Писательница Евгения Пастернак обратилась с открытым письмом в Минобразования с призывом спасти школы и учителей.

Открытое письмо Евгении Пастернак Министерству образования

Пишу, потому что ситуация с образованием в стране стала ухудшаться стремительно, переплюнуты даже самые пессимистичные прогнозы. Но самое страшное не это. А то, что вы продолжаете докладывать о росте показателей и стабильности. А это не так. Все изменения в образовании, которые прошли в стране, начиная с 2007 года, вели к стабильному ухудшению положения дел. А это говорит о том, что вы не справляетесь с ситуацией. И, судя по последним инициативам (форма для учителей и замена системы оценивания, изменение времени начала занятий и непродуманный ввод оплат за питание через ЕРИП, начало учебного года без полного комплекта учебников и сопровождающих материалов), не справляетесь потому, что даже приблизительно не представляете себе реальную ситуацию и реальные нужды школ.

Даже хорошие идеи разбиваются о то, что вы не представляете себе школьные реалии. Идея разделить классы для изучения иностранного языка хорошая. Но выяснилось, что в школах нет достаточного количества кабинетов и катастрофически не хватает учителей. В итоге среди года приходилось в классах ставить перегородки, а во многих школах подгруппы все равно занимаются вместе, потому что учителей просто нет. Ввести лишний час физкультуры — хорошо. Но в школах только один спортивный зал, и теперь для занятия физкультурой стали экстренно выделять обычные кабинеты или в одном спортзале приходиться заниматься сразу нескольким классам, и такая «физкультура» только вредит. К тому же добавился дополнительный час в и без того перегруженное расписание.

Учителя теперь вынуждены заниматься чем угодно, только не уроками. Вы вообще представляете себе, во что вылился в школах перенос занятий на час? Сколько сил и нервов тратят теперь педагоги на утрясание расписаний, сколько детей болтается по школам с 8 утра, потому что им некуда деваться?

Родители вам жалуются, а вы вместо того чтобы к ним прислушаться, вызываете на ковер классных руководителей. По вашему мнению они должны обработать родителей, чтобы те больше не жаловались. Это, конечно, способ, но вы должны решать не свои проблемы, а наши. Вы должны сделать так, чтобы детям в школе было комфортно. Вы именно для этого и существуете.

Оплата питания по безналу? Отличная идея. Но вы умудрились устроить истерику в масштабе страны. Первого сентября учитель должен думать о том, как он будет вести урок, а не о том, как выйти в интернет, чтобы дети поели.

А родители накануне первого сентября не должны метаться между интернет-банкингом и почтами в надежде, что система заработает.

Я хочу подчеркнуть, что виноваты в этой ситуации не классные руководители, не директора школ, не операционисты Беларусбанка, а конкретные чиновники, которые не продумали, не доделали и создали всем огромные неудобства. Было очень бы хорошо, чтобы имена этих чиновников сейчас были обнародованы.

Вы не в состоянии были продумать заранее, как это будет работать? Вы не могли апробировать на нескольких школах, исправить недочеты, а потом уже вводить?

Вы не могли написать четкую инструкцию по пользованию оплатой ЕРИП и картой учащегося? (при этом карта есть далеко не во всех школах).

Кстати, до сих пор никто не может ответить на вопрос, как именно будет осуществляться оплата за питание по карте. Вы поставите терминалы в каждой школе? Вы уверены, что за те десять минут, которые вы оставили на питание, сократив перемены, дети успеют хотя бы войти в столовую?

Теперь учебники. Вы не смогли обеспечить нормальные условия работы авторам учебников. Хороший учебник невозможно написать за пару месяцев. Никак. Даже самому гениальному авторскому коллективу.

Нужно время, нужны грамотные рецензенты, нужна апробация. Только после того, как по учебнику год кто-то поработал и исправил огрехи и недочеты, его можно выпускать (или не выпускать) в массы.

Вы не согласовали программы разных предметов между собой. Посмотрите на стиль, которым написана биология для 7 класса. И сравните с физикой. Это точно для одних и тех же детей?

