Имя гродненца Сергея Мукасея у любителей ретротехники на слуху. Реставрацией и коллекционированием автомобилей он начал заниматься еще в конце 1980-х. Сейчас это хобби разделяют девять единомышленников, объединившихся в клуб, рассказывает «Народная газета».

Сколько житель Гродно тратит денег, чтобы вернуть к жизни ретротехнику?

Сергей Мукасей был владельцем престижных по тем временам “Жигулей” шестой модели, когда увидел на Брестчине в частном гараже шестиметровый ЗИМ-12. Послевоенный лимузин, на котором ездили представители партийной верхушки, в свое время попал сюда из Москвы и уже давно ржавел за ненадобностью. Сергей Витольдович вспоминает, что у него от такого раритета дыхание перехватило:

— Я тогда не задумываясь поменял почти новую “шестерку” на 39-летний ЗИМ. Люди в моем окружении не понимали такого порыва. Чтобы восстановить эту машину, понадобилось немало времени. Она и сейчас на ходу.

Уже годы спустя на выставке в Москве Сергей Витольдович увидел знаменитого собрата своего автомобиля — ЗИС-110, на котором ездил сам Сталин. Машина продавалась за миллион долларов. К слову, другие восстановленные авто этой марки сегодня стоят около 150 тысяч долларов. Свои же машины Сергей Мукасей не продает, считает, что у них другое предназначение — коллекционное. А три года назад осуществилась его давняя мечта — в Гродно было зарегистрировано любительское объединение “Культурно-исторический автомотоклуб “Винтаж”, основателем и руководителем которого он является. Так что сейчас Сергей Витольдович в команде таких же девяти неугомонных единомышленников. Многие знаковые городские мероприятия, парады открывает уникальная колонна автомобилей, которые вернули к жизни их умелые руки.

Сергей Мукасей открывает дверь мастерской. Первым бросается в глаза ЗАЗ-965. Крошка “Запорожец” стилизован под божью коровку, даже забавные рожки приделаны.

— Эта машина вызывает восторг у детворы, — улыбается Сергей Витольдович. — Разумеется, есть у нас и техника посерьезнее.

Он снимает чехол с соседней машины — и взору предстает свадебная карета, сделанная на базе Mercedes-Long 1970 года выпуска. Это своеобразный лимузин — три ряда сидений. Оригинальная задумка впечатляет. Не менее интересны знаменитая советская “Победа”, которой 67 лет от роду, и военный ГАЗ-69. Всего же в коллекции “Винтажа” более десяти автомобилей и пять мотоциклов. И это только начало.

В СССР личное авто было предметом роскоши: “Жигули”, “Москвич” были доступны далеко не каждой семье, не говоря уже о “Волге”. Сегодня дороги и дворы запружены в основном иномарками — и новыми, и видавшими виды. Тем не менее советские автомобили в последние годы снова в цене. Упомянутый ЗИМ, к примеру, тянет на 80 тысяч долларов. А сколько сил и средств уходит на то, чтобы превратить “металлолом” в дорогой раритет? Сергей Мукасей раскрывает некоторые нюансы:

— Реставрация автомобилей — дорогое хобби. И с каждым годом цены на ретротехнику растут. Машины стареют, их количество уменьшается, все это сказывается на стоимости. Чтобы восстановить один автомобиль, нужны, как правило, три донора аналогичной модели и того же года выпуска. Их предстоит разобрать, почистить, покрасить. И сам автомобиль мы полностью перебираем. Последний штрих — покраска. В итоге на реставрацию уходит около года при условии, что есть все запчасти.

Что же касается цены, она — в руках мастера и в немалой степени зависит от его способности найти детали подешевле. За необходимой частью автомобиля настоящие реставраторы могут даже отправиться за границу. И к гродненцам приезжали с той же целью мастера из России и Эстонии. Автомобиль под восстановление можно найти и за пару сотен долларов. Но это будет не машина, а одно название, поэтому обычно мастера изначально на цене не слишком экономят.

Во сколько же примерно обойдется реставрация модной нынче “Волги ГАЗ-21”, если брать детали в Москве, где на них большие спрос и предложение? Одна только накапотная фигурка “Олень” стоит примерно 280 рублей, плюс лодочка для нее — более 40, решетка радиатора обойдется в 110—1200 рублей, бампер в сборе — еще 1,5 тысячи, колпаки колес потянут на 90 рублей и так далее. По некоторым подсчетам, затраты на скрупулезную и основательную реставрацию машины составят около 35 тысяч рублей. Но это если все запчасти искать, например, на российских рынках. По словам Сергея Мукасея, в Беларуси цены на ретрозапчасти значительно ниже, можно уложиться и в полсуммы. Разумеется, самое дорогое в таком автомобиле — работа мастера.

