Магазин «на колесах» приедет, даже если в поселке живут восемь человек, а еще он навещает так называемых отшельников, живущих на хуторе в лесной глуши. Жителям больших городов не понять, как это, когда вся надежда на автомагазин. И от того, приедет автолавка или нет, зависит, что сегодня придется есть, да и о чем поговорить. Ведь автолавка — не только кормилица, но центр местных коммуникаций.

Как работают автолавки в глухих деревнях Гродненской области

Корреспонденты Sputnik совершили ностальгический рейд с автолавками потребкооперации по поселкам Гродненской области.

Семеро у лавки

В деревне Москолевцы Дятловского района живут только восемь жителей. Если вы приедете сюда днем, то никого на улицах не увидите. Почти все население поселка, а это пожилые люди, сидят дома и смотрят телевизор, который заглушает дождь, барабанящий по стеклам. Урожай собран — можно и отдохнуть.

Но вот ближе к 11 часам дня в поселок въезжает автомашина и громким сигналом оповещает о своем приезде. И вот уже местные покидают свои теплые жилища. Приехала «любимая автолавка».

Как работают автолавки в глухих деревнях Гродненской области

Пенсионерки Станислава Иосифовна и Ядвига Иосифовна признаются: в родной деревне нет ровным счетом ничего. Ни Дома культуры, ни сквера. Единственное развлечение у людей — собраться возле магазина «на колесах» и поспрашивать друг у друга о делах. Некоторые для такого события даже наряжаются: повязывают на голову яркую «хустку». Но это когда дождя нет. Сейчас же не до нарядов — зонт и резиновые сапоги, по-другому никак.

«Вот эта скамеечка летом вся занята людьми. Пока ждут автолавку, сидят тут и общаются», — рассказывает Станислава Иосифовна.

Магазин «на колесах» в деревню приезжает три раза в неделю — через день. Жители деревни всегда знают, когда в следующий раз ждать любимую лавку. Расписание ее работы размещено на стоянке, где она останавливается.

В зимнее время столько визитов и не нужно, говорят сами жители. Ведь часть людей уезжают к детям в теплые квартиры. Нередко бывает так, что к автолавке за 15-20 минут, отведенных на один поселок, никто не подходит. В таком случае специалисты Белкоопсоюза, посовещавшись с людьми и сельсоветом, сокращают количество визитов до двух в неделю.

Чарка и шкварка

София Игнатьевна из деревни Молдути Дятловского района (на целых 50 дворов древня — Sputnik) признается, что, сколько себя помнит, столько и приходит к автолавке. Ей уже 83 года. В пакете у нее — хлеб и молоко. Говорит: к автолавке никаких претензий нет. Все всегда привозится в свежем виде. А если чего-то нет, то всегда можно оставить заявку у продавца, у которой есть для этого специальный журнал.

Как работают автолавки в глухих деревнях Гродненской области

«Чаще просят привезти лекарства, ведь в деревнях нет аптек. По весне покупаем по заявкам цемент, а к Новому году — шампанское и мандарины. Наши продавцы хорошо знают всех жителей. Знают их дни рождения. Бывает, что человек забывает заказать себе тортик, тогда продавец может спросить, не нужно ли его привезти. Ведь к старикам приедут дети, и их чем-то надо будет угостить», — рассказывает первый заместитель директора Дятловского филиала Гродненского облпотребобщества (Белкоопсоюз) Валентина Боровик.

Средний чек деревенских бабушек и дедушек — 30 рублей. Чаще берут самые простые продукты — хлеб, молоко, творог, немного колбасы. В зимнее время покупают фрукты, а в летнее — мороженое, но не себе, а внукам, которые приезжают в гости.

Берут в деревне и алкогольные напитки. Особых изысков у местных жителей нет — берут плодово-ягодные вина и «беленькую».

В гости к отшельникам

Автомагазины торгуют не только продуктами питания, но и товарами повседневного спроса. Курсируют отдельные машины, в которых можно купить и стиральный порошок, и сельхозинвентарь.

В день магазин «на колесах» наматывает до 150 километров — посещает порядка 15 деревень, рассказывает водитель Анатолий Жих. В некоторых деревнях лавка делает несколько остановок. Ведь там живут одинокие пожилые, которые не могут подойти на остановку по состоянию здоровью. Им продукты привозятся прямо к порогу.

