Один из первых воздушных таранов в годы Великой Отечественной войны осуществил летчик Андрей Данилов. Произошло это 22 июня 1941 года в небе над Гродно.

Данилов в ту пору был старшим политруком 1-й эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка, который вначале размещался на аэродроме под Скиделем, но в связи с его реконструкцией  полк 18 июня перевели на полевой аэродром  «Лесище».

В первый день войны командир авиаполка  подполковник Гордиенко ночью получил от оперативного дежурного сообщение о бомбардировке немецкими самолетами Гродно. За неделю до этого в части изучили заявление ТАСС от 14 июня, и  Гордиенко предположил, что от немецкой стороны можно ожидать провокации.

Гордиенко примерно в 3 часа 30 минут приказал дежурному звену в составе лейтенанта Комарова, младших лейтенантов Данилова и Трещева отправиться в разведывательный полет. Но даже после возвращения летчиков, которые подтвердили, что к границе подтягиваются войска, командование полка не имело твердой уверенности, что началась война. Первый воздушный бой в пятом часу утра возле Гродно провела пятерка истребителей, возглавляемая Даниловым.

Три фашистских бомбардировщика Ю-88 летели к железнодорожному вокзалу. С третьей атаки Данилов уничтожил «юнкерс», еще два вражеских самолета были сбиты нашими летчиками. Через несколько часов эскадрилья Данилова опять патрулировала небо над Гродно, а вскоре состоялся еще один воздушный бой, в котором Данилов сбил еще один вражеский самолет, уже второй за это первое военное утро.

Примерно в 10 часов, возвращаясь на аэродром «Лесище», летчики эскадрильи Данилова  увидели, что около 40 фашистских бомбардировщиков летят к аэродрому «Черлена», на котором размещались советские бомбардировщики. С востока в боевом строю навстречу врагу приближались две эскадрильи 127-го авиационного полка.  В воздушном пространстве примерно от Лунно до Гродно завязался воздушный бой, в котором участвовали с двух сторон около 70 самолетов. Бой продолжался более получаса. У фашистов было не только количественное, но и качественное превосходство. Советские И-153 уступали в маневренности и в технических параметрах немецким самолетам.

Данилов, передав командование группой заместителю, вместе с ведомым самолетом отправился на помощь к товарищам, которые сражались в небе над Черленой. Ведомый, получив повреждение в предыдущем бою, отстал и не смог прикрыть товарища.  И Данилов в одиночку принял бой с девятью вражескими самолетами. Ему удалось сбить два бомбардировщика, но в это время появились вражеские истребители. Фашистский снаряд попал в крыло его самолета, осколком был ранен Данилов. Часы, лежавшие в нагрудном кармане, спасли ему жизнь, защитив от пули. Летчик видел самоуверенное лицо немецкого пилота. У Данилова закончились боеприпасы, он направил самолет на противника, протаранив винтом крыло «мессершмитта».  Вражеский истребитель начал падать. И-153 тоже потерял управление, но истекающий кровью Данилов вывел самолет в горизонтальный полет и с убранным шасси сумел посадить его на ржаном поле. От удара о землю Данилов потерял сознание. Жители д. Черлена Степанида Гурбик и Иван Лапо подобрали израненного, с обожженным лицом летчика. Несколько дней они ухаживали за Даниловым, сумев переправить его в отступавшую часть Красной Армии. Данилов попал в медсанбат.

Случилось невероятное: там он встретился с пленным фашистским летчиком, которого сбил в воздушном бою. Немецкий майор успел выпрыгнуть с парашютом из падающего самолета. Фашистский ас имел два железных креста за бои в Бельгии и Греции. На Восточном фронте это был его первый вылет, который оказался для него роковым. Свидетели вспоминают, что немецкий летчик попросил перевести Данилову, что он герой, но сказал, что на таких самолетах воевать против «мессершмиттов» – самоубийство. Данилов на это ответил: «И все же ваш хваленый «мессершмитт» в болоте».

А товарищи считали Данилова погибшим. Ночью после боя они разыскали упавший самолет своего политрука, обнаружили, что в самолете шесть пробоин в крыле, половина хвоста отбита, сиденье залито кровью. 9 июля 1941 года «Красная звезда» писала: «С девятью самолетами противника вступил в бой заместитель командира эскадрильи по политической части старший политрук Андрей Данилов. Через несколько мгновений два из них были сбиты. Расстреляв все патроны, бесстрашный летчик направил свою машину на вражеский самолет. Андрей Данилов погиб смертью храбрых». Его наградили посмертно орденом Ленина, а отцу отправили похоронку…

После госпиталя Андрей Данилов опять воевал, участвовал в воздушных боях на Ленинградском фронте, Курской дуге, освобождал Белоруссию, долетел до Берлина и закончил войну на Дальнем Востоке. Сам летчик вспоминал: «После выздоровления я сделал еще 96 боевых вылетов, сбил 8 вражеских самолетов, был несколько раз ранен».

//Газета «Перспектива«


Читайте также:

  1. HobbiT HobbiT

    0

    0

    Светлая память героям!