Год назад “Винтаж” удивил гродненцев моторикшей, созданной на базе первого советского трицикла “Муравей”. А к нынешним новогодним праздникам здесь восстановили старинные сани, которые нашли в одной из деревень Гродненского района. Судя по ковке и другим элементам, они были сделаны в начале ХХ века и предназначались для выездов по торжественному случаю. При реставрации, кроме полозьев, на сани установили колесики, что позволяет использовать их и в бесснежную зиму.

Сколько житель Гродно тратит денег, чтобы вернуть к жизни ретротехнику?

Сейчас гродненские умельцы вплотную подошли к теме эволюции велосипеда, в мастерских уже немало и двухколесных раритетов. Колдуют они и над ГАЗ-67 Б, который “служил” в Красной Армии еще в годы Великой Отечественной войны.

Сергей Мукасей не скрывает амбициозных планов клуба — создать в Гродно при поддержке таких же неуемных людей музей ретротехники.

Реставрация истинная и упрощенная

Известны два вида работ, применяемых для восстановления старых автомобилей, — истинная реставрация и упрощенная. Первая подразумевает возвращение машине первоначального внешнего вида с удалением всех позднейших наложений. В силу своей дороговизны она не слишком распространена, ведь найти оригинальные запчасти для автомобиля, который был снят с производства более полувека назад, иногда не представляется возможным даже за большие деньги. Поэтому такие услуги заказывают у специальных мастеров.

Упрощенная реставрация востребована у коллекционеров среднего класса. В данном случае желаемый внешний вид машина может приобрести и с небольшими изменениями. Частично такие агрегаты, как двигатель и коробка передач, могут собираться из деталей других автомобилей.

Чаще всего на первоначальном этапе дорабатывается основа автомобиля — рама. Если она не имеет серьезных повреждений, сразу можно переходить к реставрации кузова. При этом с машины полностью удаляется все навесное оборудование. Кузов тщательно осматривается на предмет деформаций и коррозии. Если они обнаружились, все трещины и повреждения устраняются посредством профессиональной сварки и шпатлевки. В некоторых случаях состояние металла кузова настолько плохое, что приходится искать “доноров” — автомобили такой же марки. Дальше следует покраска. Машина проходит полную подготовку, затем грунтуется, и на ее поверхность наносится краска в несколько слоев. После покраски места сварных швов и стыков подвергаются дополнительной антикоррозийной обработке.

Но на этом реставрация не заканчивается. Для таких деталей, как двигатель, трансмиссия и ходовая система, либо находятся похожие с “доноров”, либо они изготавливаются под заказ. Работы с салоном автомобиля — тоже нелегкий процесс. Здесь также перебирается и изготавливается под заказ каждая мелочь.

Реставрация автомобилей своими руками под силу только самому терпеливому коллекционеру. Что касается цены, то чем реже марка машины, тем дороже она будет стоить. Нередко, чтобы восстановить авто по всем параметрам, приходится выкладывать от 50 до 100 тысяч долларов. А если это, к примеру, раритетный “Мерседес” и таких в мире насчитывается не более пятидесяти, стоимость работ может оцениваться и миллионами долларов. Если же речь идет о стареньком ВАЗе, запчасти для которого найти не проблема, достаточно иметь в запасе 1—1,5 тысячи долларов. При этом отреставрированная машина будет выглядеть так, как будто только что сошла с конвейера.


Читайте также:

  1.  ZloiPoliak

    20

    2

    Человек дела. Побольше бы таких.

  2. Gonz Gonz

    17

    3

    Сергей Витольдович,молодец!Уважаю.Настоящее мужское увлечение.Успехов.

  3. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    11

    3

    Всегда приятно читать и общаться с людьми , которые не смотря на политику и экономику, делают свою и нашу жизнь интереснее.
    Молодчина .Успехов .

