Виктор Саяпин продолжает публикацию своих воспоминаний о Гродно 70-ых годов прошлого века.

Появление первого моста в Гродно относится еще к XV веку. Грамотой от 27 июля 1486 года Великий князь литовский Казимир дает право сбора таможенной пошлины за право проезда по мосту городенским мытникам во главе с Яцковичем., т.е. мост в Гродно существовал уже в восьмидесятые годы XV века.

На гравюре Гродно, сделанной М. Цюндтом в 1568 году по рисункам Г. Адельгаузера 1567 года можно увидеть в конце моста, по которому проезжают всадники, башню. Она располагалась приблизительно на том месте, где находится здание бывшего речного вокзала, ныне известное горожанам как корчма «У причала». В этой самой башне и находилась «городенская комора мытная».

Мост через Неман в Гродно за свою более чем пятивековую историю неоднократно менял местоположение, мигрируя от того места, где стоит корчма, до территории центрального пляжа на Немане и обратно. В начале XX в. городские власти приняли окончательное решение о строительстве в Гродно постоянного гужевого моста, в котором было заинтересовано военное ведомство. Ажурные металлические фермы для опоры моста были изготовлены варшавской фирмой «Рудзкий и К», литое ограждение – на фабриках Гальского в Гродно и Вечёрки из Белостока. Тротуары устроили деревянные, а проезжую часть вымостили традиционным для Гродно материалом – булыжником. Освещался мост газовыми фонарями. Строительство моста было закончено в 1908 г. Во время I мировой войны мост был взорван.

До II мировой войны восстанавливался он дважды: в 1922 году, а окончательно – в 1935. Булыжное покрытие на нем заменили базальтовой брусчаткой, а освещение стало электрическим. Руководил восстановительными работами инженер Бронислав Пероцкий. Мосту дали имя Понятовского. При освобождении города от фашистов в 1944 году его в очередной раз взорвали.

Вновь мост был восстановлен после второй мировой войны в октябре 1949 года. Тогда же остатки сохранившейся базальтовой брусчатки уложили на улице Мостовой приблизительно от того места, где начинается лестница, ведущая к театру, и до самого моста. В середине 80-х годов, когда проводилась реконструкция площади Ленина, эту брусчатку вместе с бетонными плитами уложили на площади. В ходе последней реконструкции площади историческая брусчатка сохранилась.

Спустя почти 60 лет, вновь возникла необходимость реконструкции Старого моста в связи с низкой пропускной способностью. За реконструкцию взялись институт «Гродногражданпроект» и брестский «Мостоотряд-58». В течение неполных девяти месяцев он был расширен до четырех полос движения автомобильного транспорта и внешне ему был придан вид моста начала XX столетия. Открытие движения через «новый Старый мост» состоялось 9 октября 2008 г.

2010-07-26_101656

2010-07-26_101720

До начала 70-х годов он оставался единственным автодорожным мостом в городе, что создавало определенные трудности для движения транспорта, в связи с набиравшими темпы промышленным и жилищным строительством в городе, ростом новых микрорайонов.

Во второй половине 60-х годов правительством было принято решение о строительстве нового моста через реку Неман в районе улицы Поповича, которая к тому времени начала формироваться. Строительство моста было поручено Брестскому мостопоезду № 811 (прежнее название «Мостоотряда-58»). В те годы сооружение таких непростых в техническом и финансовом плане объектов велось не так быстро, как сейчас (например – строительство транспортной развязки на ул. Буденного, реконструкция Старого моста). Работы велись неспешно, в одну смену, у рабочих были выходные, как у всех трудящихся и праздничные дни.

2010-07-26_101750

2010-07-26_101804

Время шло, строительство продолжалось и, если мне не изменяет память, в начале осени 1970 года строители положили первые четыре мостовые фермы на центральном пролете и оба берега соединились. Мне с товарищем удалось в числе первых гродненцев пройти по еще не завершенному мосту и запечатлеть это на фото (тогда это все было элементарно просто). Ввели мост в эксплуатацию в 1971 году, обустроив берега, соорудив спуски для пешеходов к реке по обе стороны моста.

Мост долго не получал официального названия и чтобы различать мосты горожане стали называть вновь построенный мост Новым, а за прежним мостом сохранилось название Старый. Вот с тех самых пор эти названия и укоренились в сознании гродненцев.

Но, к сожалению, дальнейшее благоустройство и строительство в районе моста не велось. За прошедшие десятилетия построена тяговая подстанция для троллейбусной линии и недавно автомобильная заправка на левом берегу. Проводится также благоустройство территории, прилегающей к ул. Краснопартизанской. До недавнего времени нетронутыми сохранились даже временные бараки в районе ул. Поповича, в которых жили строители моста. В последнее время развернулись строительные работы на месте бараков, где возводится группа 19-этажных домов. А правобережная часть прилегающей к мосту территории так и остается до сих пор в неизменном состоянии.

Но, как известно, имеется замысел провести полную реконструкцию набережной реки Неман вплоть до самого Нового моста с благоустройством всей территории.

Завершая тему мостов через Неман, можно добавить, что в 80-е годы тем же брестским «Мостоотрядом-58» в Румлево велось строительство еще одного автодорожного моста. В 1986 году было открыто движение по третьему автодорожному мосту через Неман, который гродненцы назвали «Румлевский».

Продолжение публикации про небольшие мостики в центре Гродно.

//Виктор Саяпин


Читайте также:

  1.  gen

    0

    0

    Респекат автору, интересно почитать

  2.  Dimka Kolka i Vitek

    0

    0

    Спасибо.

  3.  Бывалый

    0

    0

    Спасибо. Понравилось.
    И сравнительные фотографии — супер.

  4.  Sharks

    0

    0

    Спасибо вам Виктор.

  5. AlexX6T AlexX6T

    0

    0

    Спасибо. Одно замечание ,если не прав поправьте , на мостах не фермы , а балки.

  6.  ObiVan

    0

    0

    Познавательно.
    Побольше бы такой инфы на блоге…

  7.  coxa

    0

    0

    Читал аж сердце ныло! Спасибо огромное. Обожаю этот город!

  8.  BelajaVorona

    0

    0

    очень интересно. Спасибо.

  9.  koren

    0

    0

    Прикольно так получилось, да и фотки неплохие вот только побольше бы,ведь интересно…

  10.  bystander

    0

    0

    пракляты крывавы ражЫм — ниякай свабоды

  11.  Maricco

    0

    0

    Отличная статья, спасибо.
    Мост на Поповича уже давно в отвратительном состоянии, целого асфальта там почти не осталось, никому, похоже, дела до этого моста нет. Интересно, когда там что-нибудь изменится?

  12.  resp

    0

    0

    статья супер!

  13. nor13me nor13me

    0

    0

    Очень интересно. спасибо за статью!

  14. Господин Бользен DXer

    0

    0

    Maricco :

    Отличная статья, спасибо.

    Мост на Поповича уже давно в отвратительном состоянии, целого асфальта там почти не осталось, никому, похоже, дела до этого моста нет. Интересно, когда там что-нибудь изменится?

    Капремонт покрытия перенесли с этого года на 2011-ый.

  15.  avtodor

    0

    0

    На сколько я знаю недавно проводили тендер на проектные работы по мосту на ул.Поповича. Там проблемы не только с покрытием, скорее всего требуется замена гидроизоляции, устройство новых компенсаторов — это стыки, которые вечно проклинают водилы. Пока сделают проект, пока построят — много воды в Немане утечет.

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Октябрь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Сен  
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.