В Гродно не хватает водителей городских автобусов, а переработки сотрудников превышают допустимые по закону нормы, такие выводы сделал Республиканский профсоюз работников транспорта и коммуникаций после проверки работы автобусного парка в Гродно, сотрудник которого 4 ноября прыгнул с моста в Неман.

Зарплаты шли за счет переработок: профсоюз проверил автобусный парк в Гродно

По мнению профсоюза, причиной такой ситуации могла стать слишком низкая зарплата водителей, которую повышали за счет системных переработок и внеурочной работы – это устраивало руководство парка, но могло негативно влиять на безопасность пассажиров и дорожного движения.

Серия проверок в гродненском автобусном парке началась после инцидента с водителем, а также последовавших после этого заявлений других сотрудников о том, что они вынуждены работать сверх нормы и в свои выходные дни.

Переработка 320 часов вместо 180

«15 ноября главный правовой инспектор сделал рекомендации, которые отправил в автопарк Гродно. Были вскрыты нарушения по соблюдению актов законодательства, соблюдению условий коллективного договора, по соблюдению режима труда и отдыха и привлечению к сверхурочной работе и работе в выходные дни», – сообщил Sputnik председатель Белорусского профессионального союза работников транспорта и коммуникаций Владимир Ринг.

Проверка показала, что за 2017 год в среднем количество часов сверхурочной работы на одного водителя составляло 39 в месяц.

«Как указывает правовой инспектор, за 10 месяцев переработка составила 320 часов при законодательно разрешенной норме 180 часов», – добавил Ринг.

Не хватает 72 водителя

Фактическая численность водителей в гродненском автопарке оказалась ниже нормативной на 72 человека. Как отметил собеседник Sputnik, они были уволены в течение девяти месяцев 2017 года. Текучка кадров на предприятии составила 18%.

При этом на предприятии проверяющим от отраслевого профсоюза поясняли, что люди в парк не идут из-за невысоких зарплат и необходимости значительно перерабатывать. По уверениям автопарка, даже если они наберут 72 водителя, то люди не захотят работать, потому что зарплаты без переработки слишком низкие. В такой ситуации водители предпочитают уехать в Польшу или Литву, где смогут получать 1000 евро.

Зарплаты держались на переработках

Из материалов проверки следует: номинальная начисленная зарплата в автопарке Гродно за девять месяцев текущего года составила 965 рублей в месяц. При этом уточняют, что такой цифры удалось достичь именно путем переработок.

На вопрос о том, что сейчас автопарк Гродно по зарплатам считается одним из лучших в республике, собеседник отметил: «Зарплата в автопарке Гродно на сегодняшний день на высоком уровне среди автопарков республики, но если бы не было сверхурочных, то зарплата могла быть самая низкая».

Ситуация в Гродно выявила серьезную проблему. Не имея возможности повысить зарплаты водителей, автопарк повышал зарплату за счет переработок. В итоге средняя зарплата водителей выглядела в отчетах вполне приличной и позволяла показывать видимость хорошей работы предприятия. При этом базовые ставки, которые могли бы увеличить заработки водителей при работе по норме, не повышались.

Кроме того, поверка показала, что в 2017 году по гродненскому автопарку размер плановых субсидий оказался ниже выделенных в 2016 году на 11,4%, или 515,4 тысячи рублей.

По мнению профсоюзов, это также недочет, поскольку это деньги, которые автопарк мог потратить на развитие предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Отдых между сменами был по 9 часов

В профсоюзе размышляют, могли ли хронические переработки в автобусном парке повлиять на поступок водителя, который прыгнул с моста.

Больше склоняются к тому, что могли наложиться переработка и личные переживания водителя. Инспекторы узнали, что незадолго до ЧП мужчина попал в ДТП не по своей вине и сильно переживал, что виновная сторона не выполнила обещание компенсировать расходы на восстановление авто.

«Нужно ждать его выздоровления. Если бы не было случая в личном плане, то сложно сказать. Но, думаю, что способствовали и психологические переживания и то, что он перерабатывал. У него не обеспечивались нормы отдыха. Это проверено по графику, указано в предписании», – добавил Ринг.

По документам у прыгнувшего с моста водителя продолжительность отдыха между сменами составляла 8 часов 56 минут. В реальности времени на отдых было меньше. Ведь в эти почти 9 часов входили и дорога до дома и в автопарк, сборы на работу и прочее.

