Железная дорога — это почему-то всегда о детстве. Стук колес, запах мазута, мечта покататься в кабине машиниста, а еще мчать на поезде в какие-то далекие края и чтобы за окном обязательно было море. Или хотя бы река или большое озеро, чтобы прилипнуть к окошку и смотреть на воду. Все реально: в Лидском районе есть маленькая, но очень гордая железная дорога, которая обслуживает торфобрикетный завод «Дитва». Узкие, шириной 750 миллиметров, пути проходят мимо лесов, заброшенных хуторов, сельских дорог, черных торфяных полей и «почти-как-море» озер. С недавнего времени здесь стали проводить экскурсии для всех желающих, рассказывает TUT.BY.

Большая маленькая железная дорога. Как узкоколейка торфозавода возит туристов по черным полям

Инициатором и идейным вдохновителем таких вояжей стал минчанин Артем Слизкий. Все начиналось в детстве: однажды, отдыхая в деревне у бабушки, заметил около дома необычные маленькие рельсы. Оказалось — узкоколейка. Любознательный мальчик стал искать подобные железные дороги по всей Беларуси, читать специальную литературу, рисовать схемы сохранившихся маршрутов.

Сначала путешествовал по ним сам, а потом решил рассказать и другим о необычных железных дорогах нашей страны. Оформил ИП, создал сайт по истории узкоколеек и стал организовывать экскурсии. Правда, говорит, развитие такого вида туризма идет неспешно.

Большая маленькая железная дорога. Как узкоколейка торфозавода возит туристов по черным полям

Узкоколейки в Беларуси стали строить в середине позапрошлого века параллельно с обычной железной дорогой. Пути шириной в 750 миллиметров появлялись там, где тянуть полноценную ветку было экономически невыгодно.
Такая миниатюрная дорога соединяла небольшие населенные пункты и активно использовалась на лесозаготовках и промышленных предприятиях. Например, узкоколейка была между Браславом и Друей.

Со временем необходимость использовать узкоколейку в пассажирских и грузовых перевозках отпала. Почти все пути в 40−50-х годах прошлого века были разобраны. Вторую жизнь узкоколейка получила уже в 60-х годах, когда повсеместно стали строить торфобрикетные заводы. Сейчас в Беларуси маленьких железных дорог около 30-ти, протяженность каждой — от пяти до тридцати пяти километров, все используются в торфяной промышленности.

Большая маленькая железная дорога. Как узкоколейка торфозавода возит туристов по черным полям

В Лидском районе — одна из самых крупных узкоколеек, длиной почти 30 километров. Есть здесь и узел, соединяющий узкоколейку с обычной железной дорогой — там производится перегрузка торфа в обычные грузовые вагоны.

Открытое акционерное общество «Торфобрикетный завод Дитва» — одно из самых крупных предприятий на территории Беларуси по добыче торфа и производству топливных брикетов, древесного угля, удобрений «Биогумус». Здесь работает около 240 человек. В сезон предприятие добывает более 100 тысяч тонн торфа.

«Неужели это кому-то интересно?»

Когда Артем в первый раз позвонил на лидское предприятие и попросил разрешить ему привезти на узкоколейку туристов, на торфобрикетном заводе очень удивились: мол, «Неужели это кому-то интересно?», но все же выделили для туристических целей тепловоз и вагон. Хотя нет, не так: здесь хочется все называть в уменьшительной форме — вагончик и тепловозик. И стоять на перрончике в ожидании составчика.

Несмотря на то, что узкоколейка выглядит игрушечной, — это полноценная железная дорога, настоящий источник повышенной опасности. Перед экскурсией с нами проводят инструктаж по технике безопасности: из окон не высовываться, на балконе тепловоза во время движения не стоять, к подвижному составу близко не подходить и внимательно смотреть по сторонам.

Все, поехали.

Большая маленькая железная дорога. Как узкоколейка торфозавода возит туристов по черным полям

По словам Артема, не на всех предприятиях есть пассажирские вагоны, которые можно использовать для экскурсий. В «Дитве» же такой состав имеется: в будние дни, кстати, «экскурсионный» поезд возит рабочих завода.

Мягкая черная земля и почти море

Состав делает по пути три остановки. Сначала можно посмотреть, как на полях добывается торф, походить по необычно мягкой черной земле. Раньше здесь были болота, которые ради добычи осушили.

— Многие говорят, что добыча торфа экологически вредна. У меня тоже есть вопросы к данному виду промышленности, однако пока так получается, что торф все-таки добывают, и узкоколейки есть только на торфобрикетных заводах Беларуси. Чтобы показать этот транспорт всем желающим, надо ехать именно на эти предприятия — других подобных дорог в Беларуси не сохранилось, к сожалению. Хотя интерес к ним есть. Например, польские туристы просто «повернуты» на железных дорогах. Там, у них, все по-другому: если где-нибудь осталась узкоколейка, то вся округа старается сделать из нее туристический объект. У нас, к сожалению, совсем не так, — рассказывает Артем, пока наш состав едет на следующую остановку.

Большая маленькая железная дорога. Как узкоколейка торфозавода возит туристов по черным полям

Поезд здесь может развивать скорость до 40 километров в час, но мы едем чуть медленнее — 20−25 километров. Мимо проплывают заболоченные поля — территория, которую вернули природе года два тому назад. Здесь уже живут птицы, на водопой приходят звери из леса, а пути узкоколейки проходят, кажется, по самой кромке воды.