Как работают автолавки в глухих деревнях Гродненской области

Бывает, что автолавка посещает деревни, в которых уже есть магазин. Однако, как поясняют в Белкоопсоюзе, часто так бывает, что торговый объект находится на краю поселка. И некоторым пожилым тяжело до него добраться.

Гродненский край необычен тем, что здесь много хуторов. Особенно в Вороновском и Ивьевском районах часто можно встретить дома, которые стоят не в деревне, а одиноко. Валентина Боровик приводит пример: недалеко от деревни Гончары в глубине леса стоят три дома. Живут там пожилые семьи. Одна держит пасеку, у другой — большой огород. Люди как люди. Ничем от деревенских не отличаются, говорит она. Автолавка не забывает о них и привозит продукты прямо к порогу.

В команде магазина «на колесах» — водитель и продавец. Они, как солдаты добрых дел, в любое время года и в любую погоду спешат к старикам.

В Витебской области, к примеру, весной часто бывает половодье. Когда река разливается и в деревне на машине проехать становится невозможно, кооператоры берут самую настоящую лодку, на которой сплавляются по реке. А верные покупатели ждут их на причале.

По-другому не смогла

Продавец Наталия Смирнова в автомагазине №1 работает год, но за это время всей душой прикипела к своим покупателям. Всех знает в лицо и по имени. Если кто-то долгое время не приходит к автолавке, начинает за него волноваться, спрашивать у местных, что случилось.

Как работают автолавки в глухих деревнях Гродненской области

Раньше Наталия работала обычным продавцом Белкоопсоюза в Дятлово и о смене профиля не помышляла. Однако коллега из автолавки несколько раз просила ее выйти на подмену. Увидев разницу в отношениях с покупателями, женщина поняла, что жить, как раньше, уже не сможет.

«У каждого из нас есть родители. В этих бабушках и дедушках я вижу своих родных. Стараюсь относиться к ним с заботой. Стараюсь никого не обидеть. Это как-то получается само собой», — говорит собеседница.

«Очень больно наблюдать, как дома в деревнях пустеют. Стоят такие одинокие, покосившиеся… Стариков не стало, — а дети в городе. Грустно, очень грустно от этого становится. Тех людей, кто остался, мы стараемся поддерживать. Продавцы и деревенские как бы живут в своем маленьком мире. Это очень сближает», — отмечает Валентина Владимировна.

При приеме на работу к продавцу автолавки предъявляются определенные требования, говорит специалист. Считается, что такой продавец должен обладать наряду с ответственностью и коммуникабельностью. Многие продавцы оставляют покупателям даже номер своего мобильного телефона, настолько они близки.

Как работают автолавки в глухих деревнях Гродненской области

Конкуренты приехали

Однако в буднях автомагазинов есть и свои сложности. В последнее время активизировались конкуренты. Частники, а иногда и нелегалы узнают расписание работы автолавки и наведываются в поселок в другое время, предлагая свои товары.

«У них нарушено торговое соседство: везут в багажнике мясо с молочкой и прочее. Есть частники, которые согласуют свою деятельность с райисполкомом. А есть те, кто просто купил что-то в Польше, вот и привозит. Никаких документов на продукты у них, конечно, нет. Но бабушки ничего в этом не понимают. Более того, когда частники не приезжают, жители с жалобами звонят нам — думают, что это наши машины», — отмечает Валентина Боровик.

Ранее на деревенский рынок пытались прорваться крупные торговые сети, наладив доставку еды домой. Но для них это оказалось невыгодно, и эксперимент был прекращен.

Как работают автолавки в глухих деревнях Гродненской области

От сельской торговли некоторые автомагазины несут потери. Сократить список предлагаемых товаров тоже не могут. Есть утвержденные ассортиментные перечни, согласно которым в автолавке должны быть представлены более 200 наименований продукции.

Бороться с конкурентами «на колесах» магазины потребительской кооперации стараются качеством. На прилавке представлена продукция собственного производства «прямо с конвейера». В Дятловском филиале это хлебобулочные и кондитерские изделия и мясные полуфабрикаты.