Возможно, переработки стали нормой

«По документам у профсоюза есть цифры за 2017 год, но при разговорах правового инспектора с водителями выяснилось, что это практика не первого года», – добавил Ринг.

Собеседник Sputnik предположил, что это не первый год делается и именно для того, чтобы поднимать зарплату, и никто особо не жаловался. Возможно, люди молчали, потому что это стало нормой, либо оказались заложниками ситуации – для многих внеурочная работа стала вынужденным выходом, который позволял получить больше денег.

«Но даже при такой сверхурочной работе можно обеспечить время отдыха, чтобы было 12 выходных, чтобы не было случаев привлечения в выходные и праздничные дни. Но, наверное, была такая успокоенность и желание, чтобы люди не уходили и дальше, поэтому молчал и руководитель, и наш профком, который является сотрудником предприятия и зависим от него», – отметил собеседник Sputnik.

Кто не досмотрел?

Возникает закономерный вопрос: кто должен контролировать работу автопарков. Как выяснилось, еще в прошлом году все автобусные парки находились в подчинении Минтранса. Но в конце 2016-го в результате реорганизации они были переданы в подчинение местных исполкомов.

«Местные власти получили это себе в подчинение. Есть управления транспорта на местах. Они получают ежеквартальную и ежемесячную отчетность. Но даже в этой ситуации контролировать работу администрации должен, прежде всего, руководитель предприятия», – сказал Ринг.

Собеседник убежден, что самое главное – это безопасная перевозка пассажиров, чтобы человек ехал и не боялся за свою жизнь в общественном транспорте.

«Поэтому стоит вопрос безопасности пассажиров и оплаты труда водителей. Человек ведь должен получать достойную зарплату, ведь он за собой везет людей, это нужно учитывать при оплате», – констатировал Ринг.


Читайте также:

  1.  vodila13

    140

    2

    Ну как всегда,по.издели и все)

  2. Grzeg Grzeg

    133

    2

    Не выспавшийся водитель, хуже пьяного, убийца за рулём.

  3. My_name_is_Verona vk.com My_name_is_Verona

    262

    1

    Профсоюз графики как подписывал,как согласовывал?не видел? или у нас, как обычно, профсоюзу,который именно на базе ПРЕДПРИЯТИЯ работает руководство рот открывать не дает?…И автобусный парк это не единственная организация в городе с такими проблемами. Ответ один: не нравится-увольняйся

  4. My_name_is_Verona vk.com My_name_is_Verona

    83

    3

    @ Grzeg:
    Да тук полгорода таких вот невыспавшихся сотрудников

  5.  BeerGates

    81

    24

    «Зарплаты шли за счет переработок» — Сейчас сократят водилам часы работы и у них упадет зарплата. За что боролись:)))

  6. Grzeg Grzeg

    135

    9

    BeerGates :

    2
    0
    «Зарплаты шли за счет переработок» — Сейчас сократят водилам часы работы и у них упадет зарплата. За что боролись:)))

    Положат дружно заявления на стол. Зарплаты поднимут до польских, никуда не денуться. В Гродно взять новых водителей негде. Половина варшавских уже говорит на русском.

  7.  BeerGates

    21

    250

    Grzeg :

    0

    0

    BeerGates :

    2
    0
    «Зарплаты шли за счет переработок» — Сейчас сократят водилам часы работы и у них упадет зарплата. За что боролись:)))

    Положат дружно заявления на стол. Зарплаты поднимут до польских, никуда не денуться. В Гродно взять новых водителей негде. Половина варшавских уже говорит на русском.

    Понимаю, когда востребованны программисты — сложно и не каждый сможет. Но с какого перепугу ср..ный крутитель баранки с одной извилиной в гойлове вдруг будет раскидываться заявлениями на столе?

  8.  vodila13

    8

    0

    BeerGates :

    1
    0
    Grzeg :

    0

    0

    BeerGates :

    2
    0
    «Зарплаты шли за счет переработок» — Сейчас сократят водилам часы работы и у них упадет зарплата. За что боролись:)))

    Положат дружно заявления на стол. Зарплаты поднимут до польских, никуда не денуться. В Гродно взять новых водителей негде. Половина варшавских уже говорит на русском.