  2.  y-a-r

    0

    0

    Есть чем гордиться! С уважением отношусь к советским летчикам ВОВ!
    Маленькая поравка насчет: «Советские И-153 уступали в маневренности и в технических параметрах немецким самолетам.»
    Маневренность И-153 — как раз было единственное его преимущество перед Me-109(мессершмитт). В остальном (вооружение, скорость, броня, набор высоты, пикирование, высота, …), к сожалению он значительно уступал.
    Почти цитата одного из немецких асов: «Зашел в хвост И-153, начал сближение, но через мгновение оказалось, что он развернулся и уже летит на встречу!»

  3.  ЦЭДВААШПЯТЬОАШ

    0

    0

    Почти цитата одного из немецких асов: “Зашел в хвост И-153, начал сближение, но через мгновение оказалось, что он развернулся и уже летит на встречу!”
    ____________

    А цитат асов из И-153 у тебя случайно нет?

  4.  y-a-r

    0

    0

    ЦЭДВААШПЯТЬОАШ :

    А цитат асов из И-153 у тебя случайно нет?

    Арсений Ворожейкин, из мемуара «Над курской дугой»: «Кажется, все на стороне противника: и скорость, и высота, и инициатива. На И-16 ни догнать немцев, ни уйти от них. Единственное наше преимущество – вираж. Но при малой скорости он хорош только для самозащиты.»
    И-16 очень схож по конструкции с И-153 (хотя и был монопланом). Также имел исключительную маневренность, такой же двигатель, но чуть более лучшие характеристики в целом.

  5.  ЦЭДВААШПЯТЬОАШ

    0

    0

    ну ясно, советские асы во всём превосходили немецких : ))))

  6.  y-a-r

    0

    0

    ЦЭДВААШПЯТЬОАШ :

    ну ясно, советские асы во всём превосходили немецких : ))))

    как раз нет: устаревшие самолеты, много неопытного пилотов в группах, отсутствие современных навыков и тактики воздушного боя, отсутствие радио на многих моделях самолетов начала войны и т.д. привело к значительным потерям. Немецкие самолеты во многих характеристиках были лучше вплоть до конца войны.
    Ну а отличные асы, как известно, были и там и там.
    Просто лично для меня в свое время было приятно отметить, что даже с самого начала ВОВ, не смотря на всю картину на фронте на советской стороне работали асы и многие весьма эффективно.

  7.  ЦЭДВААШПЯТЬОАШ

    0

    0

    Следует признать, что в большинстве своём эффективнее в начале войны работали именно фашистские асы.

  8.  Ystas

    0

    0

    Вот в честь кого и чьим именем надо называть улицы города.

  9.  ЦЭДВААШПЯТЬОАШ

    0

    0

    Ystas :

    Вот в честь кого и чьим именем надо называть улицы города.

    Родился 19 июня 1924 в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. С детства увлекался рисованием. Окончил 8 классов школы в д. Кубличи, затем учился на скульптурном отделении Витебского художественного училища (1939—1940) и в школе ФЗО (до мая 1941). В июне 1941 экстерном сдал экзамены за 10 класс.

    Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион[2]. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Зимой 1941—1942 жил на ст. Салтыковка и в городе Аткарске Саратовской области, учился в железнодорожной школе.

    Призван в армию летом 1942, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в боях за Кривой Рог, Александрию, Знаменку. Во время Кировоградской операции ранен в ногу и живот (по ошибке был записан как погибший); события после ранения послужили основой повести «Мёртвым не больно». В начале 1944 три месяца находился в госпитале. Затем участвовал в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии. С действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии.

  10.  Almer

    0

    0

    Полнейший бред!!!
    первый бой был в 4.40 утра и командовал там Дерюгин и Дружков, перехвтывали До-17 над Гродно.
    Уж что-что а И-153 в маневренности превосходил любой немецкий самолет, а тут написано что немцы их превосходили..

    «Данилов, передав командование группой заместителю, вместе с ведомым самолетом отправился на помощь к товарищам, которые сражались в небе над Черленой. Ведомый, получив повреждение в предыдущем бою, отстал и не смог прикрыть товарища. » скажите мне как можно передать командование товарищу на самолете не оборудованном радиостанцией??!!
    Данилов попытался таранить самолет, но был сбит вторым Ме-110 который шел сзади, немец НЕ ПОСТРАДАЛ и ушел на форсаже. Об это Данилов САМ ЛИЧНО написал в воспоминаниях которые храняться в Гродненском арх.музее.
    Про встречу с немцем тоже полный бред. Никаких потерь они там не понесли при атаке Черлен. Немец которого ему приписывают был сбит на 4 часа раньше совсем другим летчиком из другого полка им был майор Вольфган Шеллман из 27 истр. эскадры.

    Обо всем это подробно описано в книгах «Крылья над Гродно » и «Крылья над Лидой» информация была на сайте S13. http://s13.ru/archives/8665 http://s13.ru/archives/6920

  11.  y-a-r

    0

    0

    @ Almer:
    Давно искал книги “Крылья над Гродно ” и “Крылья над Лидой”. Куплю если есть!

Оставить комментарий


Вы должны залогиниться чтобы оставить комментарий.


Поиск


Популярное за неделю



Афиша Гродно

Отдых в Гродно




Отзывы о заведениях






Все новости Беларуси

  • Архив

    Октябрь 2018
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    « Сен  
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 

  • Вчера: идет загрузка... посещения, идет загрузка... просмотров страниц. По независимым данным Яндекс.Метрики, без учета гостевого доступа провайдеров.