Почему дублируются переводные произведения в русской и белорусской литературе? Почему физика за седьмой класс повторяет «Человек и мир» за пятый? Когда вы, наконец, согласуете физику с математикой?

Вы запретили учителям брать от родителей наличные деньги. Но если вы запретили их брать, то все то, что делалось в школах на родительские деньги, автоматически должно перейти под вашу ответственность. Вы требуете у директоров школ соблюдать питьевой режим. У школ нет денег на воду, деньги на нее дают родители. И теперь классный руководитель не может заказать воду, ей нельзя брать у родителей наличные деньги. То есть, видимо, родители должны утром срываться с работы и бежать в школу, чтобы заплатить за доставку? Конечно, родители с учителями договорятся, мы всегда договариваемся. Но у меня возникает резонный вопрос — а зачем нам всем тогда вся эта масса чиновников, которые содержатся на наши деньги, если они даже воду детям обеспечить не в состоянии?

И еще мне кажется, вы должны понять очень важную вещь. Если деньги на что-то дают родители, то они будут делать так, как удобно им и их детям, а не вам. Если деньги на что-то дают родители, то вы не можете вообще ничего требовать, вы можете только просить и благодарить. Так что смените тон общения с родителями, если бы не родительские деньги, у вас бы не было ни ремонтов в школах, ни спортинвентаря, ни многого другого.

Вы требуете оплату за пользование учебниками до 10 сентября. Вы требуете оплату за полный комплект учебников.

В прошлом году шестиклассники получали некоторые учебники в январе (учебный год, я напоминаю, у нас начинается 1 сентября).

Почему мы должны оплачивать пользование учебниками, если вы не успеваете их напечатать?

Своими нововведениями вы добиваете веру в то, что в образовании работают профессионалы.

А если там непрофессионалы, то как мы, родители, можем доверять вам своих детей?

Вам кажется, что вы держите ситуацию под контролем, что на каждое ваше указание нужно написать отчет, и поэтому все выполняется.

Это не так. Вы не контролируете реальность. Вы контролируете только бумажки. Документооборот в школах давно превысил рамки разумного, и вы уже можете требовать что угодно — вам напишут любой отчет на любую тему.

Вы построили систему, которая держится на страхе и вранье.

Страхе — потому что учителя молчат под страхом увольнения.

Вранье — потому что написанные тонны отчетов ничего не стоят.

Школы переполнены (35 первоклассников в классе — это нормально?), учителей не хватает, учебники из-за вас напечатать не успели, большая часть выпускников получает образование у репетиторов, потому что вы не в состоянии сделать так, чтобы школы обеспечивали им нормальный уровень знаний.
Ваши требования к школьным администрациям противоречивы и часто невыполнимы.

За счет двойного подчинения (Министерство образования и отделы управления образования исполкомов) директора школ оказываются между двух огней и не знают, чьи требования выполнять. А выполнить все ваши приказы, повторяю, давно невозможно.

А в самом невыгодном положении оказывается учитель — он напрямую передает ваши указания родителям, именно учитель получает от родителей обратную связь, именно на классных руководителей на родительских собраниях вываливается всеобщее возмущение всеми школьными нововведениями.

Чтобы из школ не разбежались последние профессионалы, вам придется:

  • Убрать весь лишний бумагооборот, который не касается непосредственно учебной деятельности, и перестать придираться по мелочам к ведению документации.
  • Отменить все соревнования между школами, по всем показателям. Главный критерий работы школы — баллы на ЦТ.
  • ЦТ — как единственный независимый экзамен — оставить обязательно. Но! Открыть всю статистику по ЦТ за последние годы. Открыть задания, открыть правильные решения. Понимаем, что открыть статистику по ЦТ очень стыдно, потому что уровень подготовки современных выпускников — это объективный фактор того, что вы не справляетесь со своей работой. Но это все равно придется сделать.
  • Выпускные экзамены в 11 классе объединить с ЦТ, как это давно сделано и в России, и в Украине. Убрать средний балл аттестата как один из факторов поступления. Да, после этого вы не увидите одиннадцатиклассников в школах, но это еще одна объективная оценка вашей работы. Потом нужно будет долго и скрупулезно делать так, чтобы в школы вернулись сбежавшие учителя, чтобы у учителей были достойные условия работы и чтобы старшеклассники от репетиторов вернулись в школы.
  • Раз вы не в состоянии обеспечить учеников качественными учебниками и вовремя, значит разрешите пользоваться любыми другими. Уберите контроль над учителями. Дайте возможность им самим выбирать, по каким учебникам, по каким программам им лучше работать.
  • Максимально персонализировать процесс обучения. Профильные гимназии, профильные классы, разные программы, разные уровни разных предметов. У современных людей должен быть максимально широкий выбор. Возможность выбора школы, учителя, программы, базового или углубленного уровня обучения. Форма обучения — очная и заочная. Возможность выбора профиля, распределения нагрузки, дополнительных факультативов должна быть у директора школы. Да, все школы будут разные. И это единственное, что еще сможет спасти ситуацию. Да, у умных и талантливых детей должно быть право выбора учебного заведения. Я хочу подчеркнуть, не у школ должно быть право на них, а у талантливых и трудолюбивых детей должно быть право выбрать школу, учителя, уровень нагрузки и форму обучения.

И я хочу напомнить, что по семейному кодексу РБ приоритетное право на все, что касается жизни, здоровья и воспитания детей, принадлежит семье. Поэтому в первую очередь семья может решать, когда и что будет есть ребенок, во что он будет одет и чем он будет заниматься после школы и в выходные дни. Поэтому все вопросы, касающиеся питания, школьной формы и досуга, особенно если они решаются за родительские деньги, не могут быть обязательными.

Я понимаю, что на данный момент все уже находится в таком плачевном состоянии, что быстро ситуацию не исправить, поэтому мы подготовили петицию, которую предлагаем подписать всем желающим. В ней мы перечислили первоочередные шаги, которые необходимы для исправления ситуации.

Если хотя бы это будет сделано, то можно будет говорить о дальнейших реформах.

Кроме всего прочего, писатель Андрей Жвалевский создал петицию к властям, которую может подписать каждый.


Читайте также:

  1.  dzuz

    313

    4

    Давно пора было это озвучить.Но к сожелению ему глубоко плевать на народ.У него есть коля

  2.  keks28

    357

    2

    «Вы построили систему, которая держится на страхе и вранье» — это касается всей страны, а не отдельно системы образования

  3. Дед Барадед Дед Барадед

    199

    5

    Толково, но это разговор со стеной

  4. Гоша Литейный Гоша Литейный

    186

    2

    такой бардак и в медицине и в остальных отраслях докладывают то ,что хозяин хочет услышать ,а на деле полный бардак и хаос. Только я думаю ,что наше правительство всё об этом знает но изменить уже ничего не может вот и живём ,как катимся снег с горы. И вряд ли что-то изменится. Пока это правительство у власти.

  5.  Eelena1000

    107

    4

    О, белорусская система образования — то ещё чудо!
    Прошлогодний учебник английского за 8-й класс. Задание: создайте сайт о Беларуси, на основе составленных вами англоязычных текстов.
    При этом детей никто ещё не обучал создавать сайты.

    ГрГУ: несколько раз возникала такая ситуация, когда на всю группу студентов был один единственный ободранный учебник. По многим предметам учебников на каждого студента часто не хватало, давали несколько штук на группу. При этом с платников каждый курс драли около 1000$, с иностранцев ещё больше. Платные отработки за пропуски.
    Спасибо, что хоть «на картошку» не возили.

    А помните как в 2008 ввели 9 класс и 9 штрих одновременно!