    Понимаю, когда востребованны программисты — сложно и не каждый сможет. Но с какого перепугу ср..ный крутитель баранки с одной извилиной в гойлове вдруг будет раскидываться заявлениями на столе?

    Ты такой же программист 100 %.https://auto.tut.by/news/exclusive/563847.html

  9. Grzeg Grzeg

    114

    8

    BeerGates :

    1
    3
    Grzeg :

    0

    0

    BeerGates :

    2
    0
    «Зарплаты шли за счет переработок» — Сейчас сократят водилам часы работы и у них упадет зарплата. За что боролись:)))

    Положат дружно заявления на стол. Зарплаты поднимут до польских, никуда не денуться. В Гродно взять новых водителей негде. Половина варшавских уже говорит на русском.

    Понимаю, когда востребованны программисты — сложно и не каждый сможет. Но с какого перепугу ср..ный крутитель баранки с одной извилиной в гойлове вдруг будет раскидываться заявлениями на столе?

    Ну и где сегодня востребованы твои програмисты? Профессиональный водитель сегодня легко найдёт работу в любой из стран Европы или Скандинавии. Везде нехватка.

  10. Weishno-r Weishno-r

    95

    6

    Профсоюз? А где он раньше был? До попытки суицида?
    Считаю, что водители автобусов должны зарабатывать на уровне лётчиков. Им тоже доверены человеческие жизни. И ДТП происходят гораздо чаще, чем катастрофы самолётов.

  11.  dimon242

    141

    1

    …прочитал статью,-так такой «бардак» у нас почти везде. И для проверяющих вдруг все стало откровением,что происходит в автопарке.
    Нет,все таки хочу жить в Беларуси, которую по БТ показывают…

  12. Anji Anji

    49

    18

    S13 :

    сотрудник которого 4 ноября прыгнул с моста в Неман

    Не надоело ещё это повторять? Уже бесит эта фраза в каждой статье про автопарк. Задолбали. Ну написали под актуальность темы три-пять-десять раз, но надо же меру знать. Теперь всё, что происходит в автопарке, будет сопровождаться «сотрудник которого прыгнул в Неман»?

    Weishno-r :

    Считаю, что водители автобусов должны зарабатывать на уровне лётчиков. Им тоже доверены человеческие жизни. И ДТП происходят гораздо чаще, чем катастрофы самолётов.

    Врачам тоже доверены жизни людей, а от болезней умирают значительно чаще, чем в ДТП. Но это никого не стимулирует поднимать медикам зарплаты. Более того, львиную часть рабочего (и не только) времени они тратят на бумажную ерунду, как и преподаватели.

  13.  ColodinaHR

    69

    3

    Сегодня программистов, экономистов и юристов в избытке. Врачей не хватает, хотя столько мединститутов. Водители себя тоже не на помойке нашли, чтоб за копейки работать. Оптимизация выходит боком не только рабочим, но и руководству.

  14.  IqMDh3h8

    43

    1

    То, что написали правду, уже заслуживает уважения.

  15. Гоша Гамин facebook.com Гоша Гамин

    1

    31

    На западе всем водилам автобусов пора повешаться, постреляццо, потопиццо. Тока не грузите мне мозги что здесь всё по закону.

  16. Гоша Гамин facebook.com Гоша Гамин

    0

    10

    Гоша Гамин :

    0
    0
    На западе всем водилам автобусов пора повешаться, постреляццо, потопиццо. Тока не грузите мне мозги что здесь всё по закону.

  17.  vk.com Анна Михайлова

    112

    2

    Дешевая рабочая сила -это повсеместная политика и экономика нашего государства. Содрать в три шкуры — заплатить как рабу.
    «Рабам давали еды и одежды ровно столько, сколько бы им хватило для того, чтобы они смогли продолжить работать. Ничего существенного в принципах формирования зарплаты с тех пор не изменилось». (с)

  18.  foto_n

    44

    2

    Grzeg :

    36
    1
    Не выспавшийся водитель, хуже пьяного, убийца за рулём.

    Не выспавшийся водитель да,опасен, но причина не в водителях, как оказалось. Они «стрелочники», крайние, так сказать. Работают по контракту который сами подписали. А не подпишешь — досвидос.
    Работать, рабы! Солнце ещё высоко!

