15 декабря 1862 года начала действовать станция «Гродно» Санкт-Петербургско–Варшавской железной дороги – первой на территории Беларуси. Как функционирует станция через 154 года, репортаж Белсата.
Первый паровой двигатель изобрели еще во времена древней Греции, но идея не нашла поддержки у греческих элит: считалось, что использование механических устройств подрывало рынок рабского труда – идею забыли на века. К идее парового двигателя вернулись в начале XIX века: первый рабочий паровой двигатель был создан в начале промышленного переворота в Англии. Его поставили на специальную «машину», которая ехала очень медленно и очень громко, громыхая по тогдашней мостовой. Чтобы сделать ее тише, паровую машину поставили на деревянные рельсы, которые в 1804 году заменили на металлические, так как дерево не выдерживало тяжелую технику. Так появился прототип современного поезда.
В Беларуси железная дорога появилась после циркуляра о «Построении С.-Петербургско-Варшавской железной дороги», подписанного императором Николаем I-м 1 марта 1852 года. Первый поезд прошел по ней фактически через 10 лет.
15 декабря 1862 года открыли станцию в Гродно – отправной пункт маршрута «Гродно-Поречье». Сначала железную дорогу использовали только для перевозки тяжелых грузов, но вскоре по ней двинулись и пассажирские поезда. Здание вокзала построили только в 1867 году.
Билеты на поезд были недешевыми: от Гродно до Вильнюса – 5 рублей. За такие деньги можно было купить корову.
Во время восстания 1863-го года несколько бунтовщиков во главе с начальником станции Кульчицким пытались захватить поезд и выехать на нем в Поречье, чтобы присоединиться к соратникам. Однако практически сразу поднятая тревога помешала большинству повстанцев. Добраться до пункта назначения смогли десять повстанцев.
В 2012 году железной дороге исполнилось 150 лет, и по этому поводу планировали создать комплекс культурно-развлекательных объектов.
В 2012-м министр спорта и туризма заявлял, что таким образом в Гродно можно будет привлечь туристов. Власти планировали даже запустить ретро-поезд, который бы ездил из Гродно в Поречье – на последней станции пассажиры могли бы посетить интерактивный музей. На всем пути следования ретро-поезда обещали оборудовать специальные остановки. А прилегающие к железнодорожному вокзалу здания должны были стилезированны под времена конца XIX – начала XX веков.
Согласно проекту, на вокзале в Поречье должны были появиться гостиничные номера, а в старом пакгаузе (складе для хранения грузов) хотели открыть карчму. Все это должно было появиться до конца 2014 года, но удалось только с поездом. Ненадолго.
Проект ретро-поезда закрыли практически сразу после запуска – оказался невыгоден.
«За эти годы поезд пускали один раз! В Красносельск на какой-то праздик «Красносельскстройматериалов», – говорит работник гродненского железнодорожного вокзала, который просит не называть его имя.
«По расчетам экономистов в ноябре 2012-го, чтобы поездка поезда была рентабельной, билет на одного человека должен стоить 15 евро. Чтобы проехать от Гродно до Поречье и обратно, поезду нужно около 10 тонн угля», – говорит железнодорожник.
Поезд сейчас стоит в ангаре в Волковыске.
Читайте также:
- Пример ремонта в гродненской однушке за 11 500 BYN
TUT.BY продолжает конкурс «Моя квартира — мой дизайн». В нем соревнуются участники, которые могут поделиться общей концепцией стиля своей квартиры. На этот раз портал публикует историю, пришедшую в редакцию из Гродно. Читайте на сайте, как ...
комментариев 17 - В Гродно мужчина поцарапал машину друга, объяснив милиционерам поступок «пятницей тринадцатого»
Двое мужчин приехали в минувшую пятницу в Гродно, отправившись за покупками в один из торговых центров города. Через некоторое время 47-летний мужчина решил вернуться к машине, в то время как ...
комментариев 6 - В ГАИ Гродно отказались ставить на учет автомобиль с небольшим тюнингом
Гродненец Павел приобрел Honda Accord в Гомельской области и приехал ставить ее на учет в Гродно. Во время первого осмотра на площадке ГАИ инспектор потребовал снять спойлер. Как пишет АвтоГродно, ...
комментариев 14 - ГАИ Гродненской области планирует проводить мероприятие «Фильтр» регулярно
В Гродненской области продолжат проводить мероприятие "Фильтр". "Практика "Фильтров" себя оправдывает и будет продолжена. Сотрудники ГАИ не делают тайны из проведения этих мероприятий. Такие проверки анонсируются в СМИ. Для нас ...
комментариев 18 - Поляки о медицине в Гродно: дешево, качественно и не надо ждать
Все обследования и процедуры доступны сразу и без очередей, цены низкие, а врачи — культурные и заботливые. Это не фантастика, а белорусская медицина для иностранцев. Поляки, которые в рамках безвизового режима лечились в Гродно, очень хвалят наши больницы. Поляки, ...
комментариев 25 - Лидский мясокомбинат могут признать банкротом
Экономический суд Гродненской области открыл конкурсное производство по делу об экономической несостоятельности в отношении ОАО "Лидский мясокомбинат". Первое общее собрания кредиторов назначено на 18 июля. Назначенный судом временный управляющий, проанализировав ...
