parowka

    4

    5

    @ proof.zmagar:

    Пошла вода))))))

  70. proof.zmagar proof.zmagar

    6

    4

    Parowka :

    Пошла вода))))))

    Вызывай хуткую дапамогу. Нараджаць трэба ў радзільні.

  71. jacub jacub

    9

    0

    «Потом был разговор о литовском языке; епископ, зная его основательно, превозносил его похвалами, жалел, что пренебрегли литовскою письменностью, так как русские письмена и русский язык были приняты в дипломации и при дворах княжеских с тех пор, как ученые русины, выгнанные татарами из-за Днепра, перенесли свои научные познания в Литву. Расхваливая язык литовский, епископ даже утверждал, что если бы греческий и латинский языки были забыты, то их утрату легко бы заменил язык литовский, вследствие совершенства своих форм, просодии и своего богатства.»

  72. proof.zmagar proof.zmagar

    5

    3

    @ jacub:
    згодны, наша мова вельмі багатая.

  73. jacub jacub

    3

    0

    Гедимин эти слободы превратил в город, на подобие городов заграничных, русинов поселил он отдельно от туземцев, для немцев и поляков назначил часть около маленькой церкви св. Николая. Длинная улица, простирающаяся от рудоминского въезда до замка, делит город на две половивы: ближайшая к Вилейке — русская, напротив литовская, где помещаются и немцы. Общая для всех ратуша построена на той же длинной улице, частию из камня, частию из дерева, с обширными лавками. С первого же взгляда отличали мы русских и литовцев, так различны их физиономии, одежда и обычаи. Русины по большей части ниже ростом, цвет волос их красноватый, приближающийся к рыжему, их обычаи и образ жизви, также как и вера, резко отделяют их от литовцев; торговля и некоторые ремесла составляют их исключительное занятие. Литовцы высокого роста, с темными, редко вполне черными волосами; более нравственны, но в высшей степеиии ленивы в своем домашнем обиходе, любят [20] крепкие напитки и потому менее достаточны, чем русины. Язык народа литовский, ветвь прусского.

  74. proof.zmagar proof.zmagar

    4

    2

    Виленский епископ Андрей Васила (умер 15 ноября 1398 года в Вильно) в своем латинском завещании привел несколько фраз на «простой мове» и написал, что «это слова не мои, а простого народа литовского»;

  75. proof.zmagar proof.zmagar

    4

    2

    Сигизмунд Герберштейн барон, австрийский дипломат:«…бизона литвины на своем языке называют „зубр“ (Suber)»; «…тот зверь, которого литвины на своем языке называют «лось»(Loss); «Государь назначает туда [в Жемайтию] начальника [из Литвы], которого на своем языке они [литвины] называют „староста“ (Starosta)».

  76. jacub jacub

    3

    0

    «Nie wiara abowiem Rusina Rusinem, Polaka Polakiem, Litwina Litwinem czyni: ale urodzenie y Krew Ruska, Polska, y Litewska…»

  77. jacub jacub

    1

    6

    из всего выше мной процитированного делаем вывод, что современные гей-литьвины — самые что ни на есть падпанки, т. к. взяли себе польское название литовцев, не английское, не русское и не немецкое, а польское. как-то так.

  78. proof.zmagar proof.zmagar

    3

    2

    @ jacub:
    давай паспрачаемся.)
    калі с13 прапусціць.
    goo.gl/dQAD2B
    goo.gl/W6MXBm
    літвінамі наз звалі ўсе, у тым ліку і маскавіты.

  79. proof.zmagar proof.zmagar

    1

    2

    чытай этнічны склад:
    goo.gl/Q1AnVG
    goo.gl/BsXTbY
    goo.gl/65Bb1k
    goo.gl/ybkLgs
    goo.gl/zVo6qp

  80. jacub jacub

    2

    4

    литвинами называли только поляки )

  81. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    4

    2

    @ proof.zmagar:
    из всей канители я так понял что Беларусь на самом деле Литва….а Литва тогда что за хрень?
    белорусский язык это на самом деле литовский? а тот язык на которым нынче литовцы говорят не литовский?

  82. proof.zmagar proof.zmagar

    6

    3

    @ Иссам Захреддин:
    А ты ў мяне не пытай. Зараз усплывае ўсё больш сканаў дакументаў з архіваў і музеяў. Глядзі, калі даверу да сканаў не маеш — з’ездзь і ўдасканальса сам.
    Толькі сам падумай, чаму, калі гэта літоўцы захапілі беларусаў у ВКЛ, дзейнасць статуту ВКЛ на тэррыторыі сучаснай Беларусі нават пасля уваходу ў склад РІ працягвалася яшчэ да сярэдзіны 19-га стагодзя?