Вместе с тем отказываться от услуги автомагазинов никто не собирается, какая бы выручка ни была. Такова политика государства и решение руководства Белкоопсоюза. Более того, с годами автолавки совершенствуются. Появляются машины с большим числом холодильных витрин, платежными терминалами. В некоторые покупателям даже можно зайти.

Магазины «на колесах» будут существовать, пока в деревне останется хоть один человек, говорят собеседники. Пока есть люди, которые ждут хлеб, будут и те, кто его привезет.


Читайте также:

  1. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    28

    4

    грамотная политика Усатого,,,опусташила все деревни, города строятся ,без создания новых предприятий и рабочих мест….жить и работать в деревне за копейки желающих нет…Грустно..

  2. Rusevi Rusevi

    20

    7

    @ VOLK ) SerY:
    Неправда. Деревня вымирала до усатого, будет вымирать и после.

  3. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    4

    1

    Rusevi : не виноват?)))

  4. portos69 portos69

    4

    8

    Rusevi :

    0
    0
    @ VOLK ) SerY:
    Неправда. Деревня вымирала до усатого, будет вымирать и после.

    Ещё в 70-ые общество задавалось проблемой оттока населения с деревень в город, но сейчас главное поскавытать на форуме и обвинить во всём усатого.

  5.  google.com Под пивасик

    18

    0

    Rusevi :

    2
    2
    @ VOLK ) SerY:
    Неправда. Деревня вымирала до усатого, будет вымирать и после.

    Почему-то в Польше деревни живут а у нас как в Литве . Деревень нет, одни хутара

  6.  Dmitry2018

    4

    14

    Под пивасик :

    4
    0
    Rusevi :

    2
    2
    @ VOLK ) SerY:
    Неправда. Деревня вымирала до усатого, будет вымирать и после.

    Почему-то в Польше деревни живут а у нас как в Литве . Деревень нет, одни хутара

    Потому, что вы лицьвины. С присущим сему званию долбобобством и постоянным пьянством.

  7. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    1

    0

    portos69 : я к тому что миллиарды в село вложил….а смысл?

  8. Евгений Вайчик google.com Евгений Вайчик

    2

    0

    Самое смешное это читать как проклятые частники и крупные сети мешают им, суют палки в колёса.
    Ироды и ассортимент шире, м цены ниже.
    пы.сы. два года назад друг хотел открыть автолавку. Не дали. сослались что автомобиль по конструкции неподходящий. К слову куплен в томже коопсоюзе именно тот что возил продукты по деревням.

  9.  Vladjmak

    1

    0

    Где-то я эту статью уже читал..

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях



  • Архив

    Ноябрь 2017
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Окт  
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 

  • Кейворды

    880-летие Гродно s13.ru y аварии Августовский канал автомобили акция аналитика армия аукцион афиша Без комментариев Без рубрики Беларусь Берестовица бизнес благотворительность благоустройство блоги БРСМ велосипед Вечерний Гродно видео власть Волковыск Вороново впечатления выборы выставки газета ГАИ граница ГрГУ Гродзенская праўда гродненские пункты общепита гродненцы Гродно дата Деловой интернет День рождения форума деньги дети дискуссия дороги Дятлово Европа животные ЖКХ закон здоровье Зельва Ивье интервью интересно знать интересно почитать интернет инфраструктура искусство история картинки карты кино Китай клубы книги конкурс концерт Кореличи криминал культура Лида Литва люди магазины милиция мнение мобильные операторы мова Мосты мотоциклы музей музыка МЧС мысли назначения налоги наука недвижимость Новогрудок новости новости города новый год Ночной Город образование Островец отдых официально Ошмяны памятники архитектуры планы погода пожар политика Польша почитаем праздник презентация пресс-релиз преступление природа проблемы производство происшествия путешествия работа радио раскопки регион рейтинг реклама реконструкция религия ремонт репортаж реставрация ржунимагу Рождество розыск Россия рынок сайты Свислочь сельское хозяйство семинар скачать Скидель Слоним слухи Сморгонь снос события соревнования социальное спорт ссылки статистика строительство субкультура США такое было Таможня театр телевизор технологии трагедия транспорт туризм увлечения Украина услуги файл фестиваль фото фотоблог фотографии старого Гродно цены цифры что-то не так Щучин экология экономика экскурсии ярмарка

    Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.