комментария 3 - Депутаты в первом чтении одобрили изменения в Закон о СМИ
Белорусские депутаты в первом чтении приняли поправки в Закон о СМИ, согласно которым комментаторов на интернет-форумах должны идентифицировать, а сотрудники интернет-изданий, не прошедших регистрацию, не будут считаться журналистами. Представлял изменения ...
комментариев 37 - В Польше избили белорусов за разговор на русском языке
Трое поляков предстанут перед судом за нападение на белорусов в Голдапе, который находится прямо на границе с Калининградской областью, сообщает Wiadomosci. Окружная прокуратура в Сувалках уже вынесла обвинение подозреваемым. Им ...
комментария 42 - Реконструкцией Старого замка в Гродно заинтересовались в польском сейме — и очень серьезно
Посол польского сейма, заместитель председателя Комиссии по иностранным делам сейма Республики Польша Роберт Тышкевич направил письмо министру культуры и национального наследия страны Петру Глинскому. Посол обеспокоен судьбой Старого замка в Гродно и теми работами, ...
комментария 22 - Тайны заколоченных окон и разбитых подвалов: что скрывают гродненские «заброшки»
Недостроенный хлебозавод, покинутый военный городок, старый кожзавод, сюрреалистические объекты мукомольного комбината, тоннели, бункеры, бомбоубежища — некоторых объектов уже нет, но они остались на кадрах в хронике виртуальной группы ВК «Заброшенные ...
комментария 2 - Чтобы часами не стоять на границе: Госпогранкомитет запускает новый сервис
С 19 апреля Государственный пограничный комитет запустит новый сервис, который позволит лицам, выезжающим из Беларуси, спланировать поездку за границу, минимизировав потерю своего времени в очереди перед въездом в пункт пропуска. Новый раздел представлен в виде графиков, которые ...
комментария 4



Популярное за неделю
Афиша Гродно
Отдых в Гродно
Отзывы о заведениях


Архив
Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.
16.12.2016, 14:01
А сейчас по*рались с литовцами и разобрали дорогу в Вильнюс
16.12.2016, 14:20
Билет на поезд стоил, как корова.
Каких только сказок не порассказывают, чтобы оправдать подорожание билетов.
16.12.2016, 14:28
Что бы всё было рентабельно,надо таких экономистов использовать вместо угля.
16.12.2016, 15:03
Да как бы и сейчас не сильно дешевле коровы )))
16.12.2016, 15:23
Дорогу вспоминают, только вокзал снесли, даже на музей не оставили, а саму станцию сделали почти тупиковой, хорошо хоть поляки к нам какие-то поезда еще пускают, иначе был бы полный тупик.
16.12.2016, 16:01
Неужели выгодно гонять пустые ДР-1 до самой Узбережи? А ретро-поезд на дизтопливо совсем нереально переделать?
16.12.2016, 16:19
gen :
Кто вам такое сказал? Если ничего не изменилось, то разобрано всего 200 метров полотна на самой границе.
16.12.2016, 16:23
да помню ещё время когда ходил поезд Ленинград-Варшава_ Берлин _ Париж. Потом Сделали Ленинград -Варшава -Берлин Сам часто ездил на этом поезде и за границу и в Вильнюс и Питер через Литву в Питер было очень удобно и быстро. Да и дизеля ходили на Литву тоже очень было удобно ,а сейчас после 154 лет дороге её нет. Уверен те люди которые прокладывали 154 года назад эту дорогу не думали ,что их потомки будут такими дураками и похерят такую магистраль. Вот он действительно закрылся железный занавес. Во время СССР едя в Берлин даже транзитной Польской визы не надо .
16.12.2016, 16:26
grodenski :
Пригородные перевозки нерентабельны и издержки на них покрывают из прибыли транзитных грузовых перевозок.
Ну только если заменить паровоз на старый маневровый….типа ТЭМ1. Там же дизель стоит. Эти тепловозы тоже старики, им по 55-60 лет.
16.12.2016, 16:28
grasshopper :
Музей есть на ст. Поречье. Только туда не попасть.
16.12.2016, 16:54
@ gen:
во-первых, разобрали литовцы и очень об этом жалеют
16.12.2016, 16:55
@ Рами Фридлянд:
смотря в какую сторону
16.12.2016, 16:56
Рами Фридлянд :
почему???
16.12.2016, 17:04
Mr. Ask :
Не пускают.
16.12.2016, 17:04
Mr. Ask :
И в какую?
16.12.2016, 17:30
>>> здания должны были стилезированны
может, еще стерилизованНы? мало того, что глагол пропущен, НН там, где не надо, — так еще и слово полностью неправильно написано. Гуглили бы хоть уже.
16.12.2016, 17:33
Какие 10 тонн угля от Гродно до Поречье… За это время эти 10 тонн даже не закинуть в топку! Не говоря о том, чтоб они там сгорели!
16.12.2016, 19:28
@ Mr. Ask:
Mr. Ask :
Если бы жалели и эта дорога им была бы нужна, то давно бы положили бы РШР. Насыпь то осталась.
16.12.2016, 21:41
grodenski :
Так она по большому счету не нужна.