Неминуемое приближение дачного сезона заставляет многих белорусов доставать из заначек накопленные средства для закупки сельскохозяйственного инвентаря. Одному лопата нужна с вилами, а другому что-то наподобие небольшого трактора, чтобы мусор с участка вывозить, например, или перевезти что-нибудь с места на место. Да и мало ли где в хозяйстве пригодится?

Россыпь протоколов за одну самоделку. Как мужик из Зельвы пытается доказать, что его незаслуженно наказали

У Романа Ивановича из городского поселка Зельва руки всегда росли из «правильного» места. И задумался он как-то над приобретением мини-трактора, но, рассчитав бюджет, решил, что не по карману нынешнему работяге это удовольствие. Бюджет, конечно, одно, но так как трактор, вернее — его подобие, очень был нужен, то, засучив рукава, принялся Роман Иванович творить. Основой для его конструкции стал мотоблок «Нева МБ-1», пишет ABW.BY.

Поскольку использовать свой псевдотрактор Роман Иванович планировал только по хозяйству, с технической документацией он соответственно не заморачивался, просто смотрел и делал: где-то приварил, где-то отрезал, колеса поставил. В общем, не будем вдаваться в технологический процесс и его подробности, это долго и нудно, а посмотрим, что в итоге у белорусского Кулибина получилось.

Роман Иванович был доволен, ведь поставленная цель была достигнута, многие дни сложного труда принесли конкретные плоды. Однако радость его была недолгой, вернее — она прошла, как только Роман Иванович выехал на местные просторы и тихонечко «заковылял» на своем изобретении по обочине дороги в районе г.п. Зельва. А произошло то, что и должно было когда-нибудь произойти, — на его пути повстречался наряд местной ГАИ. Осмотрев сей чудо-аппарат, сотрудники Госавтоинспекции изобретением не прониклись, вместо похвалы в адрес изобретателя стали строчить протоколы и настрочили аж четыре штуки. В итоге, сжав в руках бумаги, выданные инспекторами, Роман Иванович стал думать, что делать дальше. 

Именно в таком виде эта история дошла до редакции ABW.BY. Для начала посмотрим, какие именно нарушения обнаружили сотрудники ГАИ в действиях изобретателя. Протоколов было четыре, а именно:

— часть 5 «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр» статьи 18.12 «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства» — 2 протокола;

— часть 1 «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления» статьи 18.19 «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления»;

— часть 1 статьи 18.20 «Эксплуатация или допуск к участию в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Начнем с того, что аппарат, созданный Романом Ивановичем, сотрудники ГАИ признали транспортным средством, указав что это самодельный трактор. А как они определили, что это самодельный трактор? На глаз? По каким критериям? Ведь для такой трактовки необходимо как минимум официальное заключение Главтехнадзора, а там технических требований к таким «тракторам» хоть отбавляй. Отдадим должное: сотрудники ГАИ долго сомневались в своей трактовке и решили вызвать на место сотрудника местной инспекции Главтехнадзора. По словам Романа Ивановича, приехавшая сотрудница этой организации с должным вниманием осмотрела данное изобретение и подвела итог: «Четыре колеса есть, мотор есть, другие критерии для определения таковым тоже есть — значит, самодельный трактор». Но никакой бумаги об этом не появилось. А можно ли считать слова одного сотрудника, пусть даже нужной организации, экспертным заключением?

Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь и Министерства промышленности Республики Беларусь от 14 января 1994 г. №1/6 «О технических требованиях к самодельным машинам»

Оценка самодельных тракторов, малогабаритных тракторов, мотоблоков и транспортных средств к ним производится экспертной комиссией в составе: председатель — работник районной (городской) инспекции Гостехнадзора; члены — специалист по охране труда и безопасности дорожного движения райсельхозуправления или другой организации (предприятия), инженерно-технические работники, занимающиеся ремонтом или обслуживанием машин данного типа. Результаты оценки (технической экспертизы) оформляются актом согласно приложению. 

Роман Иванович впоследствии обратился письменно в Главтехнадзор, и он все же признал его конструкцию «самодельным трактором».

Россыпь протоколов за одну самоделку. Как мужик из Зельвы пытается доказать, что его незаслуженно наказали

Но  тут есть одна деталь. Ничего не заметили? А дело в том, что Роман Иванович обратился с письмом 27.03.2017 (вх. №38), а ответ получил уже на следующий день (исх. №38). Ну а как же проведение экспертизы и составление соответствующего заключения? Предположим, что в данной организации настолько профессиональные специалисты, что могут на глаз определить, что есть что, но мы сомневаемся, что такая процедура может иметь место в таком виде, и уж документ какой-нибудь должен быть по данному поводу все-таки составлен. И мы нашли этому подтверждение.

Открываем Правила государственной регистрации и государственного учета колесных тракторов, утвержденные постановлением СМ РБ №630 от 30.04.2008, смотрим п.21 :

21. Самодельные тракторы и самодельные прицепы к ним, собранные копии серийно выпускаемых (выпускавшихся) машин регистрируются инспекцией Гостехнадзора после получения соответствующего разрешения областной инспекции Гостехнадзора или Главной государственной инспекции по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Министерства сельского хозяйства и продовольствия (далее — Главгостехнадзор Минсельхозпрода).

