История привокзальной площади в Гродно

Эта статья написана известным гродненским краеведом, историком Виктором Юрьевичем Саяпиным в последний год его жизни. Материал был опубликован в последнем номере журнала «Гродно».

Площадь, о которой мы будем вести речь, за свои почти полтора столетия претерпела существенные изменения. С открытием железнодорожной линии «Санкт-Петербург — Варшава» в 1868 году в Гродно был построен вокзал, который все долгие годы своего существования был неотъемлемой частью городского пейзажа.

История привокзальной площади в Гродно

После строительства вокзала сформировалась Привокзальная площадь, которую около ста лет не касались ветры перемен. К площади сходились три улицы: Ожешко, Буденного и Тимирязева (названия даны сегодняшние). Как и площадь, они оставались в неизменном состоянии на протяжении столетия. Площадь в виде прямоугольника, мощеного булыжником, прилегала к зданию вокзала. Композиционным ее центром была круглая клумба, по периметру которой росли деревья. Здание вокзала представляло собой двухэтажную постройку в виде дворца, который соединялся галереями с двумя флигелями.

История привокзальной площади в Гродно

В годы Первой мировой войны здание вокзала пострадало, равно как и Привокзальная площадь. В 1920-е годы вокзал и площадь привели в порядок, но они вновь пострадали во Вторую мировую войну.

История привокзальной площади в Гродно

Одним из первых восстановленных после войны в Гродно зданий оказался железнодорожный вокзал. Уже в 1945 году он принял первых пассажиров.

История привокзальной площади в Гродно

Благоустроена была и Привокзальная площадь, на клумбе высадили новые деревья, а рядом со зданием вокзала была установлена гипсовая скульптура Ленина и Сталина, беседующих на садовой скамейке. Скульптура вскоре была перенесена в городской парк, а в центре клумбы установили памятник «вождю всех народов».

История привокзальной площади в Гродно

История привокзальной площади в Гродно

В 1948 году была проведена реконструкция вокзала. В результате над галереями появился второй этаж, центральное двухэтажное здание приобрело балкон, а справа была сделана двухэтажная пристройка, в которой разместились службы вокзала и багажное отделение. В таком виде Привокзальная площадь и вокзал сохранились в памяти старожилов города. Но в самом конце 1950-х годов перемены коснулись этого патриархального уголка города, и в течение последующих 25 лет до неузнаваемости изменилась как привокзальная площадь, так и сам вокзал.

История привокзальной площади в Гродно

Одна из главных улиц города, которая ведет к железнодорожному вокзалу, – улица Ожешко. Свою застройку она частично сохранила еще со второй половины XVIII века. Из центра города улица по прямой линии доходила до дома № 49, где делала поворот направо и пересекалась с улицей Буденного, не доходя до круглой клумбы на Привокзальной площади. За поворотом к вокзалу по четной стороне на углу улиц Ожешко и Тимирязева находилось небольшое одноэтажное деревянное здание парикмахерской горбыткомбината. Работал в парикмахерской старый опытный мастер Исаак Григорьевич Майерович.

Привокзальная площадь середины 1950-х годов являла собой довольно-таки захолустный уголок тихого провинциального города. Узкие, мощеные булыжником улицы, малоэтажная застройка, покосившиеся заборы и обилие пивнушек в районе площади и прилегающих к ней улиц. В вечернее время район освещался недостаточно. Протекавшая вблизи речка Городничанка являлась местом сброса всевозможных нечистот с окружающих предприятий, учреждений и домов. Не зря в народе ее издавна называют «вонючкой», а детвора из окрестных домов весело напевала очень популярную среди подростков песню «Сидели мы у речки, у «вонючки».

История привокзальной площади в Гродно

Лишь после того как была построена канализационная сеть, прекратились промышленные стоки с заводов «Автоагрегаты» и «Торгмаш», речка постепенно начала самоочищаться, в ней появились водоросли и мелкая рыбешка. Но ее второе название из народной памяти пока не исчезло.