  4. Кировца tir Aramis

    10

    2

    Как же отличаются комментарии местных троллей от комментариев обычных людей на автогродно))))
    Пример:
    Glimpse 26.01.2018 12:46
    Вобщем-то все неплохо,но если о критике,то от Мерседеса кареты люди просто в шоке.Это только на свалку или для летних пьянок компанией.ЗИМ с непонятным «хромом» ,оленями на крыльях и зеркалами от чего то, вызывает надежду,что все в процессе.Я к тому,что если в документах значится 70 год(например) и авто хоть как-то передвигается, то это не делает его ценным.Реставрацией и даже восстановлением у нас в стране занимается очень мало человек.Большинство просто не позволяет машине умереть вовремя)
    Ответить
    Слава
    +3 #Слава 26.01.2018 13:19
    Мукосей такой же «реставратор», как из меня балерина.
    Вся его техника, которой он так гордится, как будто из ..опы!
    Оригинальность никакая, качество «реставрации»- 0( его уровень- это «собрать из того что под руками и облить краской).
    Единственный в Гродно ЗИМ кривой и косой, его уже много лет никто не ремонтировал. Кооперативные зеркала времен начала 90-х, диван в клетчатый плюш и НЕДАВНО ВРЕЗАННЫЙ В КРЫШУ ЛЮК, чтобы возить свадьбы и сшибать бабло на этом бедном инвалиде- вот уровень этого горе-«реставратора»
    А его клуб- это сборище бухариков, нормальные люди давно оттуда ушли, особенно после случая, когда Мукосей прикарманил деньги, выделенные исполкомом на подготовку автомобилей клуба к мероприятию.
    Ответить
    sergo777
    +2 #sergo777 26.01.2018 13:24
    ХВАТИТ УЖЕ ПИАРИТЬ ЭТОГО БРАКОДЕЛА!
    ДЛЯ НАСТОЯЩИХ ЦЕНИТЕЛЕЙ АВТОРЕТРО И РЕСТАВРАТОРОВ ИМЯ «МУКОСЕЙ» УЖЕ СТАЛО НАРИЦАТЕЛЬНЫМ! 😕
    Ответить
    Слава
    +1 #Слава 26.01.2018 13:41
    «При реставрации, кроме полозьев, на сани установили колесики, что позволяет использовать их и в бесснежную зиму»
    😆 😆 😆
    Вот это истинно мукосеевский подход ко всему!!! Пох… аудентичность, абы недалёких людям нравилось, «пипл схавает»! И так у него во всем!
    Только не надо называть это гордым словом «Реставрация»!
    Это кружок «Престарелый техник», «Из всего что под ногами», «Очумелые ручки(из ..опы)» или что-то в этом роде

  5. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    1

    1

    Aramis :

    3

    0

    Как же отличаются комментарии местных троллей от комментариев обычных людей на автогродно))))
    Пример:
    Glimpse 26.01.2018 12:46
    Вобщем-то все неплохо,но если о критике,то от Мерседеса кареты люди просто в шоке.Это только на свалку или для летних пьянок компанией.ЗИМ с непонятным «хромом» ,оленями на крыльях и зеркалами от чего то, вызывает надежду,что все в процессе.Я к тому,что если в документах значится 70 год(например) и авто хоть как-то передвигается, то это не делает его ценным.Реставрацией и даже восстановлением у нас в стране занимается очень мало человек.Большинство просто не позволяет машине умереть вовремя)
    Ответить
    Слава
    +3 #Слава 26.01.2018 13:19
    Мукосей такой же «реставратор», как из меня балерина.
    Вся его техника, которой он так гордится, как будто из ..опы!
    Оригинальность никакая, качество «реставрации»- 0( его уровень- это «собрать из того что под руками и облить краской).
    Единственный в Гродно ЗИМ кривой и косой, его уже много лет никто не ремонтировал. Кооперативные зеркала времен начала 90-х, диван в клетчатый плюш и НЕДАВНО ВРЕЗАННЫЙ В КРЫШУ ЛЮК, чтобы возить свадьбы и сшибать бабло на этом бедном инвалиде- вот уровень этого горе-«реставратора»
    А его клуб- это сборище бухариков, нормальные люди давно оттуда ушли, особенно после случая, когда Мукосей прикарманил деньги, выделенные исполкомом на подготовку автомобилей клуба к мероприятию.
    Ответить
    sergo777
    +2 #sergo777 26.01.2018 13:24
    ХВАТИТ УЖЕ ПИАРИТЬ ЭТОГО БРАКОДЕЛА!
    ДЛЯ НАСТОЯЩИХ ЦЕНИТЕЛЕЙ АВТОРЕТРО И РЕСТАВРАТОРОВ ИМЯ «МУКОСЕЙ» УЖЕ СТАЛО НАРИЦАТЕЛЬНЫМ!
    Ответить
    Слава
    +1 #Слава 26.01.2018 13:41
    «При реставрации, кроме полозьев, на сани установили колесики, что позволяет использовать их и в бесснежную зиму»

    Вот это истинно мукосеевский подход ко всему!!! Пох… аудентичность, абы недалёких людям нравилось, «пипл схавает»! И так у него во всем!
    Только не надо называть это гордым словом «Реставрация»!
    Это кружок «Престарелый техник», «Из всего что под ногами», «Очумелые ручки(из ..опы)» или что-то в этом роде