  19. Padpanak Padpanak

    2

    26

    foto_n :

    0
    1
    Grzeg :

    36
    1
    Не выспавшийся водитель, хуже пьяного, убийца за рулём.

    Не выспавшийся водитель да,опасен, но причина не в водителях, как оказалось. Они «стрелочники», крайние, так сказать. Работают по контракту который сами подписали. А не подпишешь — досвидос.
    Работать, рабы! Солнце ещё высоко!

    Как сообщает Би-би-си, подпольные невольничьи рынки и современное рабовладение присутствует в каждом крупном британском городе
    По странам происхождения рабов лидируют: Румыния, Польша, Британия, Албания, Нигерия, Словакия, Вьетнам, Венгрия, Литва, Таиланд, Китай и Латвия (С)

  20. Weishno-r Weishno-r

    71

    4

    Проблема в общей нищете государства. До которой его довёл сам себя переизбирающий «президент».
    В любой нормальной стране ущемлённые рабочие отстаивают свои права в забастовках. Даже супер-пупер элитные немецкие лётчики, скажем.
    До тех пор, пока в Беларуси рабочие не поймут своей силы, страха колхозанского строя перед организованным выступлением за свои права,- перемен не будет.

  21. Grzeg Grzeg

    35

    3

    Anji :

    Не надоело ещё это повторять? Уже бесит эта фраза в каждой статье про автопарк. Задолбали.

    И давно это у тебя началось?)) Вспомни когда это бешенство началось у тебя в первый раз?)))
    А вообще иди лучьше к специалистам,медецина бесплатная, это тебе ничего не будет стоять.
    Ну а что касаеться мужика спрыгнувшего с моста. Так еслибы не он, то досих пор с рабов в парке три шкуры бы драли. Теперь какоето время будут драть только две. Из всего этого покорного стада он один оказался мужиком.

  22. Padpanak Padpanak

    3

    18

    Weishno-r :

    1
    1
    Проблема в общей нищете государства. До которой его довёл сам себя переизбирающий «президент».
    В любой нормальной стране ущемлённые рабочие отстаивают свои права в забастовках. Даже супер-пупер элитные немецкие лётчики, скажем.
    До тех пор, пока в Беларуси рабочие не поймут своей силы, страха колхозанского строя перед организованным выступлением за свои права,- перемен не будет.

    придут перемены, будем в первых строчках по лидерству рабов в британии?

  23. Padpanak Padpanak

    3

    27

    @ Grzeg:
    лишь только в польше нерабы работают по 216 часов в месяц чтобы получить 2100 злотых )))

  24. Grzeg Grzeg

    26

    0

    foto_n :

    4

    1

    Grzeg :

    36
    1
    Не выспавшийся водитель, хуже пьяного, убийца за рулём.

    Не выспавшийся водитель да,опасен, но причина не в водителях, как оказалось. Они «стрелочники», крайние, так сказать. Работают по контракту который сами подписали. А не подпишешь — досвидос.
    Работать, рабы! Солнце ещё высоко!

    Эти послушные рабы не понимают, что при любом ДТП по причине усталости всегда всё повесят на водителя.

    ПДД Республики Беларусь глава 3. Обязанности водителей

    9. Водителю транспортного средства запрещается:
    9.2. управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление транспортным средством лицу, находящемуся в таком состоянии;

  25. Grzeg Grzeg

    43

    0

    Padpanak :

    0

    1

    @ Grzeg:
    лишь только в польше нерабы работают по 216 часов в месяц чтобы получить 2100 злотых )))

    В Польше попробуй переработай больше 15 минут, сразу премии лишат, а если инспекция тормознёт ещё и штраф заплатишь. В Европе режим труда и отдыха водителей это святое.

  26. Padpanak Padpanak

    1

    15

    Проверка показала, что за 2017 год в среднем количество часов сверхурочной работы на одного водителя составляло 39 в месяц.