Когда в начале 1957 года было принято решение об открытии через Гродно международного транзитного железнодорожного движения, власти города озаботились тем, как подправить «лицо города» – Привокзальную площадь, было принято решение о благоустройстве площади и прилегающих к ней улиц.

На Привокзальной площади и соседних улицах интерес представляли несколько зданий. По четной стороне улицы Буденного самыми примечательными сооружениями были здания табачно-ферментационного завода и городской электростанции, построенные в конце XIX – начале XX века.

В рядом стоявших жилых домах №50 и 52 до войны находились отели «Сувальский» и Мерко Зельмановича, а также пивная Менахина Иогеля. Далее по четной стороне несколько одноэтажных домов имели домовой номер 54. С 1944 года здесь открылась городская баня, а затем санпропускник и вытрезвитель.

Дом №56 по улице Буденного построили в 1895 году. В годы Первой мировой войны это здание называлось «Soldatenhaine». В 1920-1930-е годы в нем находилась фабрика игральных карт «Лапин и Ко», типография «Александр Лапин и Братья». В послевоенные годы – литография, фабрика офсетной печати.

Дом №70 был построен в конце XIX века, вероятнее всего, для военных нужд. На карте города 1892 года он обозначен как управление уездного воинского начальника. После освобождения города от фашистов в 1944 году здание заняла воинская часть 63353 и находилась в нем до 1972 года.

Прогулка в прошлое

В конце 1950-х годов район железнодорожного вокзала пребывал в полусонном состоянии, иногда нарушаемом гудками проходившего через Гродно международного пассажирского поезда Ленинград–Кузница. Транспортного движения на площади и прилегающих улицах практически не было. Редкие автомобили да гужевые повозки иногда с грохотом проезжали по булыжным улицам. В конце 1950-х в городе имелось лишь семь маршрутов общественного транспорта.

Совершим небольшую экскурсию на Привокзальную площадь Гродно конца 1950-х – начала 1960-х годов. Старое здание вокзала было компактным и уютным. Толстые кирпичные стены сохраняли тепло зимой и прохладу летом. Центральная часть вокзала была двухэтажной. На первом этаже размещались билетные кассы, дежурный помощник начальника вокзала и киоск «Союзпечать». На втором этаже располагались администрация вокзала, отделение всесоюзного агентства «Интурист» и комнаты отдыха пассажиров. Левая и правая симметричные части вокзала были одноэтажными. Высокие, около пяти-шести метров, потолки поддерживали чугунные литые колонны. Левую часть вокзала занимал зал ожидания транзитных пассажиров и буфет. С конца 70-х годов и до апреля 1986 года в нем находились службы гродненской таможни и досмотровый зал. В правом крыле находился ресторан и парикмахерская. Ресторан славился своей отменной кухней и пользовался большой популярностью у гродненцев и гостей города.

Выйдя из ресторана, попадаем на площадь. По правую руку от нас стояли два двухэтажных здания. Здание, которое одним из фасадов выходило на перрон, занимали таможня и контрольно-пропускной пункт погранвойск. В здании на углу площади и улицы Буденного размещалась почтовая служба, далее по улице Буденного была железнодорожная баня.

На противоположной стороне площади находилось здание багажного отделения, пристроенное к ресторану, рядом с ним на углу стояло другое двухэтажное здание, также принадлежавшее железнодорожному ведомству. Между ними и пакгаузом, сохранившимся до сегодняшнего дня (здесь проходили съемки художественного фильма «Миколка-паровоз»), находился клуб железнодорожников. На месте клуба сейчас находится здание почты.

На месте дома №42 по улице Ожешко, который был построен в середине 1970-х годов, с магазином «Спорттовары», аптекой, парикмахерской и банком, находилась малоэтажная застройка, протекала речка Городничанка, и за ней была разбита спортивная площадка средней школы №2. Детвора окрестных домов и школьники летом играли на ней в футбол и баскетбол, а зимой замерзшее зеркало речушки шириной метров десять заменяло им хоккейную площадку. Для маленьких детей склон Городничанки служил горкой, по которой они скатывались на санках, а школьники младших классов не прочь были прокатиться на портфелях.

