Проблема нехватки мест в детских садах не нова. Особенно остро этот вопрос стоит в новых микрорайонах, где развитие инфраструктуры отстает от темпов возведения жилого сектора. Пионером в попытке решить эту проблему нетривиальным способом стал Гомель, за его примером последовал и Гродно. Речь идет о появлении в городах высотки со встроенным мини-детсадом. Правда, гродненцы, в отличие от гомельчан, встретили ноу-хау неоднозначно. В вопросе разбиралась корреспондент «Республики».

Почему гродненцы не хотят, чтобы в новостройках появлялись встроенные детсады

Несколько лет назад в исторической части Гродно закрылись сразу два детсада. Просто потому, что группы там были полупустыми и содержать учреждения оказалось делом экономически нецелесообразным. А буквально за два года на территории расформированной воинской части в районе улиц Щорса — Пролетарской вырос целый квартал с разноцветными многоэтажками. И сразу возник вопрос: куда молодым мамам отдавать детей на воспитание? Архитекторы не растерялись и предложили встроить мини-садик прямо в одну из высоток. Тем более что такой проект уже реализован в Гомеле и там признан успешным.

Решили спросить мнение горожан: что думают по этому поводу мамы и папы будущих детсадовцев? И неожиданно столкнулись с резким сопротивлением со стороны жильцов нового квартала. Появилась инициативная группа, которая собирает подписи и расклеивает объявления с просьбой поддержать желание жителей новых домов сохранить старый план, предусматривающий строительство типового детсада. В приводимых ими доводах есть своя правда: генпланом предусмотрено возведение дошкольного воспитательного учреждения на 190 мест наряду с магазинами и офисами. Но, согласитесь, нарисовать все эти блага на бумаге гораздо проще, чем претворить их в жизнь. 

Заместитель директора УКС Гродненского горисполкома Виктор Старотиторов призывает гродненцев мыслить здраво:

– В ближайшей округе уже есть несколько детских садов, которые скоро смогут дополнительно принять детей. Получается, в перспективе надо будет закрыть все эти сады и построить новый. Это ведь совсем неправильно. В новом квартале, о котором мы ведем речь, запланировано ввести в строй более 800 квартир. И для них мы должны построить дошкольное учреждение почти на 200 мест. А в новом микрорайоне Ольшанка на 12 тысяч квартир мы строим только четвертый детсад. Что нам скажут жители Ольшанки и Девятовки, откуда многим родителям приходится возить детей в сады по всему городу?

Общественные слушания по вопросу проходят очень сложно. Пока жильцы нового квартала настроены серьезно. Под коллективным обращением с просьбой отказаться от возведения экспериментального детского сада подписались уже более 600 человек. Окончательно его судьба решится в конце февраля на архитектурно-градостроительном совете. Пока стороны никак не могут прийти к взаимопониманию. 

Заведующая сектором образования отдела образования, спорта и туризма Гродненского горисполкома Елена Пахомова приводит аргументы и цифры в защиту нововведения:

— Проблемы очередей в детские дошкольные учреждения в новых микрорайонах города очевидны. Зато в центре Гродно можно найти свободные места. Мы постоянно проводим мониторинг и анализируем ситуацию. В данном случае речь идет не о целом микрорайоне, а о новом жилом комплексе на 840 квартир в центральной части города. Есть нормативный расчет, прошедший государственную экспертизу, по которому на это количество квартир необходимо обеспечить 106 дополнительных мест в дошкольных учреждениях в радиусе 500 метров от новостроек. Если в одном из домов появится встроенный детский сад на 60 мест, то еще 46 мест вполне реально оборудовать на существующих площадях в этом радиусе. Чуть дальше, на расстоянии 600—900 метров, расположены еще два действующих детсада. Кроме этого, 56 детей, жителей микрорайона Ольшанка, ходят в старшую группу и уже в этом году будут обучаться в школах и гимназиях города. Во все же четыре детсада из нового микрорайона родители ежедневно привозят более 100 детей. Вполне логично, что новое дошкольное учреждение на 230 мест планируют построить именно там. 