    если учесть, что в месяце приблизительно 170 рабочих часов, выходит 209 часов. а теперь смотрим сколько работают змушаны кировцы аутобусув на добу))) :
    dopuki nie bedzie uregulowana sprawa wynagrodzeń kierowców autob./min.wynagr.za 178g0dz.pracy/będę dalej zmuszany do pracy po 17-19godz. na dobę-jak nie to wynocha przyjdą inni kamikadze-a PIP udaje że nic nie wie-niech przyjedzie do PKS Grodzisk Maz. (С)
    вы слышали, чтобы хоть один кировца был мужиком и прыгнул с моста? )))))))

  27. Padpanak Padpanak

    0

    15

    Grzeg :

    В Европе режим труда и отдыха водителей это святое.

    это святое напрямую связано с мандатами от транспортников, а не от перевозчиков и кировцов, которые всё равно комбинуют )))))

  28. Grzeg Grzeg

    19

    0

    Padpanak :

    0

    2

    Grzeg :

    В Европе режим труда и отдыха водителей это святое.

    это святое напрямую связано с мандатами от транспортников, а не от перевозчиков и кировцов, которые всё равно комбинуют )))))

    Кроме транспотной инспекции фирму ещё проверяет инспекция труда, за ошибки можно лицензии лишиться. Нарушать не выгодно. Комбиновать хотели бы))) но это практически не возможно.

  29. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    12

    0

    Барак во всех отраслях, хорошо что пришло время и все это поняли. Интересно к чему приведёт понимание?)) не уж то только к галдежу)

  30. Padpanak Padpanak

    0

    13

    Grzeg :

    1
    0
    Padpanak :

    0

    2

    Grzeg :

    В Европе режим труда и отдыха водителей это святое.

    это святое напрямую связано с мандатами от транспортников, а не от перевозчиков и кировцов, которые всё равно комбинуют )))))

    Кроме транспотной инспекции фирму ещё проверяет инспекция труда, за ошибки можно лицензии лишиться. Нарушать не выгодно. Комбиновать хотели бы))) но это практически не возможно.

    польский рэжим душыт фирмы — это святое )))) комбинуют и ещё как )

  31.  google.com Под пивасик

    10

    0

    Padpanak :

    1
    2
    Проверка показала, что за 2017 год в среднем количество часов сверхурочной работы на одного водителя составляло 39 в месяц.

    если учесть, что в месяце приблизительно 170 рабочих часов, выходит 209 часов. а теперь смотрим сколько работают змушаны кировцы аутобусув на добу))) :
    dopuki nie bedzie uregulowana sprawa wynagrodzeń kierowców autob./min.wynagr.za 178g0dz.pracy/będę dalej zmuszany do pracy po 17-19godz. na dobę-jak nie to wynocha przyjdą inni kamikadze-a PIP udaje że nic nie wie-niech przyjedzie do PKS Grodzisk Maz. (С)
    вы слышали, чтобы хоть один кировца был мужиком и прыгнул с моста? )))))))

    Я такое тоже могу через гугл переводчик навоять. Ссылку на статью, кто ее автор?

  32.  Vital0209

    19

    1

    всё это ерунда, сейчас поговорят и всё будет как раньше… но раз водители начали говорить о нарушениях, то почему бы не провести забастовку с требованием увеличить оплату труда, пора бы уже хоть как-то свои права отстаивать…

  33. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    14

    3

    Vital0209 : до забастовки не дойдёт.. Слишком ещё хорошо живём, пока не дно, будут люди терпеть, миром правит Страх… И ничего с этим не поделать..

  34. Padpanak Padpanak

    0

    15

    VOLK ) SerY :

    1
    0
    Vital0209 : до забастовки не дойдёт.. Слишком ещё хорошо живём, пока не дно, будут люди терпеть, миром правит Страх… И ничего с этим не поделать..

    какая забостовка, если автобусники с этими переработками не дотягивают до польских реалий? польские кировцы автобусув крутят баранку, не жужжат и в вислу не прыгают.

  35. Padpanak Padpanak

    0

    14

    Под пивасик :

    Я такое тоже могу через гугл переводчик навоять. Ссылку на статью, кто ее автор?