  6. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    114

    2

    Все что написано в статье ПРАВДА так оно и есть..
    Согласен со всем .
    Невежественным народом -усачу управлять одно удовольствие.Врет -орет-врет-орет ..и так уже 24 года..
    Начинать надо с выборов в местные советы , нормальных депутатов поддерживать ..ни директоров ни оппозицию ..а не зависимых еще не сильно прикормленных..или вообще ни кого…
    Уже хорошо что письмо открытое может быть министерство образования чуточку пошевелится что бы не злить народ (ну и усач то же )

  7. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    24

    2

    Кроме всего прочего, писатель Андрей Жвалевский создал петицию к властям, которую может подписать каждый.
    Попытался подписать -пишет сервер перегружен…и уже за 6000 подписей !https://www.change.org/p/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%80%D0%B1-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F

  8. Padpanak Padpanak

    6

    78

    Андрей Жвалевский, писатель
    Евгений Ливянт, репетитор по математике и физике, индивидуальный предприниматель.
    Евгения Пастернак, писатель

    а чего это нобелевского лауреата нету и ипэшникау с южнага и кароны, есть же среди них бывшие учителя?

  9.  Hummer

    167

    1

    Давно тут не было такой толковой статьи. Согласен во всем. Распечатать и повесить в кажждом кабинете чиновников минобразования

  10. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    100

    4

    2 сент. 2017 г. — Пресс-секретарь Минобра Людмила Высоцкая комментирует открытое письмо Евгении Пастернак:
    «В письме не поднимается ни один серьезный вопрос. Ни один не требует того, чтобы писать письмо министерству или президенту. Это даже смешно»
    Оказалось что вопросы то не серьезные )))

  11.  Eklmn

    12

    32

    Не стоит валить вину на всех чиновников, когда виноват только один чиновник.

  12. Padpanak Padpanak

    3

    34

    VOLK ) SerY :

    3
    1
    2 сент. 2017 г. — Пресс-секретарь Минобра Людмила Высоцкая комментирует открытое письмо Евгении Пастернак:
    «В письме не поднимается ни один серьезный вопрос. Ни один не требует того, чтобы писать письмо министерству или президенту. Это даже смешно»
    Оказалось что вопросы то не серьезные )))

    вот если бы вам написали письмо про школу писатель, ипэшник и писатель, нормально?)

  13.  Ristika

    100

    1

    Подписываюсь под каждым словом! Написано очень правильно и действительно отражает действительность. Жаль только, что вряд ли оно на что-нибудь повлияет.

  14.  eyarik

    51

    0

    10-11 класс,в школу в 9-00,а со школы когда?а уроки,репетиторы,спортивные секции? бездарно потерян целый час с 8-00 до 9-00!

  15. Пак Чхан-ук Пак Чхан-ук

    2

    43

    Пастернак это её настоящая фамилия?

  16. Пак Чхан-ук Пак Чхан-ук

    2

    57

    Так она писательница или специалист по системам образования? Где можно прочитать другие её произведения?

  17. Пак Чхан-ук Пак Чхан-ук

    0

    59

    eyarik :

    3
    0
    10-11 класс,в школу в 9-00,а со школы когда?а уроки,репетиторы,спортивные секции? бездарно потерян целый час с 8-00 до 9-00!

    Мечтал в 11 классе поспать на час дольше, разве это бездарно?

  18. Gonz Gonz

    56

    0

    Думаю,что Е.П.написала очень правильно о недопустимой ситуации,сложившейся в нашей школе.Но все уже так запущено,что выход из этого положения нынешнее руководство навряд ли найдёт.Да,отзывы профессиональных педагогов мы здесь тоже не прочтем.Они просто боятся потерять работу.

  19.  ot

    79

    0

    Письмо написал умный, мудрый человек. Человек отлично знающий тему.
    Уважаю, и желаю этому человеку здоровья, счастья, сил, денег и другого хорошего.

  20. VOLK ) SerY VOLK ) SerY

    32

    -1

    Padpanak : в данном случае мне все равно, написано толково, готов подписаться под каждым словом.

  21.  foto_n

    30

    1

    Пак Чхан-ук :

    1
    12
    Пастернак это её настоящая фамилия?

    Пак Чхан-ук твоя настоящая фамилия.

  22.  ivanovich1000

    9

    2

    Пак Чхан-ук :

    0
    15
    eyarik :

    3
    0
    10-11 класс,в школу в 9-00,а со школы когда?а уроки,репетиторы,спортивные секции? бездарно потерян целый час с 8-00 до 9-00!