Ветры перемен

Перспективы промышленного развития города, превращения его в узел международного железнодорожного сообщения вынудили городские власти приступить к решению вопроса об изменении «ворот города».

История привокзальной площади в Гродно

Первые новые штрихи к портрету площади архитекторы добавили летом 1963 года после завершения строительства дома №49. Во вновь построенном доме на первом этаже находились продовольственный магазин «Спутник», стоматологическая поликлиника, управление «Гродноэнерго» и домоуправление №1. Магазин и поликлиника обслуживают посетителей и поныне, а после переселения «Гродноэнерго» на проспект Космонавтов освободившееся помещение занял учебно-курсовой комбинат этого же предприятия. Дом №49 был одним из первых в городе с центральным отоплением и горячей водой.

После постройки нового дома Привокзальная площадь увеличилась за счет расширения улицы Ожешко. На новой части площади сделали каменное мощение, такое же, как было на старой ее части. После устройства мостовой и тротуаров Привокзальная площадь приняла тот вид, в котором она просуществовала до начала строительства нового вокзала.

Еще строители не успели сдать в эксплуатацию дом №49, а исполкомом городского Совета в октябре 1962 года уже было принято решение о строительстве аналогичного дома симметрично оси главного здания железнодорожного вокзала. Два симметричных дома, расположенных на углах улиц Ожешко и Буденного, должны были стать своеобразными воротами в город, а между ними на углу улиц Ожешко и Тимирязева должно было вырасти здание повышенной этажности.

Но проект не был осуществлен, и в ноябре 1964 года принимается новое решение о строительстве 7-этажной гостиницы на углу улиц Ожешко и Тимирязева, на Привокзальной площади 5-этажного жилого дома с промтоварным магазином и помещением горбыткомбината на первом этаже, 12-14-этажного жилого центрального здания в комплексе с 5-этажным жилым домом по улице Ожешко и Буденного.

История привокзальной площади в Гродно

В продолжение этого решения исполком предпринимает попытку «посадить» в районе Привокзальной площади Дом быта. Все эти проекты, как и многие предыдущие, не были осуществлены. В конечном итоге решено было построить 9-этажный 200-квартирный жилой дом №42 и примыкающий к нему 12-этажный №40.

Двором для дома №42 стала спортивная площадка средней школы №2, а под домом заточенная в железобетонную трубу протекает речка Городничанка, которая уходит под землю возле самого зоопарка и вновь вырывается на свободу во дворе дома №47 по улице Ожешко.

Следующим этапом стала реконструкция самого вокзала. В июне 1965 года исполком принимает решение о реконструкции железнодорожного вокзала без его сноса. Но в конце 1970 года принимается кардинальное решение – построить новый железнодорожный вокзал на станции Гродно со сносом существующего здания вокзала.

140_grodno3.jpg

На проектирование и различные согласования ушло несколько лет. Строительство началось в 1979-м, но резво начавшаяся стройка оказалась вскоре замороженной.

Железнодорожные вокзалы в Гродно, 1986 год

В 1986 году старый вокзал, несмотря на протесты общественности города, все же был снесен. Весной того же года открылся новый вокзал. Как показало время, решение о сносе старейшего в стране вокзала оказалось поспешным, непродуманным, противоречащим всякой логике. В результате город лишился не только памятника архитектуры, но и прекрасного помещения для организации картинной галереи, которой нет в таком крупном культурном центре, как Гродно. Вполне мог бы там разместиться и достойный нашего города выставочный зал либо музей. Да и по своему прямому назначению в результате грамотного архитектурного решения в комплексе с пристройкой нового вокзального помещения он еще долго мог бы служить городу.