Если гродненцам все-таки удастся перетянуть одеяло на свою сторону и задвинуть идею строительства встроенного мини-садика, то совершенно не факт, что он будет построен в ближайшие годы. Здесь и сейчас не получится. 

Интересно, а как такое же предложение встретили гомельчане, где проект уже реализован? Главный специалист сектора учебной работы отдела образования, спорта и туризма Гомельского горисполкома Анна Медвеженко удивлена звонку из Гродно:

– И родители, и дети полностью поддержали эту идею. Правда, такая многоэтажка появилась у нас не в центре города, а в новом микрорайоне. Желающих попасть в такой необычный детский садик было много. Однако распределение мест проходило в строгой очередности из списка тех, кто стоял на учете нуждающихся в определении в детские дошкольные учреждения. Вышло так, что в мини-садик ходят и дошколята, проживающие в данном жилом доме, и детки из близлежащих новостроек. Стараемся не допускать больших очередей. Постоянно открываем дополнительные места в существующих детсадах. 

А знаете ли вы, что на строительство типового садика надо выделить из бюджета около 8 млн рублей? А на мини-детсад, встроенный в многоэтажный дом, потребуется всего 1,5 миллиона. Начальник управления архитектуры и градостроительства комитета по архитектуре и строительству Гомельского облисполкома Светлана Кухоцковолец подчеркивает, что удачный эксперимент будет внедряться и дальше:

– Во-первых, это огромная экономия бюджетных денег. Подобного опыта в стране не было, поэтому наши институты получили задание проработать варианты реализации этого проекта. Для минимизации затрат наш Гомельский ДСК разработал его с учетом среды обитания жителей самого дома и микрорайона в целом. Все довольны. 

Директор унитарного предприятия «УКС Гомельского горисполкома» Андрей Яблонских честно говорит о плюсах и минусах реализованного решения:

– Недавно к нам приезжал мэр Бобруйска, чтобы лично ознакомиться с проектом. До него в Гомеле побывали минчане и могилевчане. Все хотят пойти по нашим стопам. Сама идея зародилась лет пять назад, когда обсуждалась возможность уплотнения новых микрорайонов. Как только нам дали добро на разработку проекта — на все про все понадобилось около года. Наших гостей интересует то, как ноу-хау вписывается в жилую среду микрорайона. На месте становится понятно, что огражденная территория детсада никак не пересекается с жильцами дома. Подъезды располагаются с другой стороны. Также спрашивают: не будут ли мешать дети жильцам, а жильцы детям? Нет, не будут. Выполнена хорошая звукоизоляция. Есть, правда, вопрос о проведении капремонтов в квартирах, дом еще не заселен. Но он решаем. Всегда можно договориться с жильцами, когда можно будет включать перфоратор и другие шумные инструменты. Скажем, во время прогулок детей на улице. 

Как ни крути, а плюсов от такого проекта, как встроенный в жилой дом детсад, больше, чем минусов: дети ходят в дошкольное учреждение шаговой доступности, в теплое, светлое и современное. Было бы неплохо, чтобы со временем реализацией таких проектов занялись и частные застройщики. 

В Гродно вот уже несколько лет под новенькие многоэтажки отводят площади внутри старой застройки. Удается значительно сэкономить на коммуникациях. И инфраструктура прилагается. На Пролетарской — Щорса детский сад, конечно, нужен. Но надо будет подождать. Или принять его в «сокращенном» варианте. 

В Министерстве архитектуры и строительства с ситуацией в Гродно знакомы. По закону перенос или изменение плана при строительстве любого объекта инфраструктуры находится в компетенции городских властей. Но далеко отходить от генплана тоже не стоит. Правда, гродненцам следует принять во внимание, что его четкое выполнение редко обходится без задержек. А ждать порой можно годами.


Читайте также:

  1.  George

    118

    4

    Из статьи так и не понял, почему же гродненцы не хотят…. В статье написано, чего хотят власти. А вот чего хотят гродненцы….