    Мечтал в 11 классе поспать на час дольше, разве это бездарно?

    а кто не давал? или ты из тех терпил, что валил к 8:00?))))

  23. Пак Чхан-ук Пак Чхан-ук

    0

    7

    foto_n :

    6
    0
    Пак Чхан-ук :

    1
    12
    Пастернак это её настоящая фамилия?

    Пак Чхан-ук твоя настоящая фамилия.

    Как и твоя Фотон

  24. Господин Бользен Господин Бользен

    6

    0

    Гоша Литейный :

    такой бардак и в медицине и в остальных отраслях докладывают то ,что хозяин хочет услышать ,а на деле полный бардак и хаос.

    и в жд https://charter97.org/ru/news/2017/8/30/261366/

  25. Господин Бользен Господин Бользен

    6

    5

    Согласен со всем, кроме «Выпускные экзамены в 11 классе объединить с ЦТ, как это давно сделано и в России, и в Украине.» — мое мнение — не надо объединять ЦТ и школьные экзамены. Ибо по экзаменам можно судить, как сработала школа, а по результатам ЦТ — уже как поступать в вуз\ссуз.

  26.  Дмитрий Емельянов

    0

    6

    VOLK ) SerY :

    15
    2
    Кроме всего прочего, писатель Андрей Жвалевский создал петицию к властям, которую может подписать каждый.
    Попытался подписать -пишет сервер перегружен…и уже за 6000 подписей !https://www.change.org/p/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%80%D0%B1-%D0%B7%D0%B0%D1%89%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F

    Опять все сливают на вражеские ресурсы! Подпишусь под каждым словом в статье, только на наших ресурсах, например Рetitions.by

  27.  developer

    9

    0

    Вот кто должен быть новым министром образования (если бы не испортилась потом в министерствах ентих)

  28. 111balu 111balu

    2

    0

    Пак Чхан-ук : твоя настоящая

  29. 111balu 111balu

    10

    0

    Пак Чхан-ук : красиво лижешь

  30.  Eelena1000

    10

    0

    Дмитрий Емельянов :

    Опять все сливают на вражеские ресурсы!

    Вы считаете вражеским весь мир, кроме РБ и РФ?)))))))
    Взрослый человек, живущий в XXI веке вроде.

  31.  6705EE4

    18

    0

    Под петицией подпишусь, но это вершина айсберга.

    От себя стоит добавить, что необходимо разогнать большое количество инспекторов, методистов, заучей и прочих нахлебников над системой образования. Они ничего не делают, кроме того как сортируют мукулатуру по стопкам, иногда даже не читая, потому-что не в состоянии понять, что там написано, которую генерируют учителя. После этого долго думают, какой отчетик, открытый урок и т.д. еще спустить на учителей.
    Делят между собой премии за мнимые показатели, либо показатели конкретных учителей (есть еще там люди, любящие свою работу), правда, кое-что из премиального фонда перепадает учителям.

    Педсоветы всех уровней — это отдельная тема, если их выкладывать на Ютюб, то Петросян и Задорнов (которого я очень люблю слушать) просто отдыхают.

    Ну и на десерт: почитайте «Настаунiцкую газету», от нее можно козленочком стать, но учителя ее выписывают (добровольно-принудительно), перестаньте делать хотя-бы это, господа учителя, она даже в мангале не горит, прямо как «рукопись».

    P.S. Хорошо что в министерстве связи уже порядок, интернет работает, отчеты компьютер генерирует.
    Не надо в ручную считать количество мегабайт и переводить их в рубли.

  32.  google.com Berg Offender

    12

    0

    И самое страшное,ЧТО ТАК У НАС ВЕЗДЕ.ВСЕ ЧЕРЕЗ ЗАДНИЦУ.А ПОКАЗАТЕЛИ КАК ВСЕГДА РАСТУТ.

