Свислочь находится на самой границе с Польшей. Городок, кажется, на время застыл в зимней спячке: тихие немноголюдные улочки, сквер и главную площадь засыпало снегом. Все какое-то неспешное и маленькое. Местечко, в котором живет почти 8 тысяч человек, известно в первую очередь тем, что в центре находится аллея памяти, где, помимо памятника погибшим солдатам, стоит фигура Ленина, бюст Сталина и памятник польскому революционеру Ромуальду Траугутту, который был открыт в 1928 году за деньги местных жителей, рассказывает TUT.BY.

Через дорогу — бюст Кастуся Калиновского работы известного белорусского скульптора Заира Азгура. В нескольких километрах от города находится железнодорожная станция. На первый взгляд, она мало чем отличается от сотен других. Маленький вокзал, единственная билетная касса. Несколько раз в день сюда прибывает дизель-поезд из Волковыска. Дальше, в сторону Польши, пассажирского сообщения нет.

Зато есть грузовое. Сюда, в приграничную Свислочь, каждый день следуют грузовые составы, как с Востока, так и с Запада. География впечатляет — вот грузы везут в Германию, а вот в Монголию, а вот за щепой и углем приехал польский состав. Работа не останавливается ни на минуту, и днем, и ночью прибывают всё новые поезда. И в снег, и в дождь. Вот сейчас станцию буквально завалило снегом. Красиво, но работы прибавилось.

— Не могу радоваться снегу, как раньше, — говорит начальник грузовой станции Ольга Савко, — пути засыпало, надо ведь все чистить.

На помощь прибыл специальный поезд, который без остановки чистит пути. Огромная, выглядящая как из фильма в стиле стимпанк машина с грохотом и шумом ездит туда-сюда, наводя порядок.

От Свислочи до соседней Польши всего 13 километров, а до первой польской станции — 22. На горизонте — леса Беловежской пущи. Морозную и такую привычную тишину для маленьких местечек нарушает пронзительный гудок локомотива. На станцию прибыл очередной грузовой состав, некоторые вагоны которого направятся куда-то в Азию, некоторые — в Монголию, а некоторые — в Россию. До этого вагоны надо перегрузить, правильно оформить, провести проверки и наконец отправить в путь. А еще некоторые составы надо «переобуть».

Так исторически сложилось, что колея путей в Европе 1435 мм — уже, чем у нас — 1520 мм. И поезда, которые необходимо отправить в сторону Польши и дальше в Европу, надо приспособить под более узкую железнодорожную колею.

На пункте перестановки вагонов немноголюдно. Смена уже отработала поезд, и сейчас временное затишье. Только вдалеке работает погрузчик, который грузит утилизированные на металлолом старые вагоны.

— Основное назначение грузовой пограничной станции — прием, сдача, погрузка, выгрузка, а также перегрузка экспортных, которых больше, и импортных грузов. Экспорт — это все лесные грузы, белорусские удобрения, а среди транзитных преобладает уголь. У нас 26 путей широкой колеи, 18 путей — узкой, — рассказывает Ольга, пока мы идем вдоль тележек снятых с поездов колес. Все они промаркированы и подписаны — перепутать невозможно. Вагоны поднимаются при помощи специальных домкратов, тележки отделяются, а на их место ставятся более широкие.

После всех необходимых процедур с документами и проверок его технического состояния поезд может следовать дальше. Так происходит изо дня в день много лет подряд.

Станция Свислочь долгое время имела важное военное значение. В 1969 году для движения грузовых поездов был открыт погранпереход «Свислочь» — «Семянувка». А в 1984 году около деревни Шадилки, это недалеко отсюда, началась огромная стройка. Тогда на станцию непрерывно шли грузовые составы с различными строительными материалами. Возводили тогда «Командный пункт ОВС стран — участниц Варшавского договора» — десятиэтажный подземный бункер посередине леса. Но не достроили — рухнул Советский Союз. Станция утратила свое военное значение, да и объемы перегрузки тогда значительно сократились, как и количество работающих на грузовой станции. Но трудные времена прошли. Сейчас работа на грузовой станции не прекращается ни днем, ни ночью. За последние 4 года грузопоток здесь вырос в 4 раза.

Из экзотичного, вспоминает начальник грузовой станции, были вагоны с польским лимонадом в начале 90-х и апельсины.

— Знаете, работа у нас считается очень престижной. Очень многие хотели бы работать именно у нас, — говорит Ольга. У начальника грузовой станции в блокноте — специальный список желающих устроиться сюда. Для маленькой Свислочи железнодорожная станция очень важна. В округе нет крупных производств и заводов. А еще железная дорога манит своей романтикой: запах мазута, характерный стук колес и мечты о далеких странах. Но те, кто здесь работают, знают, что в первую очередь это тяжелый каждодневный труд и огромная ответственность. А еще очень важна дисциплина, и сотрудники об этом помнят каждый день.

Приграничная грузовая станция в Свислочи уникальна еще тем, что все стрелки здесь все еще переводят вручную. В Беларуси сохранились еще несколько станций, где есть механические стрелки, но там они в единичных экземплярах в отличие от Свислочи.

Поэтому помимо путейцев, машинистов, вагонников, работников погрузучастка на станции работают и стрелочники. На Свислочи их — 16. Многие из них — из железнодорожных династий.

— У нас не увольняются просто так. И очень часто на смену родителям приходят дети. Есть семейные пары, которые вместе трудятся у нас, — смеется Ольга и ведет нас знакомиться с теми самыми стрелочниками. А вернее, стрелочницами. Из 67 работающих на грузовой станции движенцев 40 женщин. А вообще, весь коллектив, состоящий из разных железнодорожных подразделений, составляет 158 человек.