Самодельные тракторы и самодельные прицепы к ним подвергаются технической экспертизе на соответствие обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов с составлением акта технической экспертизы.

Вопрос в этом плане закрыт, ну а мы идем дальше.

Скажем откровенно и прямо, что по дороге, вернее — по обочине, Роман Иванович, конечно, ехал, отрицать это глупо. В п.2.34 ПДД сказано: «Обочина — выделенный конструктивно или сплошной линией горизонтальной дорожной разметки элемент дороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, расположенный с ней на одном уровне и не предназначенный для движения транспортных средств, кроме случаев, предусмотренных настоящими Правилами».

Допуск к участию в дорожном движении не зарегистрированных в установленном порядке транспортных средств не допускается. Регистрация таких машин в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением СМ РБ №630 от 30.04.2008, осуществляется Государственной инспекцией по надзору за техническим состоянием машин и оборудования Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Так что с одним протоколом по ч.5 ст.18.12 «Управление незарегистрированным транспортным средством» можно согласится, так как согласно ПДД:

2.69. транспортное средство — устройство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования;

В нашем случае «устройство, предназначенное для движения по дороге» точно есть. Но, как мы помним, по ч.5 ст.18.12 «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства» составлено два протокола одновременно — за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственный технический осмотр. Справедливо ли это? Это все равно что задержать человека за хулиганство и составить одновременно по одной статье несколько протоколов, например, сначала за нецензурную брань, затем за неопрятный внешний вид, оскорбляющий человеческое достоинство.

Теперь посмотрим Правила проведения гостехосмотра для таких «самодельных малогабаритных тракторов», утвержденные постановлением Совмина №630:

2. Государственному техническому осмотру подлежат колесные, гусеничные, самодельные, малогабаритные тракторы, мини-тракторы, прицепы и полуприцепы к ним, самоходные мелиоративные, дорожно-строительные, сельскохозяйственные машины.

Как следует из этого документа, для начала изобретение Романа Ивановича нужно признать «самодельным трактором», а уж после официальной констатации данного факта — на техосмотр. Впоследствии эту неточность, видимо, осознали, Романа Ивановича все-таки привлекли к ответственности по трем протоколам, как указано в выписке из постановления, где по ч.5 ст.8.12 значится только один протокол.

Итог пока таков: изобретение Романа Ивановича «устно» признали самодельным малогабаритным трактором, а не мотоблоком, как он заявлял сотрудникам ГАИ, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мотоблоки же , напомним, в соответствии с п.9 Правил регистрации не подлежат. 

Перейдем к следующей статье, по которой привлекли нашего изобретателя:

Статья 18.19 «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления»

1. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, а равно передача управления транспортным средством лицу, не имеющему права управления.

Россыпь протоколов за одну самоделку. Как мужик из Зельвы пытается доказать, что его незаслуженно наказали

Как видим из протокола, Роман Иванович «управлял вышеуказанным трактором, не имея права управления данным видом транспортных средств», то есть без соответствующей категории. Тут, к слову, логичнее было бы для начала официально признать данное транспортное средство «трактором» согласно заключению Гостехнадзора, а уже после на основании имеющегося заключения и ввиду отсутствия соответствующей категории у водителя составить протокол за такое нарушение. Но в данном случае как есть, так есть, однако законное право оспорить это решение никто не отнимал.

С этим мы тоже разобрались, осталось последнее — протокол по поводу отсутствия страховки (договора обязательного страхования). И это заставило нас задуматься: «Управлял самодельным трактором без договора обязательного страхования…»

Покопавшись в Указе Президента РБ №530 «О страховой деятельности», мы нашли п.149, где указано:

149. транспортные средства, гражданская ответственность владельцев которых подлежит обязательному страхованию, — грузовые, легковые и грузопассажирские автомобили, тягачи, автобусы, троллейбусы, трамваи, квадрициклы (мотоколяски), мотоколяски, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, автомобили специального назначения (санитарные, пожарные и другие), тракторы (в том числе транспортные средства, созданные на базе перечисленных), колесные самоходные одноковшовые погрузчики, автогрейдеры, самоходные машины для содержания и ремонта дорог (за исключением землеройных машин).

Как видим тракторы в перечне по тексту есть, а вот «самодельных малогабаритных тракторов», как устно идентифицировала это устройство местная инспекция Гостехнадзора, там нет. Далее тоже довольно интересно:

158. Не считаются страховыми случаями факты причинения вреда:

владельцами транспортных средств, гражданская ответственность которых не подлежит обязательному страхованию в соответствии с настоящим Положением (железнодорожного и гужевого транспорта, велосипедов, мотоблоков, сельскохозяйственных, мелиоративных, строительных машин и других транспортных средств, не указанных в абзаце 2 пункта 149 настоящего Положения).