//Фото из коллекций: Вашкевича А., Ворошильского Ф., Ершова А., Короля Д., Манкевич Л., Расилевича К., Саяпина В., Федоровича К., Харитонова В.


Читайте также:

  1.  Korch

    40

    1

    «…старый опытный мастер Исаак Григорьевич Майерович.»…успел у него пару раз постричься и раз даже побриться «постаринке» опасной бритвой,правленной на ремне…Очень интересный был человек.Еврейский парикмахер из кино 30-х гдов ХХ века.

  2.  kosmo

    53

    2

    Хорошая статья.Одна из немногих,под которой не разводят срач.

  3.  Davenport Warrior

    39

    1

    спасибо за публикацию, очень интересно было читать

  4. Grodno_Za Grodno_Za

    13

    4

    Огромное спасибо Виктор Юрьевич за Вашу работу.

  5. Гоша Литейный Гоша Литейный

    31

    1

    вот таких статей побольше намного интересней читать о старом городе об его истории спасибо за статью.

  6. Rusevi Rusevi

    18

    1

    Интересная статья. Побольше таких про разные городские улицы.

  7. Гоша Гамин facebook.com Гоша Гамин

    29

    1

    Эх, старый Гродно ….Ничего от тебя уже не осталось.

  8. Дед Пихто Дед Пихто

    9

    37

    Гоша Гамин :

    Эх, старый Гродно ….Ничего от тебя уже не осталось.

    Вот серьёзно — не понимаю я весь этот плач на данную тему.

    Даже почитав эту статью, как всё в районе вокзала выглядело в 50-ые годы, и фотки посмотревши — впечатление одно: убогонько, страшненько, грязненько и вонюченько. Ни себе жить в таких условиях, ни людям показать, положа руку нА сердце.

    Так что как по мне так — так и слава всем богам, что всю эту «гистарычную спадчыну» с кривыми заборами, покосившимися гнилыми сараями, и шатким мостиком из жерди через речку-вонючку- под бульдозер пустили, и построили современную и чистую красоту!

  9.  1234

    25

    4

    Дед Пихто :

    2
    10
    Гоша Гамин :

    Эх, старый Гродно ….Ничего от тебя уже не осталось.

    Вот серьёзно — не понимаю я весь этот плач на данную тему.

    Даже почитав эту статью, как всё в районе вокзала выглядело в 50-ые годы, и фотки посмотревши — впечатление одно: убогонько, страшненько, грязненько и вонюченько. Ни себе жить в таких условиях, ни людям показать, положа руку нА сердце.

    Так что как по мне так — так и слава всем богам, что всю эту «гистарычную спадчыну» с кривыми заборами, покосившимися гнилыми сараями, и шатким мостиком из жерди через речку-вонючку- под бульдозер пустили, и построили современную и чистую красоту!

    Прям революционер.Всё сломать и построить ОЛЬШАНКУ.Вот Вам пример:бывший пограничный отряд привели в порядок и не стыдно показать.
    Старину надо беречь,а стоить новое есть где.

  10. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    6

    0

    Красивая добрая статья, приятно и интересно читать.Спасибо

  11. Дед Пихто Дед Пихто

    6

    8

    1234 :

    Прям революционер.Всё сломать и построить ОЛЬШАНКУ.Вот Вам пример:бывший пограничный отряд привели в порядок и не стыдно показать.
    Старину надо беречь,а стоить новое есть где.

    Ха-ха, а может это вы прям любитель жить в гнилье. Всё вам оставить вот эти страшные кривые сараи как на снимках, вонючую речку и мостик из доски — по вашему мнению именно так должны выглядеть ворота города в 21 веке? (видите, я тоже могу утрировать, как и вы).

    Такую старину беречь надо? Слушайте — а еще в старину была завшивленность, эпидемии холеры, лапти и крепостное право. Тоже надо сохранять эту гистарычную спадчыну, да?