  2. smusmugrik smusmugrik

    47

    2

    Как то подозрительно сегодня азот дымит…

  3. Lisa-Alisa Lisa-Alisa

    74

    19

    Слабо представляю себе эту изоляцию. Допустим — лето. Нижние и не только этажи заселены семьями со взрослыми детьми или без детей — и вот решили на весь день открыть окошки , а дети пошли на прогулку и что?? Вы меня извините))

  4. Lisa-Alisa Lisa-Alisa

    18

    3

    smusmugrik :

    0
    0
    Как то подозрительно сегодня азот дымит…

    кстати, да..

  5. 1945 1945

    44

    56

    Начальник управления архитектуры и градостроительства комитета по архитектуре и строительству Гомельского облисполкома Светлана Кухоцковолец подчеркивает, что удачный эксперимент будет внедряться и дальше

    Эксперимент? Что называется изобрели велосипед)) По всему бывшему СССР таких встроенных в дома детсадов полно, ближайший к Гродно подобный детсад есть в Щучине. Идея стопудов разумная, особенно в наше тяжёлое время, когда бабла в бюджете нет. Состарился район и нету уже столько детей, такой встроенный в дом детсад легко и дёшево перепрофилируется во что-то другое, хоть под коммерческую недвигу. По уму сейчас только такие сады и надо строить, хоронить миллиарды в помпезные детсады с бассейнами уже хватит, надо привыкать жить по средствам, в маленькой и бедной стране.

  6.  PaVeL PaSSaT

    87

    5

    Если нет денег на сад, то и дом этот лепить не стоит. Чтобы потом друг другу в окна смотреть? Чтобы был муравейник? Зачем такое строительство?

  7.  IgorOK

    72

    8

    Я хоть и далеко от ольшанки, но легко представляю как будет жильцам выше и деткам ниже в таком садике. Готов подписаться, что против. Жирафы ведь видят только выгодные для себя стороны, на остальное и остальных им плевать.

  8. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    45

    25

    Lisa-Alisa :

    5

    3

    Слабо представляю себе эту изоляцию. Допустим — лето. Нижние и не только этажи заселены семьями со взрослыми детьми или без детей — и вот решили на весь день открыть окошки , а дети пошли на прогулку и что?? Вы меня извините))

    я извиняюсь у меня детсад в 10 метрах от окна….все живы здоровы, детский щебет днем доставляет радость…

  9. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    19

    17

    PaVeL PaSSaT :

    1

    0

    Если нет денег на сад, то и дом этот лепить не стоит. Чтобы потом друг другу в окна смотреть? Чтобы был муравейник? Зачем такое строительство?

    легко говорить имея собственную квартиру….

  10. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    61

    52

    «Почему гродненцы не хотят, чтобы в новостройках появлялись встроенные детсады?»

    А гродненцы ничего не хотят…..
    Они хотят только зарплату як у Польше, но работать как в БССРе, бесплатную квартиру, ездить по закупы без колейки, БНВ Х5, бухать, курыть, жрать шкварку…..ну и так чиста кайфовать не напрягаясь….

  11.  ekaterina.komckova

    31

    13

    «…Удается значительно сэкономить на коммуникациях. И инфраструктура прилагается…»

    А коммуникации выдержат повышенные нагрузки?

    А жителям второго этажа однозначно придется нелегко, со всех сторон.

  12.  808

    33

    30

    Почему гродненцы не хотят? а по моему гродненцы ничего не хотят,только жить красиво ни чем не жертвуя

  13.  piknik

    70

    19

    А как дети будут проводить время на прогулках? Ведь в каждом полноценном садике есть ОГОРОЖЕННАЯ территория с участками, где дети играют. А посмотрите сколько зелени посажено на территории детских садов. Дети будут на асфальте среди припаркованных машин играть? А может детей загонят в четыре стены и не будут выпускать целыми днями, как в тюрьме? Здоровья у таких детей не будет. А лет так через 30-40 встанет вопрос о строительстве еще одного онкоцентра. На одной чаше весов лежит однодневная экономическая целесообразность, на другой — наше будущее.

  14.  joolss

    49

    3

    Посыл властей понятен: соглашайтесь на то, что предлагают, иначе то , что хотите вы, увидите в лучшем случае через много лет.