— Вот тебе и море, — говорит один из туристов.

Из окна вагона можно увидеть несколько лебединых семей, которые совершенно не боятся приближающегося поезда, бакланов, которые пока все-таки опасаются тепловоза, орлов и ястребов, которые сидят на путях. Вся эта живность неизменно вызывает восторг у туристов.

Поезд останавливается около понтонного моста. Пока состав маневрирует, можно прогуляться, сфотографироваться на фоне путей, уходящих вдаль, встретить охотников или работников завода, осмотреть специальную торфодобывающую технику и расспросить о технологическом процессе добычи топлива, а еще погулять около затопленных полей в надежде увидеть какую-нибудь необычную птичку.

— Болото как болото, — с улыбкой глядя на восторженных туристов, пожимает плечами машинист Андрей. Он уже более 15 лет водит здесь состав и к пейзажу привык — не впечатляет. Только с напарником Валерой вспоминают, как нашли около путей маленького лисенка — сфотографировались и отнесли в лес.

Большая маленькая железная дорога. Как узкоколейка торфозавода возит туристов по черным полям

— А вот и местная достопримечательность, — показывает Валера в сторону старого дома, около которого в это время идет бабушка. — Она уже старенькая и живет одна, но сама управляется с большим хозяйством: и косит, и огород сажает, и скотинку держит.

Машинист машет рукой — бабушка останавливается и машет в ответ.

А на обратном пути нас даже пускают в кабину машиниста. Детские мечты должны сбываться!

Большая маленькая железная дорога. Как узкоколейка торфозавода возит туристов по черным полям

…»Узкоколейная» экскурсия продолжается чуть более полутора часов. Мы возращаемся на территорию завода, где можно осмотреть технику в цехах и прогуляться по перронам и станции, сфотографироваться на фоне промышленных пейзажей. Говорим с Артемом о том, что туризм такого толка в Беларуси имеет большой потенциал, и замечаем, что неплохо было бы предлагать горячие обеды после вояжа. На предприятии обещают подумать. А мы теперь хотим вернуться сюда зимой: узкоколейка, тепловозик и вагончик — те же, а пейзажи, говорят, не менее впечатляющие.

Чтобы съездить на экскурсию по узкококлейке, надо написать на электронную почту 750 mm.by@gmail.com или заполнить заявку на сайте 750 mm.by. Экскурсию проводят после того, как набирается группа. Цена — 35 рублей (сюда входит проезд из Минска и обратно и экскурсия по железной дороге).


Читайте также:

  1.  raichka

    29

    1

    можно прокатится

  2.  Zorrrrro

    5

    30

    Беларуски аттракцыён)))

    Какая страна, такие и развлечения)))

  3.  Davenport Warrior

    21

    1

    Zorrrrro :

    Беларуски аттракцыён)))

    Какая страна, такие и развлечения)))

    ну так сиди и БТ смотри, если тебе неинтересно

    ps бывал в тех местах 14-15 лет назад, ещё студентом. подруга проводила этакий «ликбез» по ведению хозяйства на селе, у неё родители были из села. коров пас, свиней кормил )) ну и на узкоколейку наведывался. всё что связано с ЖД, обожаю с детства. и места там красивые. короче — рекомендую посетить! )

  4.  olegic

    0

    0

    на Новой Руде парни на квадроциклах тоже проводят экскурсии по торфоразработкам…прикольно

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях



  • Архив

    Ноябрь 2017
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Окт  
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    27282930 

  • Кейворды

    880-летие Гродно s13.ru y аварии Августовский канал автомобили акция аналитика армия аукцион афиша Без комментариев Без рубрики Беларусь Берестовица бизнес благотворительность благоустройство блоги БРСМ велосипед Вечерний Гродно видео власть Волковыск Вороново впечатления выборы выставки газета ГАИ граница ГрГУ Гродзенская праўда гродненские пункты общепита гродненцы Гродно дата Деловой интернет День рождения форума деньги дети дискуссия дороги Дятлово Европа животные ЖКХ закон здоровье Зельва Ивье интервью интересно знать интересно почитать интернет инфраструктура искусство история картинки карты кино Китай клубы книги конкурс концерт Кореличи криминал культура Лида Литва люди магазины милиция мнение мобильные операторы мова Мосты мотоциклы музей музыка МЧС мысли назначения налоги наука недвижимость Новогрудок новости новости города новый год Ночной Город образование Островец отдых официально Ошмяны памятники архитектуры планы погода пожар политика Польша почитаем праздник презентация пресс-релиз преступление природа проблемы производство происшествия путешествия работа радио раскопки регион рейтинг реклама реконструкция религия ремонт репортаж реставрация ржунимагу Рождество розыск Россия рынок сайты Свислочь сельское хозяйство семинар скачать Скидель Слоним слухи Сморгонь снос события соревнования социальное спорт ссылки статистика строительство субкультура США такое было Таможня театр телевизор технологии трагедия транспорт туризм увлечения Украина услуги файл фестиваль фото фотоблог фотографии старого Гродно цены цифры что-то не так Щучин экология экономика экскурсии ярмарка

    Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.