  33.  ne_vazhno

    3

    1

    dzuz :

    Давно пора было это озвучить.Но к сожелению ему глубоко плевать на народ.У него есть коля

    Все верно, за этот бардак несет ответственность наш мозаичный гений, он дал ц.у. поменять что ему казалось красиво и главное быстро, министерство взяло под козырёк (торопыжность и дибилизм приложены в ассортименте). Все как всегда в отдельно взятый период времени. Но если смотреть динамику, это выглядит как целеноправленное уничтожение образования. Есть такой утиный тест (как говорит википедия): Если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, утка и есть.

  34.  novik

    1

    0

    Перечитал дважды, дабы увидеть предвзятость в данной статье. Но сделал вывод, что всё правильно написано. А если по существу то кое что и не дописала автор данной статьи.
    По своему опыту, что открыто бросается глаза (на счёт школ и садов) могу сказать следующее:
    -классы и группы перегружены, нет возможности уделить учителям немного больше внимания детям, которым немного тяжелее воспринять информацию, чем основной массе учеников,
    -дошколёнки — направлены не на подготовку детей к школе, а на выявление тех с кем проще работать,
    -много профессионалов уходят из-за низкой оплаты или из-за дурдома, который навешивается ненужной работой на учителя,
    -учебники (особенно математика, химия, физика) создаётся впечатление что их писали или второпях или дауны. Многое приходится объяснять своими словами, и заучивать дополнительно непонятную информацию из учебников.
    -Действительно без репетиторов в наше время не обойтись, ибо разница знаний, понятий и мышления ребёнка когда он прозанимался с репетитором видна отчётливо
    -Показуха, очень много в школе показухи, начиная с линейки и так далее: — у меня по этому возникает вопрос, зачем так много…
    -расписание занятий не продумано и неудобно для детей, особенно когда ставят физкультуру, ЧЗС, ОБЖ, инфочас
    -деньги: да, сдавать в наше время на всякие «хотяшечки» надо, но почему эти «хотелки» стоят так дорого. Если всякие ремонты, ПК и прочий инвентарь дать реализовать родителям (а среди них есть кто сам выдвигается), то всё было бы в разы дешевле.
    -род комитеты: или не хотят или не могут учителя с ними работать. Очень часто в род комитетах состоят родители, которые на «розум» больше 16 лет не дашь, но их метлой от туда не «выкуришь».
    -психлогическая херня: сдаётся что у всех этих соцработников и психологов либо нет детей, либо они сами дети. Проще признать ребёнка отстающим, нежели работать с ребёнком.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях




  • Архив

    Декабрь 2017
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Ноя  
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

  • Кейворды

    880-летие Гродно s13.ru y аварии Августовский канал автомобили акция аналитика армия аукцион афиша Без комментариев Без рубрики Беларусь БелАЭС Берестовица бизнес благотворительность благоустройство блоги БРСМ велосипед Вечерний Гродно видео власть Волковыск Вороново впечатления выборы выставки газета ГАИ граница ГрГУ Гродзенская праўда гродненские пункты общепита гродненцы Гродно дата Деловой интернет День рождения форума деньги дети дискуссия дороги Дятлово Европа животные ЖКХ закон здоровье Зельва Ивье интервью интересно знать интересно почитать интернет инфраструктура искусство история картинки карты кино Китай клубы книги конкурс концерт Кореличи криминал культура Лида Литва люди магазины милиция мнение мобильные операторы мова Мосты мотоциклы музей музыка МЧС мысли назначения налоги наука недвижимость Новогрудок новости новости города новый год Ночной Город образование Островец отдых официально Ошмяны памятники архитектуры планы погода пожар политика Польша почитаем праздник презентация пресс-релиз преступление природа проблемы производство происшествия путешествия работа радио раскопки регион рейтинг реклама реконструкция религия ремонт репортаж реставрация ржунимагу Рождество розыск Россия рынок сайты Свислочь сельское хозяйство семинар скачать Скидель Слоним слухи Сморгонь снос события соревнования социальное спорт ссылки статистика строительство субкультура США такое было Таможня театр телевизор технологии трагедия транспорт туризм увлечения Украина услуги файл фестиваль фото фотоблог фотографии старого Гродно цены цифры что-то не так Щучин экология экономика экскурсии ярмарка

    Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.