  15. Fosto Fosto

    57

    5

    ekaterina.komckova :

    «…Удается значительно сэкономить на коммуникациях. И инфраструктура прилагается…»

    А коммуникации выдержат повышенные нагрузки?

    А жителям второго этажа однозначно придется нелегко, со всех сторон.

    Я вот прям представляю как это будет выглядеть:
    Сидишь дома, отдыхаешь. И тут стук в дверь «Сделайте пожалуйста телевизор/музыку потише, у нас тихий час» )))

  16.  RUF

    28

    27

    @ Lisa-Alis

    Скажите пожалуйста, а что детей в обычном детском саду на улицу выводить не будут? Или эти дети будут тихо играть на площадке? У нас в городе очень много садов 10-20 м от окон жилого дома( 87,98,5,93,94 и т.д.) и слава богу еще от этого никто не оглох. сумма не сошел.

  17. Fosto Fosto

    19

    21

    Иссам Захреддин :

    «Почему гродненцы не хотят, чтобы в новостройках появлялись встроенные детсады?»

    А гродненцы ничего не хотят…..
    Они хотят только зарплату як у Польше, но работать как в БССРе, бесплатную квартиру, ездить по закупы без колейки, БНВ Х5, бухать, курыть, жрать шкварку…..ну и так чиста кайфовать не напрягаясь….

    Один ты Д’артаньян хочешь вjobывать сутками и кушать кефир с батоном.
    Все хотят поменьше работать и послаще есть, а не только гродненцы

  18. 1945 1945

    17

    26

    Иссам Захреддин :

    А гродненцы ничего не хотят…

    Понять тех, кто не хочет жить в доме с детсадом можно, но у них есть выбор — купить картиру в другом доме.

    Однозначно за такими садами будущее, строить дворцы, как при Союзе и при «бахатам бацьке» уже нет возможности, глупо выбрасывать такие огромные деньги в детсады, которые через десяток лет станут пустыми. Даже богатый СССР строил детсады в жилых домах, экономя стредства, что уже тогда говорить про нищую Беларусь.

  19.  RUF

    25

    26

    @ Fosto:
    Большинство людей днем находятся на работе, а вечером и в выходной под низом никого не будет. Соседская собака лаем в 6 утра в выходной день не разбудит ))))У нас всегда люди ищут минусы. У Вас в жизни и так один большой минус, что вы граждане РБ

  20. 1945 1945

    9

    22

    piknik :

    А как дети будут проводить время на прогулках?

    Решат вопрос. Режим дня и программу обучения никто не отменял.
    piknik :

    А может детей загонят в четыре стены и не будут выпускать целыми днями, как в тюрьме?

    А может их вобще на органы продадут? Ты в натуре дурачёк или прикалываешься?

  21.  kosmo

    36

    3

    Иссам Захреддин :

    А гродненцы ничего не хотят…..
    Они хотят только зарплату як у Польше, но работать как в БССРе, бесплатную квартиру, ездить по закупы без колейки, БНВ Х5, бухать, курыть, жрать шкварку…..ну и так чиста кайфовать не напрягаясь….

    Так это мечты любого человека на земле.Денег больше,работать меньше,бесплатное(или задешего)жилье,меньше тратить,хороший автос,ну и другие прелести и развлечения.Что не так-то?
    А по садику.Так тут вопрос не в том,что гродненцы против садиков такого типа,тут вопрос в том,что гродненцев в очередной раз пытаются на.пать,не выполнив обещанного.И,судя по тому как взялись за дело пропогандосы и сми,садит таки будет встроен в дом.Что же касается Гомеля,то просто показывают лишь одну сторону вопроса.Просто случайно знаком конкретно с той ситуацией.В том районе садик не предусматривался от слова вообще.После обращений жильцов было быстренько принято решение встроить(это назвали «в качестве эксперимента»)в жилой дом.Естественно,что гомельчане восприняли эту новость стоя и аплодируя.