    не получится у вас навоять, слабоваты вы на ум, т. к. гугл, а тем более гуглпереводчик не знают такого слова, как «навоять», поэтому яшчетаю, ссылка и автор для вас будут взрывом мозга, если вы до сих пор не нашли сами. всего вам хорошего, воятель )

  36. Ded Mazai Ded Mazai

    6

    1

    @ BeerGates:
    Будет это все вот так график работы останется на 90%, остальные 10% что его поменяют сделают 2х2 или 3х3 по 10 часов,переработки они не отменят потому что автобусы не будут ходить по расписанию некоторые маршруты вообще 2 3 рейса в день вместо положенного но это не страшно кое куда можно и на тралейбусе добраться и то некоторые тралейбусы реже ходят чем автобусы,

  37.  google.com Berg Offender

    19

    1

    Профсоюзы проверили…..ай ай ай.. спасители….А где вас хер раньше носил???? А что ж не скажете как с водилами беседу провели когда они хотели жалобу накатать, или вас там не было, а может вы эту беседу и проводили, что запуганный народ отмотал назад.и если там криминала нет, чегож копают до сих пор так усиленно. Вот если бы за это хоть одного лоха профсоюзного посадили, вот это было бы дело, а так пустой звук..

  38.  Va_bor1

    5

    3

    BeerGates :

    Понимаю, когда востребованны программисты — сложно и не каждый сможет.

    Я таки понимаю, что ты продвинуты програмист ? Или все ж таки больше спец по швабской канализации ? Кста разобрался какой у тебя МЕРС , цешка или ешка….? Ржунимагу.

  39. ЖиринOFFский ЖиринOFFский

    1

    0

    В этом виноваты и «зайцы» и жадность власти.

  40.  ivanovich1000

    2

    1

    BeerGates :

    15
    180
    Grzeg :

    0

    0

    BeerGates :

    2
    0
    «Зарплаты шли за счет переработок» — Сейчас сократят водилам часы работы и у них упадет зарплата. За что боролись:)))

    Положат дружно заявления на стол. Зарплаты поднимут до польских, никуда не денуться. В Гродно взять новых водителей негде. Половина варшавских уже говорит на русском.

    Понимаю, когда востребованны программисты — сложно и не каждый сможет. Но с какого перепугу ср..ный крутитель баранки с одной извилиной в гойлове вдруг будет раскидываться заявлениями на столе?

    программисты сложно???))))

  41. Александр Пушкин Александр Пушкин

    5

    1

    Уже можно делать ставки на директора, «пасодят-непасодят»?

  42.  anidag

    1

    0

    BeerGates :

    Понимаю, когда востребованны программисты — сложно и не каждый сможет. Но с какого перепугу ср..ный крутитель баранки с одной извилиной в гойлове вдруг будет раскидываться заявлениями на столе?

    Унижение других людей — удел неполноценной, комплексующей личности с недалеким умом и отсутствием воспитания.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях




  • Архив

    Декабрь 2017
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Ноя  
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

  • Кейворды

    880-летие Гродно s13.ru y аварии Августовский канал автомобили акция аналитика армия аукцион афиша Без комментариев Без рубрики Беларусь БелАЭС Берестовица бизнес благотворительность благоустройство блоги БРСМ велосипед Вечерний Гродно видео власть Волковыск Вороново впечатления выборы выставки газета ГАИ граница ГрГУ Гродзенская праўда гродненские пункты общепита гродненцы Гродно дата Деловой интернет День рождения форума деньги дети дискуссия дороги Дятлово Европа животные ЖКХ закон здоровье Зельва Ивье интервью интересно знать интересно почитать интернет инфраструктура искусство история картинки карты кино Китай клубы книги конкурс концерт Кореличи криминал культура Лида Литва люди магазины милиция мнение мобильные операторы мова Мосты мотоциклы музей музыка МЧС мысли назначения налоги наука недвижимость Новогрудок новости новости города новый год Ночной Город образование Островец отдых официально Ошмяны памятники архитектуры планы погода пожар политика Польша почитаем праздник презентация пресс-релиз преступление природа проблемы производство происшествия путешествия работа радио раскопки регион рейтинг реклама реконструкция религия ремонт репортаж реставрация ржунимагу Рождество розыск Россия рынок сайты Свислочь сельское хозяйство семинар скачать Скидель Слоним слухи Сморгонь снос события соревнования социальное спорт ссылки статистика строительство субкультура США такое было Таможня театр телевизор технологии трагедия транспорт туризм увлечения Украина услуги файл фестиваль фото фотоблог фотографии старого Гродно цены цифры что-то не так Щучин экология экономика экскурсии ярмарка

    Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.