  83. jacub jacub

    5

    5

    кстати, всем известен многолетний конфликт поляков и литовцев, так вот, интересно получается, поляки находят среди граждан рб недалёких, инфицируют их литвинофренией и вот вам готовы литвины, которые неправдой тянут литовскую историю на себя, что конечно же раздражает литовцев. молодцы поляки! красиво замутили.

  84. Parowka Parowka

    4

    2

    Иссам Захреддин :

    0
    0
    @ proof.zmagar:
    из всей канители я так понял что Беларусь на самом деле Литва….а Литва тогда что за хрень?
    белорусский язык это на самом деле литовский? а тот язык на которым нынче литовцы говорят не литовский?

    Короче, жмудины обокрали лицьвинау по полной. И герб и имя и даже земли (Вильно и др.), а этим слабоумным всё москали жить не дают)))))))))

  85. jacub jacub

    5

    2

    Parowka :

    0
    0
    Иссам Захреддин :

    0
    0
    @ proof.zmagar:
    из всей канители я так понял что Беларусь на самом деле Литва….а Литва тогда что за хрень?
    белорусский язык это на самом деле литовский? а тот язык на которым нынче литовцы говорят не литовский?

    Короче, жмудины обокрали лицьвинау по полной. И герб и имя и даже земли (Вильно и др.), а этим слабоумным всё москали жить не дают)))))))))

    есть ещё один интересный момент — литьвин никогда не прыгнет на поляков за то, что те считают вильно польским, но периодически прыгают на жмудзинау, что вильня беларуская.

  86. Parowka Parowka

    4

    4

    @ jacub:

    Есть ещё один интересный момент-все наши более менее известные оппы — выходцы из ополяченных беларуских семей, католики.

  87. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    0

    2

    Молодцы ребята, знатный исторический батл вышел. ЯКУБ молодчина толково тему поддержал. ЗМАГАРи отдел 69 вёл себя корректно)

  88. Weishno-r Weishno-r

    4

    2

    Есть куда проще.
    Вавёрка. Ни один из русских знакомых не знает значения этого слова. Как и Гародня.

  89.  serg1102

    1

    2

    Почему нет аналогов в русском языке??? В простонародии зато имеются. Большой нос — рубильник, шнобель… Сделать лишь бы как — схалтурить… И так далее…

  90. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    0

    2

    Weishno-r : белочка……

  91. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    0

    2

    Перапис спрау?:-):-):-):-)

  92. jacub jacub

    5

    2

    VOLK ) SerY :

    0
    0
    Молодцы ребята, знатный исторический батл вышел. ЯКУБ молодчина толково тему поддержал. ЗМАГАРи отдел 69 вёл себя корректно)

    я отлучусь до завтра, возьмёте проф.дзмагар на передержку?

  93.  Luchic

    4

    1

    Улыбнула меня эта «Падабайка»)) Возьму на заметку

  94. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    0

    3

    jacub : даже покормим баснями и русскими народными сказками:-):-)

  95.  ot

    4

    6

    Иссам Захреддин :

    41
    47
    мой родной язык русский…..несмотря на то что я белорус…хорошо это или плохо я не знаю.

    Лжешь. Ты росийский троль, ты не белорус. Ты русишшвайн.

  96. Путишенко Путишенко

    8

    3

    ot :

    1
    1
    Иссам Захреддин :

    41
    47
    мой родной язык русский…..несмотря на то что я белорус…хорошо это или плохо я не знаю.

    Лжешь. Ты росийский троль, ты не белорус. Ты русишшвайн.

    Я вот, например, счастлив, что я не белорус. Такой крест на себе всю жизнь нести. Но ты трывай, паслухмяны)))))

  97. gjiobus gjiobus

    2

    5

    я русский,и мне насрать
    на этот или другой языки:)

  98.  wild cat

    4

    1

    Оно и заметно, ведете себя как свиньи…

  99. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    2

    3

    wild cat :

    1

    0

    Оно и заметно, ведете себя как свиньи…

    Котенок по имени Гав…перечитай свои комментарии за последний месяц…и найди хоть один позитивный))?или вообще комментарий))
    Потом укуси себя за яйца ),
    поцелуй портрет учительницы русского и истории,биологии и скажи Мяу….

  100.  Hummer

    0

    0

    proof.zmagar :

    32
    25
    Иссам Захреддин :

    мой родной язык русский…..несмотря на то что я белорус…хорошо это или плохо я не знаю.

    Доўгі час наша мова была пад забаронай, потым інтэллігенцыю і пісьменнікаў беларускамоўных браты з усходу зусім вынішчылі, потым нам убівалі ў голавы, что мова наша сялянская…
    Зараз ёсьць людзі, хто скарыўся пад націскам акупантаў, і ёсьць змагары.=)
    Добра ці не, што ты не цураешся сваёй пакорлівасці — вырашай сам.

    Бернарда Францевна, моя Учительница белорусского, просто бы вздохнула, и это было бы худшим из всего, если бы я так выразился…

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Июнь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Май  
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.