    Уважаемый ))сколько людей столько мнений…ники в виде Слава..и пр. не о чем не говорят,обычное выражение своего мнения, только на ином сайте,
    .Когда они под своей фамилией и именем, как тот же Мукасей разместят информацию,опишут СВОИ ретро-мобили,хорошие, хреновые—любые…. которые они делают по всем правилам , своими руками…ну тогда,и будем говорить , кто тролль, а кто кроль))
    И вообще мне история про местных троллей порядком поднадоела..не ужели в Вашем мозгу не укладывается, что комментарии бывают просто так от души и не за деньги?И ничего страшного нет что человек поделился своим комментарием.
    Есть простой выход…читайте посты ,а не комментарии….
    Просто S13 ,блог, на котором статьи менее интересны чем комментарии)))И это делает его популярным у горожан.
    И на по следок,
    ..что для Арамиса слишком много—то для Партоса очень мало))

  6. Кировца tir Aramis

    2

    0

    VOLK ) SerY :

    0
    0
    Aramis :

    3

    0

    Как же отличаются комментарии местных троллей от комментариев обычных людей на автогродно))))
    Пример:
    Glimpse 26.01.2018 12:46
    Вобщем-то все неплохо,но если о критике,то от Мерседеса кареты люди просто в шоке.Это только на свалку или для летних пьянок компанией.ЗИМ с непонятным «хромом» ,оленями на крыльях и зеркалами от чего то, вызывает надежду,что все в процессе.Я к тому,что если в документах значится 70 год(например) и авто хоть как-то передвигается, то это не делает его ценным.Реставрацией и даже восстановлением у нас в стране занимается очень мало человек.Большинство просто не позволяет машине умереть вовремя)
    Ответить
    Слава
    +3 #Слава 26.01.2018 13:19
    Мукосей такой же «реставратор», как из меня балерина.
    Вся его техника, которой он так гордится, как будто из ..опы!
    Оригинальность никакая, качество «реставрации»- 0( его уровень- это «собрать из того что под руками и облить краской).
    Единственный в Гродно ЗИМ кривой и косой, его уже много лет никто не ремонтировал. Кооперативные зеркала времен начала 90-х, диван в клетчатый плюш и НЕДАВНО ВРЕЗАННЫЙ В КРЫШУ ЛЮК, чтобы возить свадьбы и сшибать бабло на этом бедном инвалиде- вот уровень этого горе-«реставратора»
    А его клуб- это сборище бухариков, нормальные люди давно оттуда ушли, особенно после случая, когда Мукосей прикарманил деньги, выделенные исполкомом на подготовку автомобилей клуба к мероприятию.
    Ответить
    sergo777
    +2 #sergo777 26.01.2018 13:24
    ХВАТИТ УЖЕ ПИАРИТЬ ЭТОГО БРАКОДЕЛА!
    ДЛЯ НАСТОЯЩИХ ЦЕНИТЕЛЕЙ АВТОРЕТРО И РЕСТАВРАТОРОВ ИМЯ «МУКОСЕЙ» УЖЕ СТАЛО НАРИЦАТЕЛЬНЫМ!
    Ответить
    Слава
    +1 #Слава 26.01.2018 13:41
    «При реставрации, кроме полозьев, на сани установили колесики, что позволяет использовать их и в бесснежную зиму»

    Вот это истинно мукосеевский подход ко всему!!! Пох… аудентичность, абы недалёких людям нравилось, «пипл схавает»! И так у него во всем!
    Только не надо называть это гордым словом «Реставрация»!
    Это кружок «Престарелый техник», «Из всего что под ногами», «Очумелые ручки(из ..опы)» или что-то в этом роде

    Уважаемый ))сколько людей столько мнений…ники в виде Слава..и пр. не о чем не говорят,обычное выражение своего мнения, только на ином сайте,
    .Когда они под своей фамилией и именем, как тот же Мукасей разместят информацию,опишут СВОИ ретро-мобили,хорошие, хреновые—любые…. которые они делают по всем правилам , своими руками…ну тогда,и будем говорить , кто тролль, а кто кроль))
    И вообще мне история про местных троллей порядком поднадоела..не ужели в Вашем мозгу не укладывается, что комментарии бывают просто так от души и не за деньги?И ничего страшного нет что человек поделился своим комментарием.
    Есть простой выход…читайте посты ,а не комментарии….
    Просто S13 ,блог, на котором статьи менее интересны чем комментарии)))И это делает его популярным у горожан.
    И на по следок,
    ..что для Арамиса слишком много—то для Партоса очень мало))

    Ну вот — один из троллей отреагировал))) Сейчас и другие подбегут, под своей фамилией и именем))))

  7. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    8

    0

    Про троллей я тебе уже писал…
    хоть хреном назови, мнение своего не поменяю )))

  8.  Va_bor1

    0

    0

    Серега лет с 10-15 тому своей грешил и номерами переврезкой, доказать не удалось, но пачечку патронов от мелкашки при шмоне в гаражике на Купальской нашли, но тогда были другие времена , отделался условкой на пару лет .
    Олешки от Волги на крыльях и противотуманки на ЗИМе улыбнули, колхозана с Сереги НЕ вытравить….

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Июнь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Май  
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.