  22. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    2

    13

    1945 :

    1

    3

    Иссам Захреддин :

    А гродненцы ничего не хотят…

    Понять тех, кто не хочет жить в доме с детсадом можно, но у них есть выбор — купить картиру в другом доме.

    Однозначно за такими садами будущее, строить дворцы, как при Союзе и при «бахатам бацьке» уже нет возможности, глупо выбрасывать такие огромные деньги в детсады, которые через десяток лет станут пустыми. Даже богатый СССР строил детсады в жилых домах, экономя стредства, что уже тогда говорить про нищую Беларусь.

    полностью с вами согласен.
    второй вопрос что садик должен действовать как прибыльное коммерческое предприятие и приносить гэшефт его владельцам, мы вынуждены будем к этому придти.

  23. Иссам Захреддин Иссам Захреддин

    3

    13

    kosmo :

    Так тут вопрос не в том,что гродненцы против садиков такого типа,тут вопрос в том,что гродненцев в очередной раз пытаются на.пать,не выполнив обещанного.

    да, я думаю давно пора перестать кому-то что-то обещать.

  24.  Maksimych

    22

    4

    Мне тоже не нравится эта мега-идея с позиции безопасности для детей

  25. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    2

    10

    1945 : безусловно Вы правы

  26. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    4

    16

    Или строить садики так, или не строить вообще. НИ КОГО НЕ СЛУШАТЬ. Строить. Время покажет.

  27. Евгений google.com Евгений

    10

    16

    просто некоторые считают что купив квартиру на 1000-2000 дороже чем на ольшанке им все должны ноги целовать. Даже писали комент что платили и за инфраструктуру. Но простой расчёт по изложенным данным. садик стоит 8 млн. вот делим на 800 квартир и получаем 10 тыс. нашими, грубо говоря 5000$. с квартиры. И то если только землю город подарит. И это ещё не вся инфраструктура.

  28. Евгений google.com Евгений

    7

    12

    Maksimych : с точки зрения безопасности все решаемо. Дополнительная, хорошая, звукоизоляция решит вопрос с сосуществованием садика и соседей. А за если через некоторое время сад станет ненужным, его легко можно перепрофилировать.

  29. AlexX6T AlexX6T

    29

    6

    А почему бы не строить такие детсады в домах : милиции, военных, пограничников и т.п.?

  30. Евгений google.com Евгений

    20

    3

    AlexX6T : а почему бы и нет?

  31.  prohozyi

    27

    1

    piknik :

    А как дети будут проводить время на прогулках? Ведь в каждом полноценном садике есть ОГОРОЖЕННАЯ территория с участками, где дети играют. А посмотрите сколько зелени посажено на территории детских садов. Дети будут на асфальте среди припаркованных машин играть? …..

    А ведь вопрос по существу…
    Зелёных зон, как и парковок в наших дворах-каньонах — по минимуму…
    В огромном районе Девятовка 1-7 так и не построили за 40 лет ни одного сквера, или парка, или просто широкой аллеи.
    Даже озеленённые пришкольные территории с стадионами, спортивными площадками, на которых находили себе уголки молодые мамы с малышами, да и пенсионеры — так и те огородили заборами (БЕЗ КАЛИТОК !!!! ) и теперь туда не пройти, и они практически не используются в интересах жителей района…

    Так что, где ж дети из таких садиков гулять будут?

  32. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    7

    5

    ну раз…хотите большой садик,как при СССР,тогда ждите:-):-):-)ну и целуйте портрет Лукашенко:-) поможет:-)

  33.  google.com Под пивасик

    0

    1

    Иссам Захреддин :

    44
    42
    «Почему гродненцы не хотят, чтобы в новостройках появлялись встроенные детсады?»

    А гродненцы ничего не хотят…..
    Они хотят только зарплату як у Польше, но работать как в БССРе, бесплатную квартиру, ездить по закупы без колейки, БНВ Х5, бухать, курыть, жрать шкварку…..ну и так чиста кайфовать не напрягаясь….

    Дело не в людях а в менталитете руководителей. Руководители хотят что бы их персонал доставал знания из космического эфира и уже рождались самородками.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Июль 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Июн  
     1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    23242526272829
    3031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.