Есть здесь и стрелочники мужчины, но как-то традиционно для Свислочи сложилось, что эта профессия считалась женской.
Обочина дороги утопает в снегу, но все пути и механизмы аккуратно почищены. Около шпал медленно передвигается рабочий, осматривая буквально каждый болт и стык на рельсах. А мы идем к маленькому домику, который расположен около самых путей. Такие домики как будто из детских воспоминаний о путешествиях с родителями. И, конечно, загадочные женщины за окном поезда, которые зачем-то машут желтыми или красными флажками не то машинистам, не то нам, пассажирам. Постепенно стрелочных постов в Беларуси становилось все меньше. А вот в Свислочи домик стрелочника все еще необходим.

Наталья работает стрелочницей уже несколько лет. До этого трудилась в местной больнице. Говорит, работа на железной дороге нравится — морально легче, а физически и в больнице было тяжело. Работа — ответственная. В обязанности дежурного стрелочного поста, а так официально именуются стрелочники, входит перевод стрелок, а также поддержание исправного состояния стрелки и переводного механизма, установка тормозных башмаков и внешнее наблюдение за прибытием состава. Смена — 12 часов. Балансир или переводной механизм весит около 10 килограммов, а тормозные башмаки — каждый по 7 килограммов. Наталья говорит, что с непривычки, конечно, было тяжело, а потом освоилась.

Наталья дает нам свой желтый флажок и объясняет: широкий круговой жест даст понять машинисту, что надо остановить состав. Им можно воспользоваться, когда что-то произошло на путях. Пока рядом никаких поездов нет, машу желтым флажком. Наталья только улыбается, но уже через секунду сосредоточенно слушает рацию — к станции приближается очередной состав.

 — Конечно, есть и путейцы, и электрики — здесь совсем другой гендерный состав. Но что касается именно движенцев, то в моем подчинении больше женщин, — говорит Ольга Савко.

Грузы на станцию прибывают и днем, и ночью. За перемещением составов следят дежурные по станции. Здесь настоящий командный пункт. На специальном табло, которому, кстати, почти 40 лет, видны все пути. Дежурный понимает, где путь занят, а где свободен. Он постоянно в контакте с другими работниками станции и с машинистами прибывающих составов и маневровых локомотивов. Все четко и слаженно. На какой именно путь заезжать, где точно остановиться — это все к дежурному по станции.

Постепенно и сюда приходит прогресс, и скоро старое табло заменят на современные компьютерные мониторы. В этом году разработан проект модернизации. И через какое-то время на приграничную грузовую станцию придут новые технологи, а профессия стрелочников останется в истории.


Читайте также:

  1.  alex7777

    10

    12

    «стоит фигура Ленина, бюст Сталина и памятник польскому революционеру Ромуальду Траугутту» — старая белоруская традиция — Карты, деньги, в два ствола:)))

  2. Александр Пушкин Alexandr Pushkin

    29

    18

    …Есть так-же специальный цех, где в бревна и вагоны запаковываются тоннами сигареты…

  3. portos69 portos69

    6

    15

    Па пяццот хоць палучаюць гэтыя стрэлачники?

  4. Александр Пушкин Alexandr Pushkin

    9

    15

    portos69 :

    1

    0
    Па пяццот хоць палучаюць гэтыя стрэлачники?

    Палучаюць. С ними натурой рассчитываются — рэльсами, шпалами.

  5.  4004

    10

    3

    транзитное государство в центре европы, работа кипит

  6.  Гарадзенец

    17

    3

    Сколькі-ж у вас тут гаў..а!!! Набярыце яго поўны рот і плюньце у бок мястэчка СВІСЛАЧ !!! Глядзіш вам тут лепш стане — мясцовым тролям!!!

  7.  Centura

    18

    0

    оччень интересная и познавательная статья. спасибо. Было приятно узнать новое.
    …предыдущие свистуны могли хоть раз высказать и что-нибудь доброе…

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях



  • Архив

    Май 2017
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Апр  
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

  • Кейворды

    880-летие Гродно s13.ru y аварии Августовский канал автомобили акция аналитика армия афиша Без комментариев Без рубрики Беларусь бизнес благотворительность благоустройство блоги БРСМ велосипед Вечерний Гродно видео власть Волковыск впечатления выборы выставки газета ГАИ граница ГрГУ Гродзенская праўда гродненские пункты общепита гродненцы Гродно дата Деловой интернет День рождения форума деньги дети дискуссия дороги животные ЖКХ закон здоровье интервью интересно знать интересно почитать интернет инфраструктура искусство история картинки карты кино Китай клубы книги конкурс концерт криминал культура Лида Литва люди магазины милиция мнение мобильные операторы мова музей музыка МЧС мысли назначения наука недвижимость Новогрудок новости новости города новый год Ночной Город образование Островец отдых официально памятники архитектуры планы погода пожар политика Польша почитаем праздник презентация пресс-релиз преступление природа проблемы производство происшествия путешествия работа радио раскопки регион рейтинг реклама реконструкция религия ремонт репортаж реставрация ржунимагу Рождество розыск Россия рынок сайты сельское хозяйство семинар скачать Скидель Слоним слухи Сморгонь снос события соревнования социальное спорт ссылки статистика строительство субкультура США такое было Таможня театр телевизор технологии трагедия транспорт туризм увлечения Украина услуги файл фестиваль фото фотоблог фотографии старого Гродно цены цифры что-то не так Щучин экология экономика экскурсии ярмарка

    Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.