    Кстати, а что вы имеете против Ольшанки? Хороший новый район, новые дома, новые коммуникации, новая школа, новая дорога — еще много чего нового там построят, транспорта добавят. Добраться оттуда на машине можно по кольцевой без пробок в другие районы, а без машины — прям к вокзалу поездом с Брузгов. Под домами нет парковочного ада, мест полно — в общем удобный для жизни район.

    И да — помимо того, что я в упор не понимаю вселенского плача по «гистарычнай спадчыне» в виде гнилых страшных халуп — еще и второго момента я тоже не понимаю: вот этого модного тут на форуме «кудах-тах-тах, кокококораул!» в адрес Ольшанки. По мне так — хороший район для жизни простых людей. Который развивается, и будет еще лучше.

  12. Дед Пихто Дед Пихто

    5

    4

    Думаю, что если бы здешних борцунов за сохранение гистарычной спадчыны — переселить в такие жилищные условия как на снимке 50-ых годов, с такой же самой грязищей вокруг на прилегающих территориях и с сортирами во дворах — то мигом всё умиление милой стариной прошло бы, как с белых яблонь дым.

  13. Дед Пихто Дед Пихто

    3

    3

    В Гомеле — есть один такой змагарский активист, который долго борцевал с властями за придание статуса исторического памятника местным гнилым халупам в центра города.

    Там есть, тоже недалеко от вокзала, целый райончик старых страшных 100-летних бараков, вросших в землю почти по окна. В центре второго по величине города страны, да. И там живут люди. В гнилых клоповниках с сортирами на улицах, с прогнившими чердачными перекрытиями, с покосившими заплесневелыми стенами, итд.

    Змагарок-активист настаивал, что там на окнах и ставнях какая-то резьба уникальная, и вообще все эти страшные клоповники — ми-ми-ми вообще, гисторыя жывая, млядзь.

    То есть в результате — простым небогатым людям из тех халуп, которые ждали десятилетиями сноса и переселения в нормальные условия — может достаться вместо этого шиш. И даже, как владельцам — сносить нельзя, исторический вид менять нельзя, и прийдётся за свои личные деньги историческое здание в нормальный вид и содержать. И не продашь его — кому это гнильё нужно?

    Я бы этого змагарёнка на ленточки порвал за такую подставу. Бел-чырвона-белыя, да.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях




  • Архив

    Декабрь 2017
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Ноя  
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

  • Кейворды

    880-летие Гродно s13.ru y аварии Августовский канал автомобили акция аналитика армия аукцион афиша Без комментариев Без рубрики Беларусь БелАЭС Берестовица бизнес благотворительность благоустройство блоги БРСМ велосипед Вечерний Гродно видео власть Волковыск Вороново впечатления выборы выставки газета ГАИ граница ГрГУ Гродзенская праўда гродненские пункты общепита гродненцы Гродно дата Деловой интернет День рождения форума деньги дети дискуссия дороги Дятлово Европа животные ЖКХ закон здоровье Зельва Ивье интервью интересно знать интересно почитать интернет инфраструктура искусство история картинки карты кино Китай клубы книги конкурс концерт Кореличи криминал культура Лида Литва люди магазины милиция мнение мобильные операторы мова Мосты мотоциклы музей музыка МЧС мысли назначения налоги наука недвижимость Новогрудок новости новости города новый год Ночной Город образование Островец отдых официально Ошмяны памятники архитектуры планы погода пожар политика Польша почитаем праздник презентация пресс-релиз преступление природа проблемы производство происшествия путешествия работа радио раскопки регион рейтинг реклама реконструкция религия ремонт репортаж реставрация ржунимагу Рождество розыск Россия рынок сайты Свислочь сельское хозяйство семинар скачать Скидель Слоним слухи Сморгонь снос события соревнования социальное спорт ссылки статистика строительство субкультура США такое было Таможня театр телевизор технологии трагедия транспорт туризм увлечения Украина услуги файл фестиваль фото фотоблог фотографии старого Гродно цены цифры что-то не так Щучин экология экономика экскурсии ярмарка

    Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.