А «самодельные тракторы» в п.149 не указаны. Так что если бы Роман Иванович стал участником ДТП, то страховым случаем данный факт вряд ли признали бы. Да и что вписать в ту страховку, какие сведения, пока не пройдена регистрация транспорта? В общем, в данной части вопросы есть.
Для Романа Ивановича, несогласного с решением ГАИ и Гостехнадзора, это только начало пути, который ему придется пройти, так как он втянулся в различного рода тяжбы с госорганами, пытаясь доказать, что его изобретение вовсе не «самодельный малогабаритный трактор», а нарушения КоАП, вмененные ему инспекторами ДПС, в этом случае не имеют места быть. Да, есть сомнения в том, как и на какой стадии каждый из этих протоколов можно было составлять, но если посмотреть на все это со стороны, то в доводах Романа Ивановича есть рациональное зерно. Чем все закончится, пока не ясно, но это уже другая история — мы за ней проследим.

//Автор Евгений Грачев


Читайте также:

  1.  vezun4ik

    65

    1

    Плановая экономика… вместо объяснить, сопроводить, разъяснить… наказать и оштрафовать… стране нужны грошы…

  2. Gonz Gonz

    16

    23

    Очень длинно.Надо учиться излагать ысль кратко.Будет более понятно.

  3.  Sobakevich82

    40

    2

    ГА-ёвым поставлена задача по сбору дани с населения, не важно каким способом. По плёвым статьям, по которым предусмотрено предупреждение или штраф, предупреждений не дают, проверено на собственном опыте и не раз.

  4.  prohozyi

    39

    3

    Блин, полицейское государство!
    Только бы карать, драть штрафы! Вертухайский менталитет от «лидара» до последнего 20-летнего мента-колхозника.

    В «стране для жизни» выписали бы предписание с указанием по пунктам, что надо сделать. И только после этого, при повторном попадании гаишникам, выписывали-бы протоколы.

  5.  IgorOK

    34

    2

    У человека золотые руки, его за это поощрять надо, а не гнобить протоколами. Если бы у нас все такие были, с руками растущими откуда надо, страна бы процветала
    Такая вещь в хозяйстве пригодится любому

  6.  vk.com Алексей Моисеев

    5

    0

    Мужик,сделай все доки и в город на этом аппарате(ведь все по закону) хаос и пробки обеспечены, а потом рвани на Минск, они этого добиваються своими законами и там стопорнеш весь город(еще раз ВСЕ ПО ЗАКОНУ), а еще хотят квадрики подвести под регистрацию вот красота будет в городе(они с мотоциклистами совладать не могут) ну ну будете пожинать свои плоды.

  7. vit-ayt vit-ayt

    10

    1

    поменяли гаёвым сержантские погоны на офицерские , а мозгов не добавилось от этого. знают только команды «фас» и «служить».

  8.  Олег

    10

    0

    @ IgorOK:
    Так вот, как раз людей с золотыми руками, у нас хватает. Только никто таких людей не ценит, отношение от мала до велика «начальничков» к людям, как к быдлу. А человек, чувствуя такое отношение к себе, никогда не приложит усилий к развитию такого государства, где управляют разного рода мрази!

  9.  bibigon

    0

    2

    Когда этот «самоделкин» на своём тракторе вам развалит машину на дороге и страховая ни чего не заплатит, а у мужика кроме рук ничего за душою нет, то вы будете кусать локти и кричать кто его выпустил на дорогу общего пользования, трактор самодельный пусть тягает его по дорогам на прицепе.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях




  • Архив

    Декабрь 2017
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Ноя  
     123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

  • Кейворды

    880-летие Гродно s13.ru y аварии Августовский канал автомобили акция аналитика армия аукцион афиша Без комментариев Без рубрики Беларусь БелАЭС Берестовица бизнес благотворительность благоустройство блоги БРСМ велосипед Вечерний Гродно видео власть Волковыск Вороново впечатления выборы выставки газета ГАИ граница ГрГУ Гродзенская праўда гродненские пункты общепита гродненцы Гродно дата Деловой интернет День рождения форума деньги дети дискуссия дороги Дятлово Европа животные ЖКХ закон здоровье Зельва Ивье интервью интересно знать интересно почитать интернет инфраструктура искусство история картинки карты кино Китай клубы книги конкурс концерт Кореличи криминал культура Лида Литва люди магазины милиция мнение мобильные операторы мова Мосты мотоциклы музей музыка МЧС мысли назначения налоги наука недвижимость Новогрудок новости новости города новый год Ночной Город образование Островец отдых официально Ошмяны памятники архитектуры планы погода пожар политика Польша почитаем праздник презентация пресс-релиз преступление природа проблемы производство происшествия путешествия работа радио раскопки регион рейтинг реклама реконструкция религия ремонт репортаж реставрация ржунимагу Рождество розыск Россия рынок сайты Свислочь сельское хозяйство семинар скачать Скидель Слоним слухи Сморгонь снос события соревнования социальное спорт ссылки статистика строительство субкультура США такое было Таможня театр телевизор технологии трагедия транспорт туризм увлечения Украина услуги файл фестиваль фото фотоблог фотографии старого Гродно цены цифры что-то не так Щучин экология экономика экскурсии ярмарка

    Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.